Данный материал, как вы уже догадались, посвящен темной стороне развлекательной индустрии и послужит эпитафией уходящей осени, а также языческим праздникам Хеллоуин и Пятница 13-е, с нею связанных. И я имею в виду не всякую там чернь, с которой обыватели ассоциируют эти мероприятия, а кое-что покруче. Ведь если отбросить городской фольклор и верования давно забытых культистов, мы получаем прекрасный повод для маскарада, исполненного черного юмора и веселья. Особенно хорошо этот прием работает в массовой культуре: придумать зловещий образ, наделить его соответствующей символикой, затем снять леденящую душу историю, показать ее на большом экране… а потом от души поржать, зная, что кого-то подобные экзерсисы заставят регулярно «ходить под себя»!
У жанра «хоррор» свои законы, это точно. Трудно поверить, но они соблюдаются даже в крупной промышленности. Автопроизводители, к примеру, – те еще проказники! Жуткий феномен «превращения» работает у них на ура. И вот об этом я расскажу поподробнее. Итак…
Мрачная предыстория
В черные-черные времена (1941 год), в черном-черном городе Детройте, на черном-черном заводе Chevrolet выпускались… серые-серые бескапотные грузовики СОЕ. При этом в мозгах мужчин, одетых в черные-черные костюмы, роились мрачные мысли. Военные контракты на производство техники выполнялись хорошо, но для коммерческого транспорта их грузовики выглядели непрезентабельно и страшновато. Тогда в черном-черном кабинете на вершине черного-черного небоскреба совет директоров утвердил новый дизайн для «тяжеловесов» марки Chevrolet. Калькой для этого послужила модная тогда авиационная тематика.
За монолитом обтекаемой кабины органично разместился прицеп или грузовая платформа. Это положительно сказалось на аэродинамике машин – довольно светлая, кстати, идея для черных-черных промышленников, жадных до наживы. Согласно традиции, «тяжеловесы» делились по типу колесной базы, что напрямую сказывалось на грузоподъемности. Их было три: 2 770 мм (индекс YU), 3 365 мм (индекс YV) и 4 010 мм (индекс YW). Двигателей тоже предлагалось несколько, самые мощные развивали 87 и 90 л.с.
Ухоженные грузовики Chevrolet эффектны и полны очарования. Хотя так и норовят сбросить с себя «цивильное» обличье
Люди в черной-черной башне были уверены, что заказы, сделанные для военных, принесут много прибыли. И, конечно же, в компании Chevrolet знали, как этим военным угодить. Новые грузовики приглянулись не только коммерческим компаниям, мелким бизнесменам и фермерам – армия тоже хотела себе такие. А в 1943-м американское правительство вообще запретило своим автокомпаниям выпускать гражданский транспорт. Из-за черных-черных событий, происходивших в мире, внешний вид «сухогрузов» с крестом на носу не менялся еще целых пять лет.
Все бы ничего, только странные грузовики имели одно неприятное свойство: со временем камуфляжная краска стиралась, коррозия медленно разъедала кузов, превращая блестящий «тяжеловес» в «развалюху, на которой ездят только козлы и маньяки-убийцы» (как скажет один из героев нашего сюжета). За подобное «оборотничество» некий режиссер, Виктор Сальва, снимавший черные-черные фильмы, и полюбил бескапотные сухогрузы Chevrolet COE. В его хорроре «Джиперс Криперс» (2001 год) одна из этих машин играет самую черную роль. Здесь-то и начинается сюжет совсем иного толка…
Дорога домой
Небесно-голубой Кадиллак безмятежно катит себе по шоссе. В полдень, в час сиесты, когда желтый глаз солнца равнодушно смотрит на мир, никто из жителей Флориды не покинет своего дома без веской причины. Оттого пасторали вокруг кажутся необитаемыми.
Истинный творец в местах типа этого, как правило, ищет вдохновения... и запчастей для будущих изобретений
В машине едут двое симпатичных молодых людей, Дэри и Триш Дженнер – брат и сестра. Ребята едут к родителям на летние каникулы. И всю дорогу болтают о пустяках. Каждый из них почти доволен жизнью и рад вновь побывать дома. Потому нескончаемые залитые солнцем луга не напрягают их, а наоборот, вводят в блаженное оцепенение. Они спокойно реагируют как на севший мобильник, так и на отсутствие дорожного движения или на радиопроповедников, исступленно пророчествующих, будто бы «дьявол бродит среди нас». Мол, для Флориды это нормально. При этом, Дэри и Триш настолько поглощены собой, что не замечают, как в зеркале заднего вида стремительно увеличивается что-то черное. Оно выглядит настолько зловеще, что даже солнце стыдливо прячется в облака.
Вдохновителем на очередную страшную историю для Виктора Сальвы стал этот 1,5-тонный «сухогруз». Ржавая, неуклюжая колымага 1941 года выпуска с колесной базой в 158 дюймов была еще на ходу, когда режиссер ее увидел. Агрегировался этот Chevy шестицилиндровым мотором и четырехступенчатой «механикой».
Второй частью «мозаики» стал этот неизвестный гибрид фургона с открытой платформой. Не знаю, для чего использовался этот аппарат, но глядя на него, и без помощи Сальвы возникают нехорошие ассоциации. Да он просто создан для маньяка!
Внимание ребят привлекает сигнал клаксона: его отрывистый, мерзкий звук больно бьет по нервам, напоминая скрежет металла по стеклу. Они оглядываются и видят позади жуткий оскал проржавевшего грузовика, что закрыл собой трассу. Патриция визжит от страха. В попытке освободить дорогу Дариус выворачивает руль, прижимаясь к обочине. Только чудовищная машина не отстает: ее морда вихляет из стороны в сторону, царапая асфальт и выбивая из него фонтаны искр. Если бы Дэри знал, что передний бампер жуткого Шевроле сделан в форме тарана, то непременно наложил бы в штаны.
У преследователя были все шансы разделаться с Кадиллаком и сделать из его пассажиров барбекю, однако он не трогает их. Едва молодежь оглашает истеричным визгом округу, как чудовищный тарантас резко обгоняет купе и скрывается из виду. Грязные, прокопченные стекла его кабины словно недосягаемы для чужих взглядов, отчего ребята так и не смогли понять, кто сидит за рулем Шевроле и есть ли там вообще люди.
Специалисты по спецэффектам шикарно поколдовали над грузовиком «дорожного убийцы»: художественную ржавчину не отличить от настоящей. Машина плотоядно скалится щербатой пастью. Недостающий зуб ей, без сомнения, вышибли в драке
Когда Дэри сумел унять дрожь в руках и включил зажигание, чтобы снова ехать, Патриция очень кстати вспоминает местную байку о пропавших без вести одноклассниках. По слухам, дети исчезли именно на этом шоссе. От былого веселья не осталось и следа. Дариус мрачно вглядывается в панораму, а из приемника вдруг звучит беззаботная песенка: «Джиперс Криперс! Ты откуда выполз? Джиперс Криперс! Джиперс Криперс!»
По пути ребята развлекались тем, что разгадывали аббревиатуры на номерных знаках встречных машин.
Этот они расшифровать не смогли. А на шильдике было написано: «Be eating you» («Сожру вас»), и только-то!
Жуткая встреча
Пустынная трасса, словно змея, одиноко растянулась в обе стороны. За несколько часов пути по родному штату Дэри и Триш так никого и не повстречали. На испуганном «Кэдди» они украдкой пробираются меж кукурузных полей, боясь даже заговорить о том, что недавно с ними случилось. Солнце по-прежнему в зените, но его свет больше не кажется незыблемой опорой всему. Теперь он похож на яркий шелковый шарф, поеденный молью.
– Что за движок стоит в этом черном чудовище?! – вопит Дариус, когда грузовик опять припечатывает его купе на скорости 90 миль/час.
Эх, малыш, там стоит полновесная «восьмерка» от Chevrolet с автоматической коробкой передач. Твоему «Кэди» в дуэли против нее не выстоять. Съемочная группа все спланировала заранее, потому что хочет твоей смерти...
Сердце у Дариуса не на месте – он сжимает рулевое колесо так, что костяшки его пальцев белеют. Патриция чувствует, каким разреженным стал воздух. Наверное, так пахнет бедой. Зловещий фургон молодежь замечает гораздо дальше по шоссе: он спрятан в тени деревьев, рядом с заброшенной церковью. Двери «Шевро» распахнуты настежь. У них суетится зловещая фигура в черном: ее движения порывисты, очертания размыты. Она извлекает из недр своей колымаги какие-то тюки и бросает их в большую трубу. Это зрелище завораживает настолько, что Дэри, пребывая в гипнотической отключке, сам собой сбавляет скорость. Кадиллак уже не катится, а ползет по дороге, позволяя рассмотреть, ЧТО именно завернуто в белые простыни. Очень медленно до ребят доходит: они стали свидетелями жестокой расправы. Происхождение странных тюков, от которых избавлялся их преследователь, выдавали пятна кровавых потеков. Там, под простынями были человеческие тела. Много тел…
– Мы почти уверены в том, ЧТО он сбросил в трубу, – голос Дэри на удивление быстро окреп после неудавшейся погони. – А вдруг человек в простыне еще жив? Мы должны это выяснить. А потом поедем домой и позвоним в полицию.
Если бы Дариус пустил свой «Кэди» в галоп, возможно маньяк ничего бы и не заметил. Но тогда у этой истории был бы другой конец, хеппи-энд, непростительный для жанра «хоррор». Поэтому Он увидел их, а они – Его. Уже через минуту ржавый «Шевро» снова громыхал по шоссе, закрыв собой небо. Дэрри вдавил акселератор в пол, но это не помогло – весь салон Кадиллака ходил ходуном от яростных ударов тарана. Хотя погоня едва началась, мотор голубого купе уже кашлял и задыхался. А чертов грузовик униматься не думал, забавляясь с детьми, словно кот с мышью. В отчаянной попытке спастись Дариус свернул на кукурузное поле. Скорость Шевроле была слишком высока, и машина пролетела мимо.
Логово «дорожного убийцы» располагалось в подвале заброшенной церкви. Оправиться от увиденного внутри Дариус уже не сможет.
– Тела своих жертв он сшил, как лоскуты в одеяле, – в конце дня скажет он копам. – Он сделал на потолке мерзкое подобие Сикстинской капеллы...
«Он съел слишком много сердец…»
Вне себя от ужаса, брат и сестра понимают, что вляпались в одну из тех историй, которые подростками рассказывали друг другу у костра, кутаясь в пледы и прихлебывая горячий шоколад из термоса. Только с изнанки все оказалось не так занимательно: где-то у черта на рогах, пыльные, на грани истерики Дэри и Триш пытаются спастись от обезумевшего убийцы. Они отчаянно пытаются найти выход, хотя оба знают, что их шансы остаться в живых минимальны.
«Он съел слишком много чужих сердец, чтобы его собственное так просто остановилось...»
Критически осмотрев состояние Кадиллака, Дариус улыбается – машина все еще на ходу.
– Все будет хорошо, – шепчет он сестре.
– Ты завязал багажник носком, и говоришь, что все будет хорошо? – не верит та. Мысленно она уже хоронит себя вместе со всеми людьми, что остались лежать там, у церкви. Именно туда наши герои и отправляются, надеясь, что маньяк еще долго не посетит свое логово.
Триш и Дэри в последний раз едут в одной машине и даже не видят, как страшный преследователь расправляется с их полицейским эскортом...
«Дом Боли. Так Оно называет это место», – услышит Дариус в конце дня. Неведомый информатор подробно расскажет ему об истинной природе того ужаса, с которым ему не повезло столкнуться. «Я не в курсе, кто он – демон, или сам Дьявол, или кровожадное порождение временных петель. Но я знаю одно: однажды почуяв свою жертву, он уже не остановится… Он умеет нагонять страх, управляет человеческими эмоциями. По ним-то Он и узнает, есть ли в теле человека необходимая еда…»
Измученные, покрытые липким страхом ребята чудом выбираются к людям. Закусочная на трассе – пока единственная их связь с цивилизованным миром. Мирно трапезничающие посетители глазеют на чумазую Триш, когда она просит вызвать полицию. Копы откликаются на зов с неохотой и, конечно же, не верят ни единому слову заикающихся юнцов. Сквозь тьму убийца следит за ними. Его холодные пустые глаза ничего не выражают. Ему попросту наплевать, сколько «шахматных фигур» будет съедено в этой партии.
За весь фильм чудовище покажут крупным планом всего несколько раз, и то со спины. Но даже этого будет достаточно, чтобы понять: Джиперс Криперс – кто угодно, только не человек...
В закусочной звонит телефон. Резко, как удар бритвы. Не в силах долго выносить этот звук, Дариус берет трубку.
– Каждую 23-ю весну в течении 23 дней Он начинает есть, – слышит он. – Есть легкие, чтобы дышать. Глаза, чтобы видеть. Словно подбирает в людях нужные ему фрагменты. Все, что Он съест, появляется у Него. Не ясно, кто Он – демон, дьявол или кровожадное порождение закоулков времени. Он одевается, как человек, чтобы скрыть свою сущность. Если вы услышите Его песню – бегите. Потому что Его появление предвещает ужас, какого вы никогда не знали. Бегите…
Дэрри и Триш бегут, ища спасения. Бегут что есть сил. Но тщетно. Ничто не способно сдержать ржавый грузовик и его адского седока. Как будто сама Судьба, выпотрошенная наизнанку безумным богом, требует смерти несчастных. А раз так, их не уберегут ни толстые стены, не железные решетки, ни даже полсотни копов из полицейского участка, поставленных в ружье.
У м-ра Криперса великое множество различных схронов. И только вороны знают о них, оглашая округу своим скорбным карканьем…
Полная инфернальной жути драма началась под ярким солнцем, а разрешилась под полной луной. Но и та светит устало, точно больше не в силах выносить деяний чудовища. Впрочем, Ему бледный ночной свет больше и не потребуется. Он сделал все, что было нужно. Укрывшись на старом заводе, демон методично, с деловитой последовательностью адского механизма будет снимать с Дэри кожу. Спокойно, без лишних движений, зная, что его крики не услышит никто. В этих пустошах на помощь парнишке просто некому будет прийти… А где-то в уголке Его логова будет весело рокотать транзисторный приемник, передавая джазовый диксиленд с Луи Армстронгом, исполняющим шутливую детскую песенку «Jeepers Creepers».
Постеры фильма. Премьера «Джиперс Криперс» состоялась 31 августа 2001 года и установила рекорд по кассовым сборам в День труда. При бюджете в $10 миллионов картина заработала почти $60 миллионов и получила премию International Horror Guild в номинации «Лучший фильм»
Эпилог
Глупая сказка, скажете вы, прочитав статью до конца (а может, даже посмотрев фильм). И будете правы, ведь подобные истории, как и число 13, совпавшее с концом рабочей недели, придуманы для развлечения – ибо нельзя ко всему относиться серьезно.
А если однажды, оказавшись на пустынном шоссе в темное время суток, вам на глаза попадется ржавый бескапотник Chevrolet COE 1941 года выпуска, вы ведь не испугаетесь, правда?
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Столько технических подробностей про cab-over-engine Шеви, и такой глупейший косяк, что Шеви Импалу 1960 г.в. назвали Кадиллаком :)
Специально для тупых минусёров повторю: это НЕ Кадиллак, посчитайте хотя бы буквы на капоте, первая фото в главе "Жуткая встреча"