Агрессивное вождение: нужен штраф или нет?

Кажется, лед тронулся. Продолжающаяся уже третий год дискуссия о введении наказания за агрессивное (или опасное) вождение вышла на новый уровень. Документы приобрели статус законопроекта и обсуждаются уже не только в Правительстве РФ, но и в Госдуме. Некоторые эксперты даже предполагают, что соответствующий закон может быть принят уже в текущем году.

Инициаторы установления солидных штрафов за опасное управление автомобилем предлагают взять за основу нормативные акты других стран, где уже давно наказывают за агрессивный стиль езды. В законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре существуют два понятия: «небрежное вождение» с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и «опасное вождение» с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). «Небрежное вождение» признается административно-правовым нарушением, а «опасное вождение» – уголовно наказуемым деянием как более серьезная форма незаконного поведения на дороге.

У нас ничего подобного пока нет, более того, пока даже нет единого подхода к введению соответствующих терминов. Скептики, как обычно, опасаются злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов и предупреждают, что отсутствие четких критериев понятия «опасное вождение» приведет к субъективным подходам как инспекторов дорожной полиции, так и судей.

Depositphotos_88003324_original.jpg



Напомним, что еще в 2012 году депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов внес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении штрафа за агрессивный стиль езды в размере от 2 500 до 5 000 рублей. Год спустя премьер-министр Дмитрий Медведев поручил МВД и Минюсту проработать тему ответственности за опасное и неосторожное вождение.

Тогда вопрос был спущен на тормозах, но недавно вице-премьер Игорь Шувалов в ходе совещания правительства, посвященного вопросам безопасности дорожного движения, сказал: «Нужно на законном уровне решить, что является опасным вождением; в настоящий момент у нас в законе не было такого понятия, в то время как во многих странах наказывают вплоть до уголовной ответственности, когда специально создается опасная ситуация на дороге. На наших дорогах такое случается очень часто, и за это водители должны нести соответствующую ответственность».

Хотя, как мы уже отмечали, в настоящее время нет однозначной дефиниции понятия «агрессивное вождение». Основными признаками опасного движения, как правило, считают:

  • превышение максимально разрешенной скорости движения;
  • резкое трогание с места (с заметной пробуксовкой);
  • резкое торможение;
  • подача звуковых сигналов другим участникам движения (сейчас это допускается только для предотвращения ДТП);
  • несоблюдение дистанции и интервалов движения;
  • частые перестроения;
  • обгон справа;
  • препятствие обгону;
  • движение с дальним светом фар в нарушение ПДД;
  • езда по тротуарам;
  • проезд на красный свет;
  • ненормативные выкрики и жесты.

Этот список не является закрытым. И фактически агрессивным можно считать стиль вождения, угрожающий безопасности других участников дорожного движения. В ГИБДД, например, предлагают штрафовать водителей, которые устраивают на дорогах гонки с постоянным перестроением, активно подают звуковые сигналы, требуя уступить им дорогу, резко ускоряются и тормозят, подрезая другие машины, сокращают до минимума дистанцию с впереди идущим автомобилем.


97.jpg



Впрочем, многие из перечисленных выше деяний так или иначе упоминаются в ПДД, и за них в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрены определенные санкции. Но не всегда достаточные.

Так, резкое торможение хоть и запрещается, но на практике за это не наказывают. Вина в случае ДТП ложится на едущего сзади водителя за несоблюдение дистанции. Про резкий разгон в ПДД вообще не говорится.


Тогда как в США за постоянное перестроение из ряда в ряд или несоблюдение дистанции между впереди идущим автомобилем водитель может быть арестован.


Подача звукового сигнала разрешается только для предотвращения ДТП (а вне населенного пункта также для предупреждения об обгоне). Но на дорогах сплошь и рядом водители жмут на клаксон, будучи уверенными, что им ничего за это не будет.

Частые перестроения уже давно запрещены ПДД. При интенсивном движении менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Но на практике любители слалома на дорогах почти никогда не штрафуются, если, конечно, их маневры не стали причиной ДТП.

Наказание «за демонстрацию своих эмоций» сейчас предусмотрено статьей 12.20 КоАП. За это полагается предупреждение или штраф в размере 100 рублей. И лишь за нецензурную брань в общественных местах (хотя некоторые сомневаются, что дорога является таковым) предусмотрен штраф для граждан от 1 до 3 тысяч рублей, а за «прилюдное оскорбление» – от 3 до 5 тысяч.

В Германии за такие действия могут наложить штраф в размере 250 евро, а также лишить водительских прав на 3 месяца. А за хулиганство на дороге полагается штраф в размере 600 евро.


Depositphotos_50018045_original.jpg



Штраф за езду по тротуарам предусмотрен частью второй статьи 12.15 КоАП – 2 000 рублей. Но штрафовать за это стали лишь в последние годы, и далеко не повсеместно. За рубежом, кстати, такие нарушения крайне редки.

А вообще в качестве наказания за агрессивное вождение законами разных государств предусмотрены лишение водительской лицензии, пересдача экзамена по управлению автомобилем, прослушивание учебного курса по безопасному управлению транспортным средством и культуре поведения, денежные штрафы, а порой и тюремное заключение.

Многие из перечисленных нарушений довольно трудно доказать, и отдавать квалификацию на откуп инспекторам ДПС крайне нежелательно, поэтому фиксировать опасные маневры предлагается лишь с помощью дорожных камер и видеорегистраторов. Возможно, это хорошее предложение, так как иначе агрессивными вначале можно назвать большинство водителей, а вскоре многие из них станут считаться злостными нарушителями ПДД.

И все-таки самый актуальный вопрос – это формулировки, которые будут взяты за основу определения опасного вождения. В 2000 году на конференции, посвященной проблеме агрессивного вождения, было предложено такое определение: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения».

Совсем недавно участникам круглого стола на тему «Опасное вождение: суть явления и методы его предупреждения» было предложено новое определение. «Опасное вождение – создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону». Но и эта формулировка, которой правительство хотело бы дополнить третий абзац пункта 1.2 ПДД, вызвала шквал критики.


Depositphotos_18064123_original.jpg



Сейчас существует несколько альтернативных проектов такой дефиниции, но ни одна из них пока не может считаться удачной и быть принята за основу. Более того, пока даже нет уверенности в том, что в наших условиях имеет смысл пытаться свести совершенно разные нарушения к одной статье ПДД. Не проще ли просто уточнить санкции за разные деяния, увеличивающие риск ДТП?



Читайте также:



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
24 комментария
11.11.2015 19:33
HB

За лишние ненужные пальцы, которые некоторые любят показывать, штрафовать нужно (т.к. отрубать на месте не разрешают), но только при наличии фотовидеофиксации (запись с регистратора, телефона, и т.д.). А за всё остальное и так законом предусмотрены наказания, только нужно позаботится о их неизбежности.


11.11.2015 19:34
Пашка Огурцов

А что такое - обгон справа? Ну просто интересно...


11.11.2015 20:24
Никита Солнцев

Тут скорее всего говорят про обочечников.


12.11.2015 09:55
tako

Обгон справа - комбинация маневров: перестроение направо (из средней полосы, например), опережение ТС, движущегося слева, перестроение налево. Либо то же самое, с применением обочины вместо полосы справа.

Сам по обочине не езжу, но такой обгон по правой полосе регулярно применяю, т.к. по средней полосе у нас обычно тошнят грузовики и автобусы не более 80 км/ч (при допустимой скорости 110км/ч), выезжать на левую полосу для их обгона не всегда получается, там жЫпы 130-140 летят, а правая - свободна, маневр никому проблем не создает. Да, грузовики справа ничего не видят, это надо учитывать и быть готовым уходить от столкновения в случае чего.

По теме - закон об агрессивном вождении водителям не нужен на сегодняшнем этапе, это только лишний повод для властей бабла настричь. Все его формулировки очень сырые и большие проблемы с доказательной базой (только все камерами утыкать если). У нас с обочечниками справиться не могут и с любителями повернуть налево из правой полосы и направо с левой.


13.11.2015 06:08
Folly

Вопрос об обгоне справа был задан неспроста. В наших ПДД в последних редакциях обгона справа нет и быть не может, поскольку обгоном считается только опережение с выездом на полосу встречного движения. Думаю, это правильно, и совершенно ни к чему возвращать расширенное толкование обгона.


11.11.2015 21:38
Nergal

Хорошая инициатива. Только кто это будет контролировать? Гибдд/гаи днм с огнём не сыщешь, только во время *рейдов* или ночью пьяных ловят и взятки вымогают.


12.11.2015 11:59
Сергей Скользков

Я и за и против этого. Против потому что нет четких понятий агрессивного вождения. Просто можно попасть под одну гребенку с реальными отморозками. Я езжу достаточно шустро, обычно быстрее скорости потока, перестраиваюсь часто, но безопасно, стараюсь никого не подрезать. Вот меня вероятно бы "замели" за это. Хотя я считаю что ни за что. При этом, я часто вижу тех, кто реально борзеет на дороге.И я считаю определение должно быть не "агрессивное вождение", а "опасное вождение", т.к. есть люди которые не от злого умысла совершают опасные маневры, а от своей глупости и бестолковости. Как пример вспоминаю бмв, за рулем которой сидела модная девочка в очках, в кепке, в музыке, в жевачке и в понтах. Ехала 30-40, объезжала ямы с выездом на встречку не показывая поворотников и абсолютно не смотря в зеркала чем создавала опасные ситуации для пытавшихся обогнать ее.

1

15.11.2015 02:56
Андрей Козлов

Такое впечатление, что вы небрежно читали. Цитата из начала поста: "В законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре существуют два понятия: «небрежное вождение» с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и «опасное вождение» с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). "


12.11.2015 13:08
klimeshov

Для агента #580


12.11.2015 13:10
Владимир

Какая культура - такое и поведение на дорогах. По ПДД обгонять разрешено только по левой полосе. То-есть на двухполосной, незагруженной дороге левая полоса используется для обгона только в том случае, если нанесена прерывистая разметка. На незагруженной трехполоске для движения используются две правых полосы, левая остается свободной для обгона. Обгон производится с левой полосы. Но не у нас! У нас обгоняют как хотят, ездят слаломом, думая что (купили) сдали екзамен на гоночную лицензию а не просто права. Вся шпана в 18-19 лет едет по левой полосе 140 кмч. Ну и конечно всю тупость нашей русской души видно на круговом движении. Лепота!!! Так что, господа, вводите штрафы без замедления! Подрезали тебя или сидит какой-то (лох) участник ДД на бампере - делай видео файл и шли в (ментовку) полицию, пускай двигают свои толстые булки и пишут штрафы. P.S. Непис. правило: дистанция = 1/2 показания спидометра, то-есть при 100 км/ч 50 м к впереди идущей машине. Шпана угорает со смеху, читая это.

1

16.11.2015 21:41
Vitaly Buldakov

Есть еще правило 3-х секунд. Тоже неплохое, в общем-то.


19.11.2015 09:04
Андрей Колосов

А что за правило 3 секунд?


19.11.2015 09:23
Андрей Колосов

А что вы будете делать если в левом ряду кто-то плетётся?Я как раз таки из той "шпаны", как вы выразились.Лично меня гораздо сильнее раздражают люди которые своей ездой тормозят поток. Действуют не оперативно и не расторопно. Пример: начало движения на светофоре, некоторые отстают от впереди идущего настолько, что если бы их не было вовсе через светофор проехало бы в РАЗЫ больше автомобилей. По моему мнению, большинство тех, кто едет по потоку как на матче в шашки, делают это лишь из-за того, что у них сдают нервы из-за "расслабленных" водителей на дороге. А если бы все ехали предельно собрано с хорошим динамичным движением, держа минимальную (не фатальную, а вполне себе адекватную и не 50м в условиях городского трафика) дистанцию, то попросту невозможно было бы играть в шашки на дороге!!! А если бы не было водителей "аутистов" на дороге, то и поток был бы очень быстрым, точным и аккуратным, стало бы меньше пробок на дорогах, а это улучшение экологии в вашем же городе. И как правило, если человек максимально собран и напряжён во время вождения (а для правильной езды это необходимо), он наврятле попадёт в ДТП. Даже долётов бы не было, потому что все будут знать, что если зелёный уже моргает у тебя, кто-то на другом движение уже поднимает обороты чтобы не заставлять ждать всех позади себя....... ПС: предлагаю тогда штрафовать не только за агрессивное но и за неуверенное вождение. Не умеешь быстро принимать решение и быть предельно внимательным - отрабатывай свой навыки в свободном от автомобилей месте: сёла, отдалённые районы или вечернее время, пока нет плотного движения.

2

19.11.2015 15:12
Дмитрий Ермаков

Да будет Вам известно, что напряженность, это главный признак неуверенности. Быть собранным, сосредоточенным, это абсолютно необходимо, а вот быть напряженным, никогда!

О какой экологичности вы несете если начинаете газовать не дождавшись когда вам загорится зеленый? Не торопитесь выезжать на перекресток, якобы освободив место для потока, в поперечном направлении вполне может оказаться такой же шпаненок, для которого конец желтого, начало красного считается зеленым. Пусть виноватым в ДТП будет он, но уверяю Вам от этого будет не легче.


23.11.2015 17:46
Sasha Sychev

я с тобой полностью согласен! а Дмитрий любитель к словам придраться и ничего по делу.

эта тема сродни "не оказанию помощи" при преступлении - у нас же все мимо проходят когда кого-то грабят или того хуже.

и здесь: беда не только оленях (хотя бывает сам опаздываю и нарушаю скоростной режим, но делаю это осознано и аккуратно!), но и в тюленях. не знаю как другим комментаторам, но мне постоянно встречаются подобные слюни на дороге - едут на 4х полосной дороге 60 в левой полосе и хоть ты им обмаргайся хоть сигналь "я, мол, ничего не нарушаю и тебе не дам нарушить" (это он думает про скорость), а то что я его обгоняю по правой полосе, про это правило "умник" забыл.

из всего списка можно выделить только частые перестроения, все остальное даже с натяжкой не для нас. да ни для кого. потому как в городской пробке держать дистанцию 4-5 метров - это значит весь поток вперед пропустить и приехать домой спустя 4 часа, пока все проедут.

езда по тротуарам и проезд на красный - это клиника и есть адекватное наказание.

а вот про фары поржал. без преувеличения: в неделю раза 3-4 поздно вечером встречаю на дороге оленей БЕЗ вкл фар - вот это кадр, ребята! таких вообще из-за руля выкидывать надо, вот это неадекват! ночью выезжать, не вкл фары!


15.11.2015 00:49
Anton Panteleimonov

И треснул мир напополам... в России такое не сработает, по крайней мере сейчас. Вместо того, чтобы подумать над повышением культуры вождения у нас изобретают очередной штраф. Причем в большей степени это касается молодых водителей.

1

15.11.2015 03:53
Кирилл Костров

взрослого человека можно перевоспитать исключительно давлением на самое чувствительное место - кошелек. Борьба с парковкой на тротуарах это доказывает. Никакие разговоры не помогают, помогают только регулярно приходящие штрафы. 10 раз в месяц пришел штраф на 3000, уже 30,000 - в сущности, стоимость комплекта резины.


17.11.2015 17:47
Михаил

я считаю, что штраф нужен. рано или поздно опасное вождение выходит боком.


26.11.2015 17:33
Юрий

Здесь впринципе уже по комментам все видно - кто ездит как быдло которому больше всех надо...

"бывает сам опаздываю и нарушаю скоростной режим, но делаю это осознано и аккуратно!"

"Я езжу достаточно шустро, обычно быстрее скорости потока, перестраиваюсь часто, но безопасно, стараюсь никого не подрезать."

"большинство тех, кто едет по потоку как на матче в шашки, делают это лишь из-за того, что у них сдают нервы из-за "расслабленных" водителей на дороге. "

Деточки, да вам лечить нервишки надо, а не за рулем ездить, ясно же что водительских навыков у вас ноль, только умение жать на тапку, а ну еще моргать "тошнотам"...

Ясное дело что такой штраф нужен.


31.05.2016 02:28
xcover@inbox.ru

Юрий так четко определил навыки вождения всех, с кем не согласен, что оторопь берет. Откуда такая уверенность?


03.01.2016 00:34
Игорь Смирнов

Если "хам" с превышением скорости догнал вас, уперся в бампер, потом не включая поворотников обогнал с права не соблюдая интервал ,подрезал и топнул в тормоз, то тут уже нарушений на приличный штраф. А если еще устроил драку, то это совершенно другая статья. Так может дело не в принятии новой статьи со всеми вытекающими, в том числе и финансовыми издержками по очередному переписыванию законов, а в неотвратимости наказания по всем составляющим пунктам, которые уже указаны в ПДД. А то получается, допустим, за курение - штраф, за распитие - штраф, а за курение во время распития - срок. А почему бы и нет?

1

06.02.2016 10:57
Илья Пантелеев

Не знаю, на мой взгляд эта задумка с штрафами за "опасное вождение" не стоит свеч. Нужен другой подход. Дело то в том, что лихачи сами себя наказывают в итоге. То есть в первую очередь таким эксцентричным поведением они вредят в первую очередь сами себе. И именно эту идею нужно и раскручивать, потому что так оно и есть. Вот я еду когда я таких водителей просто пропускаю и стараюсь держаться от них подальше ... это как на узкой горной дороге встретились двое, один поднимался, а другой спускался, тот кто поднимался сказал "Дай дорогу, я не уступаю дуракам!", а второй уступил со словами "А я уступаю." Так вот и в жизни нужно себя вести. Т.к. кому хуже? Только тем, кто пытается выпендрится. Сколько раз такое было. Например зимой кто-то меня обгоняет лихо, а потом через километров 10 его зад из обочины торчит мигая аварийкой. Другое дело, что с рукоприкладством на дорогах нужно бороться - это да, но это уже другая история и подпадает под УК РФ.

1

06.02.2016 11:03
Илья Пантелеев

Или другой случай. У меня не дай Бог беда и я буду торопиться. Я буду ехать нарушать, мигать аварийкой, сигналить в клаксон, мигать фарами всем видом показывая, что у меня лично ЧС. Вопрос жизни и смерти к сожалению может случится в жизни каждого из нас ... например смертельно раненого везёте в больницу ... не будете же вы в пробке стоять верно? Нет вы будете торопиться довезти. И такой закон вставит вам палки в колёса.

Мне кажется это нужно как-то по другому регулировать. Но как не знаю. Т.к. есть на самом деле уважительные причины по чему человек так себя ведёт на дороге, бывают не уважительные причины. Бывает человека в дороге болезнь застала и его матать начинает по дороге. Тут нужно как-то внимательнее разобраться.


31.05.2016 02:23
xcover@inbox.ru

Невнятный закон. Как будут определять факт опасного вождения. Те кто перестроился 3 раза в минуту будут подпадать под действие закона? Или только те, кто 4? В виду этой невнятности возникает очередная кормушка. Когда ИДПС будут составлять протокол по своему усмотрению, а зная наши суды, которые "не видят причин сомневаться в показаниях инспектора", исход предугадать несложно.

5

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings