Сергей Арбузов: Продажи у Haval в прошлом году прекрасные, рост большой, однако пока Haval в России – это марка одной модели: в 2017 году на H6 пришлось 72%. Как мы знаем, в Китае у Н6 сейчас идёт смена поколений, причем идёт не безболезненно, поскольку речи о прямом замещении старого поколения новым нет: там, где кончается цена модели старого поколения, начинается цена модели нового поколения – граница находится на отметке примерно в 18 тысяч долларов. Через некоторое время старую версию снимут с продаж. Очевидно, Н6 потеряет несколько позиций, однако там это большой проблемы не создаст, поскольку уже года три H6 – это самая продаваемая модель всего китайского рынка. А что будет у нас? Если проводить аналогию с ситуацией в Китае и ориентироваться на ту цену, которую в России назначили на H6 Coupe, получится, что базовая цена на новый Н6 составит 1,4-1,5 миллиона рублей минимум.
Михаил Роткин: Ну, во-первых, у нас увеличиваются объёмы продаж других моделей, вот у Н9 растут перспективы…
С.А.: Если вы – о запуске дизельной версии, которую начали отгружать дилерам с ноября 2017 года, мне кажется, она себя пока не оправдывает – она продается в тех же количествах, что и бензиновая. Вроде бы и объём удвоился, но абсолютные цифры всё равно невелики – в декабре продано только 39 экземпляров Н9.
М.Р.: Я уверен, что дизельная версия себя ещё проявит. Что касается цен, тут вы не угадали. Мы с ценами играть не собираемся. Ценообразование и всё, что с ним связано — это достаточно чувствительная область.
С.А.: Да, но в любом случае на новую Н6 в Китае выше отгрузочные цены, и закупать новую вы будете по более высоким ценам. Поэтому вы либо будете вынуждены всё же поднять цены на новую Н6, либо уповать на завод в Тульской области, вы же неоднократно говорили, что с запуском российской сборки цены могут даже упасть.
М.Р.: Да, и подтверждаю это, мы очень рассчитываем на местное производство. Более того, я подтверждаю стратегию на удержание или даже уменьшение цен. Поверьте, у нас есть соблазн их поднять, но я надеюсь, что цены на новый Н6 российской сборки будут такими же, как на старый Н6, завезённый из Китая, а может быть и ниже.
С.А.: Вы разрешите дилерам импортировать новый Н6 с тем, чтобы прощупать рынок, реакцию потребителя?
М.Р.: Нет. Новый Н6, который мы будем продавать в России, пойдет уже с российского завода.
С.А.: Тогда ближе к заводу. В этом году строительство корпусов должно быть закончено, подведены и подключены коммуникации, а строительство жилых домов для персонала, как я слышал, завершили ещё в прошлом году.
М.Р.: Совершенно верно, более того, ещё в октябре-ноябре 2017 года туда пришёл первый состав с оборудованием из Китая – пуско-наладочные работы должны начать в этом году. У нас уже почти готовы цеха сварки и окраски, сейчас монтируют линии в цехах штамповки и сборки. Вполне может быть, уже в этом году в рамках пуско-наладки начнём сборку первой машины по «приладочному» циклу.
С.А.: Про штамповку: будете сразу штамповать или поначалу завозить из Китая?
М.Р.: Сразу, но, конечно, не всю номенклатуру – будем осваивать постепенно, однако своя штамповка заработает сразу, это я вам точно говорю. До какой стадии локализации в итоге мы доведём штамповку, пока сказать не могу, но этот процент будет существенным.
С.А.: Вернёмся к модельному ряду: почему не получилось с Н8?
М.Р.: А почему вы считаете, что не получилось? У нас просто закончилось на него ОТТС, я надеюсь, мы вернём её в Россию — по крайней мере, заявки от дилеров на неё всё ещё поступают, просто пока мы их не удовлетворяем.
С.А.: А что случилось с Н2 на ручной коробке? За весь год продан только один экземпляр. Будет эта версия?
М.Р.: Нет-нет, всё в порядке, они доступны к заказу, вот мы сейчас везём партию. Просто так сложилось, что в этом сегменте на кроссоверах покупатель хочет автомат и передний привод. А потом, мотор у нас там стоит турбированный, тяга уже на низах очень большая, и тут даже опытному водителю нужен навык, поэтому берут автоматы, тем более, что настроены они превосходно.
С.А.: Да, хорошие автоматы. А почему Н6 Coupe пошла так вяло – из-за высокой цены? В ноябре – 6 машин, в декабре – 4…
М.Р.: А давайте вспомним, что мы прошлый год мы начинали с шестью дилерами. С июля прибавилось ещё пять, и под конец года – ещё шесть. Эти последние шесть – они уже влияния на продажи не оказали. По Н6 Coupe мы эти продажи сильно увеличим – будет 30 машин в месяц и даже больше. Не забудьте, что мы Н6 Coupe вообще не рекламировали – это всё публикации в прессе, а если качественную рекламу сделать…
С.А.: Кстати, новый Н6 в Китае рекламирует знаменитый тамошний актёр Сунь Хунлей – по амплуа и возрасту примерно как наш Машков. У него огромный контракт — а в российской рекламе вы будете привлекать медийные лица?
М.Р.: Мы не смотрим на китайскую рекламу, актёр Хунлей нам точно не нужен, что касается русских актёров – пока не скажу, мы работаем над стратегией.
С.А.: Чтобы два года назад стать дилером Haval, нужно было купить два автовоза с машинами, причём можно было не платить первые 60 дней, да и потом ещё чуть ли не год — правда, уже под проценты. Сейчас изменились условия?
М.Р.: По количеству автовозов – всё так и есть, а вот в долг машины больше не даём – только по предоплате, мы по такой схеме работаем уже весь 2017 год. Что касается отбора дилеров, мы кого попало не берём, нужны люди, готовы вложить в бизнес, а не «перехватить» и «обернуться». Кроме того, нам вовсе не нужно ставить наши машины в «китайской деревне», куда человек пришёл, не зная, что ему купить — то ли Geely, то ли Changan. Он должен прийти именно за «Хавейлом».
С.А.: Когда «Хавейл» открывался в России, вы говорили, что «с такими ценами мы генерируем убытки». Что сейчас с убытками?
М.Р.: Из минуса нас вытащил рубль. Когда за доллар давали 70 рублей, мы были в минусе, сейчас, при 56 рублях за доллар – в плюсе. Это для нас важно, потому что с Китаем мы рассчитываемся долларами, а машины продаём в рублях. Кстати, обратите внимание, что в этом году мы не трогали наши цены – какие были в прошлом году, такие и остались, хотя многие их уже подняли.
С.А.: В Китае уже почти два года идёт процесс разделения модификаций каждой модели на исполнения с «красным» шильдиком – это «семейная» группа, и «синим» — для «молодёжи», а у некоторых моделей есть ещё и спортивное исполнение, маркируемое буквой «S». «Красное» и «синее» исполнение каждой модели отличаются дизайном передней части, причем так сильно, что что можно подумать, будто это разные машины, и комплектациями — есть даже отличия по линейке силовых агрегатов. Планируется ли у нас сделать то же самое? Ведь сертифицировать эти исполнения отдельно не нужно, а продажи это увеличит, как мне кажется.
М.Р.: Тут пока история такая: штаб-квартира решила продвигать на внешних рынках (а это не только Россия, но, к примеру, и Австралия) только версии с «красными шильдиками», других у нас пока не предвидится, хотя, уверен, что, будь такое деление и в России, это увеличило бы интерес к марке. «Спортивные» ответвления мы пока тоже не рассматриваем.
С.А.: На какой стадии переговоры с Крокусом об участии Haval в Московском автосалоне этого года? Решение вроде бы принято положительное.
М.Р.: Обсуждения на финальной стадии, и можно сказать уверенно, что да, мы участвуем, хотя цены там по-прежнему высоковатые — но что делать, платят все производители одинаково...
С.А.: Будет ли на стендах одна из моделей бренда Wey как демонстрационная модель? Ведь вряд ли этот люксовый бренд рассматривается для запуска в Россию?
М.Р.: А почему вы думаете, что не рассматривается? Я вам более того скажу, при случае мы не будем создавать под бренд Wey отдельную дилерскую сеть в РФ – выйдем с предложениями к тем дилерам, с которыми работаем по марке Haval. Что касается присутствия машин на стенде – это прерогатива нашей штаб-квартиры, наш голос здесь – рекомендательный. Однако, вспомните, во Франкфурте в прошлом году у Wey был стенд…
С.А.: Да, я помню его очень хорошо, но, как выяснилось, это была «артподготовка», ведь вот только на прошлой неделе Great Wall открыл под Веной научно-исследовательский центр. В основном там будут заниматься только «зелёными» технологиями, однако, очевидно, что начнётся планомерное проникновение Great Wall в Европу, и не важно, с каким брендом – Haval, Wey или ORA. Это я к чему: если в Москве мы всё же увидим Wey, значит, с высокой долей вероятности марку запустят в Россию.
М.Р.: Ну, логика верная, просто я пока не могу подтвердить, что штаб-квартира совершенно точно машину привезёт, все эти раздумья и разговоры ещё впереди.
С.А.: Сейчас Haval в Китае пошёл по пути заполнения продуктовых ниш. Так, осенью прошлого года на автосалоне в Гуанчжоу был представлен кроссовер H4 – фактически это тот же H6, только с колёсной базой, меньшей на 20 мм, и кузовом, который короче на 200 мм. Или появилась линейка субмоделей «М», к примеру, M6 – это всё тот же H6 первого поколения, только в более современном рестайлинге. Зачем китайцам такое дробление – понятно, а вот нам-то оно может пригодиться? Будут в России эти «нишевые» модели?
М.Р.: Пока речи о каком-то сильном расширении модельного ряда в России нет, просто пока не пришло время, у нас сейчас две главных задачи, повторюсь: это удвоить количество дилеров в следующем году и пустить завод. Вот, допустим, завод пустили. Понятно, что логично будет рядом с Н6 поставить на конвейер и Н4, но производство – это не моя область, я тут не уполномочен давать комментарии.
С.А.: Будет ли с запуском новых моделей пересмотрен интервал между ТО? Мне кажется, что 10 тысяч километров — это всё-таки маловато. Да, такой интервал практически у всех «китайцев», все при этом ссылаются на российский опыт Toyota, однако, одно дело Toyota, у нас эту марку любят беззаветно, совсем другое – «китайцы». Будет ли пересмотрен этот интервал, какая необходимость в том, чтобы каждые 10 тысяч гонять машину на сервис? Или, может быть, это ваш реверанс дилерам, чтобы им жилось легче?
М.Р.: Согласен совершенно, интервал короткий. У меня была как-то Инфинити, так я от неё отказался – я чуть ли не каждые 8 тысяч километров на сервис ездил, это неудобно. Что касается сокращения интервала ТО, это будет нашим следующим шагом, просто пока у нас нет производства в России, и не накоплена статистика по эксплуатации в наших условиях, поэтому пока мы привязаны к тем условиям, которые есть в Китае.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
на удивление интересные автомобили. Но нужна иная ценовая политика: H2-по цене Дастер. H6-по цене Крета. Н8-по цене Кашкая. Н9-по цене, да хрен его знает по какой цене Н9 продавать. :) И тогда интерес будет значительный. За Н2, по цене Дастера, даже бы сам пришел. Но когда ты переступил за миллион-ну, не знаю.
Полагаю, у Haval меньше возможностей для манёвра в плане цен - не готовы продавать в убыток ради завоевания рынка. Ещё конкретно у Н2 проблема в отсутствии полноприводной версии с автоматом.
но они стали выступать в верхнем сегменте. Я могу понять конкуренцию с Дастер и Крета. Но они по-честному валят в ценник Х-Трейл, Кашкая, РАВ-4 и прочих-в целом, законодателей мод. Это смело