Гугл-кар не пройдёт: почему беспилотники не вытеснят традиционные авто

Ох уж эти футурологи... В прогрессивной прессе смерть «традиционного автомобилизма», где люди покупают себе машины и ездят на них, подаётся уже как без пяти минут свершившийся факт. И строятся самые удивительные прогнозы, что же будет дальше. Вот, скажем, венчурный фонд Andreessen Horowitz прогнозирует обвал цен на недвижимость. Якобы из-за того, что в эру автономных машин не понадобятся парковки при строительстве домов. А мне почему-то кажется, что слухи о скором порабощении нас таксомоторами и унылыми общественными повозками на электроходу сильно преувеличены. И вот почему.

Не так давно я примерно на неделю остался без машины — мастер, которому я мог доверить диагностику одной неоднозначной поломки, уехал в отпуск. Бывает. Я не сильно расстроился, потому что за те годы, что я не вылезал из-за руля, в городе появилась куча продвинутых сервисов. Все их хотелось, наконец, опробовать на себе.

Какие там джихад-такси? Теперь ведь есть и Uber, и Gett, и Яндекс-такси, а ещё каршеринг и прочие признаки светлого будущего. Забегая вперёд — через неделю я мчался на встречу с мастером, как на крыльях. Ещё бы — это был день, когда я возвращался к собственной машине с твёрдым желанием больше никогда не лишаться её.

Я не могу сказать, что водители в такси были сплошь какие-нибудь бандиты или хамы. Отнюдь — ведь в такси-сервисах есть балльная система. Попробуй тут нахамить... И всё же регулярные поездки в такси высосали из меня столько нервов, сколько не высасывал месяц езды за рулем.

Depositphotos_124243160_original

Разумеется, мне попался хрестоматийный армянин, который плохо ориентировался в городе. А вы думали, они испарились вместе с профессией бомбилы? Потом был парень, который полтора часа рассказывал о нелёгкой жизни малого предпринимательства и непомерных налогах на ИП. Потом дяденька, судя по всему приехавший после годового отпуска в буддийском монастыре — он всегда вставал в самый длинный ряд, пропускал всех и сохранял полнейшее спокойствие.

Ну и машины тоже — вроде бы приличные, но у одного грязновато, у другого сзади бренчит подвеска, у третьего навязчиво пахнет ароматизатором, четвёртый слушает какую-то мерзость, хоть и негромко.

taxi

Улавливаете мысль? Если говорить о комфортном перемещении, то обычное такси — не вариант на каждый день. Лучше общественного транспорта — бесспорно, но по уровню комфорта до личного автомобиля не дотягивает даже близко. Какие-то раздражители можно убрать, но каждый раз вступать в дискуссию с таксистом и требовать выключить музыку или засунуть надоедливую ёлочку в бардачок — удовольствие ниже среднего.

Наверное, впечатление было бы иным, пользуйся я люксовым такси, где в парке сплошь машины бизнес- и представительского класса не старше 3 лет, шофёры изучали этикет в Лондоне, а вождение — в ФСО... Но тут мы упираемся в цену вопроса и понимаем, что регулярное использование дорогого такси обойдется дороже содержания собственной машины бизнес-класса.

Ну хорошо, человеческий фактор в такси — куда от него денешься... А как насчет общественных машин, где водишь сам? Пока всё плохо. Российский каршеринг пока что производит впечатление игрушки для хипстеров. Мелкие сети вообще рассматривать не имеет смысла — зона покрытия скромная, машин мало, а до ближайшей может оказаться 15-20 минут ходьбы.

Попытка обратиться к единственной крупной каршеринговой компании озадачила ещё сильнее. Нужно было лично придти к ним в офис, чтобы подписать договор или самостоятельно распечатать и вызвать курьера за ним. Распечатать. Договор. И эти люди что-то говорят о технологиях будущего? Я уже не говорю о том, что машины в службах каршеринга пока предлагаются максимально унылые, ездить на которых вообще не хочется.

Нет, конечно, это всё «болезни роста». В Калифорнии, скажем, никаких бумажных договоров не надо — прицепил в приложении свою банковскую карту и гоняй сколько влезет. Два часа бесплатно (окупается за счёт рекламы на бортах машины) и по 6 долларов за каждый следующий час. В Париже тоже есть удобная сеть с электрокарами.

Правда, есть нюанс. Везде, где из цепочки «продукт — клиент» изъят человек, появляются сюрпризы уже не от исполнителей, а от других клиентов. Да-да, я говорю о грязи. Внутри этих парижских серебристых электрокаров по большей части царит такой бардак, что хочется постелить тряпочку на кресло, а за руль браться в перчатках. Прокатные машины ещё хоть как-то чистят после клиентов, а за каршеринговыми присмотр просто невозможен, иначе теряется всё преимущество.

Hand On Steering Wheel

Ровно то же самое будет с беспилотниками. Они будут грязными, побитыми, заклеенными жвачками и заваленными мусором, потому что никакие высокие технологии не искоренят в человеке свинью. И — частного собственника.

Идея тотальной уберизации автомобильной отрасли и отказ от модели частного владения столь же утопична, как и все прочие экстремально левые идеи. На бумаге всё стройно и справедливо. Как только доходит до реализации, получается Советский Союз, Северная Корея или Венесуэла.

Зато если идеи общественного равенства использовать грамотно, то выходит Швеция, в крайнем случае — Китай. Так и в автомобилях. Автопилот — классная штука, чтобы доверять ему управление, когда нужно отвлечься на почту в телефоне. Или «позвать» свою машину с паркинга ко входу. Но автомобили останутся в собственности у людей.

И когда кто-нибудь вам будет говорить обо «всём прогрессивном человечестве», имея в виду сотню тысяч хипстеров в Нью-Йорке и Сан-Франциско, которые голосовали за Берни Сандерса... Напомните ему про 700 000 полноразмерных пикапов Ford F-150, ежегодно продаваемых в США.

Опрос
Вы бы променяли свою машину на такси или каршеринг?
Ваш голос
Всего голосов:

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
7 комментариев
14.04.2017 07:14
Евгений Тапыев

Так и есть, в обозримом будущем взаимодополняющие друг друга личный автомобиль и общественный транспорт в привычном виде никуда не денутся. Разве что да, рано или поздно будет доведен до ума и станет стандартом полноценный автопилот, но не исключающий возможности вождения в ручном режиме. Да и двигатель внутреннего сгорания ещё очень рано хоронить.

3

15.04.2017 01:49
diver.alex@mail.ru

Почитай на досуге во что обходится свой автомобиль в славном городе Сингапуре... Мы идем к этому же, свой автомобиль становится роскошью.

6

17.04.2017 00:45
Эмик

это да.В итоге автомобили в собственности будут опять же только у элиты... и возможность вождения в ручном режиме тоже станет роскошью

1

18.04.2017 12:37
polina_gagarinova@mail.ru

да да


15.04.2017 01:44
diver.alex@mail.ru

Очередной писака со своим бредом. В беспилотном автомобиле не будет надоедливого таксиста и даже если машина из каршеринга ничто не мешает ей самой периодически гонять на мойку где ее приведут в порядок.

10

18.04.2017 20:12
Александр

Беспилотный автомобиль хорош,но не в наших условиях


22.04.2017 09:40
avel

Лет 100-150 назад наверняка так же о лошадях писали. Как можно променять своего коня на этот дилижанс с клопами. А этот вонючий извозчик даже не мылся с месяц!

2

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings