Просвещённый мир с такой радостью ждёт наступления эры электрокаров, что забывает о том, что большая часть «трудностей» с обычными машинами с ДВС — сугубо привнесенные. Они появились, как правило, в результате различных законодательных ограничений на конструкцию и массированной «промывке мозгов» отраслевыми СМИ.
Ведь не так дорого топливо, как велики налоги. Не так плохи моторы, если бы не «навеска» из безумных псевдоэкологических требований. Не так тяжелы машины, если бы не тонны ненужной электроники и жесткие тесты на пассивную безопасность. А ещё — навязывание маркетологами АКПП, внедорожного имиджа и заведомо избыточного объема.
К сожалению, пуристов среди автомобилестроителей нет, не считать же таковыми производителей спорткаров? Они за отклонение от «генеральной линии партии» тоже хотят неплохие отступные, да и не во всем они могут от нее отступить. Амплитуда «колебаний» выверена до микрона, шутить с «экологией» можно только на трассе, а ради имиджа придется выложить годы труда и миллиарды долларов.
Сегодня пофантазируем на тему, что будет, если машины с ДВС запретят, ведь все к этому идет? И не столь важно, какой год станет «окончательным», 2025-й или 2030-й. Он почти наверняка будет, во всяком случае, в Европе. А поскольку у наших чиновников в почете аргумент «а мы то чем хуже», то и у нас, в России, тоже что-то подобное неизбежно случится. Электромобили станут преобладающим видом личного транспорта. И поверьте, многое в жизни автомобилистов изменится. Ведь всё это было придумано не просто так.
Сборы
Начнем с неизбежного, с налогов и сборов. Если вдруг вы не в курсе, то в цене любого топлива налоги составляют львиную долю. Государство кормится с каждого залитого в бензобак литра топлива. Это такой скрытый налог, мы его платим, не задумываясь о причинах. Он есть в цене каждого куска хлеба и каждого смартфона, в цене проездного на работу, в цене отпуска и в стоимости домашних консервов.
Если вдруг машины начнут потреблять электричество из розетки, то государство почувствует, что ему чего-то не хватает. И будет искать, где восстановить «справедливость».
Можно обложить налогом электроэнергию, но это социально значимый ресурс. Может быть, введут «соцминимум» для обеспечения домов, и чтоб на машины не оставалось? Но как быть с солнечной и ветрогенерацией? Слишком много свободы и слишком мало денег.
Если чиновники будут думать так же, как я, то все неизбежно придет к повышенным налогам на электромобили и обязательному переходу на оплату каждого пройденного километра. Аргументы будут простые: за использование дорог нужно платить, а наиболее «справедливым» способом несомненно является учет пробега каждого автомобиля. Ну чем не «Платон»? Только для всех и каждого. Без исключений.
Вполне возможно, дополнительными налогами обложат и средства генерации, ведь они практически «воруют» деньги у государства! Аргументы найдутся, например, ветрогенератор явно вредит экологической обстановке, да еще и шумный. А солнечная генерация снижает температуру почвы. Все честно, ты растратил ресурс, так заплати! А какой шикарный налог на утилизацию использованных батарей можно внедрить – закачаешься! Ведь мы уже сейчас «знаем», что производство этого элемента жутко неэкологично, а таким «знанием» сложно пренебречь, его нужно использовать.
Разумеется, ни о каком бесплатном проезде по платным магистралям, бесплатной парковке и прочих преимуществах, которыми пользуются электромобили сейчас, речи уже не пойдет. Об этом можете забыть уже через десяток лет максимум. Человечество заглотило наживку, больше подкармливать его не нужно.
Цена эксплуатации
Мы часто возмущаемся, что ресурс машины ограничен. И я не исключение. Я твердо уверен, что раньше трава была зеленее и готов с цифрами в руках отстаивать свою позицию. Правда, я всегда игнорирую тот факт, что если копнуть еще лет на десять-двадцать назад, то надежность той техники уже не будет казаться такой уж выдающейся.
Но правда в том, что современную машину легко поддерживать в исходном состоянии. Были бы деньги, и она будет ездить. Все агрегаты легко заменяются, в крайнем случае, ремонтируются. И ресурс в целом им отведет вполне достаточный для того, чтобы первый обладатель наслаждался машиной, и даже второй-третий может избежать больших трат при умелой эксплуатации. Всё это — следствие упорной работы производителя над конструкцией.
Нужно обеспечить надежность сложных механических и гидравлических систем на протяжении гарантийного срока с запасом, рассчитать ресурс электроники, чтобы мелких сбоев тоже не было.
Казалось бы, механическая часть электромобиля должна быть вечной, ресурс современных электромоторов исчисляется десятками и сотнями тысяч часов. Это десять и более лет непрерывной эксплуатации, такое не всем промышленным ДВС доступно. Редукторы тоже вроде как штука надежная. Но мне кажется, что полного счастья не будет.
Во-первых, электромеханическая часть окажется перегружена и переоблегчена. И ресурс будет вовсе не как у электровозов. С механической частью тоже не все гладко, в машинах редукторы не отрабатывают порой и 8 тысяч часов, а это примерно 150 тысяч километров пробега по городу.
Но настоящая бомба заложена в конструкции разнообразной силовой электроники и систем управления. Мы уже привыкли менять старый смартфон на новый, к тому что кабели зарядки как-то подозрительно быстро выходят из строя, а покупать нужно очень дорогой оригинальный, потому что о нас забоятся, вдруг купим плохой. Дешевый не заработает — просто будет заблокирован в прошивке.
Силовые элементы электромобиля и система управления легко могут уподобиться тому, что мы видим на рынке смартфонов, ресурс целого ряда систем будет принудительно ограничен, а ремонт затруднен из-за ограничений по применяемым запчастям. Я вижу много точек для злоупотреблений со стороны производителя, но не буду углубляться в дебри.
И разумеется, не забывайте о тяговой батарее и куче механических узлов. Ведь тут есть и кондиционеры, и системы охлаждения, и подвески, и тормоза. С батареей вариантов масса. Например, наверняка приживется схема с лизингом батареи, ее просто нельзя будет купить в личное пользование. Например, за счет искусственно завышенной цены и большой стоимости утилизируемых частей. Идеальная схема, потребитель платит аренду, да еще и покупает «железо». Доход гарантирован. И никакой мороки с продажей запчастей.
Впрочем, вряд ли мы дождемся момента, когда их цена будет определяться ценой производства, а не запросами рынка. Это когда десятикопеечная пластмаска-расходник стоит пару тысяч рублей потому, что без нее не обойтись, и спрос есть.
Рост требований
Если вы думаете, что прикупив электромобиль, вы навсегда избавитесь от соревнования «быстрее, выше, сильнее» и постоянного прессинга «купи новый, твой не соответствует требованиям» то глубоко заблуждаетесь. Почивать на лаврах, радуясь салону скромной Tesla Model 10 или что там еще будет у вас, точно не получится. Обязательно будет «прогресс».
Именно в кавычках, потому что в отсутствие настоящего прогресса его легко заменяют на мнимый. Я не знаю, по поводу чего будут промывать мозги будущим поколениям автомобилистов будущие поколения маркетологов, но более чем уверен, что причина найдется. Активные сиденья, подстраивающийся интерьер, активное шумоподавление разного уровня, сильно умные шины. Люди будут покупать новое и даже не задумаются, как же жили без этого раньше. Наверняка в числе новинок будет и что-то стоящее, но как водится, не более одной десятой доли.
Ну а чтобы консерваторы, которые в свое время роптали «мне и в W126 отлично, зачем менять на W220», получат ровно ту же торпеду в борт, что и обладатели машин с ДВС. Экология наверняка будет применяться как инструмент разделения технологий на годные и не годные и стимул к быстейшему расходованию ресурсов планеты и выкачиванию денег.
Появятся классы экологичности, теперь не по выбросам в атмосферу газов, а например, продуктов износа, по расходам на утилизацию тяговых батарей, по теплоэффективности климатической системы. Да что я им подсказываю, сами догадаются...
В общем, лет через пять после выхода электромобиль, даже если он еще в отличном состоянии, получит повышенный налог «за экологическую вредность», усложненные условия технического осмотра просто «за возраст» и какие-нибудь еще неприятные бонусы.
***
Будет ли электромобильное будущее светлым? Сомневаюсь, автомобилестроение нацелено на извлечение прибыли, а не создание комфорта людям. Частные машины не запрещают лишь потому, что они создают огромный рынок для машиностроителей. Заряжаться от собственной солнечной панели и не платить налогов, не тратиться на ремонты? Вряд ли, может быть где-то далеко, в глуши такое и случится. Но человек — существо приспособляющееся, и я уверен, что вы все вскоре привыкните к новым порядкам, новым ценам и правилам игры.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
"Если вдруг машины начнут потреблять электричество из розетки, то государство почувствует, что ему чего-то не хватает." - вот тут есть серьезное упущение из-за национальной специфики. Государство - это же мы с вами. Если мы почувствуем, что нам чего-то не хватает - например денег на содержание дорог общего пользователя - мы придумаем, как скинуться. Это само по себе не плохо. Просто когда живешь в России - легко поверить, что государство - это кормушка для чиновников.
"Именно в кавычках, потому что в отсутствие настоящего прогресса его легко заменяют на мнимый" - все что с таким посылом - тоже лишнее. Люди покупают машины с камерами заднего вида не задумывась о том, как парковались раньше! Беда! На самом деле это просто удобнее. Жизнь становится удобнее по мере "мнимого" прогресса. А "как жили раньше" - раньше и на лошадях ездили и ничего.
Ну и самое главное, что фактов в такой статье хочется видеть как-то побольше. По крайней мере мне лично.
мы о будущем, какие факты то? Их еще нет.
Есть факты, которые позволяют делать выводы о будущем. По их обилию мы можем отличить прогноз от научной фантастики. То есть я, конечно, люблю научную фантастику и без всякой иронии не имею ничего против статей в этом жанре, даже наоборот - хорошо бы больше, смелее и чаще. Просто из заголовка как-то больше прогноз ожидаешь.
Можно список фактов? Пока имеется 1 льготы для владельцев электромобилей есть 2 количество льгот падает. В основном там, где электромобилей стало много, в Норвегии, например. 3 идет дискуссия по взиманию платы за пользование государственными дорогами. Это для Европы довольно стандартный диспут в последние годы. Да и у нас. 4 просто немного фактов о конструкции машины 5 имеются законодательные инициативы по свертыванию продаж машин с ДВС, это факт, от которого тоже никуда не деться это все учтено в статье и на основании этих фактов сделаны выводы, вы чего-то еще хотели?
Нет, с тем, что все машины будут электрическими и в каждой будет Платон - я согласен. Кстати неплохой твит может получиться. Но для хорошей статьи, как мне кажется, этого маловато.
А вот по мнимому прогрессу - хотелось бы фактов. Все-таки смелое утверждение. Что считать мнимым? Багажник, который открывает себя если помахать ногой? Датчики света и дождя? Камеры, поворачивающий свет, дисплеи в подголовниках? Если нет 9/10 мнимого прогресса сейчас на 1/10 реального, то откуда ему появиться в будущем, из каких фактов это следует?
Налог за экологическую вредность электромобиля тоже не опирается ни на что. Утилизация - обоснованное предположение, а экологический класс - нет.
Идея "программируемого старения" или "принудительного ограничения ресурса" очень спорная сама по себе, на грани теории заговора. В чем на рынке смартфонов искусственно ограничение ресурса, батареи раньше быстро выходили из строя и экраны на флагманах выгорали? Так на то они и флагманы, чтобы содержать самые передовые, напряженные и не отработанные решения. В бюджетном-то сегменте такого нет. Вы это утверждение делаете и тут же как бы от него отказываетесь, мотивируя не желанием лезть в дебри. Мне кажется, что именно для таких случаев и придумали клавишу "забой")
Факты вроде того, что в электромобиле есть кондиционер и его тоже придется обслуживать как и в бензиновом - были бы уместны в Космополитане, где это могло бы стать открытием для многих читателей, а тут автомобильное издание и такие вещи тянут на высказывание Кэпа.
Тема, на мой взгляд, выбрана очень перспективная, а извлечено из нее маловато. Если двигаться в сторону научной фантастики, то вот, например:
Про прогресс- материал отдельный. Про экологические классы и их навязывание.. Вообще тоже тема для большого материала, но евро2 не настолько хуже евро6, чтобы что-то там делить. Но ведь поделили, устроили цирк с "дожиманием", получили на выходе проблемы по отрасли в целом. Насчет ограниченности ресурса нужно скорее аппелировать к рынку бытовой техники. Но идея с батареями смартфонов, эппловскими кабелями и зарядками была несколько ближе к электромобилям.
Евро 2 и евро 6 - это просто небо и земля, например евро 2 вообще не имеет ограничений по оксидам азота. А вот в автомобилях без выброса ограничивать уже нечего.
Батареи смартфонов быстро выходили из строя лет 7 назад. С тех пор проблема значительно отступила. Т.е. дело было в технических трудностях, а не в желании заставить менять смартфон раз в два года. Кабели Эппл - проблема только одного производителя - не обязательно же выбирать производителя с такой проблемой.
Да-да. рекламные слоганы идут хорошо во все времена. На практике никаких специальных мер для сокращения нет, просто введет учет. Старые моторы с низкой СЖ имели значительно более низкие выбросы оксидов азота, с равнении с высокотемпературными моторами последних лет. Ну а в сравнении с дизелями это вообще капля в море. Выбросы твердых частиц для машин с непосредственным впрыском нужно нормировать только при наличии непосредственного впрыска. На машинах с Евро2 таких проблем просто не было. Батареи смартфонов до сих поживут недолго у абсолютного большинства.
То есть получается такая логика, что в 1996 ввели Евро 2, которому соответствовали отличные и простейшие двигатели, но к 2000 из-за экологических норм (Евро 2, напомню!) распространились турбомоторы и пришлось ввести Евро 3 с ограничениями по оксидам азота? Дело в том, что турбомоторы, прямой впрыск и прочие прелести появились и распространялись не в угоду экологии. Сначала они распространялись, а потом в угоду экологии для них вводили ограничения. А сами по себе экологические нормы таких технологий не требовали - не то что в Евро 2, но и даже в Евро 4 даже самые обычные восьмиклапанные моторы без особых затруднений укладываются.
Батареи смартфонов вместо в лучшем случае 1-2 года стали служдить 3-4 и более нресмотря на ежедневную зарядку и рост емкости в 2-3 раза. Это как-то больше похоже на то, что они ищут решение проблемы, а не способы ограничить срок службы искусственно. В конце нулевых можно было в это поверить, хотя и странно, как это производители все одновременно договорились, что новые смартфоны будут иметь срок службы акуумулятора в 1-2 года и все одновременно имели технологии для этого. А сейчас это уже весьма сомнительная теория заговора.
Судя по всему, мысль была изрядно недодумана. Что вводилось, причем тут турбомоторы? График "улучшений" был известен давно, еще в 1996 году многие попытались сделать сразу Евро3, причем с 98 года немцы уже выпускали такие машины. И причем тут турбо?
Мысль была о том, что турбины, прямой впрыск и прочее что принято считать порождением гонки за экологию на самом деле не нужно для соответствия стандартам, потому что даже "старый добрый" мотор Лады Калины и одним распредвалом в них укладывается.
Это было возражение к тому, что регулировать азот не нужно потому, что он, дескать, появился из-за экологических норм, из-за которых ушли старые добрые моторы Евро-2. Нет, новые моторы и новые нормы - они от желания иметь больше лошадей и ровнее полку момента, экология тут ни при чем, экология наоборот их ограничивает в этом по азоту, иначе были бы еще напряженнее.
А вы прекраснодушный человек :)
Для нынешних авто с вычурными формами и отвратитиельным обзором, особенно назад, парковочные камеры и датчики это жизненная необходимость. К тому же машин стало больше, а места для маневров меньше.
При всем уважении к интернет ресурсу - статья просто не выдерживает никакой критики. Ребят, очнитесь - ДВС, это как сигарета - она безвредна только лишь тогда, когда ее нет. Радуйтесь что живёте в то время, когда каждый день НТП проникает в вашу жизнь семимильными шагами. Статья - словно предсмертная конвульсия Homo Habilis. Просто стыдно.
Я что-то не вижу никакой критики. СТатья ее легко выдержит
Бумага-то все выдержит, а вот суть содержания изложенного на ней... Смысла нет устраивать эпистолярную перепалку. Просто, Борис, Вы хороший автожурналист, а вопрос подняли в статье лишь частично касающийся автомобильной тематики и дискуссия по этому поводу - будет просто некорректной, по-отношению к Вам прежде всего. Успехов Вам в автожурналистике.
Производители и фанатики электромобилей не любят вспоминать о деградации батарей. Причем нынешние литиевые деградируют даже если ими не пользуются 5-10 % в год вполне типичная величина. Так что автопроизводители могут пойти по пути производителей электроники - делать не сменную батарею. Сдохла/просела батарейка и добро пожаловать в сервис с кучей денег или сразу в магазин за новым авто. Льготы и доплаты для владельцев электромобилей местами уже стали обрезать и отменять и как результат продажи упали или вообще остановились. Дания и Гонконг это первые кто с этим столкнулся.
Пока делают все, чтобы избавиться от ДВС, а дальше посмотрим.
Спасибо за статью! Не часто журналисты пишут о причинах и следствиях, да и много ли людей в принципе задумывается... К сожалению мир устроен так, что любые глобальные изменения задумываются исключительно ради прибыли. Естественно под благими намерениями, а куда ими выстелена дорога думаю все знают. Про какое бы спасение планеты не трубили, если бы не светило заработать на переходе к электротяге куда большее бабло чем на двс, никто и никогда этого бы не затеял.
Если честно самому очень интересно чем все закончится. Могу лишь дать свой очень субьективный взгляд из не самой продвинутой, но таки южной Европы и столичного города Мадрида. Правда мы и тут впереди планеты всей, по паровозному рвению пожилой левацкой женщины-мэра Мануэлы Кармены, дизеля таки в черте города собираются запрещать с 2020. По крайней мере уже сегодня таксистам убрали все дизеля из списка омологированый машин для будущих покупок, видимо скоро одни приусы в такси останутся. Но я собственно к чему, мне действительно очень интересно как они собираются пропихивать эту идею в стране, где пару-тройку лет назад, когда солярка была не по евро как сейчас, а аж целых полтора - люди заливали подсолнечное масло, причем таки довольно массово. И полиция таки устраивала рейды, с кордонами на трассах и заборами проб топлива из бака. Некоторых по запаху картошки фри из трубы ловили :) При поимке как результат конские штрафы за неуплату налога на топливо. И ладно бы если бы это был калифорнийский вариант, когда слегка странные на голову хипстеры льют в свой 123й кузов отфильтрованое масло из ближайшей бургерной, там это идейная хрень, мне понятно. Но тут действительно, вопреки идеализированным россиянским представлениям, есть целый пласт населения, который не мог себе позволить лить нормальную соляру. Тут конечно весьма актуален переход на Тесла 10 :)) Еще весьма любопытны и рекомендуемы к чтению британские форумы, где народ делится историями о том как ставит в машины вторые баки с полностью независимыми топливными системами и заливает купленный у фермеров так называемый красный дизель. Этот тот что для тракторов и комбайнов, без акциза и в полтора раза дешевле, а чтобы не злоупотребляли и по дорогам на нем не передвигались, добавляют красный краситель. И таки тоже рейды регулярные с проверками. Или вот эпопея с волной возмушения в прессе от "экологических" обозревателей, что народ стал массово вырезать сажевые, но так теперь визуальная проверка наличия ДПФ это часть техосмотра, народ стал поумнее и вваривают в корпус фильтра байпасную трубу с ватным наполнителем :)) Какие тирады о безответственном и преступном поведении владельцев, любо дорого :)) Это я все к вопросу об экологической ответственности европейских обывателей... Понятно, что в конце концов все это вопрос денег, но просто интересно будут ли кого-то вешать на столбах когда у людей начнут отнимать машины :))
Да, экологический маразм это весьма интересная тема. Как и налоговые замороки. Спасибо за интересную информацию, не знал, что масло вместо дизельного топлива наказуемо. В Германии народ даже хвалился в 2008 году своей находчивостью...
1) А вы считаете, что это хоть как-то связано с эмишнз? Красный дизель ничем не отличается от обычного, кроме красителя чтобы ловить хитрых поцов и цены в полтора раза ниже рыночной. Статью пришьют за налоговые махинации. С маслом ровно тоже самое, использование в качестве топлива вещества им не являющимся = не доплата в казну акциза на топливо. Если очень захочется пруфа, поищу ссылки, только все будет на испанском, не обессудьте. Вся эта невероятная дурь (ну или очень очень точный и корыстный цинизм) живет в левацких популистких головах, недобитков комунистической идеи, с этим у Испании все впорядке.. Что личный транспорт зло, а автобусы, пешеходы и велосипеды - хорошо. иначе довольно сложно обьяснить решение с 2020 года запретить вьезд в черту города всех машин старше 2000-го года, бензиновых включительно. Причем весь абсурд в том, что будучи оборудованым ЛГП (в простонародье газ пропан-путан) они легко вписываются хоть в несуществующие евро-10 и как раз сейчас имеют кучу налоговых льгот и бенефитов типа скидки на парковку именно за "эко" продвинутость. Однако в законе запрет будет прописан смешанно по рейтингам выбросов для дизелей и просто по возрасту для бензина/газа.
2) Ну естесственно никто с ружьями и эвакуаторами приезжать не будет , просто кроме запрета на продажу новых с двс, наверняка запретят ставить на учет старые при перепродаже и налог неподьемный сделают. Это помимо запрета на вьезды в города. Все какбэ логично, только в стране (ах) где вырезают сажевые и рынок авто старше 10-15 лет живее всех живых, а продажи новых приходятся в основном на корпоративный лизинг (частного практически нет), которым я думаю асболютно все равно, что раздавать сотрудникам, хоть дизель, хоть приус, хоть рено твиззи. ... Вот мне кажется, что все это может грозить слегка таким социальным взрывом, когда 70% населения которые вдруг окажутся на велосипеде или автобусе (интересные получаются преспективы с обьемным шопингом продуктов в выходные, досугом и т.д.) захотят слегка подвесить за яйца владельцев Тесел и прочих BMW i3 и заодно продвинутых левацких лгбт хипстеров-экологов из мерии.
Красный дизель - это налоговая льгота в отношении налогов на ископаемое топливо, а подсолнечное масло - это не ископаемое топливо.
Насчет левацких идей - как раз идея, что бесплатных дорог и парковок должно быть достаточно каждому - это самая коммунистическая идея из всего, что можно придумать. Следом за ней (когда становится понятно, что на всех места не хватает) либо левые и социально разрешения выезжать на дороги с определенными номерами по определенным дням, либо капиталистические платные парковки и платные въезды в центр, либо промежуточные - запреты для отдельных видов транспорта, например внедорожников или машин до определенного года выпуска.
Ограничивать перепродажу старья смысла нет, оно и так бодро выходит из оборота. Это не то что в испанском, даже в московском потоке видно. Социальный взрыв из-за досуга и шопинга на ОТ - тоже тема сомнительная, т.к. автомобиль в городе нужен редко и каршеринг закроет большую часть потребностей.
Можете называть подсолнечное масло чем угодно, по логике испанских налоговых органов (и полиции, как органа исполнительного) топливом это не является, при использовании в качестве оного в двс автомобилей, считается фактом неуплаты топливного акциза и наказуем. Как и обещал ссылки могу приложить, дальнейшее обсуждение считаю бессмыссленным.
Видимо испанский транспортный поток сподручнее изучать из Москвы, тихо затыкаюсь... Я вот что-то не наблюдаю, наоборот как-то не спешит народ от пятнадцатилетних ибиз и леонов чадящих избавлятся. Доски обьявлений и местный авто.ру в помощь, с ростом цен и гемороя с поломками на что-то свежее (все написаное Борисом абсолютно применимо и для Европы) рынок "старья" повторюсь живее всех живых, а свежее в потоке это по большей части либо корпоративный лизинг, либо естесственно есть процент откровенно состоятельных людей. Московский транспортный поток сравнивать с европейским думаю некорректно, цены в евровом эквиваленте на новые автомобили между Испанией и Москвой могут спокойно достигать десяти тысяч евро и более. У самого очень долго была мысль привезти из России машину, но пошлины, таможня и омологация да всякий прочий бюрократический геморой (да да свободный Евросоюз) почти убивают весь цимес..
А социальный взрыв..Сомнительно в этом мире все, но однако не все любят магазины шаговой доступности. Также как и не всем 22 года и не все уже студенты шляющиеся по барам, а у многих таки есть дети в целом приходящее с возрастом острое отвращение к идеи каршеринга (вопреки всем радужным поцелуям в десны от экспертов футуристов, довольно большой пласт людей все еще хочет ВЛАДЕТЬ домом, машиной, дрелью и миксером). В Мадриде каршеринг весьма тухло представлен довольно скудной сетью электрических смартов, которые заметны в потоке разве что абсолютно отмороженными и безответсвенными пользователями. Водителями их язык не поворачивается назвать. В основном видимо туристы и пол процента тех кому действительно машина бывает раз в месяц. Если честно к группе риска социального взрыва я не принадлежу, у меня все нормально, две не самые новые, но и не самые старые (пока вне зоны риска) бензиновые тарантаски в семье. Но со стороны диссонанс между провозглашаемыми политиками популисткими лозунгами и довольно приземленными желаниями большинства обывателей (денег как-бы и так немного так отвалите уже от нас и нашего старья) вызывает неподдельный интерес.
Поддержу, в том плане, что забавно, когда тебе рассказывают как должно быть у тебя из далекого далёка. По поводу транспортной составляющей также солидарен, у самого брат в Прибалтике, ситуация аналогичная Вашей
Я единственное не могу понять, пчм все "благополучно" забыли про топливные элементы? Это реально экономичный и экологичный способ получения э/э, нет необходимости в гигантских батарей и прочего мусора. Видимо это просто не очень выгодно многим (хотя Тойота недавно о них напоминала)
потому что топливные элементы работающие на простых видах топлива, а не чистом водороде до сих пор фантастика, а батареи - уже реальность