Не так давно я примерно на неделю остался без машины — мастер, которому я мог доверить диагностику одной неоднозначной поломки, уехал в отпуск. Бывает. Я не сильно расстроился, потому что за те годы, что я не вылезал из-за руля, в городе появилась куча продвинутых сервисов. Все их хотелось, наконец, опробовать на себе.
Какие там джихад-такси? Теперь ведь есть и Uber, и Gett, и Яндекс-такси, а ещё каршеринг и прочие признаки светлого будущего. Забегая вперёд — через неделю я мчался на встречу с мастером, как на крыльях. Ещё бы — это был день, когда я возвращался к собственной машине с твёрдым желанием больше никогда не лишаться её.
Я не могу сказать, что водители в такси были сплошь какие-нибудь бандиты или хамы. Отнюдь — ведь в такси-сервисах есть балльная система. Попробуй тут нахамить... И всё же регулярные поездки в такси высосали из меня столько нервов, сколько не высасывал месяц езды за рулем.
Разумеется, мне попался хрестоматийный армянин, который плохо ориентировался в городе. А вы думали, они испарились вместе с профессией бомбилы? Потом был парень, который полтора часа рассказывал о нелёгкой жизни малого предпринимательства и непомерных налогах на ИП. Потом дяденька, судя по всему приехавший после годового отпуска в буддийском монастыре — он всегда вставал в самый длинный ряд, пропускал всех и сохранял полнейшее спокойствие.
Ну и машины тоже — вроде бы приличные, но у одного грязновато, у другого сзади бренчит подвеска, у третьего навязчиво пахнет ароматизатором, четвёртый слушает какую-то мерзость, хоть и негромко.
Улавливаете мысль? Если говорить о комфортном перемещении, то обычное такси — не вариант на каждый день. Лучше общественного транспорта — бесспорно, но по уровню комфорта до личного автомобиля не дотягивает даже близко. Какие-то раздражители можно убрать, но каждый раз вступать в дискуссию с таксистом и требовать выключить музыку или засунуть надоедливую ёлочку в бардачок — удовольствие ниже среднего.
Наверное, впечатление было бы иным, пользуйся я люксовым такси, где в парке сплошь машины бизнес- и представительского класса не старше 3 лет, шофёры изучали этикет в Лондоне, а вождение — в ФСО... Но тут мы упираемся в цену вопроса и понимаем, что регулярное использование дорогого такси обойдется дороже содержания собственной машины бизнес-класса.
Ну хорошо, человеческий фактор в такси — куда от него денешься... А как насчет общественных машин, где водишь сам? Пока всё плохо. Российский каршеринг пока что производит впечатление игрушки для хипстеров. Мелкие сети вообще рассматривать не имеет смысла — зона покрытия скромная, машин мало, а до ближайшей может оказаться 15-20 минут ходьбы.
Попытка обратиться к единственной крупной каршеринговой компании озадачила ещё сильнее. Нужно было лично придти к ним в офис, чтобы подписать договор или самостоятельно распечатать и вызвать курьера за ним. Распечатать. Договор. И эти люди что-то говорят о технологиях будущего? Я уже не говорю о том, что машины в службах каршеринга пока предлагаются максимально унылые, ездить на которых вообще не хочется.
Нет, конечно, это всё «болезни роста». В Калифорнии, скажем, никаких бумажных договоров не надо — прицепил в приложении свою банковскую карту и гоняй сколько влезет. Два часа бесплатно (окупается за счёт рекламы на бортах машины) и по 6 долларов за каждый следующий час. В Париже тоже есть удобная сеть с электрокарами.
Правда, есть нюанс. Везде, где из цепочки «продукт — клиент» изъят человек, появляются сюрпризы уже не от исполнителей, а от других клиентов. Да-да, я говорю о грязи. Внутри этих парижских серебристых электрокаров по большей части царит такой бардак, что хочется постелить тряпочку на кресло, а за руль браться в перчатках. Прокатные машины ещё хоть как-то чистят после клиентов, а за каршеринговыми присмотр просто невозможен, иначе теряется всё преимущество.
Ровно то же самое будет с беспилотниками. Они будут грязными, побитыми, заклеенными жвачками и заваленными мусором, потому что никакие высокие технологии не искоренят в человеке свинью. И — частного собственника.
Идея тотальной уберизации автомобильной отрасли и отказ от модели частного владения столь же утопична, как и все прочие экстремально левые идеи. На бумаге всё стройно и справедливо. Как только доходит до реализации, получается Советский Союз, Северная Корея или Венесуэла.
Зато если идеи общественного равенства использовать грамотно, то выходит Швеция, в крайнем случае — Китай. Так и в автомобилях. Автопилот — классная штука, чтобы доверять ему управление, когда нужно отвлечься на почту в телефоне. Или «позвать» свою машину с паркинга ко входу. Но автомобили останутся в собственности у людей.
И когда кто-нибудь вам будет говорить обо «всём прогрессивном человечестве», имея в виду сотню тысяч хипстеров в Нью-Йорке и Сан-Франциско, которые голосовали за Берни Сандерса... Напомните ему про 700 000 полноразмерных пикапов Ford F-150, ежегодно продаваемых в США.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Так и есть, в обозримом будущем взаимодополняющие друг друга личный автомобиль и общественный транспорт в привычном виде никуда не денутся. Разве что да, рано или поздно будет доведен до ума и станет стандартом полноценный автопилот, но не исключающий возможности вождения в ручном режиме. Да и двигатель внутреннего сгорания ещё очень рано хоронить.
Почитай на досуге во что обходится свой автомобиль в славном городе Сингапуре... Мы идем к этому же, свой автомобиль становится роскошью.
это да.В итоге автомобили в собственности будут опять же только у элиты... и возможность вождения в ручном режиме тоже станет роскошью
да да
Очередной писака со своим бредом. В беспилотном автомобиле не будет надоедливого таксиста и даже если машина из каршеринга ничто не мешает ей самой периодически гонять на мойку где ее приведут в порядок.
Беспилотный автомобиль хорош,но не в наших условиях
Лет 100-150 назад наверняка так же о лошадях писали. Как можно променять своего коня на этот дилижанс с клопами. А этот вонючий извозчик даже не мылся с месяц!