«Дует yourself»: стоит ли отказываться от кондиционера в жару?

Такой желанный многими автомобилистами буквально десяток лет назад, сегодня кондиционер рискует превратиться в одну из тех опций, которая существует в вашем автомобиле исключительно «для галочки».

– Закрой окно, дует! – Do it yourself! (старый анекдот)

– В машине жара, открой окна! – Нет, пусть все думают, что у нас кондиционер! (ещё один старый анекдот)

Эта манера у отечественных автомобилистов начала появляться несколько лет назад. А нынешним летом и вовсе стала трендом: в самое пекло на машинах с кондиционером или климат-контролем открыты окна – что означает, что штатное устройство, предназначенное для охлаждения воздуха в салоне, бездействует.

Чтобы отсечь всякие «показалось», в августовский жаркий полдень я расположился неподалёку от улицы с оживлённым движением и стал наблюдать, записывая результаты в блокнот. Из 100 проехавших мимо меня автомобилей, в которых заведомо есть кондиционер (просто потому что у этих моделей нет комплектаций без «салоноохладителя»), он не работал в 62!

7-1

Ну почему?

Далее я провел небольшой опрос среди друзей и знакомых с одной единственной целью: узнать, почему. Какие причины движут людьми, когда они отказываются от кондиционера. Вот ответы моих знакомых, я расположил их в порядке убывания популярности.

  • Кондиционер – это опасность простуды
  • С кондиционером машина теряет в динамике
  • Кондиционер не заправлен/сломался
  • Выключение кондиционера экономит топливо
  • С закрытыми окнами никто не оценит твой музыкальный вкус
  • С закрытыми окнами нельзя положить локоть на окно

Стоит оговориться, что пятый и шестой ответы – они в большей степени юмористические, нежели реальные, и среди собственно опрошенных не было людей, которые поступают именно так. Гипотетический характер имеет и четвёртый вариант ответа – никто из тех, с кем я разговаривал, не экономит топливо, выключая кондиционер, но некоторые из них предполагают, что такой способ экономии действительно имеет место быть.

Три главных причины

Первая тройка ответов куда более близка к реальности. «Я бы пользовался кондиционером, но он у меня сломан», – такое среди опрошенных случается. Что касается второго по популярности ответа, то его чаще всего дают люди, автомобиль которых оснащён механической коробкой передач: хотя большинство современных кондиционеров автоматически отключаются на разгоне, происходит это только в момент максимально интенсивного ускорения, а вот в ситуациях, когда необходимо, например, плавно тронуться или преодолеть затяжной подъём, человек, находящийся за рулём машины с «механикой», действительно может почувствовать, что при включенном кондиционере динамика автомобиля хуже.

Но, как правило, второй вариант ответа называется в качестве дополнения к основной причине – той, что находится в представленном списке на первом месте: «Простыть боюсь, да и динамика хуже становится». Остановимся на этой логической связке поподробнее.

4-1

Трудности с разгоном и проблемы со здоровьем

Простуда от кондиционера: как не заболеть Кондиционер в машине – это хорошо, а насморк и ангина – это очень плохо. Но почему многие простужаются от кондиционера и что делать, чтобы этого не случилось.

Итак, динамика машины. У вас небольшой автомобиль с не слишком мощным мотором и механической коробкой. Повод ли это, чтобы отказываться от прохлады в летний зной? Пожалуй, нет – ведь если отбросить влияние кондиционера, в ежедневной жизни автомобилиста то и дело возникают ситуации, когда хотелось бы более интенсивного разгона, чем он есть прямо сейчас. И что же вы делаете? Проклинаете маломощный двигатель, саму машину, ее производителя?

Да нет, любой нормальный автомобилист, используя навыки, полученные ещё в автошколе, переключится на пониженную (а особо продвинутый ещё и сделает перегазовку) – и продолжит движение в том темпе, который его устроит. А при трогании с места – просто добавит больше газу. В ситуации с кондиционером логично было бы поступать точно так же – просто учитывать эту дополнительную нагрузку.

Ну а как же с первым вариантом ответа? Подавляющее большинство опрошенных в качестве причины отказа от кондиционера или климат-контроля называют именно боязнь простуды. И это удивительно, потому что достаточно вбить в поисковик фразу вроде «как не простыть под кондиционером в авто», как вывалится сонм статей на эту тему – в частности, сайт Kolesa.ru написал об этом ещё в 2010 году. Все эти статьи сводятся к короткому перечню правил, соблюдение которых реально помогает использовать кондиционер на полную катушку и при этом не заболеть. Перечислим их ещё раз, дополнив некоторой полезной информацией.

Проветрить авто

Перед поездкой проветрите автомобиль в течение 1–2 минут, открыв окна. При этом стоит завести двигатель и включить обдув – это поможет выгнать из салона горячий застоявшийся воздух. Кондиционер не включаем, чтобы избежать его работы «на износ».

Охладить салон

Закройте окна и включите кондиционер на максимальную мощность на 1–2 минуты. На этом шаге необходимо включить режим рециркуляции и выйти из машины, чтобы не простыть под потоком холодного воздуха.

Выставить правильную температуру

Сядьте в автомобиль и отрегулируйте температуру, исходя из того, что перепад между температурой за бортом автомобиля и в салоне не должен превышать 7–10 градусов, а вообще без каких-либо проблем наш организм переносит перепады не более чем в 3–5 градусов. Простуда часто возникает не из-за холода, и из-за температурного шока, который вы наносите организму, когда садитесь в переохлаждённый салон и выходите наружу.

5-1

Прислушиваться к ощущениям

Если шкала регулятора не проградуирована (такое случается), в рамках опыта можно захватить с собой обычный комнатный термометр. Он поможет вам натренировать собственные ощущения и соотнести их с реальным цифрами.

В салоне должна быть лёгкая прохлада, а не свирепый дубак.

А если вы помните предыдущий пункт, вы понимаете, что если на улице +35 °C, то в салоне авто никак не должно быть ниже +25 °C, а в идеале и чуть выше. Кстати, цифрам на шкале регулятора, если они и есть, не стоит доверять на все «сто»: зачастую они есть там, где стоит простенький кондиционер, гонящий в салон холодный воздух определённой температуры, но никак не соотнося её с температурой собственно в салоне – в отличие от климат-контроля, который сам измеряет температуру в салоне и регулирует потоки доставляемого в салон воздуха (хотя и он привирает).

Выбирать правильное направление потока

Если у вас кондиционер, а не «климат», вам нужно следить за окружающей средой: зашедшее за тучу солнце может стать причиной того, что в салоне заметно похолодает – помним, что кондиционер не может самостоятельно отрегулировать температуру, а только поставляет в салон холодный воздух. То же самое справедливо и для распределения потоков – кондиционер гонит воздух туда, куда вы его направите.

В жару не стоит направлять воздух на лобовое стекло, но не из соображений здоровья – под влиянием внешней и внутренней температур стекло может попросту треснуть, как трескается холодный стакан, в который плеснули кипятка.

Современный же «климат» в режиме «auto» (наличие этого режима как раз и отделяет климат-контроль от кондиционера) самостоятельно перераспределит потоки оптимальным образом и в устойчивом режиме, когда не требуется интенсивное охлаждение или обогрев, направит его в салон. В любом случае (и с кондиционером, и с климат-контролем) при направлении потока воздуха в салон, следует избегать того, что холодный воздух бьёт вам прямо в лицо – это быстрейший путь к простуде и ангине.

6-1

Оптимальным решением будет настроить дефлекторы обдува таким образом, чтобы они направляли воздух сразу в заднюю часть салона, минуя тех членов экипажа, что располагаются спереди – на своём пути поток так или иначе охладит переднюю часть салона, а до задней доберётся уже не таким холодным и с почти нулевой скоростью. То есть все, кто находятся в салоне, не получат заряд холодного воздуха в лицо. Если же вы всё-таки чувствуйте, что вам, что называется, «дует», то один или несколько дефлекторов следует направить в другую сторону, прикрыть или даже закрыть полностью.

Регулярно обслуживать систему

Самодельный кондиционер в машине: наш эксперимент Летний зной – короткая пора страданий для автовладельцев, чья машина не обладает кондиционером. Однако шофера в курилках поговаривают, что ПЭТ-бутылки со льдом, положенные на торпедо под стр...

Не стоит принимать на веру байки из разряда «заменить фреон» или «перезаправить»: если кондиционер холодит, значит, ни в какой заправке он не нуждается. Если же «кондёр» перестал справляться со своими функциями, то починить его лучше сразу – количество проблем у долго неработающего кондиционера может увеличиться.

Однако есть важный момент, касающийся именно регулярного обслуживания. Не реже, чем в 6–12 месяцев необходимо менять салонный фильтр. Кроме того, раз в пять лет стоит устраивать антибактериальную обработку испарителю кондиционера.

Если ваш автомобиль проходит регулярное техобслуживание, эти процедуры будут включены в очередной комплекс работ, но это как раз один из тех моментов, которые стоит контролировать дополнительно. Дело в том, что на фильтре и испарителе скапливаются канцерогены, патогены и грибки, которые, попадая в дыхательные пути, провоцируют болезни.


Понятно, что до идеального соблюдения этих правил дело едва ли у кого-то дойдёт – все мы люди, со своей занятостью, цейтнотом, надеждой на «авось» и верой в светлое будущее, которое наступит, несмотря ни на что – даже на все те грабли, которые мы сами себе (и наступающему счастью) заботливо раскладываем. Но даже примерное – скажем, пусть частичное, но постоянное – следование тому, что изложено выше, уже даст эффект.

Надо признать, что вся эта история с выключением кондиционера носит отчётливый провинциальный окрас – всё-таки люди в больших городах (а также те, кто много путешествуют) вынуждены учиться правильно использовать кондиционер. Если вы уже купили себе машину с кондиционером, но ещё не выгнали из себя деревню (зачёркнуто) провинциальный страх простудиться, то вам хочется сказать: в то время, когда кто-то изобретает самодельный кондиционер, вы не пользуетесь тем, который у вас уже есть. Странно сие, ей богу… Апчхи!

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
7 комментариев
18.08.2016 08:20
Петр Хорошев

в сильную жару три часа в пробке ехали с бабушкой старенькой с кондиционером, на себя и на лобовое не направляли потоки. Машина новая. Оба не простыли ни капли, вот так. А в потоке и на более дорогих машинах ехали с открытыми окнами, обливаясь потом и дыша грязным воздухом)

26

19.08.2016 22:48
qwerty trewq

Что-то вроде мифы развенчиваете, а сами же их создаете.

  1. Кондиционер не может работать "на износ", он всегда работает с одной и той же мощностью и приводится в движение ремнем, как помпа и генератор (и отнимает около 15% мощности). Теплее или холоднее климат-контроль делает печкой. И это кстати еще один миф, в современных авто (года так с 95) нет крана печки, она работает всегда, лишь открывается и закрывается заслонкой. И именно поэтому старшее поколение мерзнет при кондеях без климата - боятся трогать ручку с температурой.
  2. Какие еще трещины на лобовом стекле от перепада температур? Вы про обогрев лобового нитями слышали? Когда оно в -20 становится +5 секунд за 30. Там триплекс, ему все пофиг, хоть льда накидай, хоть кипятка налей. Даже заднее каленое стекло и то держит перепады, хотя вот именно с ним и были случаи когда оно осыпалось.
38

17.12.2023 19:20
Peter C
  • и отнимает около 15% мощности "
    Повеяло гаражными байками - мотор 120 лошадей и 350 лошадей, а как отнимал 15% на чахлом, так и на мощном отнимает. 36 КВт кондей - неслабо так, бхахаха!
  • Там триплекс, ему все пофиг, хоть льда накидай, хоть кипятка налей. *
    Без комментариев, просто фейспалм.
    Так кто там " вроде мифы развенчиваете, а сами же их создаете "?

23.08.2016 13:06
Дмитрий

Все конечно правильно, на когда за бортом +40 без кондиционера плоховато, и, как написано, разница в 7-10 градусов меня явно не спасет. А если по трассе ехать надо в жару? Окна открывать?))

7

25.08.2016 13:44
Andrey Kapustinsky

Кондиционер ещё та гадость, особенно если он есть и в машине и на работе...

1

03.09.2016 04:19
Сергей Новокрещёнов

Гадость не в кондёре,а в головах людских и только.

4

03.09.2016 04:17
Сергей Новокрещёнов

А вот народ то притупел,покупая дорогие машины и не пользоватся климатичечской установкой-тупей не куда!

5

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings