Старость – не радость
Мир настолько безжалостен, что стареют в нём не только Джонни Депп и Анджелина Джоли, но и масло, работающее в моторе. Причём старение масла – процесс намного более сложный и интересный, чем старение голливудских звёзд, ибо вызвано не только временем.
Что меняется в масле с ростом пробега? Грубо говоря, всё – от базового масла до пакета присадок. Начнём с того, что в нём появляется множество продуктов износа мотора в виде нерастворимых частиц металлов. Растёт количество железа, которое попадает в масло из-за износа гильз цилиндров, поршневых колец, клапанного механизма и некоторых других частей двигателя, хрома – из-за износа поршневых колец, вкладышей, гильз цилиндров и масляного насоса. Выработка коренных и шатунных вкладышей приводит к росту содержания свинца. Перечислять можно долго, но и этого уже достаточно, чтобы понять, что частиц металла с ростом пробега и времени эксплуатации масла становится слишком много. Кроме того, в масло попадают дорожная пыль и даже несгоревшее топливо. И весь этот набор не предусмотренных разработчиками масла элементов существенно меняет свойства масла, в первую очередь – вязкость. Причём, само собой, в худшую сторону. Не зря в качественных премиальных маслах типа ZIC X9 используются только лучшие модификаторы вязкости, которые меньше подвержены разрушению в процессе эксплуатации и дольше сохраняют свои свойства, но бесконечно не могут работать даже они.
Второй момент – это окисление. Нагрев масла в присутствии кислорода приводит к изменению щелочного числа, вязкости и трибологических характеристик (то есть, параметров, которые влияют на процессы трения и смазки). При этом окисляются и базовое масло, и присадки.
Пакет присадок тоже стареет. Например, в присадках часто встречаются бор и магний, которые призваны бороться с сажей, образующейся в результате сгорания топлива. Они удерживают продукты сгорания во взвешенном состоянии, но только до тех пор, пока количество этих продуктов не начинает превышать определённые нормы. В какой-то период времени бор и магний оказываются связаны сажей и золой, и после этого они уже не могут очищать масло от этих элементов. А это приводит к росту отложений на деталях мотора, в первую очередь – в виде низкотемпературных отложений (шламов), которые особенно активно образуются в грязном или не совсем исправном моторе не только по причине износа пакета присадок, но и из-за неполного сгорания топлива.
Само собой, со временем в присадках начинается дефицит не только бора или магния, но и других важных элементов: бария, который удерживает влагу и предохраняет двигатель от коррозии, фосфора, который должен снижать износ, и всех прочих. Картина, конечно, печальная, но ожидаемая, и масло как раз для этого и меняют – чтобы оно оставалось свежим и работало так, как ему положено. Вот только никто не может сказать точно, сколько километров пробега оно сможет работать эффективно. При этом отмечу, что дешёвые минеральные масла стареют быстрее, а современные синтетические служат намного дольше. А есть ещё и масла с повышенным ресурсом вроде ZIC TOP – с высококачественной базой и полиальфаолефинами (ПАО) в их составе, благодаря которым масло служит дольше многих других. Но дольше – это, конечно, всё равно не вечно.
Часы и километры
В результате исследований некоторые производители масел пришли к выводу, что в среднем качественное масло способно служить до 10 тысяч километров, причём максимально эффективно оно работает в интервале от трёх до семи тысяч километров пробега. Дело в том, что в свежем масле концентрация присадок слишком велика (а иначе оно старело бы слишком быстро), а после семи тысяч пробега пакет присадок потихоньку начинает истощаться. Нет, конечно, он ещё работает, но уже не так, как в свежем масле. Тут вроде бы всё понятно и логично, но есть один маленький, но важный нюанс: срок службы масла принято оценивать в моточасах, а не в километрах. Поэтому перейдём к некоторым расчётам.
По данным многих исследований, моторное масло работает около 300 часов (точнее, от 250 до 350 в зависимости от качества и технологии изготовления масла). Масло автолюбители обычно заливают не самое топовое (всё-таки средняя ценовая категория более популярна), да и моторы на машинах с пробегом тоже не могут быть новыми, поэтому 300 часов – это в некоторой степени оптимистичный прогноз. Для расчёта реального регламента замены масла, позволяющего сохранить двигатель на как можно более длительный срок, лучше брать не 300 часов, а хотя бы те же 250. Семь тысяч километров за 250 часов можно проехать со средней скоростью 28 км/ч. Вроде бы скорость не самая высокая, но в городе она обычно такой и получается – 25-30 км/ч. В результате пазл складывается: если машина в основном эксплуатируется в городе, 7000 км – это и есть рекомендуемый интервал. Но так как чисто городской эксплуатации в реальной жизни практически не бывает, то масло вполне можно менять и через 10 тысяч километров пробега (в конце концов, те же 300 часов работы – не приговор, и после них в воду масло не превратится, а только станет работать не так эффективно, как новое). Ну а некоторые наиболее оптимистичные производители, чьи машины летают за границей по автобанам (поездки с крейсерской скоростью – самый щадящий режим для двигателя), решили, что менять масло можно и позже – при пробеге 15 тысяч и даже иногда 20 (последнее – это совсем уже фантастика). Но при этом они всё-таки уточняют, что в тяжёлых условиях эксплуатации межсервисный интервал лучше сократить до 10 тысяч километров и даже меньше. А тяжёлыми условиями они считают любые, кроме этих самых автобанов. Тут тоже всё логично: чем выше средняя скорость, тем больший пробег можно пройти за отведённые маслу моточасы. Если средняя скорость составляет хотя бы 60 км/ч (а такое вполне возможно, если человек в основном ездит по трассе), то 7000 км можно проехать за 117 часов, а за те же 250 – ровно 15 000 км. При этом все эти 15 000 км масло будет работать так, как задумал его производитель, и никаких опасных последствий опасаться не стоит. Особенно если речь идёт о «долгоиграющих» маслах, к которым можно отнести, например, ZIC ZERO, изготовленное на полностью синтетической основе и снижающее трение, а значит, и износ двигателя.
При этом возможна и обратная ситуация. Допустим, человек использует машину для поездок по городу в режиме дом-работа, которые расположены в 5 км друг от друга, а по трассе не ездит совсем. За день он проезжает 10 км (туда и обратно), средняя городская скорость при этом составляет 28 км/ч. Несложно подсчитать, что в день только на передвижение он тратит 0,36 часа. Но ведь ещё прогрев, причём два раза в день. Пусть по пять минут, но в сумме это уже 10 минут или 0,17 часа. Итого получаем в день 0,53 моточаса. То есть, при расстоянии в 5 км от дома до работы (или при ежедневном пробеге в 10 км в общем) в день машина работает в среднем 0,53 часа. В таком режиме ей потребуется 530 часов, чтобы проехать 10 000 км. А это – только представьте! – почти двукратный перепробег по моточасам. Жалко двигатель? Жалко, даже очень. Правда, при таком графике при пятидневней рабочей неделе за одну неделю можно наездить только 50 км, за один год – 2600 км. При этом в регламентах всех производителей всегда сказано, что замена масла определяется не только пробегом, а требуется каждые 10 (или 15) тысяч километров или раз в год, в зависимости от того, что наступит ранее. Видимо, как раз для этих случаев. Хотя за эти 2600 км пробега мотор отработает только 138 часов, и теоретически менять в нём масло ещё рано.
Что делать?
По большому счёту, при замене масла правильно ориентироваться именно на количество отработанных моточасов, а не пройденных километров. Как мы уже убедились на примере расчётов, километраж даёт лишь приблизительные интервалы замены, а иногда не даёт вообще ничего конкретного. И не зря в некоторых автомобилях сейчас есть счётчик моточасов, и срок замены масла определяется именно им. Да и во внедорожной технике такой счётчик обычно тоже есть, что вполне логично.
Если счётчика моточасов в машине нет, можно прикинуть наиболее подходящий интервал замены самостоятельно. Для этого надо посмотреть на бортовом компьютере среднюю скорость автомобиля за максимально долгий период времени и прикинуть, сколько километров можно за этот период проехать с этой средней скоростью. Допустим, бортовой компьютер вашего автомобиля показывает 40 км/ч. За 250 моточасов машина пробежит максимум 10 000 км/ч (без учёта прогревов), а значит, интервал в 10 тысяч вам подходит. Если средняя скорость ниже, лучше менять масло почаще, если значительно выше – реже. И в любом случае редкой заменой масла убить мотор можно, а частой – нет. Вывод, думаю, очевиден.
Реклама. ООО «СК Энмув Рус». erid: LdtCKHQJ7
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Вполне полезный материал, с правильными выводами и, что немаловажно, без попыток принизить конкурентов. Сам, в последнее время, как раз делаю ТО не реже, чем раз в 200-250 м/ч. Текущие реалии авторынка такие, что пренебрежительно относиться к обслуживанию автомобиля - могут только очень состоятельные люди.
Как говорится «В Волге масло не меняют, в Волгу масло доливают».
Ничего что в предыдущем материале по маслам (с экспертизой ТПП) именно это масло показало худшие результаты? Теперь редакция отмазывается. Не даром. Хорошо еще что плашку «реклама» не забыли поставить.
Очень полезная статья! Могу по своему опыту сказать, что выбор масла очень важен. У меня опыт использования разных масел, но что такое качественное масло, я понял только на Teboil! Звук двигателя стал тише и мягче, уменшился расход.
ZIC вроде не плохое масло, Но Teboil как то больше понравилось! Авто купил не новый, соответственно движок весть в лаке и нагаре. Так Teboil до металла отмыл! Я и раньше старался менять масло по рекомендации производителя, а теперь еще строже слежу за этим
Интересно, Вы лезете в цилиндры при каждом ТО?
Нормально так боты Teboil'a исполняют )))