Русский Север. Места настолько исхоженные туристами, насколько и неизведанные. Не верите? Kolesa. Ru берутся это доказать, предложив маршрут, где очарованному страннику откроются заброшенные и до сих пор (!) мало кому ведомые шедевры деревянного зодчества Ленинградской области и Карелии, где до сих пор в дебрях проходимых болот и лесов ещё не дожили свой век на островках и пригорках рубленные одним топором, без пил и гвоздей, бревенчатые часовни и церкви, вставшие на хорошо просматриваемых «красных» местах, то есть на самых красивых и подходящих, с не слишком топкой, но и не очень сухой землей.
Нюансы автопутешествия к святыням
Особенностью автомобильной прогулки к этим часовням и церквям станет неожиданно удобное географическое расположение каждой из них. Три объекта из пяти находятся на оживленном участке трассы, чуть не доезжая Петрозаводска. Один «спрятался» непосредственно в Кондопоге. И только для того, чтобы добраться до последней часовни в Пегреме, вам понадобится... лодка. А машину придется оставить на базе отдыха, откуда вас заберет переправщик.
И если петербуржцам для такого вояжа пусть и с трудом, но хватит суток, то не потерявшим сердца и не превратившимся в Иванов, не помнящих родства, путешественникам из других регионов России стоит позаботиться о ночлеге.
Увы, но местные турбазы оставляют тревожное ощущение наскоро наведенного порядка после вчерашнего хмельного погрома, поэтому осмелимся порекомендовать хостел «Кижи». Это приятная и не пугающая ценами гостиница в Петрозаводске, где можно заплатить совсем немного и провести ночь в чистой постели, принять душ, позавтракать и использовать бесплатный Интернет. Паломники на автомобиле смогут оставить свою машину на охраняемой парковке бесплатно. Для того чтобы переночевать в Петрозаводске, можно снять комнату целиком, это очень удобно для тех, кто путешествует компанией или семьей. Если же вы рассматриваете себя как индивидуального туриста, заплатите за отдельное место в комнате, что значительно дешевле, чем в других гостиницах.
Навигатор от Kolesa.ru
Из Петербурга в сторону Петрозаводска ведет комфортное Мурманское шоссе, выезд на которое очень легко увидеть на схеме КАД — она ответвляется от кольца там, где находится самый высокий мост — Вантовый. Ну а если вы двигаетесь из Москвы и не собираетесь гулять по Невскому, а готовы вытерпеть двенадцать часов за рулем, чтобы оказаться внутри декораций эпоса Калевала, то на трассе Москва — Санкт-Петербург (E105) имеет смысл повернуть направо после поселка Чудово, чтобы, оказавшись на трассе A115, долететь до Мурманского шоссе в месте их слияния на живописном берегу Ладожского озера. А дальше...
Храм Елисея пророка на берегу Сидозера
Фото: sobory.ru
От КАД по мурманской трассе добираемся до Подпорожья по автодороге «Кола». От Подпорожья до поселка Яковлевская дорога асфальтированная, через шлюз реки Свирь, а перед поселком вы увидите указатель налево с названием Мятусово. Сюда вам и надо.
Заброшенная святыня находится на расстоянии пешей получасовой прогулки от деревни Яковлевской. Там придется «железного коня» бросить и перейти ручей по мостку и идти лесом минут пятнадцать до просеки. Тут берем левее, по проторенной тропинке, пока не откроется панорама всего озера с церковью на берегу.
Церковь пророка Елисея – один из важных составляющих элементов «Подпорожского деревянного кольца». Датой постройки принято считать 1899 год. Архитектура здания абсолютно не характерна для деревянных построек того времени. Элементы оформления храма можно отнести скорее к каменному зодчеству в псевдорусском стиле.
С приходом советской власти церковь постигла та же участь, что и миллионы остальных – она была закрыта в 1930 году. Сейчас храм заброшен, находится в аварийном состоянии и постепенно разрушается. Привлекателен некогда богатый декор фасадов пятиглавого сооружения, образованный многочисленными рядами резной доски, набитой по карнизам и вокруг оконных проемов, имеющих различную форму и размер. Бревна стен сложены в «лас», а рубка углов выполнена «с остатком». Печь, отапливающая алтарь, разрушена. Листы металлической кровли, по виду 1899 года, еще «живы».
С собой брать фотоаппарат, репеленты от насекомых, резиновые сапоги, всё необходимое для пикника.
Фото: sobory.ru
Успенская церковь в Кондопоге
От КАД по трассе «Кола» доезжаем до Петрозаводска и через сорок километров поворачиваем направо (на указателе «Кондопога») и съезжаем по развязке на плохую асфальтированную дорогу с выбоинами, ведущую нас до Кондопоги. Надо доехать до ж/д вокзала, потом повернуть направо, но перед рядами гаражей на Т-образном перекрестке снова повернуть направо, а потом налево и еще раз налево. Церковь стоит на берегу Кондопожской губы Онежского озера, на мысе, вдающемся в Чупа-губу.
Фото: sobory.ru
Считается, что на архитектурный облик храма повлияли события 1769 (крестьянское восстание в Кижах) как отражение свободолюбия северян. Построена в 1774 году, а позднее рядом примостили деревянную колокольню и зимний храм. Который, впрочем, так же благополучно потом и разобрали — деревянную колокольню в 30-х годах, а зимний храм позднее, в 60-х. Зато церковь три раза реставрировалась и сейчас выглядит просто великолепно на живописном берегу Онежского озера, охраняемая небольшим постом-сторожкой и действует больше как музей, хотя по заверению сторожа многие приезжают венчаться и крестить детей. Внутри каким-то чудом сохранились иконописные потолок-небо и иконостас, а спускаясь по наклонному подъему-лестнице, можно разглядеть проползающих и ныряющих из зарослей в воду змей — гадючек и ужей.
С собой брать сапоги от змей, средства от клещей и куртки на случай ветра с озера.
Фото: sobory.ru
Часовня рождества Богородицы в деревне Маньга
Не доезжая до Петрозаводска по автодороге «Кола», в поселке Пряжа сворачиваете налево, eщё 12 км по региональной трассе Р21, и вот она — Маньга.
Фото: Елена Громакова
Маньга возникла в середине шестнадцатого века и первоначально состояла из 4, а затем 12 дворов. В конце шестнадцатого века деревня была разорена шведами. Во второй половине восемнадцатого века здесь была построена часовня рождества Богородицы, здание которой и сохранилось до сих пор.
Современная деревня протянулась полосой с юго-востока на северо-запад, а часовня, про которую говаривают, что раньше она была церковью, уютно стоит на холме. Иконы из нее вывезли в Русский музей и сейчас вся эта красота отдана в руки безызвестных реставраторов, о чем непостоянном присутствии свидетельствуют опрошенные немногочисленные туристы и оставленные леса. Внутрь большой для часовни деревянной постройки не попасть, но с холма можно понаблюдать за бесконечным уходящим за горизонт пейзажем, разливая горячий чай из термоса, и прикрикнуть на подкативших на разбитых Жигулях малолетних гопников, чтобы не тушили окурки об иссушенные деревянные перила.
С собой брать монтировку, плед, термос с чаем, бинокль.
Фото: Георгий Сидоров
Деревянная церковь Георгия Победоносца
От Подпорожья на восток уходит трасса P37. По ней едете чуть меньше часа до поворота с указателем «Родионово». И вот вы в деревне, в которой сохранились два храма, пережившие на своем (не одном!) веку многие события нашей многострадальной отчизны и все так же стойко смотрящие своими отреставрированными окошками на нынешнее поколение людей земли русской. Один из храмов — восстановленная Сретенская церковь 1864 года, но нам более интересна вторая.
Фото: Sobory.ru
Это самая старая и самая сохранившаяся деревянная церковь русского Севера, стоящая на своем историческом месте. Годом постройки принято считать 1493 год.
Во второй половине двадцатого века специальная комиссия провела исследование церкви и пришла к выводу, что само здание перестраивалось. Позднее были подняты архивные документы и определена дата — 1632 год. Реставраторами были внесены аккуратные изменения, причем, если заглянуть под лавки внутри помещения, видно, что половые доски рублены топором и пальцем можно провести по вековыми засечкам, тогда как весь остальной настил отполирован до блеска многими ногами, босыми и обутыми, в лаптях и сапогах. В 2011 церковь снимали телевизионщики. И государственные дотации в итоге составили приличную сумму. Так что можно смело приезжать с детьми и смотреть, как надо сохранять и заставлять «работать» даже такие древние сооружения, не давая им становиться «абандонами» (одно из определений этого слова в современном мире — «заброшенный объект»).
С собой брать фотоаппарат, крем от насекомых, бутерброды, чай.
Фото: Sobory.ru
Часовня Варлаама Хутынского в деревне Пегрема
Из Петрозаводска едем через Кондопогу до поселка Вотнаволок. Дорога грунтовая, вся в ямах и крутых подъемах и спусках. В одном месте нашим экипажем ночью был найден трамплин. И на восьмидесяти километрах в час пассажирка, спавшая на заднем сидении экспедиционного джипа, подлетела в воздух и, коснувшись другой стороной тела потолка автомобиля, через секунду рухнула на пол. Штурман чуть не повредил шею от удара головой о крышу. А внедорожник после недолгого свободного парения «смачно» приземлился на передние амортизаторы и, еле выровнившись, всё-таки поехал дальше. Так что будьте внимательны!
Фото: Sobory.ru
По приезде в Вотнаволок ищем турбазу, а на ней переправщика, который согласится вас отвезти на моторке через Уницкую губу до западного берега полуострова Лиж. За транспортировку он интеллигентно просил 200 рублей в одну сторону, но эта информация сентября 2013года (хотя вряд ли расценки сильно изменились). Дальше можно ломиться через бурелом по компасу или найти еле «читающуюся» просеку, прокладываемую на подручных транспортных средствах местными мужиками. Если уговорить переправщика, то он вас на нее и выведет. От поселка Ламбасручей до Пегремы хоть и ближе добираться, но вам придется сделать петлю в 214 километров через Медвежьегорск, поэтому осмелимся предложить наш оригинальный маршрут.
Деревня была покинута людьми в 70-х годах двадцатого века. Из деревянных сооружений отсюда был перевезен в музей-заповедник «Кижи» один из амбаров. Часовня построена на берегу в паре метров от воды на пригорке ориентировочно в 1770-е года. Её историческая ценность, видимо, не являлась особо веским доводом для консервации и охраны государством, что в нашем случае дает нам в полной мере насладиться атмосферой места, где природа еще оставила воспоминание о человеке в виде нетронутых сталкерами объектов. При пешем (в нашем случае 4-часовом) походе через лес, болота и каменные гряды, выход на поляну и замеченный сказочно-истлевший забор вокруг растительной пустоты, дают здоровенный мистический пинок особо впечатлительным лицам и дальше уже хочется идти в тишине. Да и сил, чтобы говорить, уже нет.
Фото: Sobory.ru
Из живых людей в этих местах регулярны только полевые практики одного экстравагантного научного сотрудника: чуть севернее по берегу ученый-энтузиаст А.П. Журавлев проводит мегалитические раскопки и водит экскурсии в летнее время. Бывавшие на его лекциях отзываются о его изысканиях как о «сумасшедшем диснейленде из камней разной формы в кустах черники».
Идеальная локация для любителей хорошей пешей прогулки через труднодоступные дебри карельских болот и нагромождения каменных кряжей. Вляпаться в лосиный помет, обрамленный непереваренными ягодками брусники, тут запросто. А ещё гарантировано нервное вытаскивание из волос местной разновидности гнуса — оленьей кровососки или лосиной мухи. Девушек в такое место — брать. И если не пикнут — можно смело жениться.
Сама деревня встречает пустотой оставленных домов и абсолютной тишиной места, где нет людей. Часовня, будто единственное «живое» существо в этой некогда известной в округе рыбацкой деревне, открыта и позволяет оценить заглядывающему внутрь старания наших современников, пытающихся не дать ей накрениться больше, чем сейчас. Алтаря нет, но много маленьких иконок и сувениров оставлены в том месте, где он когда-то стоял. Если подняться на колокольню, то в глаза бросится не только шикарный вид на простор Уницкой губы, но и автографы, оставленные на резных досках перил, датируемые 1974 годом.
С собой брать непромокаемую обувь, штаны, куртку с капюшоном, сменный комплект одежды, фонарик, компас или gps-передатчик (обязательно), еду, воду.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться