Действительно, сейчас можно без проблем присмотреть для себя один из огромного количества вариантов электробайков, не говоря уже об электроскутерах, электроквадрациклах, электровелосипедах и даже комплектующих вроде мотор-колёс, аккумуляторов и прочего. Несколько крупных тематических сайтов дают широкий спектр продукции, осуществляют доставку и предоставляют гарантию. Мы подобрали в этом материале несколько вариантов электромотоциклов с разной ценой. И задумались: ведь если есть такое предложение, значит, есть и спрос. Зачем люди вообще покупают себе это?
Давай приколемся
Можно найти массу «правильных» ответов на этот вопрос. Современные электробайки имеют двигатели с пиковой мощностью до 60 кВт (и даже выше), и лучшие из них позволяют набирать «сотню» за 3–4 секунды, разгоняться до 160–190 км/ч, способны проехать две–три сотни километров, а на заряд батареи у них уходит 1–2 часа. Модели попроще не такие шустрые, заряжаются за 4–8 часов и проезжают не больше 50 км, но в любом случае никуда не деться от факта, что мотор электрического двухколёсника не нуждается ни в каком обслуживании и для его работы не нужно покупать бензин. Электробайк питается от неистощаемого источника энергии, которая стоит сущие копейки. Всё это на самом деле так!
Но насмотревшись всякого на Ютубе, приходишь к однозначному выводу – электромотоциклы покупают, потому что это прикольно. В первую очередь. Это главное, что случилось с этой индустрией за последние пять–шесть лет. И это то, что даёт индустрии шанс: электрические двухколёсники перестали быть фриковатыми дорогущими штуковинами без особого смысла и превратились в объект, которым хочется обладать. С ними произошло то, что в своё время случилось с телевизором, компьютером, мобильником. Ранее – с «классическими» мотоциклом и автомобилем. А совсем недавно начало происходить с электромобилями – если брать ситуацию с Tesla.
И ведь если воспринимать электрическую эру в транспорте как что-то, что должно рано или поздно наступить – то есть как нечто позитивно-неизбежное, взамен апокалипсиса – то чисто психологически переход на электротягу в случае с двухколёсными машинами представляется даже более простым.
У пользователя гораздо меньше мыслей о том, что «далеко на этом не уедешь» и «что с ним будет зимой» – он и на обычном мотоцикле едва ли собирался в кругосветку, а на зиму точно паркует двухколёсного друга в гараже. Мотоцикл – это изначально вещь куда более «фановая», чем автомобиль. Вот с чистого фана мы и начнём.
Эта модель родом из США выпускается уже несколько лет и, собственно, являет собой образчик электробайка в его исходном виде: небольшая «электрозажигалка» локального использования для детей, подростков и взрослых, у которых детство всё ещё играет в седле. Байк весит 44 кг, имеет полную защиту от влаги, полноценную подвеску и дисковые тормоза. Мотор развивает 650 Вт и может разогнать байк до 28 км/ч. Запаса хода хватает на час езды (километраж не указывается), полная зарядка занимает восемь часов, но до половины ёмкости можно зарядиться за время в два раза меньшее.
Есть и ещё более компактная модель MX350 – у неё меньше мощности, но и меньше веса, и, как результат, сравнимые со «старшей» моделью характеристики. И привлекательная цена – российские дилеры выставляют ценник в районе 35 000 рублей. И ещё есть MYTOY 500 – фактически это китайский аналог MX650, с мощностью в 500 Вт, запасом хода в 25 км и «максималкой» в 30 км/ч. «Китаец», судя по отзывам, особо не уступает «американцам» и выгодно отличается ценой – порядка 30 000 рублей.
Надо признать, что на российском рынке практически отсутствуют недорогие «взрослые» модели – эра «бюджетников» здесь ещё не наступила. Редкие попадающиеся варианты по цене до 300 000 рублей (например, китайский спортбайк Electrotown B1) на поверку нереальны: и цена на сайте дистрибьютора неактуальна, и привезти байк пока невозможно из-за сложностей с «растаможкой». Таким образом, большинство предложений – это либо подростковые «кроссы» (см. выше), либо продвинутые модели ценой от 600 000 рублей. Если вы созрели на второй вариант, есть смысл присмотреться к Brammo Enertia.
«Инерша» (именно так, с ударением на первый слог, произносится название) тоже создана американцами, компанией Brammo Motorsports. Одна из главных её фишек – сравнительно быстрая зарядка: до полной ёмкости литий-фосфатная батарея заряжается за три часа. 126-килограммовый байк имеет электромотор мощностью 12,5 кВт (17 л. с.), который обеспечивает «максималку» в 100 км/ч и вполне внушительное ускорение на старте – 48 км/ч Enertia набирает за 3,8 секунды. Максимальный запас хода – 70 километров.
Начиная примерно от означенной суммы, вы можете получить нечто, претендующее на звание вполне полноценного мотоцикла, а кое в чем этот самый «полноценный» (читай – бензиновый) мотоцикл превосходящее. Zero S многие называют Теслой в мире мотоциклов, и если иметь в виду броский дизайн и выдающиеся характеристики, это действительно так.
Разработанный и собираемый в Калифорнии (на запуске производства присутствовал сам Шварценеггер, в ту пору губернатор штата), Zero S имеет 40-киловаттный (что означает около 54 л. с.) двигатель, инвертер с рекуперацией энергии и литий-ионную батарею с подключаемым «баком» («Power Tank») – дополнительная «батарейка» поднимает запас хода с 220 до 276 км. С фирменной зарядной станции Зеро восполняет запас сил за 1–1,5 часа, от внешнего опционального «зарядника» за 4–5 часов, а от обычной сети – за 6–8 часов.
Байк разменивает «сотню» за 4,8–5,8 секунды (в зависимости от модификации и наличия/отсутствия дополнительной батареи) и способен разогнаться до 153 км/ч. Он и его ещё более «пришпоренная» версия Zero SR – по-настоящему выдающиеся, задающие тенденцию аппараты, но именно в силу возникновения и развития этой тенденции у Зеро к настоящему моменту немало конкурентов – в диапазоне от 700 000 до 1 500 000 рублей можно найти несколько очень бодрых и эффектных электромотоциклов. И чтобы не превращать эту статью в перечень всех возможных вариантов, во второй части материала мы приготовили нечто более экзотическое.
Как и большинство из представленных выше, Sora – не самый свежий проект, но один из знаковых: в 2011 году канадская компания Lito, традиционно занимающаяся проводами и аккумуляторами, анонсировала выпуск электрического пауэр-круизера. Долгое время проект существовал лишь в чертежах, 3D-моделях и красивых буклетах, но, наконец, добрался до рынка, в том числе и до российского – к нам он поставляется исключительно по заказу со сроком ожидания в несколько месяцев. «Портрет» этого мехатронного безумца таков: алюминий, карбон, регулируемые подвески, GPS-навигация на огромном дисплее, варианты езды от «эко» до «гоночного» и уведомление о полном заряде батарей, приходящее вам на почту или cмс-кой.
Интересно, что данных о мощности двигателя с жидкостным охлаждением (все образцы выше – «воздушники») вы не найдёте даже на сайте производителя, но мотоцикл имеет вес в 240–260 килограмм, в качестве трансмиссии использует вариатор и ускоряется до 100 км/ч за 3,9–4,7 секунды в зависимости от версии. Максимальная скорость – 190 км/ч. Запас хода – 300 километров (рекорд сегодняшней подборки!). Для ряда модификаций анонсирована функция быстрой зарядки за три часа, но в случае зарядки «медленной» едва ли получится меньше обычных 7–8 часов.
В том же 2011 году парни из техасской мастерской Parker Brothers Choppers сделали нечто, стоящее на огромных 24-дюймовых безступичных колёсах. Нечто, от чего у фанатов этого фильма перехватывает дыхание. И этот факт никак не хочет укладываться в голове, но мотоцикл из фильма «Трон: наследие» действительно можно купить в России. Разброс цен велик и связан, вероятно, с «индивидуальным» подходом к клиенту со стороны производителя и со стороны ресурсов, которые предлагают байк к покупке.
Технических данных в общем доступе немного: 98-вольтовый двигатель (вот уж действительно высокое напряжение), запас хода на 130 километров и «максималка» в 100 км/ч. Надо признать, по сравнению с другими байками показатели не впечатляют, но практичность – это последнее, о чем думали создатели этого, с позволения сказать, мотоцикла… Однако на сладкое у нас припасено то, что может поспорить с Эль Троном по экзотичности и при этом на голову выше его в плане каждодневного пользования.
Этого реально никто не ждал – летом 2014 года своё видение электромотоцикла представил, пожалуй, самый консервативный мотоциклетный бренд – Harley Davidson. «Оголённый провод» – так переводится название модели – был презентован в качестве концепта и, увы, таковым и остаётся по сей день. Соответственно, у нас нет ни его цены, ни характеристик серийной версии. Но есть данные по прототипу, который давали покатать журналистам в 2014-м.
Прототип Harley Davidson LiveWire весит 209 килограмм, и двигатель в 54,5 кВт (74 л. с.) разгоняет эти килограммы до 100 км/ч менее чем за 4 секунды. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке в 153 км/ч (95 миль/ч). Заряда батарей хватает на 100 километров пути. Особое внимание разработчики уделили звуку байка – понятно, что можно было сделать его совершенно бесшумным, но, скорее всего, это был бы не Harley Davidson. В итоге на слух LiveWire отчётливо напоминает мотоциклы из «Бэтмена» и «Звёздных войн». И это круто! Только посмотрите на него! Послушайте его! Ааа!
А смысл?
Ок, ок, давайте немного успокоимся. С характеристиками и ценами мы более-менее разобрались. Вывод напрашивается такой: электромотоцикл всё ещё дорог, но уже есть варианты, которые можно примерить на себя. А как со вторым аспектом, вынесенным в заголовок этой статьи? Какой смысл во владении электромотоциклом в России?
В любом случае – будь то подростковый фан-байк или заряженный круизер – электромотоцикл остаётся привязанным к розетке. До тех самых пор, пока не появится более-менее развитая инфраструктура зарядных станций. Если говорить о России и допустить возможные исключения в виде пары мегаполисов, можно довольно точно спрогнозировать, что сеть зарядок для электротранспорта появится тут примерно никогда.
Это значит, что вы, владея электробайком, будете вынуждены для его зарядки каждый раз искать розетку бытовой сети. Но, может быть, это не такая уж большая проблема – скажем, если аккумуляторов хватает для дневного пробега на работу и обратно?
Давайте разбираться вместе – можно ли в среднестатистическом российском городе беспроблемно владеть электробайком, на ночь оставляя его на зарядке от бытовой сети? Если у вас есть мотоцикл (самый обычный) расскажите нам, где вы оставляете его ночью? Если мотоцикл есть у ваших друзей или знакомых, ответьте, пожалуйста, за них. По результатам голосования обещаем соорудить ещё один интересный материал…
Ну а что касается кругосветных путешествий, то некоторые на них всё же решаются, причем именно на электромотоцикле. :)
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
"Электробайк питается от неистощаемого источника энергии, которая стоит сущие копейки." Вот тут можно, поподробнее, про халявную энергию? Это где у нас, киловатты раздают?
Отредактируйте статью, укажите дату выпуска статьи. А то цены на мотоциклы указаны, но непонятно когда был проведен мониторинг цен. Например Электромотоцикл ElectroTown B1 сейчас можно купить за 165-180 тыс рублей. А в статье у вас написано 300 тыс и что его нереально купить.