Очередная идея запретительной меры от российских чиновников уже заставила изрядно понервничать владельцев старых автомобилей. Минтранс предлагает загородить проезд в населенные пункты старому неэкологичному транспорту.
Глава ведомства Максим Соколов выступил с предложением ввести новые дорожные знаки, запрещающие проезд "стариков" в населенные пункты. Так, автомобилисты будут якобы активнее пересаживаться на машины современных экологических стандартов. Купив себе какой-нибудь автомобиль стандарта "Евро-3", радоваться свободе передвижения поспешно не стоит. Планку порога для проезда планируют постоянно повышать.
А тут еще премьер-министр России Дмитрий Медведев, вновь поднявший вопрос экологического сбора... Его в скором времени должны проработать в Минпромторге и отправить на суд депутатам. Пока не понятно, сколько захотят получать с владельцев машин, произведенным в те годы, когда о нормах "Евро" в России никто еще не знал. Но нынешняя верхняя планка налога в 60-70 тысяч рублей за очень мощные авто на аппетиты государства намекает недвусмысленно.
Испорченный воздух
Законодатели, как всегда, подражать пытаются европейцам. В Старом Свете, помимо платы за лошадиную силу, действительно приходится отвечать монетой и за испорченный воздух (пардон за каламбур). Моя подруга итальянка рассказывает, что рассчитать, сколько ты должен за пользование автомобилем, не так-то просто. Существуют специальные службы, которые следят за тем, чтобы с тебя не взяли лишнего, но и ты не обманул государство на пару-тройку евро.
Бригиттэ Люке
жительница Италии
В большинстве европейских городов автомобиль должен соответствовать минимум классу "Евро-4", только тогда он сможет передвигаться по городским улицам. Я клею на лобовое стекло даже специальную наклейку, чтобы не возникало вопросов. Естественно, более старые машины загрязняются воздух сильнее, поэтому налог на них очень высокий.
Схема, казалось бы, проста и понятна. Когда я был в Европе, мне даже импонировала такая система, но вернувшись в родную страну, понял, что нам до их стандартов далековато. В нашем автопарке средний возраст легковых автомобилей, по расчетам аналитиков из "Автостата", составляет 12 лет, легких коммерческих — 13 лет, автобусов —15 лет, а грузовиков — 19 лет.
Но помимо проблем просто возрастных автомобилей, которые народ держит, потому что нет денег на новые, есть еще и проблема олдтаймеров. Очень старых машин, которые являются не только средством передвижения, но и культурной ценностью. Запрещать им передвигаться в городах и вводить непосильный транспортный налог — немного странно. Их сравнительно мало, и они ни при каких обстоятельствах не могу влиять на экологическую обстановку в городах. Да и владельцы их выбирают, что называется, по любви, а не потому, что не хватило на Hyundai Solaris... Пока что единственной проблемой владельцев таких машин является невозможность застраховать их по Каско.
Александр Соловьёв
руководитель управления андеррайтинга и продвижения автострахования Московского регионального центра "АльфаСтрахование"
Наша компания не занимается страхованием олдтаймеров по Каско, то есть как движимого имущества. Основная услуга, которую мы продаем — урегулирование убытков, устранение последствий ДТП. В отношении ретроавтомобилей этот процесс может быть либо очень затруднительным, либо вообще невозможным по причине крайнего дефицита на рынке запасных частей на такие ТС или полного их отсутствия, а также отсутствия сервисных центров, готовых осуществить ремонт этих машин.
"Старики" в Европе
Теперь обратимся к опыту цивилизованных соседей. В Великобритании, Франции и Германии к "пожилым" ТС относятся более уважительно. Если автомобиль участвует исключительно в выставках и добирается до них своим ходом, транспортный налог платится за несколько дней в году. Для этого необходимо получить специальный сертификат. Всякая просрочка наказывается денежным способом. Если же машина используется на постоянной основе, то расчет налога происходит по стандартной схеме.
Бригиттэ Люке
жительница Италии
С 2015 года в Италии все автоветераны (машины возрастом от 30 лет) освобождены от налога. Но ни о каком запрете проезда для них не может идти и речи. Это нарушение элементарных человеческих прав.
В Финляндии особые "правила игры" для олдтаймеров существуют уже давно. Но есть несколько ограничений. Чтобы получить возможность платить символические деньги за страховку и налог (полностью от них не освобождают), владелец должен подтвердить музейный статус автомобиля, пройдя осмотр в одной из мастерских Клуба исторических автомобилей — филиалы есть практически в каждом городе, включая мелкие. Машина должна иметь состояние, максимально близкое к исходному. Не допускаются никакие запчасти от более новых моделей, и даже цвет должен быть таким же, каким был изначально.
Второе ограничение — возможность ездить не более 30 дней в году. Владельцы ведут бумажные бортовые журналы, куда записывают поездки, — их могут проверить полицейские. Впрочем, нельзя сказать,что налоги на старую технику, не имеющую специального статуса, заградительные или неподъемные. Например, за Volkswagen Polo 1979 года мой приятель из Котки платит 416 евро в год.
Volkswagen Polo первого поколения
В США конфликты с транспортными сборами обходят еще проще. Американцы вообще не платят налоги на автомобиль, они включены в стоимость топлива. В разных регионах страны заложены свои коэффициенты. Часть полученных долларов отправляют в федеральный дорожный фонд, а остальное — в дорожный фонд штата, на территории которого находится АЗС. Такая система не просто справедлива, но и как раз учитывает фактор экологичности. Чем свежее машина, тем меньше должен государству.
И, конечно, непонятен пока что сам механизм отслеживания старых автомобилей на подъезде к городу. Кто будет препятствовать их проезду и каким образом считывать год выпуска по внешнему облику?
Александр Холодов
член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора"
Проект антисоциальный. Те люди, которые богаты, будут ездить на хорошей машине, еще и в городе. Остальным просто укажут на их несостоятельность. Не думаю, что он пройдет обсуждение в Госдуме. Про налог за СО2 тоже пока говорить рано. Российским автопроизводителям еще далеко до средних мировых стандартов экологичности, поэтому обсуждать это как-то непатриотично.
Что в итоге?
В общем, в нынешнем виде, безо всяких исключений, принимать "экологические" законы нельзя. Вообще довольно странно пытаться копировать европейский опыт, когда при нынешнем курсе евро нынешняя средняя зарплата россиянина в 4-5 раз ниже средней зарплаты немца или финна. Но если уж брать пример, то во всем! Как минимум вместе с экосбором вводить и особые правила игры для олдтаймеров.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Я вот считаю,что эконормы должны быть только для самых массовых дешёвых малолитражек.Ведь душат двс большого объёма и мощности,хотя например бмв 7 гораздо меньше чем солярисов.Значит и воздух они особо не загрязняют из-за кол-ва.И то же самое относится к джипам и спортам с V-образными двс
Я вот считаю,что эконормы должны быть только для самых массовых дешёвых малолитражек.Ведь душат двс большого объёма и мощности,хотя например бмв 7 гораздо меньше чем солярисов.Значит и воздух они особо не загрязняют из-за кол-ва.И то же самое относится к джипам и спортам с V-образными двс