Миллиард на крымское ОСАГО и другие сложности переходного периода

Уникальная ситуация: год назад люди жили на Украине, а теперь – в России. Но с украинскими номерами, правами и страховками. Как живется крымчанам с российским законодательством и заметна ли разница? Мы расспросили местных жителей.

Как меняют номера и права в Крыму

Изначально крымчан обязали поменять украинские номера и водительские права до 1 января 2015 года, но затея не удалась. И дело скорее не в саботаже местного населения, а в неспособности ГИБДД обеспечить процесс. По данным на 24 января, "прописку" поменяли 177 тысяч машин и еще 205 тысяч крымчан получили новые права российского образца.

Регистрационно-экзаменационные подразделения ГИБДД Крыма и Севастополя перегружены. Чтобы ускорить процесс, некоторые МРЭО перевели на двухсменный режим, внедряются современные системы электронной очереди.

В удаленных от административных центров городах и поселках организованы временные регистрационно-экзаменационные пункты. Процедура переоформления транспорта с украинской регистрации на российскую бесплатна, требуется лишь сдать прежние номера и украинский техпаспорт, получив взамен российские.

Количество машин с кодами региона 82 (Крым), 92 (Севастополь) и 777 (выдавались первоначально по всему Крыму) на дорогах растет, но очевидно, что все 100 % автомобилей полуострова не обзаведутся ими никогда. Нюанс в том, что на машинах с вышеупомянутыми табличками нельзя выезжать на материк — украинские пограничники на перешейке препятствуют этому.

Depositphotos_47618777_original.jpg

Фото: depositphotos.com


Киевские чиновники объясняют это тем, что не считают новые органы власти Крыма легитимными, а значит, не считают "правильными" и выданные ими регистрационные документы. Юридическая коллизия такова, что все вчера еще украинские крымские автомобили так и остаются в базе данных украинской ГАИ, и их появление с новенькими табличками с триколором расценивается желто-голубой милицией как создание машины-двойника. Учитывая, что напряженность между Украиной и Россией только растет, вряд ли стоит рассчитывать на то, что запрет в ближайшее время снимут. Поэтому, чтобы не "запирать" крымчан на полуострове, в ГИБДД планируют отменить обязательства по замене регистрационных знаков.

Чтобы легализировать машину в глазах украинского законодательства, ее нужно снять с учета в любом из МРЭО Украины. Крымчане не спешат на материк улаживать вопрос таким образом, им проще оставить машину, на которой планируется часто ездить часто в Украину, на украинской регистрации.

Тем более что ни российское, ни украинское законодательства этому не препятствуют. Однако некоторые крымские автомобили с новыми номерными знаками российского образца по Украине все же катаются. Это те владельцы, которые заехали в страну не с Крыма, а через один из северных погранпереходов — например в Харьковской области. Тамошние служивые по какой-то причине на коды регионов 82, 92 и 777 реагируют более адекватно.

Вполне либеральной выглядит и картина с обменом водительских удостоверений. Он бесплатный (не считая хлопот с оформлением медицинской справки), к тому же государство не настаивает не необходимости замены. Да и слово "замена" тут неуместно — сегодня водителю-крымчанину при вручении российского удостоверения оставляют на руках и украинские права.


Depositphotos_42344877_original.jpg


Фото: depositphotos.com



Проблемы с перерегистрацией

Серьезной и пока нерешенной проблемой остается судьба автомобилей, которые владельцы-крымчане в свое время купили по доверенности (без перерегистрации в ГАИ) в других регионах Украины. Провести переоформление документов сегодня не представляется возможным, поскольку юридический владелец живет теперь в другой стране. Но и этот вопрос должен получить свое решение.

Крымский парламент предлагает все-таки разрешить регистрировать машины, стоящие на учете в других регионах Украины (не в Крыму) и купленные по доверенности до 18 марта 2014 года, на общих основаниях. Пока этот процесс можно провернуть только через суд.

Интересная ситуация сложилась и с кредитными машинами. Крымчанам предоставили "аттракцион невиданной щедрости", по факту разрешив не рассчитываться с банками по машинам, взятым в кредит или лизинг. Особо ответственные граждане, конечно, заплатили причитающееся, но многие предпочли "забыть" о своих долгах.

ОСАГО в Крыму

2 апреля 2015 года потеряют силу последние полисы украинских страховых компаний, находящиеся на руках у автовладельцев. Но еще с лета на полуострове продаются полисы российских компаний, которые не делают разницы между машинами с российскими и с украинскими регистрационными номерами.


Depositphotos_3826143_original.jpg


Фото:
depositphotos.com



Владельцам последних для поездок на Украину можно будет купить второй, украинский полис. Машины с российскими номерами для езды по материковой украинской территории (когда такое станет возможным повсеместно) придется "доукомплектовать" еще и полисом для иностранцев — "Зеленой картой", без которой не пустят за границу Крыма. Ее несомненный плюс перед полисом обычной украинской ОСАГО в том, что она оформляется не только на полгода или год — минимальный срок составит две недели.

Во время переходного периода, как это часто бывает, есть ряд сложностей. Во-первых, Российский союз автостраховщиков за свой счет выплачивает деньги гражданам Крыма, чье имущество или здоровье пострадало в ДТП по вине крымчан с украинскими страховыми полисами. Автоюрист Алексей Кузнецов в своем блоге подсчитал, что этот "барский жест" обошелся РСА в весьма круглую сумму.

В Крыму около 650 тысяч автомобилей. По статистике, один из семи автомобилей попадает в течение года в ДТП. Допустим, не в каждом втором ДТП виновник определен, а в каждом третьем. Это 650.000 / 7 / 3 = 30.952 обращений за страховыми выплатами в год.
"В год" это было бы хорошо, можно было бы от даты присоединения Крыма (2 апреля) посчитать пропорцию. Но нет, РСА с щедрой руки подписался платить не только за ДТП, произошедшие в период независимости Крыма (16 марта 2 апреля), но даже и по ДТП, произошедшим в украинский период Крыма. Так что, год и 31 тысяча обращений за выплатой.
Средняя выплата по ОСАГО в 2013 году составила около 31 тысячи рублей. Допустим, цены на ремонт и запчасти с тех пор не изменились. Умножаем 31 тысячу на 31 тысячу = 961 миллион рублей. Округляем миллиард рублей.

kaa_smit.livejournal.com

Во-вторых, в ДТП, где виновником являлся крымчанин с украинской страховкой, а пострадавшей стороной — россиянин из другого региона (например, приехавший на своей машине на курорт), последний никаких компенсаций не получает вообще. РСА не платит деньги по "украинскому ОСАГО" тем, кто не прописан в Крыму. Поэтому в подобных авариях крымчане самостоятельно платят новоявленным соотечественникам через суд. Прецедентов не так уж много, но они есть.


Depositphotos_28946867_original.jpg


Фото:
depositphotos.com



Техосмотр в Крыму

Что касается техосмотра транспорта легкового транспорта, то до начала 2015 года в Крыму на него действовал мораторий — страховщики продавали свои полисы вообще без диагностической карты. Очевидно, недавнее заявление МВД РФ о продлении переходного периода распространится и на техосмотр. Причина проста: поскольку в Украине техосмотра не было с 2011 года, пунктов по его проведению все еще недостаточно.

Тем не менее с 1 января техосмотр стал обязательным. Российский союз автостраховщиков аккредитовал в общей сложности 27 пунктов осмотра, в том числе в Севастополе, Симферополе, Ялте, Керчи, Феодосии, Бахчисарае, Джанкое, Евпатории и еще нескольких мелких селах. В целом территория Крыма сетью станций более-менее покрыта, хотя в таких относительно крупных населенных пунктах, как Судак и Алушта, ТО пройти до сих пор невозможно.

Транспортный налог в Крыму

Транспортный налог, который на Украине был включен в стоимость топлива, крымчане-физлица начнут платить по-российски только с 2016 года — на этот счет также уже имеется соответствующее решение Госсовета республики. Интересно, что с учетом специфики подвижного состава региона, предусмотрены значительные налоговые поблажки владельцам "пожилых" автомобилей, причем определены возрастные градации в 10, 15 и 20 лет. Также новое налоговое законодательство Крыма учитывает рекреационную ценность края, для двигателей большой мощности (т.е. более "грязных" с точки зрения экологии) — от 150 л.с. и выше — ставка налога в 3-10 раз выше, чем для моторов мощностью до 100 "лошадок".


IMG_6515.JPG


МРЭО города Александрия



Крымская ГИБДД

Что касается сегодняшней обстановки на дорогах, то многие водители Крыма отмечают, что чувствуют своего рода законодательные каникулы. За соблюдением ПДД "в поле" следят как местные крымские автоинспекторы, перешедшие из ДАИ в ГИБДД, так и их прикомандированные коллеги из других регионов. По ощущениям опрошенных местных водителей, отношение к ним у инспекторов вполне лояльное.



Читайте также:



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
04.02.2015 18:04
Артем Мариненко

кстати, согласно договору "о дружбе между рф и Украиной", АРК признается Россией, как неотъемлемая часть Украины, поэтому у последней нет оснований легализировать "82, 92 и 777".к слову, о вашем опросе: "Правильно сделали, что позволили крымчанам не платить по украинским автокредитам?" - это очередной кидок крымчан, ведь частное право никто не отменял как и обязанности по договору кредитования. кстати, многие украинские банки еще летом продали своих должников российским коллегам. поэтому и тут местных поимеют.

1

06.02.2015 14:20
Олег Потоцкий

Живу в Анапе. До Крыма по трассе - ровно 100 км."Жовто-блекитные" номера стали обычным делом на наших дорогах. Также как и слишком заметное "лёгкое" отношение к соблюдению российских ПДД водителями таких машин.Вообще-то у нас на Северном Кавказе и своих "джигитов" на дорогах полно.Как-то особой радости от воссоединения с этими "бедными родственниками" у нас уже особо никто не испытывает. Да и среди "воссоединившихся" сейчас в ходу лишь одно утешение от происходящих перемен : "Зато не как в Донецке...".В-общем - везде "кидалово"...

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings