Gräf und Stift эрцгерцога Фердинанда: автомобиль, с которого началась Первая мировая

Какая разная у автомобилей бывает судьба! Чуть более ста лет назад ею было суждено сделать так, чтобы один австрийский вельможа в один злополучный день сел в дорогой автомобиль Gräf und Stift Double Phaeton и отправился в короткое путешествие по южному боснийскому городу Сараево. А результатом этого простейшего и неприметного поступка стало известное историческое событие — знаменитое Сараевское убийство, послужившее поводом к началу жестокой и продолжительной бойни — Первой мировой войны. С тех пор о знатном пассажире этой машины давно забыли, но тот самый «Грэф», прозванный «автомобилем смерти», приобрел громкую и печальную славу, возглавив длинную череду машин, в которых насильственно закончили жизнь видные политические деятели разных стран.

Кстати, машина сохранилась до наших дней, и любой желающий может посмотреть на нее в музее в Вене.

Смертельный исход приятной поездки за границу

А всё начиналось так хорошо: солнечным утром 28 июня 1914 года в город Сараево, столицу Боснии и Герцеговины, аннексированной могущественной Австро-Венгерской империей, прибыл с инспекцией австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург с женой, которую звали София Мария Йозефина Альбина Хотек светлейшая герцогиня Гогенберг. Далекие от народа, они вообще не задумывались о том, что там существует немало подпольных молодежных организаций, боровшихся за независимость. Одной из них была «Молодая Босния», члены которой не придумали ничего лучше, как убить знатного гостя — наследника австро-венгерского престола.

Встреча эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софии Хотек
Встреча эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софии Хотек

На железнодорожной станции Сараево эрцгерцога встретили губернатор и сразу шесть автомобилей сопровождения. Для Франца Фердинанда с женой подполковник граф Франц Мария Альфред фон Харрах предложил свой автомобиль Gräf und Stift 28/32PS, в который сел также губернатор. После осмотра казармы по городской набережной они отправились в ратушу. Ее со всех сторон блокировали полицейские, но молодые патриоты-террористы выбрали тихую улочку, где постов было меньше. При прохождении кортежа один из них наобум бросил гранату в его сторону, повредив одну из машин и ранив 20 человек. Эрцгерцог приказал остановить свой автомобиль и распорядился, чтобы раненым оказали первую помощь.

Автомобиль Франца Фердинанда и Софии на набережной реки Миляцки
Автомобиль Франца Фердинанда и Софии на набережной реки Миляцки

После приема в ратуше Франц Фердинанд и София отказались от соблюдения намеченной программы и решили навестить в больнице людей, пострадавших при неудачном покушении. В 10 часов 47 минут эрцгерцог с супругой вновь сели в свой роковой «Грэф». А зря!..

original-sarajevo-graf-stift_html_m52ee36df
original-sarajevo-graf-stift_html_5480130d

Церемония посадки Франца Фердинанда с женой в автомобиль Gräf und Stift 28/32PS

Супружеская чета на заднем сиденье машины, слева у подножки — граф фон Харрах
Супружеская чета на заднем сиденье машины, слева у подножки — граф фон Харрах
Легендарный Gräf und Stift 28/32PS с важными персонами за пару минут до покушения
Легендарный Gräf und Stift 28/32PS с важными персонами за пару минут до покушения

Тем временем 19-летний босниец Гаврило Принцип, православный серб, твердо решивший убить «угнетателя и тирана» на обратном пути, поджидал его недалеко от Латинского моста. Когда автомобиль поравнялся с ним, он шагнул вперед и два раза выстрелил из пистолета. Первая пуля ранила Франца Фердинанда в шею, вторая досталась Софии. Принципа тут же арестовали и избили, а высокопоставленные жертвы скончались по пути в резиденцию губернатора.

Живописная самодеятельная интерпретация Сараевской трагедии
Живописная самодеятельная интерпретация Сараевской трагедии

Итоги приятного путешествия на юг

Секреты императорского гаража: личный транспорт Николая ІІ Последний Император России Николай ІІ был первым из государей, кто смог оценить преимущества нового транспортного средства – автомобиля. Сразу несколько самобеглых колясок поселились в его...

Главный итог известен всем со школьной скамьи: Австрия объявила Сербии ультиматум, она его не приняла, и император Франц Йозеф I ввел туда свои войска. В общем, 1 августа 1914 года началась Первая мировая война, в которой участвовали 33 страны и 70 млн человек. А поводом к началу этой Великой и продолжительной бойни послужило мелкое в мировом масштабе, но ставшее знаменитым Сараевское убийство.

Главный виновник этого мероприятия Гаврило Принцип был осужден на 20 лет и скончался в тюрьме в 1918 году. Второй виновник — роковой «Грэф», развязавший войну, навсегда остался бы незамеченным, если бы не это трагическое событие. Машина успела сменить еще несколько владельцев (в сумме их оказалось 15 за довольно короткий срок), но затем ее вывели из обращения.

Учитывая военные заслуги, в 1920-е годы его отремонтировали и решили сохранить для потомков как свидетеля важных событий в истории планеты и одного из самых ценных «живых» экспонатов, доказавших высокий статус молодого австрийского автопрома.

Сегодня Gräf und Stift 28/32PS является одним из самых ценных экспонатов Венского военно-исторического музея, который разместился за высокими стенами арсенала, основанного в середине XIX века. Вся имперская мощь Австро-Венгрии воплотилась в архитектуре этого грандиозного сооружения, построенного в стиле старинной крепости с мощными башнями, гулкими внутренними дворами и молчаливыми каменными изваяниями.

Массивное здание Венского военного музея, где хранится легендарный «Грэф»
Массивное здание Венского военного музея, где хранится легендарный «Грэф»

Автомобиль и все связанные с Францом Фердинандом и Сараевской трагедией экспонаты представлены в просторном музейном зале с коротким названием «Сараево». Изначальный вариант его оформления был выполнен в багровых тонах. К 100-летию покушения зал отреставрировали, и легендарный автомобиль предстал перед посетителями на фоне улиц старого городка Сараево и огромной фотографии выхода супружеской четы из ратуши.

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в первом варианте оформления зала «Сараево»
Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в первом варианте оформления зала «Сараево»

В этом зале всё настоящее — от многочисленных картин с изображениями Франца Фердинанда, портретов членов его семьи и их личных вещей до реликтового автомобиля Gräf und Stift с флагом Австро-Венгерской монархии и подлинным регистрационным номерным знаком AIII-118 одного из районов Вены более чем 100-летней давности. Тут же – окровавленный светло-голубой мундир Франца Фердинанда, его роскошный головной убор и кушетка, на которой в резиденции губернатора лежал убитый Франц Фердинанд, а врачи пытались оказать ему помощь. В стороне от них — пистолет малолетнего убийцы.

Автомобиль Gräf und Stift соседствует с кушеткой, на которую уложили убитого эрцгерцога
Автомобиль Gräf und Stift соседствует с кушеткой, на которую уложили убитого эрцгерцога
Новая экспозиция с прозрачным стендом с личными вещами Франца Фердинанда
Новая экспозиция с прозрачным стендом с личными вещами Франца Фердинанда
Окровавленный и разорванный мундир эрцгерцога, который он надел 28 июня 1914 года
Окровавленный и разорванный мундир эрцгерцога, который он надел 28 июня 1914 года

Что же это за «Грэф» такой?

Benz против Руссо-Балта и реальная конкуренция: сравнение автопромов 20-х годов 20-е годы ХХ века – время возрождения разрушенной Гражданской и Первой мировой войнами отечественной промышленности. Но несмотря ни на что, автомобилестроители уже тогда могли похвастать ори...

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS, непосредственный участник покушения в Сараево, вовсе не был случайным выбором Франца Фердинанда. В 1910 году его собрала престижная венская компания Gräf und Stift, основанная четырьмя годами ранее тремя братьями Грэф и изобретателем Вильгельмом Штифтом. С первых же лет существования она прославилась своими прочными и комфортными автомобилями.

К моменту описываемых событий фирма предлагала целую гамму дорогих и роскошных легковых машин с четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом от 4,2 до 10 л мощностью 18–65 л. с. Все они имели классическое расположение агрегатов с традиционным для Австро-Венгрии правым расположением руля и оснащались кузовами, отделанными с особой тщательностью и роскошью.

Здесь были мягкие диваны из натуральной кожи, отделка из ценных пород дерева, посеребренные и даже позолоченные ручки, модные шторы, электрическое освещение, шкафчик с напитками на льду… Эти приятные мелочи позволили автомобилям Gräf und Stift быстро завоевать популярность среди австро-венгерской знати. Не чурались собственной продукции коронованные особы и их приближенные.

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS императора Франца Йозефа I. 1912 год
Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS императора Франца Йозефа I. 1912 год
Роскошная 45-сильная машина Gräf und Stift 40/45PS принца Георга Вильгельма
Роскошная 45-сильная машина Gräf und Stift 40/45PS принца Георга Вильгельма

Кайзер Франц Йозеф I ездил на скромном 32-сильном автомобиле образца 1910 года, зато принц Георг Вильгельм позволил себе иметь более мощный и роскошный Gräf und Stift 40/45PS с высоким закрытым кузовом. Интересно, что один из лимузинов, состоявших при дворе императора, снабжался редким даже по нынешним временам полностью алюминиевым кузовом. Во время войны простыми открытыми штабными машинами пользовался новый кайзер Карл I.

Машина Gräf und Stift 40/45PS кайзера Карла I образца 1914 года на фронте
Машина Gräf und Stift 40/45PS кайзера Карла I образца 1914 года на фронте

Авторитет фирмы неизменно рос с каждым сообщением в прессе, что тот или иной автомобиль приобрел кто-либо из высокопоставленных персон страны. Недаром, уже в начале ХХ века «Грэфы» стали называть автомобилями королей или «австрийскими Роллс-Ройсами». В эту рекламную кампанию удачно вписался и «автомобиль смерти», подстегнувший спрос на машины этой марки.

Тихая музейная старость проказника «Грэфа»

Феномен Генри Форда: как в 40 лет начать с гаража и вырастить империю Даже если бы он всего лишь учредил свою автомобильную марку, мы б и то должны были внести его имя в учебники истории. Но Генри Форд сделал большее – основав несколько социально-экономических...

Если бы не трагическое покушение, автомобиль Gräf und Stift 28/32PS не оставил бы заметного следа в истории, да и вообще вряд ли сохранился. Теперь же, волею судьбы, это национальная гордость Австрии и ценнейший автомобильный раритет, которому, наверное, и сегодня снятся его былые смертельные проказы. Кстати, не только в Сараево.

Почти за четыре года до убийства Франца Фердинанда, 15 декабря 1910 года эту машину приобрел граф Франц фон Харрах. По тем временам это был достаточно модный, солидный и комфортный автомобиль для отнюдь не бедных людей. Сразу же после событий в Сараево Харрах продал его военному ведомству. И тут началась полоса странных историй.

Австрийский генерал, новый владелец «Грэфа», потерпев разгром в одном из сражений, вышел в отставку и сошел с ума. Затем машину вручили штабному офицеру, который через месяц вместе с тремя сослуживцами закончил свою карьеру под колесами встречного грузовика. С окончанием войны череда смертей продолжалась. Сначала, перевернувшись на повороте, «Грэф» отправил на тот свет шофера очередного знатного господина, затем повторил тот же трюк с врачом, ехавшим к больному, и сразу с пятью гостями, возвращавшимися со свадьбы. К ним можно добавить богатого ювелира, которого по неизвестной причине автомобиль вынудил покончить с собой. По разным источникам его жертвами стали от 13 до 22 человек. Тут сделаем пометку, что часть смертей автомобилю могли приписать журналисты для более складной картины.

Что же это был за автомобиль? Модель 28/32PS имела вполне традиционную для своего времени конструкцию с рядным четырехцилиндровым верхнеклапанным двигателем мощностью 32 л. с. Каждые два цилиндра у него объединялись в отдельные блоки. Сцепление было многодисковым «мокрым» в масляном картере (не совсем такое же, как в современных преселективных роботах, но сходства имеются), коробка передач — обычная механическая четырехступенчатая.

Под капотом легендарной машины простой 6-литровый мотор в 32 силы
Под капотом легендарной машины простой шестилитровый мотор в 32 «силы»

Самой оригинальной и необычной деталью машины являлись две тормозные педали. Одна служила для легкого притормаживания, другая — для резкого экстренного воздействия на задние барабанные тормоза. При собственной массе 1 600 кг автомобиль достигал максимальной скорости 85 км/ч.

original-sarajevo-graf-stift_html_m4d567b0b
original-sarajevo-graf-stift_html_349386c5

Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в обновленном зале на фоне улиц Сараево

На машине Франца Фердинанда был установлен открытый семиместный кузов оливкового цвета, так называемый двойной фаэтон, со всеми сиденьями и обивкой из натуральной кожи. Из двух передних место шофера сделали немного шире, чем соседнее. За ними на специальных рычагах крепились два одноместных откидных сиденья для охраны и прислуги. Сзади стоял массивный трехместный диван с боковыми подлокотниками.

original-sarajevo-graf-stift_html_1e1645fc
original-sarajevo-graf-stift_html_m3b83ba22

Трансформируемый салон машины со средними откидными сиденьями

Незаметным напоминанием о давным-давно произошедшей трагедии стало сквозное отверстие от пули, предназначенной Софии Хотек, оставшееся на правой задней части кузова под подлокотником сиденья. Несмотря на ремонты, реставрацию и пристальные взгляды посетителей, за долгую жизнь автомобиля оно отлично сохранилось. Что же касается «автомобиля смерти», то на момент помещения в музей его счетчик показывал пробег всего лишь в 8 596 км.

Сквозное отверстие в правой боковине кузова от второй пули убийцы
Сквозное отверстие в правой боковине кузова от второй пули убийцы

После Сараевской трагедии фирме Gräf und Stift было отпущено еще добрых 25 лет более или менее благополучного существования, в течение которых создание буквально каждого роскошного легкового автомобиля этой марки становилось знаменательным событием в жизни Австрии. К ним стоит добавить грузовики, остававшиеся в программе до конца 1970-х.

В статье использованы материалы Венского военно-исторического музея и Центра стратегических оценок и прогнозов, книги Österreichische Kraftfahrzeuge, 1982 и Das Auto von Sarajevo, 2014.

Автор выражает благодарность историку Татьяне Климкиной за советы при работе над статьей.

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
13.07.2016 16:29
Николай

...но в любом случае, эрцгерцогу в поездке досталась сильно «бывалая» машина...

согласно "Почти за четыре года до убийства Франца Фердинанда, 15 декабря 1910 года эту машину приобрел граф Франц фон Харрах. Сразу же после событий в Сараево Харрах продал его военному ведомству. И тут началась полоса странных историй", 4 года машиной пользовался фон Харрах, потом в ней убили эрцгерцога, а уже потом началась череда странных смертей из за авто ... а по последней фразе можно подумать что Фердинанд в ней поехал уже после всех несчастных случаев. Так кому не повезло? Эрцгерцогу, что ему досталась странная машина? или автомобилю, что в нем убили наследника?)


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings