У меня хватает очевидных транспортных альтернатив, но, удивительным образом, ни одна из них не может покрыть все потребности.
Альтернативно одаренные
Если до работы ездить недалеко, то это прекрасный повод пересесть на велосипед или ездить на роликах. Но даже для очень спортивного человека поездка на работу таким образом каждый день вряд ли возможна. Нужен запасной комплект одежды и возможность умыться, вернее сказать – помыть голову от песка и грязи и самого себя – от пота.
Когда апологеты альтернативных видов транспорта в очередной раз ратуют за перекрытие движения и запрещение всего и всех, они забывают о том, что им всего 20 лет, у них нет серьезной работы, им не нужен костюм, они в неплохой форме, им не нужно еще закупаться продуктами для семьи, а их друзья не ленятся ездить на метро.
Фото: depositphotos.com
Еще лет десять, и ту глупость, которую они выдавали за величайшее достижение мысли, они забудут. Поймут, что зимой холодно, что велосипед как транспортное средство нужен процентам десяти горожан, не больше, и что работа бывает серьезной, да и дома ждет семья. Ну а грязный велосипед в прихожей малопривлекателен, и вообще минусов хватает. В общем, последние годы велосипед я использую все реже, хотя это отличный способ поддерживать форму.
Ходить пешком очень уж долго и скучно. Да, город прекрасен, но 40-50 минут пешком, даже если цель, кажется, совсем рядом, – это суровая реальность. Да и когда идешь, ты любуешься не красотами города, а своим внутренним миром – поверьте, я пробовал. К тому же обычно жарко или холодно, а часто еще и мокро. Но основная беда – это скорость. Слишком медленно и печально. Комбинация с роликами или самокатом делают прогулку веселее, но и увеличивают нагрузку, а значит, появляются проблемы, как у велосипедиста – где помыться, во что переодеться. Да, я иногда хожу пешком на приличное расстояние. Но в целом на каждый день – нет уж…
Несовершенство транспорта
И последнее, на что уповают «безлошадные», – это всеми любимый общественный транспорт. Многие искренне считают, что если все близко, то и проблемы нет, просто сел на автобус/троллейбус/трамвай и доехал. Но это обманчивое впечатление быстро превращается в ничто, как только начинаешь изучать маршруты.
Легко выехать на периферию. Легко приехать в центр с периферии. А вот передвигаться между несколькими точками в центре города попросту невозможно. Количество пересадок начинает зашкаливать, оставляя большие участки для передвижения пешком. При этом потери времени и денежных средств устремляются в бесконечность. Виной тому явные проблемы в организации движения общественного транспорта (в моем случае – Петербурга, хотя бьюсь об заклад, все то же самое актуально и для Москвы, и для Екатеринбурга, и для Новосибирска).
Тут накладываются и отсутствие внятного планирования, и многократные переделки старых маршрутов, при том что часть линий, особенно трамвайных, давно не действует. И то, что многие удобные альтернативные маршруты обслуживаются исключительно коммерческим транспортом, в которых не действуют проездные билеты, а следовательно, их приходится исключать из числа возможных пересадок.
Впрочем, об общественном транспорте можно говорить долго. По сути, настоящим общественным транспортом, системно подходящим к вопросам доставки пассажиров от точки до точки, развивающим районы, разгружающим магистрали, у нас остается метрополитен – и все. Все остальное – это укрупненное маршрутное такси и не более того, создающее пробки и вместо удобных перевозок пассажиров по маршруту пытающееся собрать дань со всех самоходящих.
Может быть, вы мне не поверите, но часто быстрее дойти пешком от одного места до другого в центре, чем кратчайшим маршрутом на наземном общественном транспорте с парой пересадок. Совсем нереальной становится задача, если маршрут следования включает в себя больше двух точек, и нужно заехать не только на работу, а еще в школу, потом в пару магазинов, на часок к друзьям… Да, конечно, если ваш единственный способ общения с друзьями – это пьянство в баре, то отказ от машины становится актуальным. Но я вам соболезную.
Развлечения
Дополнительную пикантность жизни в центре города придают магазины, кинотеатры и прочая инфраструктура. Она явно рассчитана на приезжих. Все расположено в самых бестолковых местах, да и цены не самые приятные. Сходить в кино менее чем за 300 рублей у вас вряд ли получится, а цены на продукты в магазине шаговой доступности неприятно удивят.
Хотите экономии – прогуляйтесь полчасика в одну сторону и столько же обратно, до ближайшего супер- или гипермаркета. Или примерно столько же времени потратите на транспорте, но не придется самому нести тяжелые сумки… А зачем идти в кино на Невском проспекте, я решительно не понимаю. Плохой фильм от этого лучше не станет, а хороший и так хорош – ему приправа из архитектурных шедевров не нужна.
И, наконец, передвигаться пешком по центру города зимой – это тот еще квест. Множество сугробов, вечно обледеневшая тротуарная плитка и много-много-много всеразъедающей слякоти. Поверьте, в новых районах, где снег больше чистят, чем посыпают солью, где тротуары широкие и на них нормальный асфальт, а не прямоугольное мощеное недоразумение, ходится куда лучше. Да и ходить там нужно лишь до остановки или магазина, а тут часто надо топать далеко и долго.
Но что же делать?
Если вы еще не начали плакать, сочувствуя доле живущих в исторической части города, вспомните, что многие из них все же имеют машины и еще могут ими пользоваться, несмотря на пробки, вечно забитые любителями в них постоять, почти полное отсутствие бензозаправок и автосервисов и тысячи злых бабулек, считающих своим долгом искоренить четырехколесную нечисть в городе. И тут у меня есть приятные новости, ведь все не так страшно, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, надо вам рассказать насчет пробок. Если живешь в центре, то в часы пик обычно движешься навстречу основному потоку, и потому пробки касаются тебя лишь там, где упрямые бараны перекрывают потоки или хитрый маршрут частично совпадает с направлением основного потока. А еще если знаешь свой район, мелкие улочки и неприметные тупички, то можно пробраться из одного конца центра города до другого за очень скромное время. Очень часто получается быстрее, чем на метро.
Расстояния невелики, невелик и пробег машины, а значит, несмотря на пробочную жизнь и довольно большой расход топлива, траты на бензин все равно будут смешные. Не нужны особо экономичные машины, дизели и маленькие моторчики с турбинкой. Можно смело каждый день заводить свой V8 и ехать свои 5-7 километров – прогреваются они быстро, а расход в литрах на сотню в этом случае волнует меньше всего.
С парковкой бывает всяко. У дома обычно без проблем, есть дворы и свои хитрые приемы. Скоро будут резидентные разрешения и вообще полная свобода (в Москве уже так, хотя и не без нюансов). А вот у работы мы уже на общих основаниях, но там тоже есть дворы, да и место обычно есть, просто нужно уметь его искать. Или можно приехать на пятнадцать минут раньше остальных, это им в пробках на въезде толкаться, а вам это лишь повод попить кофе лишние 15 минут и спокойно войти в темп работы, ведь экономия времени в три часа в сутки на дороге позволяет выделить эти 15 минут, не так ли? Тем более что пойдут они на благое дело. С собственно местом для паркинга тоже особых проблем нет, у нас принято парковаться широко и бестолково, а на место уехавших Жигулей легко влезает Saab 9-5 или Mercedes W211.
И, конечно же, очень удобно посещать все торговые центры, оздоровительные клубы и другие ТРК на машине, если она у тебя есть. Достаточно сесть за руль и в течение 15 минут выехать из центра города в любом желаемом направлении, хоть на север, хоть на юг. Там есть парковки, есть бензоколонки и т.д., и т.п. В общем, можно многократно совместить приятное с полезным.
Если вас еще интересует, буду ли я пользоваться машиной, то я отвечу: «Да». Если хотите узнать, что нужно, чтобы я от нее отказался, то я бы сказал, что нужно больше порядка и желания сделать центр города приятным местом для жизни, а не местом сосредоточения баров, клубов и прочих мест досуга (музеев и театров в списке нет, поверьте, их посещаемость не сравнится с посещаемостью захудалого бара на Рубинштейна).
Если вам все же хочется в комментариях написать что-то вроде: «Бросай, тут все просто и без нее», то, поверьте, вам просто нужно подрасти немного, обзавестись детьми и вообще научиться заботиться о своей семье. Пока ты молодой одиночка с простой работой, машина тебе и правда не нужна. И да, я уверен в том, что тем, кто едет в офис работать с 9 до 18 безвыездно с окраины, машина тоже не нужна. Но об этом в другой раз.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Как житель центра согласен почти полностью. Почти так как в хорошую погоду все-таки пользуюсь велосипедом) Ну, у меня работа "без костюма".
А так - всё верно. И про удобство, и про движение "навстречу потоку" и про парковку в принципе.
будем ждать злых велосипедистов и фанатиков ОТ и тех самых злых бабулек )
Я прошлым летом, пока жил на Петроградке, катался на велике, да. Жаль, что офис при этом был и остается на юге - так бы ездил чаще. У меня тоже без костюма :D
По-моему уже давно все разобрались, что каждый вид транспорта и способ передвижения имеет свои плюсы и минусы, поэтому каждый человек выбирает то, что ему удобнее и комфортнее - кто-то даже комбинирует. А так получилась статья с рефреном "Дурак - нет, сам дурак"...
не все выбирают самый удачный для себя и окружающих, все в силу способностей
какая "прекрасная" статья, объясняющая, почему автору в центре машина необходима (просто удобно должно быть ЕМУ и все тут), а все остальные могут выйти вон. автор за всех все решил.
и да, пробки создают не автобусы с трамваями - если их "убрать" - дороги свободнее не станут
во избежание недопонимания - сам живу в центре большого города, авто есть, но это не основной способ передвижения на каждый день.
о, у нас бабулька!
Я всяко не забочусь об удобстве вашем, правда стараюсь и не вредить.
Да, мне должно быть удобно, я не настолько продвинут, чтобы делать себе плохо и неудобно. Надо учитывать, что я не собираюсь стоять как баран в пробках, если их нельзя объехать. Так поступают люди, которые умудряются сделать некомфортно себе и окружающим, неудачно выбирая транспорт.
пробки создают в том числе и автобусы с трамваями, но редко, хотя свою долю в убогую организацию движения вносят и они, я сходу могу найти двадцать или больше точек в городе, где глупо расставлены остановки и это приводит к образованию заторов, но точек с неудачной организацией движения, где простыми средствами можно было бы улучшить движение, куда больше.
И да, я вижу, что проблема ведь не в том, что я чем-то вам мешаю, вам просто не нравится сам факт того, что я по городу езжу, так что ничем не могу помочь.
видать, попал не в бровь а в глаз, раз автор начинает вешать ярлыки. снизошел, так сказать, удостоил.
автору должно быть удобно, и мне должно быть удобно, другим наверное тоже, мы все не будем заботиться о об удобстве другого - ну тогда и не плачь, что тебе кто-то другой мешает. Ваша, личная свобода, автор, закончится там, где начнется моя, "так что ничем не смогу помочь", хе-хе.
О чем вообще эта статья, похожая на инфантильное хныканье "убирайтесь все из моей песочницы"?
Мне глубоко плевать на факт того, что автор где-то там ездит, мне не нравятся снобизм и попытка обосновать требование автором "жизненного пространства" себе больше, чем другим.
Вопрос не об удобстве, а о банальной зависти же. Если я не стою в пробках, значит, не мешаю. А у ж как вы там свое мнение обоснуете не столь важно, тон говорит сам за себя.
Где вы тут нашли снобизм и требование жизненного пространства? Судя по всему, вы как раз из тех, кто бьет веслом тех, кто высовывается, ибо сами прыгнуть не можете. Смешно читать обвинения в причинении каких-то абстрактных неудобств другим, судя по всему, надуманные.
автор, вроде человек Вы образованный, а не знаете, что снобизм - всепроникающее явление, поражающее все социальные аспекты нашей жизни. поверьте, вы сноб, и статья ваша это подтверждает. я тоже сноб, ха-ха, а как же, но не воинствующий, как Вы, уважаемый автор.
Без упоминания V8 и W211 опять не обошлось, да )
на 211 я езжу, если что, так что тебе показалось то, что показалось
Мне 25 лет и я живу в центре Москвы, за рулем уже 7 лет и не представляю как бы я обходился без автомобиля. Расходы на бензин при всех поездках в будние и выходные - ниже чем если использовать другой транспорт, и это при том что у меня никогда не было малолитражных машин.
В выходные машина это вообще единственный способ съездить куда либо, т.к. из магазина даже с 1 пакетом ехать на метро или ТАТе не особо удобно.
Пешком я люблю прогуляться по Москве, но не идти на работу, т.к. в таком случае никакого удовольствия ты не получаешь. да к тому же хорошая погода это редкость - обычно именно т.к. описал автор - либо жарко, либо холодно и всегда мокро :)
Система ТАТа и метро не пригодна для перемещения по центру более чем с 2 точками остановки. наземный транспорт можно ждать и очень долго, а на метро проехать 2-3 км иногда нужно с таким же кол-вом пересадок...
Велосипед как транспорт - ну может для студентов и то.... У нас душевые есть в 1 офисе из 1000, а без них это не возможно, т.к. любая поездка на это нагрузка.
Машина средство передвижения, без нее никак. В любом случае это еще и комфорт. Лучше хорошо ехать, чем плохо идти.
А я вот живу и работаю в центре. у меня ТРОЕ детей и ОДИН внук, серьезная работа, продуктами тоже приходится закупаться, и еще представьте себе, нахожусь в отличной спортивной форме, так как не ленюсь ездить на велосипеде и самокате,много ходить пешком и ездить на метро. При необходимости куда-то поехать, просто заказываю такси. Так что все это сказки!)))
простите, очень похоже на фантастику, как можно жить в центре без машины вообще? )))
шутка, живут же, тратят жизнь на посиделки за телевизором и очереди в дикси
Что происходит с сайтом? Почему я через оперу не могу отправит комментарий?
А почему на метро-то неудобно? Я так и не понял из статьи. Серьезная работа? Серьезная работа предполагающая шныряние по центру? Типа курьер что ли? Начальник приезжает, а чаще его привозят и он сидит в офисе целый день. Наш генеральный так и работает. Сейчас есть все технические средства, для конференций и прочего взаимодействия с коллегами/подчиненными и не нужно никуда ездить.
Кому-то удобно, а кому-то и нет.
Причем тут шныряние? Уже доехать до офиса на метро минут 50, на машине 15, потому что а)-пешком долго, б) метро с пересадкой и большим крюком идет. А еще знаете ли, у людей есть потребности кроме работы. Иногда надо куда-то заехать. А вечером не ехать домой, а заскочить в Метро, который магазин, заехать в любимое кафе, посидеть с друзьями, сгонять в Кронштадт. Причем тут генеральный ваш? Да он может хоть из дома рулить, тема статьи не в том, как ездить на работу, если ты гендир.
АДМИНИСТРАЦИЯ!!! Разберитесь, пожалуйста, с сайтом. Комментарии отправляются через раз, а то и через два. Не запоминается логин/пароль, каждый раз заново ввожу. Если вам действительно "важно наше мнение"...
Страшно представить ,что будет с Борисом,если его автомобиль сломается.Наверное суицид.
Он так же быстро чинится, как и ломается.
Я так понимаю, это был пешеходный скептицизм?
Полностью поддерживаю! Сама живу в центре Петербурга и понимаю прекрасно то, о чем Вы говорите. Особенно про велосипеды...
Ничего не имею против ведения спортивного образа жизни, но по утрам и вечерам, а не в направлении работы.