Минивэн
Что может быть более семейным, чем минивэн? Мама, папа, дети и собака в кузове однообъемной конструкции. Сделать «овощной» минивэн более быстрым было бы неплохой идеей, решили многие и приступили к действиям.
1994 – Renault Espace F1 Concept
Первыми создать гоночный минивэн додумались в компании Renault при поддержке инженеров Matra и гоночной команды Williams, куда в ту пору Рено поставляла свои гоночные моторы. Публике машина была показана на Парижском автосалоне. Стоит отметить, что именно концерн Матра занимался разработкой серийного минивэна Renalut Espace, который, кстати, и собирался на мощностях завода компании.
В основе конструкции – алюминиевая пространственная рама, к которой крепятся углепластиковые панели кузова, по форме напоминающего Renault Espace. В отличие от «родственника», двигатель Espace F1 расположен за спиной водителя. Это V-образный 10-цилиндровый двигатель объемом 3,5 литра, развивающий мощность в 800 л.с., который вместе с полуавтоматической секвентальной шестиступенчатой коробкой передач позаимствовали от формульного болида Williams Renault FW16. От него же концепту достались независимые подвески колес на сдвоенных поперечных рычагах и углепластиковые вентилируемые тормозные диски на всех колесах.
Силовой агрегат приводит в движение задние колеса и обеспечивает автомобилю динамику наравне с болидами Формулы-1. Шутка ли, разгон от нуля до 100 км/ч занимает у этого минивэна 2,8 (!) секунды, до 200 км/ч он разгонится еще через четыре секунды, а максимальная скорость зафиксирована на отметке 312 км/ч! Renault Espace F1 был построен для демонстрации современных технологий и никогда не рассматривался даже для мелкосерийного выпуска.
2001 – Renault Avantime
Хотя он явно повлиял на умы многих инженеров компании, поскольку хранится в заводском музее. Иначе откуда в головах конструкторов все того же Renault родилась поистине безумная идея совместить купе класса Gran Turismo и… минивэн. Концепт, названный Avantime, был построен на платформе Espace, но вместо множества дверей и разнообразия конфигурации салона здесь было всего лишь две гигантских сдвижных двери и всего-навсего четыре сиденья. Автомобиль заинтересовал публику на Парижском автосалоне, и руководство концерна приняло решение о запуске первого в мире купе-минивэна в серийное производство.
Подвеска Espace была полностью переработана. Появились укороченные на 20 мм пружины, что вместе с более жесткими сайлентблоками и амортизаторами, а также стабилизаторами поперечной устойчивости увеличенного диаметра позволило улучшить управляемость машины. В алюминиевую крышу встроены два полноразмерных люка из атермального стекла Saint-Gobain толщиной 5 мм, причем передний можно скрыть полностью с помощью кнопки Open Air, что превратит машину в «почти кабриолет».
Чтобы открыть длинную и массивную дверь длиной практически 1,5 метра и весом свыше 50 кг, надо приложить ряд усилий. Она отъезжает вперед и вбок на специально разработанных для машины дверных петлях. На этих же петлях закреплена и часть дверных панелей, которая при открывании «ломается», оставляя на кузове переднюю часть с блоком управления стеклоподъемниками.
Перед глазами водителя – только шкала тахометра, а вся остальная информация, включая спидометр, высвечивается на электронном дисплее в центре передней панели. Как и Espace, Avantime оснащается либо двухлитровым рядным турбомотором мощностью в 165 л.с., либо атмосферной V-образной «шестеркой» объемом 3 литра, которая развивает уже 210 л.с. и 285 Нм крутящего момента. В паре с моторами работает шестиступенчатая механическая коробка передач, но по заказу автомобиль можно оснастить и автоматической трансмиссией. Крутящий момент от двигателя через коробку передается на передние колеса.
В варианте с двигателем V6 автомобиль мог разогнаться до скорости 220 км/ч, а ускорение с места до паспортной «сотни» не превышало 8,5 секунд. В итоге у Renault получился комфортабельный и быстроходный автомобиль класса GT, который, к сожалению, был почти не принят консервативной публикой. Минивэн выпускался на заводе Matra вместе с соплатформенным Espace, однако в отличие от родственника, на ура продающегося по всему миру, пробыл на конвейере только два года.
2001 – Opel Zafira OPC
Под впечатлением от гоночного Espace, видимо, оказались и специалисты заводского тюнинг-подразделения Opel Performance Center (OPC), которые подготовили спортивную версию минивэна Zafira, впоследствии заслужившего титул самого быстрого в Европе. Презентация семейного автомобиля, построенного на платформе Astra, состоялась на Франкфуртском автосалоне 1999 года. Помимо вместительного и практичного салона, новый автомобиль обладал хорошей управляемостью. Благодаря системе организации пассажирских сидений «Flex7» салон можно трансформировать под нужды пассажиров более чем в 40 конфигурациях. Так, Зафиру легко можно превратить из пятиместного автомобиля в семиместный, вытащив с помощью специального устройства два кресла, скрывающихся в полу багажника.
Премьера заряженной версии минивэна прошла в 2001 году. Внешне от своих собратьев автомобиль отличается развитыми бамперами и порогами, а также спойлером на пятой двери. Машина стоит на 17-дюймовых легкосплавных дисках, обутых в низкопрофильную резину. Не обошли специалисты ОРС и салон: там появились новые спортивные передние сиденья с развитой боковой поддержкой, алюминиевые накладки на переднюю панель и педали, а также новые руль и рычаг коробки передач.
Под капотом – рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 2 литра с турбонаддувом, позаимствованный вместе с пятиступенчатой механической коробкой передач у купе Astra. В результате разгон с места до 100 км/ч занимает у семейного минивэна всего лишь 7,5 секунд, при этом максимальная скорость достигает 220 км/ч!
Разумеется, изменения коснулись и ходовой части. Так, в подвеске появились укороченные пружины и более жесткие амортизаторы, рулевая рейка получила иные настройки гидроусилителя, а тормозная система – вентилируемые тормозные диски на всех колесах.
Следующее поколение Opel Zafira появилось весной 2005 года. Автомобиль, построенный на новой платформе, увеличился в размерах и потяжелел. Разумеется, было представлено и новое поколение заряженных минивэнов от OPC. Машина, как и прежде, отличалась от своих сородичей развитым аэродинамическим обвесом с новыми бамперами, порогами и спойлером на задней двери. Помимо обвеса Зафира получила 18-дюймовые легкосплавные диски и никзопрофильную резину, а также усиленную спортивную подвеску с укороченными пружинами и тормозные диски всех колес увеличенного диаметра.
Под капотом минивэна – все тот же двухлитровый турбомотор, который после изменения программы управления и с новой выхлопной системой выдает уже 240 л.с. и 320 Нм. В паре с ним работает шестиступенчатая механическая коробка передач, которая передает крутящий момент на передние колеса. В результате разгон до 100 км/ч у потяжелевшей машины даже увеличился по сравнению с предшественницей – 7,8 секунды, зато максимальная скорость стала выше – 231 км/ч.
В стандартное оснащение минивэна вошли система контроля торможения в поворотах СВС, спортивные сиденья Recaro для водителя и переднего пассажира с подогревом и кондиционер, а в качестве опций доступны биксеноновые фары, круиз-контроль, многофункциональный дисплей на передней панели с встроенной навигацией и раздельный круиз-контроль. На российском рынке стоимость машины начиналась с отметки в 1 миллион рублей (данные на 2007 год). В третьем поколении Zafira получила приставку Tourer, а ОРС не возвращались к работе над машиной.
2013 – Honda Odyssey Power-Van от ателье Bisimoto Engineering
Напоследок расскажем о самом мощном в мире минивэне, который был построен специально для выставки тюнинг-автомобилей SEMA Show в Лас-Вегасе. Компания Bisimoto Engineering взяла за основу полноразмерный минивэн Honda Odyssey, популярный на американском рынке, и превратила его в настоящего монстра.
Стандартный 3,5-литровый двигатель V6 мощностью в 248 л.с. подвергли комплексному модифицированию, в результате которого его отдача увеличилась сразу в четыре (!) раза – до 1 029 л.с. Да, этот семейный автомобиль мощнее Bugatti Veyron на 28 л.с., причем весь этот табун принимают на себя только передние колеса! Остается только догадываться, как реализуется мощность этой машины в поворотах, но, впрочем, это всего лишь шоу-кар, который показал возможности фирмы и её готовность взяться за любой, даже самый безумный проект.
Двигатель снабдили сразу двумя турбокомпрессорами от компании Turbonetics, кроме этого потребовалась замена свечей зажигания, кованых поршней и шатунов, впускной и выпускной систем. Разумеется, тюнеры переписали программу управления двигателем, а также усилили сцепление и коробку передач. Взамен стандартной подвески минивэн получил пневмоэлементы, которые позволили изменять клиренс. Помимо этого, машина получила 20-дюймовые легкосплавные диски Fifteen 52, обутые в низкопрофильную резину Toyo Proxes. В салоне – шесть раздельных кресел Recaro, обшитых коричневой кожей, цифровая панель приборов, а также развитый каркас безопасности, который, впрочем, позволяет разместиться и на втором и третьем рядах сидений. Динамические характеристики компания не афишировала, но по неофициальной информации машина способна развить максимальную скорость свыше 300 км/ч.
Микроавтобусы
«На сладкое» у нас микроавтобусы. Ведь согласитесь, гоночная Газель – это что-то вопиющее. Впрочем, мечты водителей фургонов о том, чтобы их машины летали еще быстрее, были реализованы другими фирмами. А первыми такую безумную машину создали в Форде.
1971 – Ford Transit Supervan
Первый заряженный микроавтобус Ford был показан на гоночном треке Брендс-Хэтч в Англии. Созданный шутки ради, автомобиль представлял собой кузов от фургона Transit, в грузовом отсеке которого установили двигатель и коробку передач от Ле-Мановского Ford GT40. От него же позаимствовали задний подрамник, переднюю и заднюю подвески, рулевое управление и тормозные диски.
Внешне от собратьев фургон отличался специальной гоночной окраской с синими полосами, расширенными колесными арками, прикрывшими алюминиевые колесные диски с гоночными сликами, а также сдвоенной выхлопной трубой, торчащей из заднего бампера.
Карбюраторный двигатель V8 мощностью свыше 400 л.с. шутя разгонял вэн до скорости в 240 км/ч. Аэродинамика высокого кузова плохо совмещалась с динамическими способностями автомобиля, поэтому на больших скоростях машину приходилось отлавливать в крутых поворотах, которые фургон мог проехать и на трех колесах! Перед гоночными заездами он выезжал на трассы и в итоге совершил целый шоу-тур по всей Великобритании. К слову, первый Supervan сохранился и по наши дни.
1984 – Ford Transit Supervan 2
После премьеры Транзита нового поколения фордовцы задумались о создании еще одного суперфургона. Получив справедливую цифру 2 в индексе, новый Transit Supervan существенно отличался от своего предшественника. Стилизованный под фургон кузов имел панели из углепластика и базировался на алюминиевой трубчатой раме от гоночного прототипа Ford C100 Группы С.
В грузовом отсеке разместили 500-сильный двигатель Ford Cosworth DFL – одну из версий гоночного двигателя Cosworth DFV, ставшего ключом к успеху многих гоночных команд Формулы-1, а также механическую трансмиссию, позаимствованные от того же С100. От прототипа взяли и карбоновые дисковые вентилируемые тормоза на всех колесах, и независимые подвески спереди и сзади на двойных поперечных рычагах.
На испытаниях в Сильверстоуне микроавтобус развил максимальную скорость в 250 км/ч. Чтобы автомобиль не взлетел, его оснастили мощным аэродинамическим обвесом, включавшим передний спойлер с задним антикрылом. На первых ста метрах в разгоне с места суперфургон не уступал болидам Формулы-1 тех лет! Например, ускорение до 80 км/ч совпадало со значением для формульного Lotus 97T и занимало всего лишь 2,7 секунды.
В сравнении с этим грузовичком меркнут и дорожные суперкары. Так, Lamborghini Countach может разогнаться до 100 км/ч всего за 4,8 секунды, а разгон до 200 км/ч займет у неё 17,5 секунд. Transit Supervan 2 разгоняется до 100 км/ч всего за 3,4 секунды, а в графе 0-200 км/ч записан результат 9,8 секунды. Но и этого фордовцам показалось мало.
1994 – Ford Transit Supervan 3
Для рекламы Форд Транзит нового поколения второй Supervan вытащили из запасника музея и заново построили панели кузова, как можно точнее напоминающие современный автомобиль. Двигатель от С100 довели до 650 л.с., в результате чего на испытаниях машина успешно развила скорость в 280 км/ч. Фургон весом всего лишь 950 кг мог разогнаться до «сотни» за 3,2 секунды.
Такие динамические показатели – не шутка: например, на одном из шоу-показов пилот, притопив педаль газа, получил такую перегрузку, что просто-напросто потерял сознание. К счастью, для этого случая в автомобиле была предусмотрена автоматическая система аварийного отключения, и руководители заезда сразу заметили неладное. В рамках шоу-тура автомобиль несколько раз перекрашивался: например, долгое время он носил традиционную бело-синюю ливрею гоночного подразделения Ford Racing, а для рекламы контракта с Королевской почтой Великобритании его выкрасили в традиционный для нее ярко-красный цвет.
В 2004 году двигатель Cosworth DFL заменили на трехлитровый V6 Ford Cosworth мощностью «всего лишь» 260 л.с. В паре с ним работала пятиступенчатая секвентальная коробка передач Hewland, а масса болида упала до 890 кг. Машину еще несколько лет покатали по выставкам, а в 2007 году руководство озвучило планы использования рамы для перестройки исторического прототипа Ford C100.
Во время премьеры Транзита нового поколения в 2000 году в компании построили фургон Ford Transit World Rally Concept, отличавшийся от сородичей развитым обвесом, гоночной ливреей и каркасом безопасности. Фургон был оснащен стандартным двигателем спереди и представлял собой только эффектный шоу-кар.
Впрочем, честно говоря, все фордовские супервэны были простыми шоу-карами, которые даже не планировались к серийному выпуску. Другое дело – скромные микроавтобусы Volkswagen, которые можно увидеть на дорогах. Но машины из нашего обзора могут утереть нос и Ferrari, и Porsche. Кстати, последний и приложил руку к их разработке.
1984 – Volkswagen Porsche B32
Развозной фургончик Volkswagen Transporter первого поколения был построен на базе узлов и агрегатов известного всем Жука. Та же заднемоторная компоновка, тот же оппозитный моторчик воздушного охлаждения – автомобиль не так далеко ушел от машины, созданной гением Фердинандом Порше. После этого появилось еще несколько поколений машины, причем новейшие автомобили шестого поколения поступили на российский рынок в конце 2015 года. Конечно, от концепции Порше в этих машинах ничего уже не осталось, но они достойно продолжают историческую династию.
Однако в середине 80-х годов в самой компании Порше обратили своё внимание на микроавтобус Transporter 3-го поколения. Двигатель с воздушным охлаждением, расположенный сзади, напомнил создателям о 911-й модели, но скромный мотор, гордо несущий на клапанной крышке эмблему Volkswagen, развивал совсем не суперкаровские 70 л.с. Не проблема – решили в Порше и поставили вместо хиленького мотора могучую оппозитную «шестерку» мощностью в 231 л.с., позаимствованную у Porsche 911 Carrera. В пару добавили пятиступенчатую «механику», способную справиться с этим мотором, а на выбор клиентам могли предложить и четырехступенчатый «автомат».
В результате двухтонный «бус» разгонялся до 100 км/ч всего за 8,2 секунды, а максимальная скорость достигала 215 км/ч. И это при аэродинамике кирпича! Но мало было добиться хорошей динамики – надо было заново научить тяжеленный микроавтобус правильно входить в повороты. Специалисты Порше полностью перетряхнули подвеску, установив спереди и сзади новые пружины и более жесткие амортизаторы, разноширокие шины, обутые на легендарные легкосплавные диски Fuchs, а для уверенного торможения применили вентилируемые тормозные диски увеличенного диаметра по кругу.
Конечно же, салон автобуса больше напоминал пассажирский бизнес-джет: в нём восемь индивидуальных кресел с регулировками, причем ряд за спиной водителя мог поворачиваться на 180 градусов для создания купе. Помимо этого, в машине появился столик из ценных пород дерева, мощный кондиционер и автономный жидкостный отопитель (не забываем о воздушном охлаждении!), а на некоторых экземплярах были установлены телевизор с видеопроигрывателем и даже телефон. Всего было построено примерно 20 микроавтобусов Porsche B32, причем чтобы купить такой «джет», надо было выложить 145 000 марок – две цены базовой 911 Carrera.
2008 – VW Transporter T5 от TH Automobile
Идея «заряженного» Транспортера живет и в наши дни. Мелкими партиями для особых эстетов их выпускает небольшое тюнинг-ателье ТН Automobile, которое почти ежегодно участвует на Фестивале скорости для тюнингованных автомобилей на профильном овале в Нардо. Над задней осью специалисты ателье разместили двигатель в блоке с шестиступенчатой трансмиссией и задним мостом от Porsche 911 GT2.
Казалось бы, оппозитной «турбошестерки» мощностью 530 л.с. с запасом хватит для микроавтобуса, но в ТН Automobile решили иначе и обратились к 9ff – известным тюнерам турбомоторов Porsche. Мощность силового агрегата подскочила до безумных 800 л.с., а крутящий момент упирается в 900 Нм. В результате микроавтобус полной массой глубоко за 2,5 тонны набирает скорость вплоть до 100 км/ч всего за 4,8 секунды, а замеренная на скоростном треке «максималка» зафиксирована бдительными измерительными комплексами на отметке в 310,7 км/ч.
Гулять – так по полной, решили в ТН, и полностью переделали ходовую часть и салон Транспортера. Вместо штатных пружин и рессор поставили упругие пневмоэлементы, автоматически понижающие клиренс с ростом скорости для оптимальной устойчивости, а место штатных тормозных механизмов заняли карбон-керамические диски от все той же Porsche 911 GT2. Сиденье водителя, руль и педали расположены посередине, как у известного суперкара McLaren F1, а позади него разместили еще 4 пассажирских кресла, обшитых кожей и снабженных электрорегулировками. К услугам водителя и пассажиров – мощная аудиосистема, телевизор и видеопроигрыватель, а также раздельный климат-контроль. Точное количество и цена на такие микроавтобусы неизвестны, но любители пощекотать себе нервы в компании друзей вполне могут обратиться к тюнерам TH-Automobile.
Что сейчас?
В настоящее время выдающихся оспортивленных минивэнов, а уж тем более микроавтобусов автопроизводители не строят. Прогресс шагнул вперед, и новые минивэны практически достигли идеала своей изначальной концепции – это достаточно быстрые и комфортабельные машины для большой семьи, способные на многое на дороге.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Странно, что R63 AMG не упомянут
Забыт компактвэн Seat Altea Freetrack, который при небольших доработках едет 4,0...5,5 сек до 100км/ч
Забейте в ютубовский поисковик "car chase scene клещ 2 серия" - никогда бы не подумал, что на РАФе можно ТАК ездить)