Начало эпохе детального контроля за микроклиматом салона серийных автомобилей было положено ровно четверть века назад выходом представительского Mercedes-Benz W140 S-klasse — настоящей технической иконы своего времени. Установленный в автомобиле фильтр, как и большинство современных, задерживал до 98% твердых частиц величиной более 5 мкм — пыль и близкие к ней по размерам частички сажи, резины шин, пыльцы растений — в целом составляющие до 60% всей «городской пыли».
Первые салонные фильтры были практически идентичны однослойным воздушным фильтрам двигателей, однако неумолимый рост автопарка в больших городах вскоре поставил перед производителями новую задачу. Обратила на себя внимание токсичность выхлопных газов, концентрация которых существенно повышается в дорожных заторах. Материалу фильтров пришлось эволюционировать до двухслойного, где первый слой по прежнему противостоит твердым частицам, а второй служит носителем адсорбента - пропитки из мельчайших гранул активированного угля, пористая структура которого успешно поглощает молекулы оксидов азота, бензола, серы и формальдегида.
Важно отметить, что на качество очистки углем влияют и эксплуатационные факторы — скорость воздушного потока (меньше скорость — лучше фильтрация) и температура (эффективность очистки холодного воздуха ниже, чем теплого).
А доступной вершиной прогресса салонных фильтров автомобилей на сегодняшний день являются уже трехслойные фильтры, снабженные дополнительным антибактериальным слоем, препятствующим развитию на поверхности фильтра болезнетворных микроорганизмов.
При всей простоте представленной иерархии и очевидных преимуществах новых технологий, даже споры «угольный или обычный?» среди автовладельцев не утихают до сих пор — ценник-то кусается!
Или нет?.. Вооружившись популярным в наше время вектором «импортозамещения», попробуем обратиться к отечественным производителям... а вдруг?! Да, да, они существуют в природе и, по-моему опыту, вполне конкурентоспособны... раза этак в 2-3 от стоимости оригинального фильтра для иномарки...
А выбор производителей фильтров в России, как оказалось, отнюдь не скудный.
TSN
Ставропольский край, с. Михайловское, завод «Цитрон»
Конкурировать с TSN по стоимости возьмется не всякий китайский производитель — предложение этого завода одно из самых доступных на рынке. Геометрия побывавших в моих руках фильтров — четкая, соответствующая оригинальной. Складки отформованы в острый угол (тонкие). Цвет угольного фильтра — темно-серый с обеих сторон. Фильтровальная бумага заявлена производства Ahlstrom (Финляндия), клеевые материалы — от немецкого Kleiberit. Маркировке на фильтре не достает разве что указания страны производства. Поставляется в герметичном полупрозрачном пакете из плотного полимера.
BIG FILTER
г. Санкт Петербург, ООО «БИГ Фильтр»
Движемся вверх по средней стоимости и здесь эстафету принимает мощный производитель из северной столицы, появившийся еще в 1988 году — BIG FILTER. Геометрия фильтров соответствует оригинальной запчасти, а вот высота фильтрующего элемента здесь несколько занижена относительно бортиков. Уменьшение площади фильтрации может снижать продолжительность эффективной работы фильтра при эксплуатации. Складки угольного фильтра — средне-серого цвета, светлее TSN. На боковине фильтра присутствует вся необходимая маркировка. Поставляется в картонной упаковке «как есть», без полимерной составляющей.
SIBТЭК
г. Курган, ИП Боровик Р.Ф.
Первое, что обращает на ощупь — упаковка из жиденького полиэтилена вроде фасовки в супермаркете. А вот к размерам претензий нет. Ложку дегтя к ощущениям добротности изготовления добавляют злосчастное занижение «гребенки» фильтрующего элемента и маркировка на боковине — отсутствует информация о дате и месте производства. Фильтровальная бумага угольного фильтра — темно-серого цвета, заявлена как немецкая «Hollingsworth & Vose GmbH & Co. KG».
НЕВСКИЙ ФИЛЬТР
г. Санкт-Петербург, ЗАО «ПКФ «Невский фильтр»
Размеры соответствуют оригинальной запчасти. Боковины вдоль «гребенки» - картонные, однослойные, без склейки с крайним изгибом. Цвет угольного фильтра — светло-серый с обеих сторон. В маркировке приведена вся необходимая информация. Из минусов — заниженная высота фильтрующего элемента. Упаковка - полупрозрачный негерметичный пакет из плотного полимера.
RAF-FILTER
г. Реутов, ООО «ОптДетальКомплект»
Самый неординарный производитель. Ценник — вдвое выше самого дорогого из представленных аналогов и находится на уровне оригинального угольного фильтра для иномарки. Вместе с тем — это единственный в обзоре трехслойный фильтр. Производитель декларирует наличие угольного, антибактериального и даже противоаллергенного слоев. В подтверждение эффективности последнего на официальном сайте марки даже приведены результаты исследований ГНЦ Институт иммунологии ФМБА. Внешне фильтр действительно необычный — почти черный с одной стороны и насыщенно-зеленый с другой. Размеры фильтра соответствуют оригиналу. Информация о дате производства отсутствует, а вот страна фактического производства честно указана на упаковке — Made in China. По результатам визуального осмотра претензий к фильтру нет — все выполнено на высочайшем уровне. Примечательно заявление информационного вкладыша в упаковке, что «фильтрующие свойства фильтра сохраняются вне зависимости от того, какой именно стороной фильтр будет установлен по отношению к потоку входящего воздуха». При этом стрелочка с указанием направления воздушного потока на фильтре все же есть, как и на всех остальных. Поставляется запаянным в полимерный пакет и упакованным в красочно отпечатанную картонную коробку.
Итак, выбор есть! Выбор с высоким отношением качества к цене! Выбор — за вами.
Чистого воздуха и хорошего настроения!