Вместо предисловия расскажу одну историю. Судя по всему, у Владимира Ильича с автомобилями с самого начала как-то не задалось. Его первое тесное знакомство с машинами связано с ДТП. Так, будучи в своей первой эмиграции в Швейцарии, скромный Ленин-велосипедист был сбит неким зажиточным европейцем на Rolls-Royce. Обошлось без серьезных травм, но осадочек наверняка остался.
Несчастливые «французы»
Прошло время, и после известных событий статус Владимира Ильича значительно вырос – он сам стал пассажиром авто. Одним из первых транспортных средств, в которое сел Ильич после революции, была двухлетняя французская Turcat-Mery 1915 года выпуска с кузовом «ландо-лимузин», которая приобреталась для старшей дочери Николая Второго, Великой Княжны Татьяны. После нее с февраля по октябрь 1917-го на машине передвигался министр-председатель Временного правительства Александр Керенский.
Turcat-Mery
Официально впервые эту машину Ленину подали 27 октября в 10 часов утра. Но вскоре сказалась та напряженность в отношениях вождя с автотранспортом: с 4,7-литровым (50 л. с.) роскошным лимузином сразу не повезло – машина была угнана в декабре того же года непосредственно с территории Смольного. За потерю транспортного средства Ильич отстранил своего водителя от дел и пообещал возвратить его на службу только по возвращении машины. Стоит отметить, что он свое слово сдержал. Сыщики вскоре вычислили, что угонщиками были контрабандисты, промышлявшие нелегальной торговлей с Финляндией. Уже тогда существовала индустрия угона машин на разборку. Как правило, похищенные авто переправлялись в Финляндию, а оттуда уже в виде запчастей расходились по всей Европе.
Вторым автомобилем, обслуживавшим Ленина, также стал «француз», лимузин Delaunay-Belleville 45, которым ранее пользовался последний император Российской Империи. Но и с ним Ильича постигла неудача. 1 января 1918 года во время покушения на вождя добротный деревянный кузов был почти полностью уничтожен нападавшими – восстановить лимузин не смогли, и его списали. После был Renault 40CV все из того же Первого гаража распавшейся страны, который – злой рок! – угнали так же нагло, как и Turcat-Mery.
Delaunay-Belleville
Машины и водители
Вообще, реквизиция в первые годы правления советов рассматривалась как основной метод решения транспортной проблемы. Интересно, что для оправдания реквизиции автомобилей у частных лиц, предприятий и даже у дипломатических миссий писались официальные письма. Они содержали пояснение наподобие «для экспедиции, следующей за хлебом», «для нужд армии» и имели обязательную приписку в конце – «не подлежит возвр.» 10 ноября 1917-го даже была создана целая комиссия, которая имела право реквизировать автомобиль у кого-либо для нужд правительства. До конца февраля следующего, 1918 года, всего за квартал было изъято 37 машин.
Владимир Ленин, Надежда Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова в автомобиле «Renault 40CV»
Водители первого лица молодого государства проходили тщательную проверку в «семьдесят пятой» комнате, предшественнице ВЧК. Их проверяли не только на профспособности, но и на лояльность к идеям партии, на отсутствие контрреволюционных идей и другие важные качества. После успешно пройденного собеседования водители получали табельное оружие и должны были параллельно выполнять роль телохранителей. Очень часто для предотвращения нештатных ситуаций Ленину подавали «автомобили разных номеров», то есть разных марок и моделей.
Удачливые «англичане»
После серии покушений Ленин и его охрана приняли совместное решение – отказаться от закрытых автомобилей и пересесть на кабриолет, ведь если народ будет узнавать своего руководителя и кумира, то и бояться ему нечего. Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года с мягким верхом, оснащенный 55-сильным мотором, экспроприировали из гаража Михаила Романова. Интересно, что изначально кабриолет заказывался для участия в горных гонках. По легенде, именно на этом автомобиле товарища Ленина вывезли в Кремль после покушения Фанни Каплан. Как знать, если бы машина оказалась медленнее, то вождь мог бы истечь кровью – и как бы повернулась тогда история великой страны?
Rolls-Royce В. И. Ленина
Видимо, роскошные авто с «духом экстаза» на пробке радиатора пришлись Владимиру Ильичу по вкусу. В самый разгар гражданской войны ответственным людям в Великобритании было дано поручение заказать и доставить партию «Роллсов» для первых лиц молодой Страны Советов. Ленину полагался самый мощный 73-сильный вариант с удлиненной базой, обслуживавший его до самой смерти. Современники жаловались и удивлялись, что этот легковой автомобиль потреблял 28-30 литров бензина на 100 км пробега. Для Надежды Крупской Владимир Ильич велел изыскать автомобиль с закрытым кузовом. Необходимую машину нашли в одном из гаражей Петрограда – ей оказался «Роллс-Ройс» с утепленной кабиной и отопителем салона. Младший брат вождя Дмитрий Ульянов вспоминал, что тот любил быструю езду и регулярно сетовал на спокойный стиль вождения шоферов, требуя повысить среднюю скорость с 60 до 80 км/ч.
Rolls-Royce Silver Ghost '1914
Эксклюзивные вездеходы
Как и предыдущий правитель России, Ленин оценил все прелести полугусеничного транспорта – единственного варианта быстрого перемещения с зимней дачи в Горках в Москву в «студеную зимнюю пору». Первые автосани в гараже Ленина появились в 1919 году: это был американский «Packard», переоборудованный на Путиловском заводе. Испытания новинки гаража проходили в Москве, на Ходынском поле. Довольно скоро изношенный двигатель не выдержал возросших нагрузок и потребовал восстановления. За оперативно выполненный капитальный ремонт машины Ленин лично указал выделить рабочим в виде премии пуд муки.
Переоборудованные на Путиловском заводе автомобили «Packard». Фото: Автопилот
Вторым полугусеничным автомобилем стал один из новых Rolls-Royce 1922 года выпуска, купленный по заказу компании АРКОС (All Russian Cooperative Society Limited). Усилиями инженеров и рабочих 4-го Государственного автомобильного завода его перевели на «движители Кегресса», установив вместо заднего моста гусеничную тележку, а спереди – лыжи. Именно этот автомобиль, прошедший реставрацию в поздний советский период, и сохранился до наших дней в музее-заповеднике «Горки».
Rolls-Royce Silver Ghost Continental В. И. Ленина
Технический прогресс
Как мы уже знаем, Николай II стал пионером в области автомобилизации первых лиц государства, а Ленин с успехом продолжил начатое. В гараже Владимира Ильича побывали уже не только серийные автомобили, но и специальные экземпляры, изготовленные по особому заказу. Так зарождалась традиция иметь в правительственном гараже лучшие образцы мирового автопрома – в следующий раз мы выясним, какие именно машины пришли на смену тем, что возили Ленина.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
На бгонивичке он ездил, товагищи, на бгонивичке!)))
Вот с бгоневичка он умудрился весь народ предать все: и бога, в которого 1000 лет верили и царя и самих себя. И обобрал всех тех, чьими руками и вынес монархию: и крестьяне без земли и рабочие без заводов...
Дурень, ты, Пашка! Было бы тебе лет за сто, можно было бы еще понять тебя, а так судить кто-кого обобрал - бред!
да он про случившуюся революции случайно в эмиграции узнал. учи историю, идиёт.