Транспортно-установочные и перегрузочные машины
Мы уже рассказывали о самоходных установщиках баллистических ракет, составлявших тяжелые многоосные автопоезда со специальными перегрузочными средствами. На долю более компактных и маневренных одиночных машин МАЗ-543 осталось проведение вспомогательных операций по транспортировке и установке так называемых запчастей – секций транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) и малогабаритных элементов ракет.
Первые транспортно-установочные агрегаты ТУАП на шасси МАЗ-543А служили для доставки и перегрузки в шахтную пусковую установку (ШПУ) полых цилиндрических колец-переходников, которые использовали при сборке ТПК ряда межконтинентальных баллистических ракет. Машины снабжались сварной подъемной П-образной рамой (стрелой), вдоль которой при помощи электрической лебедки и тросово-лебедочного привода передвигалась поперечная траверса с переходником. Аналогичная машина ТУАН служила для монтажа надставок в спецсооружениях для состыковки с ранее смонтированными элементами.
Сходная по общей схеме транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 5Т92 на шасси МАЗ-543М применялась в составе шахтного комплекса А-135 «Амур» противоракетной обороны (ПРО) Центрального региона России, принятого на вооружение в 1996 году и не имевшего аналогов в мире. Он включал стартовые позиции сверхскоростных ядерных противоракет 51Т6 дальнего перехвата и ближнего 53Т6 с дальностью поражения 80 км. Роль ТЗМ свелась к элементарной операции подъема ТПК с ракетой 53Т6 в вертикальное рабочее положение и последующего опускания его в ШПУ.
Для доставки ТПК с ракетой 53Т6 на стартовую позицию применялась транспортная машина 5Т93 с неподвижной горизонтальной рамой с продольными направляющими, по которым контейнер перекатывали прямо на установщик 5Т92. Питание всех электрических систем осуществлялось от внешней сети.
В 1980-е годы для транспортировки и установки агрегатно-приборного блока межконтинентальных баллистических ракет использовался тяжелый установщик 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М с мощным перегрузочным гидрокраном.
Единственным «нормальным» погрузочно-разгрузочным средством на шасси МАЗ-543А являлся автономный 25-тонный гидравлический автокран КС-5571 с несколькими системами безопасности, построенный Одесским крановым заводом специально для проведения различных перегрузочных операций в системе РВСН. Всё его оборудование помещалось на опорно-поворотной платформе со вспомогательным 50-сильным дизелем Д-144 воздушного охлаждения для привода гидронасоса.
Машины обеспечения ракетных комплексов
К этой многочисленной категории в системе РВСН относились автономные машины боевого, технического и бытового обеспечения личного состава мобильных стратегических ракетных комплексов, осуществлявших боевое дежурство в движении по грунтовым дорогам с заданными маршрутами перемещения.
Они проходили по безлюдным районам с неблагоприятными климатическими условиями при полном отсутствии ремонтных баз, источников электроэнергии, водоснабжения, объектов питания и помещений для размещения и отдыха личного состава. Компенсировать все эти невзгоды пришлось автомобилям МАЗ-543А и МАЗ-543М с обитаемыми кузовами-фургонами различного назначения, из которых формировали колонны машин обеспечения, сопровождавшие многоосные ракетные системы.
Такие агрегаты входили также в состав мобильных зенитных систем ПВО, в береговые комплексы и иные войсковые части, размещенные в стороне от населенных пунктов. Так в Советской армии впервые был образован принципиально новый класс военной автотехники, которой не обладали наиболее развитые страны мира.
Первоначально в наборы такой техники входили специализированные мастерские и мощные дизельные электростанции для обеспечения потребителей электроэнергией в полевых условиях или в аварийной ситуации. Впоследствии наибольшее распространение получили машины охраны и обороны ракетных систем и подвижные средства жизнеобеспечения – автомобили для питания, отдыха и временного проживания военнослужащих. Их максимально допустимая скорость движения по грунтовым дорогам не превышала 40 км/ч.
Основной в системе РВСН была передвижная многоцелевая мастерская 15Т401, смонтированная в укороченном кузове на шасси МАЗ-543А с дизельными электрогенераторами и комплектом специального ремонтного оборудования. Она служила для проведения в полевых условиях полного цикла слесарных, сварочных, электротехнических и малярных работ, технического обслуживания и аварийной буксировки подвижных технических средств ракетных войск.
Автономная многоцелевая электростанция 15Н1061М с глухим кузовом на таком же шасси была оснащена четырьмя дизель-электрическими агрегатами общей мощностью 84 кВт, из которых обычно работали только три установки, а четвертая оставалась запасной. Для их питания служила цистерна на 4 300 литров топлива, которых хватало на семь суток непрерывной работы.
Первой машиной дежурной смены, охраны, обороны и караула (МДСО) был автофургон 15Я55 для защиты ракетного комплекса «Темп-С», несения боевого дежурства и отдыха личного состава в полевых условиях. В начале 1970-х первые образцы были смонтированы на шасси МАЗ-543В, а затем перебазировались на автомобили МАЗ-543М. Все их оборудование помещалось в удлиненном герметизированном кузове с несколькими раздельными помещениями и прямоугольными световыми люками в боковых скосах крыши.
В переднем техническом отсеке находились пульты охраны, за ним размещались купе со спальными местами для десяти человек, сиденьями и столиком. В заднем помещении имелись сейф для боеприпасов, пирамида для стрелкового оружия и доступ к башенной установке с крупнокалиберным пулеметом кругового обстрела с дальностью стрельбы 850 метров. Питание всех систем машины осуществлялось от мобильной электростанции.
Развитием этой конструкции стали машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) на автомобилях МАЗ-543М. В 1985 году на вооружение приняли самую распространенную автономную версию 15В148 с каркасно-металлическим кузовом, входившую в состав комплексов «Пионер» и «Тополь». Фактически это было самостоятельное подвижное караульное помещение с собственными системами водоснабжения и электропитания от двух дизель-генераторов, более удобными условиями для работы, отдыха и питания членов боевых расчетов.
В заднем отсеке находились оператор и боевой расчет с оружием, а в круглом проеме потолка монтировали башенную установку с пулеметом калибра 12,7 мм в бронекорпусе.
Развитием этой машины стал модернизированный вариант 15В231 для ракетного комплекса «Тополь» с новыми дизельными электрогенераторами. Внешне от агрегата 15В148 он отличался перестановкой второстепенных агрегатов, конфигурацией элементов подкузовного пространства, формой и размерами люков, ящиков и бронированной башни. Главный отсек с кондиционером, отопительной и фильтровентиляционной установками одновременно служил центром боевого управления и местом для питания четырех человек.
Сходная с двумя упомянутыми выше агрегатами машина боевого дежурства А222-Д1 входила в состав берегового артиллерийского комплекса «Берег». В ее кузове размещались автономная электростанция с двумя дымовыми трубами на крыше, рабочие помещения с навигационной аппаратурой и средствами связи, задний боевой отсек, места для отдыха, кухня и столовая на четырех человек. В задней части крыши также монтировали башенную пулеметную установку.
Для приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях служил автомобиль-столовая 15Т117 с шестью отсеками кузова модели 2215. Его разрабатывали для комплекса «Темп-2С», но затем по необходимости в разных комплектациях он применялся в составе других автономных боевых формирований.
В задней части кузова находились тамбур с раздевалкой и главный столовый зал для одновременного питания 16 человек, оборудованный десятью складными столами, стульями, телевизором, радиоприемником и осветительными плафонами. В кухонном (камбузном) блоке имелись электрическая плита с духовым шкафом, разделочный стол, шкафы для посуды, трехсекционная мойка со смесителями, электрокипятильник, емкость на 2 200 литров питьевой воды с электронасосом и ящики для посуды и отходов.
За ним следовала душевая комната для персонала с собственными тамбуром и раздевалкой. В складском помещении стояли шкафы и холодильник для хранения 750 кг продуктов. В передней части кузова размещались служебный тамбур и двухъярусное спальное купе на четырех человек. Электропитание всех систем осуществлялось от промышленной сети переменного тока или от подвижной электростанции. Длина машины составляла 15,4 м, полная масса – 39 тонн.
Самым оригинальным и необычным агрегатом РВСН был уникальный автомобиль-общежитие 15Т118 или подвижная гостиница для отдыха и временного группового проживания военнослужащих в полевых условиях. Его также создавали для комплекса «Темп-С», но впоследствии варианты этой машины поступали в другие ракетные и зенитные соединения. Их оснащение размещалось во вместительном кузове с двумя боковыми входными дверями, собственными системами электрооборудования, водоснабжения, вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха. Вдоль всей правой стороны кузова проходил коридор с задним тамбуром, где находились общая раздевалка, умывальник, продольные подвесные полки и ящики для белья и системы связи. С левой стороны находились шесть купе с вещевыми рундуками в нижних койках.
В зависимости от комбинации спальных мест общая вместимость мобильной гостиницы составляла от 12 до 24 человек с личным обмундированием и оружием. В каждом купе находились тумбочка с настольной лампой, шкаф с зеркалом, электрический вентилятор, радиоприемник, внутренний телефон и термометр. На ряде машин имелась душевая кабина с баком на 300 литров воды. Габаритная длина агрегата достигала 15,7 м, масса – 39,4 т.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
На заглавной фотографии – транспортно-установочный агрегат 5Т92 комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур» на шасси МАЗ-543М (фото Романа Белозерского).
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Во какая и раньше разнообразная техника была!))))