Кстати, машина сохранилась до наших дней, и любой желающий может посмотреть на нее в музее в Вене.
Смертельный исход приятной поездки за границу
А всё начиналось так хорошо: солнечным утром 28 июня 1914 года в город Сараево, столицу Боснии и Герцеговины, аннексированной могущественной Австро-Венгерской империей, прибыл с инспекцией австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург с женой, которую звали София Мария Йозефина Альбина Хотек светлейшая герцогиня Гогенберг. Далекие от народа, они вообще не задумывались о том, что там существует немало подпольных молодежных организаций, боровшихся за независимость. Одной из них была «Молодая Босния», члены которой не придумали ничего лучше, как убить знатного гостя — наследника австро-венгерского престола.
На железнодорожной станции Сараево эрцгерцога встретили губернатор и сразу шесть автомобилей сопровождения. Для Франца Фердинанда с женой подполковник граф Франц Мария Альфред фон Харрах предложил свой автомобиль Gräf und Stift 28/32PS, в который сел также губернатор. После осмотра казармы по городской набережной они отправились в ратушу. Ее со всех сторон блокировали полицейские, но молодые патриоты-террористы выбрали тихую улочку, где постов было меньше. При прохождении кортежа один из них наобум бросил гранату в его сторону, повредив одну из машин и ранив 20 человек. Эрцгерцог приказал остановить свой автомобиль и распорядился, чтобы раненым оказали первую помощь.
После приема в ратуше Франц Фердинанд и София отказались от соблюдения намеченной программы и решили навестить в больнице людей, пострадавших при неудачном покушении. В 10 часов 47 минут эрцгерцог с супругой вновь сели в свой роковой «Грэф». А зря!..
Церемония посадки Франца Фердинанда с женой в автомобиль Gräf und Stift 28/32PS
Тем временем 19-летний босниец Гаврило Принцип, православный серб, твердо решивший убить «угнетателя и тирана» на обратном пути, поджидал его недалеко от Латинского моста. Когда автомобиль поравнялся с ним, он шагнул вперед и два раза выстрелил из пистолета. Первая пуля ранила Франца Фердинанда в шею, вторая досталась Софии. Принципа тут же арестовали и избили, а высокопоставленные жертвы скончались по пути в резиденцию губернатора.
Итоги приятного путешествия на юг
Главный итог известен всем со школьной скамьи: Австрия объявила Сербии ультиматум, она его не приняла, и император Франц Йозеф I ввел туда свои войска. В общем, 1 августа 1914 года началась Первая мировая война, в которой участвовали 33 страны и 70 млн человек. А поводом к началу этой Великой и продолжительной бойни послужило мелкое в мировом масштабе, но ставшее знаменитым Сараевское убийство.
Главный виновник этого мероприятия Гаврило Принцип был осужден на 20 лет и скончался в тюрьме в 1918 году. Второй виновник — роковой «Грэф», развязавший войну, навсегда остался бы незамеченным, если бы не это трагическое событие. Машина успела сменить еще несколько владельцев (в сумме их оказалось 15 за довольно короткий срок), но затем ее вывели из обращения.
Учитывая военные заслуги, в 1920-е годы его отремонтировали и решили сохранить для потомков как свидетеля важных событий в истории планеты и одного из самых ценных «живых» экспонатов, доказавших высокий статус молодого австрийского автопрома.
Сегодня Gräf und Stift 28/32PS является одним из самых ценных экспонатов Венского военно-исторического музея, который разместился за высокими стенами арсенала, основанного в середине XIX века. Вся имперская мощь Австро-Венгрии воплотилась в архитектуре этого грандиозного сооружения, построенного в стиле старинной крепости с мощными башнями, гулкими внутренними дворами и молчаливыми каменными изваяниями.
Автомобиль и все связанные с Францом Фердинандом и Сараевской трагедией экспонаты представлены в просторном музейном зале с коротким названием «Сараево». Изначальный вариант его оформления был выполнен в багровых тонах. К 100-летию покушения зал отреставрировали, и легендарный автомобиль предстал перед посетителями на фоне улиц старого городка Сараево и огромной фотографии выхода супружеской четы из ратуши.
В этом зале всё настоящее — от многочисленных картин с изображениями Франца Фердинанда, портретов членов его семьи и их личных вещей до реликтового автомобиля Gräf und Stift с флагом Австро-Венгерской монархии и подлинным регистрационным номерным знаком AIII-118 одного из районов Вены более чем 100-летней давности. Тут же – окровавленный светло-голубой мундир Франца Фердинанда, его роскошный головной убор и кушетка, на которой в резиденции губернатора лежал убитый Франц Фердинанд, а врачи пытались оказать ему помощь. В стороне от них — пистолет малолетнего убийцы.
Что же это за «Грэф» такой?
Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS, непосредственный участник покушения в Сараево, вовсе не был случайным выбором Франца Фердинанда. В 1910 году его собрала престижная венская компания Gräf und Stift, основанная четырьмя годами ранее тремя братьями Грэф и изобретателем Вильгельмом Штифтом. С первых же лет существования она прославилась своими прочными и комфортными автомобилями.
К моменту описываемых событий фирма предлагала целую гамму дорогих и роскошных легковых машин с четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом от 4,2 до 10 л мощностью 18–65 л. с. Все они имели классическое расположение агрегатов с традиционным для Австро-Венгрии правым расположением руля и оснащались кузовами, отделанными с особой тщательностью и роскошью.
Здесь были мягкие диваны из натуральной кожи, отделка из ценных пород дерева, посеребренные и даже позолоченные ручки, модные шторы, электрическое освещение, шкафчик с напитками на льду… Эти приятные мелочи позволили автомобилям Gräf und Stift быстро завоевать популярность среди австро-венгерской знати. Не чурались собственной продукции коронованные особы и их приближенные.
Кайзер Франц Йозеф I ездил на скромном 32-сильном автомобиле образца 1910 года, зато принц Георг Вильгельм позволил себе иметь более мощный и роскошный Gräf und Stift 40/45PS с высоким закрытым кузовом. Интересно, что один из лимузинов, состоявших при дворе императора, снабжался редким даже по нынешним временам полностью алюминиевым кузовом. Во время войны простыми открытыми штабными машинами пользовался новый кайзер Карл I.
Авторитет фирмы неизменно рос с каждым сообщением в прессе, что тот или иной автомобиль приобрел кто-либо из высокопоставленных персон страны. Недаром, уже в начале ХХ века «Грэфы» стали называть автомобилями королей или «австрийскими Роллс-Ройсами». В эту рекламную кампанию удачно вписался и «автомобиль смерти», подстегнувший спрос на машины этой марки.
Тихая музейная старость проказника «Грэфа»
Если бы не трагическое покушение, автомобиль Gräf und Stift 28/32PS не оставил бы заметного следа в истории, да и вообще вряд ли сохранился. Теперь же, волею судьбы, это национальная гордость Австрии и ценнейший автомобильный раритет, которому, наверное, и сегодня снятся его былые смертельные проказы. Кстати, не только в Сараево.
Почти за четыре года до убийства Франца Фердинанда, 15 декабря 1910 года эту машину приобрел граф Франц фон Харрах. По тем временам это был достаточно модный, солидный и комфортный автомобиль для отнюдь не бедных людей. Сразу же после событий в Сараево Харрах продал его военному ведомству. И тут началась полоса странных историй.
Австрийский генерал, новый владелец «Грэфа», потерпев разгром в одном из сражений, вышел в отставку и сошел с ума. Затем машину вручили штабному офицеру, который через месяц вместе с тремя сослуживцами закончил свою карьеру под колесами встречного грузовика. С окончанием войны череда смертей продолжалась. Сначала, перевернувшись на повороте, «Грэф» отправил на тот свет шофера очередного знатного господина, затем повторил тот же трюк с врачом, ехавшим к больному, и сразу с пятью гостями, возвращавшимися со свадьбы. К ним можно добавить богатого ювелира, которого по неизвестной причине автомобиль вынудил покончить с собой. По разным источникам его жертвами стали от 13 до 22 человек. Тут сделаем пометку, что часть смертей автомобилю могли приписать журналисты для более складной картины.
Что же это был за автомобиль? Модель 28/32PS имела вполне традиционную для своего времени конструкцию с рядным четырехцилиндровым верхнеклапанным двигателем мощностью 32 л. с. Каждые два цилиндра у него объединялись в отдельные блоки. Сцепление было многодисковым «мокрым» в масляном картере (не совсем такое же, как в современных преселективных роботах, но сходства имеются), коробка передач — обычная механическая четырехступенчатая.
Самой оригинальной и необычной деталью машины являлись две тормозные педали. Одна служила для легкого притормаживания, другая — для резкого экстренного воздействия на задние барабанные тормоза. При собственной массе 1 600 кг автомобиль достигал максимальной скорости 85 км/ч.
Автомобиль Gräf und Stift 28/32PS в обновленном зале на фоне улиц Сараево
На машине Франца Фердинанда был установлен открытый семиместный кузов оливкового цвета, так называемый двойной фаэтон, со всеми сиденьями и обивкой из натуральной кожи. Из двух передних место шофера сделали немного шире, чем соседнее. За ними на специальных рычагах крепились два одноместных откидных сиденья для охраны и прислуги. Сзади стоял массивный трехместный диван с боковыми подлокотниками.
Трансформируемый салон машины со средними откидными сиденьями
Незаметным напоминанием о давным-давно произошедшей трагедии стало сквозное отверстие от пули, предназначенной Софии Хотек, оставшееся на правой задней части кузова под подлокотником сиденья. Несмотря на ремонты, реставрацию и пристальные взгляды посетителей, за долгую жизнь автомобиля оно отлично сохранилось. Что же касается «автомобиля смерти», то на момент помещения в музей его счетчик показывал пробег всего лишь в 8 596 км.
После Сараевской трагедии фирме Gräf und Stift было отпущено еще добрых 25 лет более или менее благополучного существования, в течение которых создание буквально каждого роскошного легкового автомобиля этой марки становилось знаменательным событием в жизни Австрии. К ним стоит добавить грузовики, остававшиеся в программе до конца 1970-х.
В статье использованы материалы Венского военно-исторического музея и Центра стратегических оценок и прогнозов, книги Österreichische Kraftfahrzeuge, 1982 и Das Auto von Sarajevo, 2014.
Автор выражает благодарность историку Татьяне Климкиной за советы при работе над статьей.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
...но в любом случае, эрцгерцогу в поездке досталась сильно «бывалая» машина...
согласно "Почти за четыре года до убийства Франца Фердинанда, 15 декабря 1910 года эту машину приобрел граф Франц фон Харрах. Сразу же после событий в Сараево Харрах продал его военному ведомству. И тут началась полоса странных историй", 4 года машиной пользовался фон Харрах, потом в ней убили эрцгерцога, а уже потом началась череда странных смертей из за авто ... а по последней фразе можно подумать что Фердинанд в ней поехал уже после всех несчастных случаев. Так кому не повезло? Эрцгерцогу, что ему досталась странная машина? или автомобилю, что в нем убили наследника?)