Возможно, в столицах этот вид предпринимательства уже почти полностью вытеснен крупными автопарками и собственными автомобилями, сдаваемыми в аренду непосредственно компаниями, предоставляющими заказы… Однако в регионах такая практика заработка денег еще живет и вполне себе здравствует. Мы побеседовали с одним из бывших арендодателей, для которого этот опыт стал негативным, и выяснили, какие же ошибки нужно допустить, чтобы малый бизнес превратился в крупную головную боль.
Итак, вы живете в одном из нестоличных регионов нашей необъятной родины, и у вас появилась некоторая сумма денег (допустим, что она составляет до 500 тысяч рублей, частично привлеченных из кредитных средств), которую вы решаете не просто бездарно просадить, а выгодно вложить, чтобы в дальнейшем иметь стабильный источник дохода.
В конкретных видах мелкого пищевого или иного производства вы не разбираетесь, опыта управления компанией, даже небольшой, у вас нет, да и сумма слишком незначительная, чтобы хватило на аренду помещения, найм персонала, закупку сырья и/или оборудования и оплату сопутствующих расходов.
И вы, уже почти разочаровавшись, листаете газету и вдруг видите объявление: "Возьму автомобиль в аренду для работы в такси. Желательно передний привод, до 800 рублей в сутки". Вы вспоминаете, как видели на днях какую-то престарелую "десятку" за 90 тысяч, хватаете калькулятор и высчитываете, что она окупится меньше чем за четыре месяца, а дальше начнет приносить стабильную прибыль, тысяч эдак по двадцать в месяц. А денег-то у вас хватит на три-пять таких "десяток"! Да это же золотая жила!
Скорее оформляться!
И тут вы, как человек обстоятельный, начинаете выяснять, что же нужно для того, чтобы деньги потекли рекой и как обставить это с максимальной надежностью для себя. Обнаруживается, что есть два пути: просто сдавать автомобили по договору или заключить его с таксопарком или диспетчерской, которые будут выступать посредником между вами и водителями, помогать вам отслеживать их активность, а заодно и предоставлять им заказы. Оба этих варианта, правда, требуют регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но это сущие пустяки, думаете вы, прибыль-то явно того стоит. Еще одним обстоятельством легальной работы является получение лицензии на автомобили, что тоже не кажется большой проблемой.
Конечно, для того, чтобы начать сдавать кому-то автомобили, неплохо было бы их купить. И тут мы подходим к началу списка правил, которые обязательно соблюдать для получения на выходе гарантированного фиаско. Для облегчения запоминания мы будем их выделять и нумеровать. Итак:
1. В условиях ограниченных финансов не покупайте один новый автомобиль на все деньги. Возьмите лучше три-четыре "десятки" или Нексии, а еще лучше пачку пожилых "семерок" по пятьдесят тысяч за штуку. Зачем терять прибыль, ведь чем больше машин, тем больше доходы!
Так вы и думаете, но в крайности не ударяетесь и "благоразумно" покупаете несколько "десяток" или "четырнадцатых" тысяч по сто за штуку.
2. При покупке автомобиля не уделяйте слишком пристального внимания его состоянию, вам ведь не самому на нем ездить, в конце концов. На вид смотрится прилично, едет прямо, не дымит и лужи за собой не оставляет — уже отлично, можно брать!
Автомобили куплены, дело за малым — оформить документально статус ИП и найти водителей. И вы, почитав описание процедуры регистрации, едете в налоговую службу с пакетом необходимых документов. Процедура в целом не кажется сложной, а некоторые вопросы, возникающие в процессе и на которые вы не знаете ответов, можно просто решить наугад.
3. При регистрации ИП не утруждайте себя доскональным выяснением формальностей, таких как сроки и суммы уплаты налогов и взносов и вида налогообложения. Какая разница — ОСН, УСН или ЕНВД, налоги-то все равно платить, да и денег будет достаточно на все, так что выбрать незнакомую аббревиатуру можно наобум.
Закончив одну бумажную волокиту, приступаем к следующей — получению лицензии на автомобили. Это дело и вправду нехитрое, самое сложное в нем — ждать от двух до четырех недель, пока лицензии будут готовы и их можно будет забирать. Чтобы не терять время, вы начинаете искать желающих сесть за руль ваших "красавиц", но сталкиваетесь с тем, что пока на машине не будет лицензии, наклеек от выбранной вами таксокомпании для повышения "приоритета" в очереди заявок и смартфона с нужным программным обеспечением, жаждущих работать на вашей машине почти нет. Даже не так: их просто нет.
И вот, наконец, работать!
Прождав месяц, получив заветные зеленые бумажки и наклеив на машины все, что только можно наклеить, вы снова начинаете поиск. И теперь он уже немного более успешен. Несколько раз в неделю вам позванивают с вопросами, сдается ли ваш автомобиль, правда, тон и речь звонящих не так благозвучны и благородны, как у тех людей, с которыми вы привыкли общаться.
Ведь вы как-то не подумали, что автомобили в аренду берут те, кто по каким-то причинам не могут купить собственный или даже взять кредит на его покупку, а это, что греха таить, не самые благонадежные и добросовестные люди и порой не с самым светлым прошлым. Ну да ничего, можно и привыкнуть — вам же с ними не свадьбу играть. Поэтому вы цепляетесь за каждую возможность посадить уже, наконец, кого-то в ваш автомобиль и отправить зарабатывать деньги вам обоим.
4. Выбирайте водителей по принципу "кто первый позвонил — тот и подходит". Не портите себе впечатление о них выяснением их личностных качеств, их прошлого, настоящего и ожидаемого будущего. Если у них есть текущие проблемы или небольшие долги, не позволяющие сиюминутно приступить к выполнению работы, помогите с их решением, вам это должно будет воздаться сторицей. Также не усложняйте себе жизнь, пытаясь получить все данные о фактическом месте жительства, родственниках и документах вашего водителя — никуда он от вас не денется. Ну ксерокопию паспорта возьмите для проформы, и чтоб имя не забыть.
И вот, наконец, состоялось главное событие, ради которого все и затевалось — водители найдены, устроены и выведены на маршрут. Машины ездят, время идет, деньги "капают". Теперь можно и расслабиться, посидеть дома, поездить куда-то с друзьями, в общем, наслаждаться жизнью настоящего успешного бизнесмена — такой, как вы ее себе представляли. Но вдруг появляются какие-то неожиданные проблемы и беспокойства, отвлекающие вас от коктейля и дивана. Одна машина сломалась, на второй водитель заболел (да, так прямо позвонил и сказал: я заболел, посижу дома пока), третий водитель вдруг перестал выходить на связь, его телефон недоступен уже несколько дней, а по четвертому вам позвонили из службы такси и сообщили о его блокировке из-за задолженности по арендной плате.
Ну как же так, ведь все обещали, что будут усердно работать и исправно платить... Но ладно, проходит еще несколько дней, и первый водитель починил машину, да еще и по знакомству, дешевле, чем на других СТО, второй выздоровел, третий объявился и сказал, что просто ездил в деревню к бабушке, а четвертый занял у друга денег и снова вышел на линию. И вы облегченно вздыхаете, радуясь, что все так легко разрешилось само.
5. Доверяйте своим водителям целиком и полностью, ведь у них нет оснований вас обманывать. Сломалась машина? Пусть просто привезет чек на купленные запчасти и заказ-наряд с СТО на выполненные работы, а вы вычтете их из суммы аренды. Заболел? Все мы люди, пусть просто позвонит и предупредит, необязательно заставлять больного человека ставить машину к вам под окно, он ведь лежит дома под одеялом и пьет микстуры. Уехал на именины к любимой теще? Бывает, тоже достаточно устного предупреждения. Выдался неудачный день без заработка? Се ля ви, можно простить этот день или разрешить отработать его позже.
Такой человечный подход к работе кажется вам приемлемым, ведь люди должны отвечать на добро добром и благодарностью. А проблемы бывают у каждого, нельзя же лишать людей последнего куска хлеба в стремлении заработать деньги. Но со временем вам все чаще кажется, что вашей добротой бессовестно пользуются, привозя чеки на не выполнявшиеся работы и не заменявшиеся запчасти, а "болезнь" порой оказывается желанием поработать несколько дней "на халяву". Машины тем временем не становятся лучше и новее, а ваш карман — полнее, поэтому все это не может продолжаться бесконечно.
И вот первая машина сходит с дистанции по причине заклинившего двигателя, давно просившего капитального ремонта. Водитель с недовольным возгласом уходит к другому арендодателю, а вы остаетесь с грудой безжизненного металла, засаленной ткани и грязного пластика, которую, судя по внешнему виду, человечнее было бы похоронить, а не починить.
Но на этом проблемы не заканчиваются. Второй водитель тоже принимает решение сменить машину, заявляя, что на вашей уже "умирает" сцепление и вылетает третья передача (странно, а в прошлом месяце он привозил чеки на замену сцепления в сборе). И вторая машина занимает почетное место в вашем дворе, ожидая нового ездока.
А третий водитель, решив не менять колеса на зимние слишком рано, чтобы поберечь вашу шипованную резину (какая трогательная забота), врезается в корму впередистоящего Форда, основательно помяв обе машины и собственные ребра, ведь ремни безопасности для слабаков. Тут же выясняется, что ему с вами не по пути, и вообще, он болен, недееспособен, прописан в другом регионе, а тут проживает у двоюродного дяди-инвалида, при этом у него нет ни квартиры, ни машины, ни гаража, ни даже породистой кошки, которую можно было бы продать в счет погашения долга перед вами. Впереди маячит только суд, но вы понимаете, что максимум, которого вы сможете там добиться, — заставить его выплачивать вам по сто тридцать рублей в месяц в течение следующих восьми десятилетий.
Одну машину приходится продать, вторую сдать в металлолом, а третью, ту, что стоит у ваших окон, отдать за бесценок на разборку, так как вам уже не до ее капремонта. Вы в отчаянии рвете остатки волос на голове и потихоньку смиряетесь с тем, что разорились. Кредит не выплачен, доходов нет, и перспектив на улучшение тоже.
Однако и это еще не все. Вам приходят уведомления из пенсионного фонда с требованием уплатить взносы ИП в размере тридцати с чем-то тысяч рублей. Параллельно вы вспоминаете, что неплохо было бы съездить и в налоговую инспекцию, чтобы узнать, сколько налогов вы должны уплатить за год. И там новости тоже не становятся приятными: вы сами избрали себе отчетность по ЕНВД вместо УСН, на которую могли подать документы, и вместо 6% от вашего скудного общего дохода за год вы обязаны уплатить фиксированную сумму — по тысяче с небольшим рублей в месяц за каждое транспортное средство. Таким образом, ваши суммарные задолженности достигают просто астрономических значений, а печаль — еще больших. Но винить в этом некого — виновник один, и он очевиден.
Что в итоге?
Такими проблемами может обернуться, по сути, любой бизнес, если вести его, четко следуя советам вроде тех, что приведены в статье. Все рассказанное выше — полностью реальная история из жизни человека, который хотел всего лишь заработать денег, прилагая для этого поменьше усилий. Мы же надеемся, что для вас она может стать поучительной, и нам удастся помочь и предостеречь вас от возможных ошибок. Не гонитесь за легкой наживой, побольше самосовершенствуйтесь, и успех не заставит себя ждать. Да и работать для его достижения все равно придется.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Такси. Разделяем и властвуем. Если просто сдать в аренду это одно.Организовать и лицензировать как бизнес - такси иное. Не так все просто ,как написано. Если берется за подобное дело "порядочный" дилетант ,то оно неминуемо прогорит - убыточно. Работа в такси на аренде или на машине предпринимателя, в любом случае дело тяжелое и не прибыльное. Все доходы от водителя максимум это 30 % от выручки и 12-16 часов работы. За редким исключением из правил. Ото рабский труд. Такси живет только из за рабского труда (гастарбайтеров,безработных,и иных водителей ,из местных это ОГРОМНАЯ РЕДКОСТЬ). Что в больших городах ,что в не очень больших.
Ну, каких только иллюзий по молодости не испытываешь :))
Вы вроде все так верно говорите, только очень общо и поверхностно, я бы немножко с вами подискутировал (дружелюбно, без фанатизма).Да, аренда и собственно такси - разные вещи. Если за дело берется дилетант - все пойдет наперекосяк, это ясно как день. А вот по поводу работы...
Да, несомненно, работать на арендованной машине - неприбыльное дело, много не заработаешь, в день надо и аренду отбить (рублей 800-1200, в зависимости от машины), и заправиться (рублей 300-500), и за заказы заплатить (от 100 до 300 рублей), а иногда еще и машину помыть (200-600 рублей), а ведь еще и себе надо что-то заработать, помимо того, что мы уже насчитали. И работать придется прилично, чтобы все это отбить, это да.
Комментарии тут маленькие, пришлось все разбить на кусочки, третий кусочек ниже читайте.
Отличная статья, Алексей.
Большое спасибо.
Но, тем не менее, не соглашусь про то, что местные - огромная редкость в такси. Немало народу сознательно работает и многим даже очень нравится. Опытный водитель (не все, но большинство) мало катается просто так - у него уже есть расписание, по которому он работает: постоянный клиент с утра, потом еще какая-нибудь бабушка на курсы вязания, потом едет на верную точку, берет быстро с нее заказ, потом опять и опять едет куда-то конкретно, будь то кино, где закачивается фильм, или какой-то отдаленный район города, откуда он постоянно возит людей. В итоге уже к обеду он обычно набирает какую-то почти фиксированную сумму, ну и так продолжается в течение дня. А если просто налепить шашечку и встать у дома - то да, можно и на бензин не наскрести. Везде своя специфика. И везде нужен опыт.
Спасибо! Интересная статья!
Я занимаюсь этим бизнесом третий год... и нисколько не пожалел! В этом деле главный фактор быть решительным, жестким! И не изменять приципам бизнеса, держатся по дальше и избавлятся от слабых. У меня все машины Лада Гранты, многих водил переменял. Начинал с 6 машин, сейчас 35. В чем проблема?)) Если у кого то что то не получается, в этом виноват он сам!
Здравствуйте Ермек. Есть желание заняться этим видом бизнеса. Можете дать несколько советов мне как новичку в этом деле?
Здравствуйте Ермек.Так же есть желание заняться этим видом бизнеса. Можете дать несколько советов мне как новичку ?
Вы сдаете желающим таксовать или в обычную аренду? Тоже хочу заняться этой сферой. Статья несколько смутила. Как-то уж слишком все мрачно. Можно с вами как-то связаться? Напишите мне в вк: mmvladimir
Va: Misha Toros
Спасибо.
Как можно с Вами связаться..?
не, таксистам сдавать это жесть. я сдаю обычным человека на авито, ставлю цену чуть пониже, за счет этого больший поток, выходит стабильный и довольно неплохой пассивный доход, главное правильная подача )
Статья классная) Не надо сдавать таксистам, они все с большим уровнем риска) Мы сдаем авто только опытным водителям, на 2-3 дня, страхуем авто и проверяем арендаторов по базам. Клиентов больше чем нужно, например на авито или на Мультипрокате, можно выбирать клиентов.
Я недавно по работе уезжал в другой город в командировку и мне срочно там необходима была машина. Вид транспорта в моей профессии имеет вес, поэтому никаких такси и метро. Пригонять свою не стал, так как это оказалось долго и проблемно. Решил, что оптимальным вариантом станет аренда автомобиля. Заплатил я за 3 дня очень приличную сумму. Вернувшись домой, подумал, что такой бы лишний заработок мне не помешал. Подал объявление на авито о сдаче в аренду своей второй машины. Все равно стоит без дела. И пошло-поехало))
Сдаете в аренду на несколько дней или желающим таксовать?
Разместить объявление бесплатно и сдать авто в аренду можно здесь https://auto.rataxi.ru/index.php?page=search&sCategory=2
Сдавать машину в аренду в такси можно, но тут прибыль балансирует с убытком. очень много подводных камней - нерадивые водители, бешенные пробеги и т.п. Есть альтернатива - сдать машину не в такси а в классический автопрокат. Там и пробеги гораздо меньше и арендная плата фиксированная и отвечает за машину не иностранный таксист, плохо говорящий по русски - а полноценная компания. Например за Солярис 2017 года платят до 30 000 в месяц. Знаю 2 таких проката в Москве http://avtocredit-online.ru/sdat-avtomobil-v-arendy.html и в Питере http://spbavtoprokat.ru/sdat-svoyu-mashinu-v-arendu.php Надеюсь автор простит за ссылки, но это реальная альтернатива Такси, про которую мало написано.