Три фактора, без которых не обходится комфортный выезд на пару-тройку дней на природу, на рыбалку/охоту или на какой-нибудь фестиваль или слет – это водоснабжение, свет и печка. Многим кажется, что эти вопросы легко решаются пятилитровой ПЭТ-бутылкой, налобными фонариками и недорогой горелкой на базе одноразовых баллончиков, однако это не так… Вернее, худо-бедно вышеперечисленным обойтись можно, но гораздо правильнее подойти к вопросу с обстоятельностью опытных автотуристов, приложив голову и немного – руки. Ловите инструкцию с картинками!
Освещение лагеря
Может показаться, что налобные фонарики, костерок и ближний свет автомобиля удовлетворят все потребности в вечернем освещении лагеря, но это заблуждение. Костер, способный еще и освещать, нерационально прожорлив – его лучше поддерживать чисто для романтики, слабеньким и небольшим. Использование штатных автомобильных источников света несет риск начать утро с поисков "донора" с "прикуривательными" проводами. Налобники-«циклопы» создают эффект дерганого дискомфортного света, а стоящая на столе электрическая «летучая мышь» слепит вблизи и не дает эффекта светлого пространства вне стола.
Вывод простой – нужен светильник, работающий по принципу уличного фонаря, светящий в центре мини-лагеря с высоты 2,5-3 метров вниз рассеянным светом. Для этого хорошо подходят специальные диодные фонарики в форме «груши», с длинными проводами и "крокодилами" для подключения к автомобильному аккумулятору – китайцы продают такие совсем недорого. Обычно их цепляют крюком под потолок палатки, но опытные автотуристы применяют такие фонари для внешнего, а не внутреннего освещения – фонарь нужно будет поднять повыше. С этой целью в землю забивается арматурный штырь, а на него водружается коротенькая телескопическая удочка, на которой на высоте примерно 2,5 метра закрепляется светильник. Менее технологичный вариант – вкопанная в землю палка аналогичной длины.
При этом, скорее всего, у светильника придется предварительно удлинить (или заменить целиком) шнур питания – провода, которыми комплектуется гаджет, имеют длину около трех метров, а нам нужно как минимум метров шесть, чтобы установить «уличный фонарь» в центре мини-лагеря и дотянуться «крокодилами» до капота машины. Для замены подойдет обычный сетевой шнур сечением 2х0,75 мм. Такой источник света очень удобен для вечерних посиделок небольшой компании и способен работать весь вечер без ущерба для аккумулятора машины.
Печка для кухни и обогрева
Для автомобильных походов выходного дня многим кажутся привлекательными небольшие компактные газовые горелки, работающие от одноразовых цилиндрических баллонов «цангового» типа или дисковых баллонов с креплением «под резьбу». Минус таких устройств – в малой тепловой мощности, боязни ветра, а также дороговизне одноразовых баллонов. При легком ветерке, даже с использованием ветрозащиты, такая горелка мучительно долго кипятит пол-литровую кружку воды. Одна-единственная конфорка означает, что когда согреется тушенка, успеет подернуться пленкой чай, а двухконфорочные китайские и белорусские плитки сделаны из рук вон плохо.
Поэтому самый правильный путь – обратить внимание на опыт водителей-дальнобойщиков, использующих чаще всего не вышеперечисленные «игрушки», а связку пятилитрового газового баллона с редуктором и керамической горелки российского производства. Так называемые «керамические» горелки производят разные компании, но конструктивно они все одинаковы – в металлическом корпусе установлена керамическая перфорированная пластина. Пластина раскаляется, и пламя горит в порах керамики, эффективно выделяя тепло (эти горелки, к слову, часто называют «каталитическими», но это неверный термин). На такую горелку нетрудно пристроить сразу пару кружек + консервную банку, а заправка 4 килограммов газа (именно столько влезет в стандартную пятилитровую емкость) обойдется по цене в несколько раз дешевле одноразового 230-граммового баллона!
Между прочим, эта же газовая система позволит и переночевать в тепле всей компании из 2-4 человек – для этого её нужно дополнить 10-литровой алюминиевой канистрой с водой. Канистра кипятится на горелке, после чего разливается по двухлитровым ПЭТ-бутылкам, которые кладутся в спальники – в ноги и "в пузо". Этот проверенный опытными туристами старинный метод использования простейших тепловых аккумуляторов позволяет спокойно спать в палатке при некомфортной наружной температуре.
Водоснабжение лагеря
Гигиена, возможность умыться, освежиться и не испоганить обивку и интерьер автомобиля жирными после курочки-гриль руками – все это может обеспечить только удобный рукомойник! И его не заменит пятилитровая бутылка-«поливашка», для которой всегда нужен напарник-«водолей».
Джиперы, бывалые автотуристы и прочие опытные люди решают этот вопрос изготовлением специальных автомобильных рукомойников, емкостью литров под двадцать – переносных или устанавливаемых стационарно в багажник, в нишу запасного колеса, салон и так далее. Кто-то делает сам или покупает готовую емкость с краником, льющим самотеком, кто-то использует бачки омывателя лобового стекла с визгливыми моторчиками, которые, впрочем, уже можно размещать более гибко.
Поэтому совет здесь такой: емкость с краном литров на двадцать должна быть у автотуриста обязательно, но впоследствии «водяную систему» можно и "проапгрейдить". Недавно мы писали про малогабаритный и бесшумный 12-вольтный водяной насос – так вот, если его (или любой из аналогичных китайских клонов) поместить в электромонтажную коробочку, вывести наружу провода с "крокодилами", кнопку и прозрачные 8-миллиметровые силиконовые шланги из магазина для дачников, то получится весьма универсальное устройство. Короткий шланг обеспечит удобное умывание, мытье рук, фруктов и овощей, а длинный можно подключать вечером, затевая экспресс-душ.
Повозиться с подборкой компонентов для системы придется всего ничего – это под силу практически любому. В итоге же получится весьма универсальная и удобная конструкция, которую оценят все жители палаточного лагеря выходного дня.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться