Дисклеймер от редакции. Мы уже неоднократно рассказывали о том, что современные моторы имеют серьезную термическую нагрузку даже в заводском исполнении, а перевод стандартного двигателя с бензина на газ делает ее еще выше. Потому установка газового оборудования на относительно свежий автомобиль BMW видится нам практически самоубийственной. Тем не менее, проблемой в этом конкретном случае стал не перегрев, и даже не ГБО как таковое.
А началось все, тем не менее, с того, что владелец 7-летнего BMW X3 E83 решил перевести автомобиль на газ, установив одну из самых дорогих версий ГБО, работающего на пропан-бутане. Мотивация решения проста – в Украине, где проживает владелец «бумера», стоимость бензина в рублях уже давно перевалила за 60, а средняя зарплата при этом ненамного превышает 15 000 рублей. Вот и получалось, что при среднем расходе топлива в 15-16 литров (а меньше 272-сильный кроссовер «ест» редко) на заправках приходилось постоянно оставлять солидную сумму. Выходом из положения казался переход на газ – и именно за этим владелец обратился в региональный сервис по установке и настройке газобаллонного оборудования.
Трёхлитровый бензиновый двигатель N52B30 в городском цикле потребляет около 16 литров на 100 километров
Сказано – сделано. Установка оборудования прошла без особых проблем. Однако вскоре выяснилось, что при работе на газе на холостых оборотах двигатель нечасто, но регулярно подергивается, причем проявлялась проблема только в жару (свыше +25 °С) и на стоящем автомобиле. Владелец машины с таким «спецэффектом» смириться не смог и решил его устранить, обратившись в сервис, где монтировали ГБО.
«Газовщик» сходу отверг версию о перегреве какой-то форсунки и уверенно «приговорил» свечи зажигания – дескать, “NGK для газа не подходят, а вот иридиевые Denso решат проблему”. Доверившись мнению специалиста, хозяин машины заказал и установил указанные свечи зажигания в официальном, но не профильном «дружественном» сервисе – том, где его BMW обслуживается не первый год.
Тривиальная, в общем-то, процедура заняла у механика около часа.
А дальше началось самое интересное – прямо перед автосалоном кроссовер впервые за семь лет эксплуатации заглох. После запуска мотора уже опаздывающий владелец уехал по своим делам. И почти сразу же в этой поездке двигатель… «запятерил», время от времени пытаясь работать вообще на четырёх цилиндрах!
Созвонившись с сервисменами, владелец машины договорился об установке старых свечей обратно, посчитав свежеустановленные Denso бракованными или вообще контрафактными. Увы, по ряду причин сделать это получилось не на том СТО, где их ставили, а уже у «газовщиков». Однако «шаг назад» проблему тоже не решил – теперь BMW на любом топливе отказывался работать ровно, а холостые изрядно «плавали». Отчаявшись, владелец решил немного прохватить по трассе, и тут его ждал новый сюрприз: в салоне отчетливо запахло горелым маслом.
Потихоньку добравшись домой, обескураженный хозяин просто поставил еще недавно исправный автомобиль в гараж. «Заболевший» BMW он решил отвезти на диагностику к «официалам» – и на сей раз в самый что ни на есть официальный дилерский центр BMW, смирившись с неизбежной потерей времени и дополнительных денег. А вот перед началом следующего абзаца, где будет озвучена разгадка, мы предлагаем вам отвлечься и попытаться самостоятельно угадать, что могло стать причиной этих проблем в BMW X3 с двигателем N52B30.
Внимание, правильный ответ
Результат диагностики, мягко говоря, удивил: потребовалась замена… клапанной крышки! В ней во время осмотра двигателя обнаружилось «вентиляционное отверстие», через которое попадал «неучтённый» воздух, что и приводило к перебоям в работе двигателя.
Дорогое удовольствие: замена свечей зажигания стоила в итоге около 50 000 рублей
Что же произошло с клапанной крышкой? Эта деталь на двигателе N52B30 изготовлена из пластика, а к ней через «закладные» шайбы с резьбой цилиндрическими болтами крепится декоративная крышка – так называемая «плита» или «кожух катушек зажигания к крышке головки блока цилиндров» по официальной терминологии BMW TIS. Один из болтов крепления (задний) декоративной крышки при закручивании «достал» до клапанной крышки и проломил её насквозь! Точнее, сначала в детали появилась трещина, вскоре увеличившаяся до отверстия, сквозь которое и начало под давлением уходить моторное масло.
Декоративная «плита» крепится к клапанной крышке через такие закладные шайбы с резьбой
Все моменты при затяжке соединений в двигателе BMW строго регламентированы, о чем напоминает инструкция прямо на крышке
Владельцу повезло лишь в том, что обломок пластика не нарушил работу газораспределительного механизма, а спокойно лежал в районе крепления распредвала. Иначе цена вопроса и последствия для двигателя могли быть другими.
В итоге пришлось менять клапанную крышку с прокладкой и крепежом, что потянуло примерно на 40 000 рублей. А в ожидании заказанной детали машину пришлось на неделю оставить в сервисе. Время – деньги? В этом случае владелец оплатил чужую ошибку и тем, и другим.
Как же злополучный болт мог достать до крышки? Очень просто – при внимательном осмотре деталь оказалась неродной. Не нужно быть мэтром дедукции, чтобы восстановить хронологию событий: при замене свечей механик просто потерял заводской болт M6x20 (каталожный номер 6AZ) крепления декоративной крышки, заменив его более длинным. Завернув нештатный крепеж в резьбовое отверстие, он достал до крышки двигателя и сломал её.
Использование неродного крепежа иногда чревато фатальными последствиями. Даже если речь идёт о креплении декоративного кожуха
Судя по всему, во время установки крышки механик просто обронил самый «неудобный» болт крепления кожуха, расположенный в районе моторного щита под распоркой
После ремонта к руководству сервиса всё же обратились, не питая, впрочем, особых иллюзий по поводу возмещения ущерба, ведь после их СТО машина побывала у «газовщиков» и «официалов» BMW. Механик во время «очной ставки» свою вину категорически отвергал (еще бы!), а его начальство сослалось на пункт в акте приёма-передачи, где запрещалось вмешательство в двигатель для устранения неполадок без представителя предприятия. Именно поэтому в какой-либо компенсации владельцу было отказано – юридически и формально сервисмены оказались правы, а о совести и прочих абстрактных понятиях говорить было бессмысленно. Так не самый приятный и отнюдь не бесценный опыт был приобретён за полновесные 50 тысяч рублей.
Коробка с «Zylinderkopf» – незапланированная и не самая приятная трата
P.S. Самое забавное, что устранить исходную проблему (нестабильные холостые обороты при работе на газе) удалось заменой не свечей зажигания, как утверждал «газовщик», а одной из катушек зажигания! Именно после этого многострадальный «бумер» наконец заработал идеально. Ну а владелец машины зарекся мешать ей работать.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
"стоимость бензина в рублях уже давно перевалила за 60, а средняя зарплата при этом ненамного превышает 15 000 рублей. Вот и получалось, что при среднем расходе топлива в 15-16 литров (а меньше 272-сильный кроссовер «ест» редко)" То есть при зарплате в 15000 можно содержать премиум кроссовер с расходом в 15-16 литров? Или перевод такого кроссовера на газ способствует тому, что из выхлопной трубы будут вылетать новые купюры? Вопрос о продаже автомобиля и покупки чего-то "по карману" не поднимался, как я понимаю?
Там владелец не в себе, очевидно же.
Чего это все осуждают героя статьи? Наверное, вы просто завидуете тому, что он ездит на автомобиле с фирменным полным приводом/отличной "рулежкой", прекрасными материалами отделки, а, самое главное, неповторимой харизмой (камрад volegost не даст соврать)? А то, что он решил поставить колхозное ГБО в чуханском ара-сервисе, чтобы "экономить", так это нормально, кризис никого не щадит. Владельцу БМВ, чтобы ещё больше экономить, могу порекомендовать также обзавестись нано-магнитами , а в прикуриватель вставить волшебный "экономитель топлива".
Лол, я могу ему только посочувствовать, что он зачем-то купил не очень красивое вспухшее транспортное средство с ухудшенной в сравнении с нормальными полноприводными седанами и универсалами БМВ управляемостью, переплатил за мифические внедорожные способности, а теперь пытается отыграть свои потери денег за счёт ГБО, но терпит неудачу :)
Я вообще не понимаю, как могло прийти в голову поставить ГБО на такой автомобиль. Видимо, собирался таксовать на своей БМВ. Или кататься по зимникам, где-нибудь в Якутии, где нет заправок по несколько сотен км. :)
Говорят в незалежной освоили даже установку ГБО на Приус... ;)
Тесла на очереди)
Вот только из нечищеного двора в марте у Х3 шансов поболее выехать будет, чем у седана)
это называется нищебродство, сферическое в вакууме еще ГБО на Х5М ставят
Борис, я как минимум 2 камаро 4 поколения на газу встречал)
И это полный ПИ*ДЕЦ...
это называется менталитет. Не в обиду будет сказано друзьям, кто проживает на территории бывшей УССР, но там тааакие жопошники водится, гаси свет. Они газ не только на приус, на теслу поставят.
ИМХО, низкая квалификация сервисменов. На троящем моторе первым делом хотя бы читалку ELM327 подключить, увидеть зашкалившую коррекцию по топливу, отправиться искать подсос воздуха.
Вот поэтому все что можно в машине стараюсь делать сам или контролирую как делают, потому что веры нет никому... Сколько раз видел всяких "хваленых специалистов" которые такое творят что хочется им по рукам дать чем-нить очень тяжелым...
У меня так жена, пока я был в командировке, масло меняла у какого-то "народного умельца", чтобы на автосервисе сэкономить. Он устроил промывку движка какой-то очень дешевой минералкой (на кой черт вообще промывку делать после ликви моли, когда двигатель и без того чист как утренняя роса, - загадка из загадок) и залил после этого какую-то мобиловскую дрянь, и судя по тому, как с нее машина обчихалась, еще и поддельную. Очень хотелось найти этого гения и дружески пожать ему горло, но - был таков. Пришлось после него еще раз промывать. Ликвимольные масла, конечно, универсальные и сочетаемые, но после той черной болотной жижи, которую я слил уже через неделю пробега, даже немцев было страшно заливать.
Да элементарно у многих современных моторов очень хлипкая резьба в свечных колодцах. Перетянули и готово ведь куча т.н. "профи" говорят что динамометрический ключ это для чайников, а он прям чует момент затяжки... ;)
Так-то ладно, если резьба. На MR20DE у ниссанов на первом, что ли, цилиндре очень тонкая стенка между свечным колодцем и каналом системы охлаждения, есть реальный шанс получить там трещину и антифриз, утекающий в камеру сгорания, если перетянуть свечу. Однако как человек, регулярно крутящий гайки, скажу так: можно все моменты затяжки контролировать динамометрическим ключом, но это сильно увеличивает трудоемкость, затраченное время и, стало быть, стоимость :)
Да прямо велика разница обычной трещеткой тянуть или динамометрическим ключом. Лень... вот и все объяснение.
Нда... владелец редкостный мудак и жлобяра. Поделом.