Поиграем в параноиков: как ЭРА-ГЛОНАСС может следить за автовладельцами

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» – ваш спасатель-помощник в случае ДТП или ЧП, но при этом и «незримый шпион», который постоянно знает, где вы находитесь и куда движетесь… Как с этим жить, если вы начинающий параноик или даже истинный гуру мании преследования и теорий заговоров?

"Под колпаком" у телефона

Многие помнят эпизод из незабвенного роад-муви «Бумер», в котором бандиты «уходили на дно», сматываясь из города, выключая телефоны и вынимая из них батареи. Надо сказать, фильм оказался отчасти пророческим. На экраны он вышел полтора десятилетия назад, в эпоху примитивных кнопочных мобильников, однако тотальное использование сотовой связи для слежки за населением развернулось в полной мере лишь в последние годы… И речь идет далеко не только о криминале – с этим могут неожиданно столкнуться и вполне законопослушные граждане. Скажем, вас не взяли на должность на госслужбе. Возможно, причина банально-профессиональная, а возможно, где-то в закрытых базах данных вы числитесь как… завсегдатай протестных митингов, к примеру.

Из первых уст: отвечаем на все вопросы о системе ЭРА-ГЛОНАСС Как работает система ЭРА-ГЛОНАСС? Вызовет ли она помощь при отсутствии сотовой сети? Как устроен модуль для установки в автомобиль? Каковы перспективы развития системы? На вопросы «Колеса.Ру...

Безумие? Отнюдь. Силовые структуры постоянно запрашивают у сотовых компаний логи на определенные географические координаты, дату и время. В этих логах автоматически фиксируется, какие номера мобильных телефонов находились в энное время в энном месте. А большинство номеров привязано к паспортным данным владельцев… Может быть, вы действительно были на сомнительном (с точки зрения властей) уличном мероприятии, а может, просто так случайно совпало, но в какой-нибудь списочек «сомнительных» или «неблагонадежных» вас на всякий случай занесли. Ибо пути и мысли «соответствующих служб» неисповедимы…

Собственно, к чему это все? Да к тому, что если паранойя разыгралась, телефон при необходимости можно на время и выключить. А вот как быть со «шпионом», которого волей-неволей возит с собой каждый владелец нового автомобиля последних лет выпуска? Зовут этого «шпиона» блок «ЭРА-ГЛОНАСС».

Как это работает?

Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» включает в себя два главных элемента – это GPS/ГЛОНАСС-приемник, который определяет координаты автомобиля, и GSM-приемо-передатчик, иными словами – упрощенный сотовый телефон без клавиатуры и дисплея, предназначенный для передачи координат и голосовой связи с оператором службы спасения. Сотовый телефон в «Эре» не имеет слота для сим-карты и не привязан ни к одному оператору – оператор в нем «виртуальный», объединяющий все российские мобильные сети в одну, и при активации системы вызов спасателей просто автоматически осуществляется через сеть с самым сильным сигналом.

В разговоре о паранойе и бегстве из под ока Большого брата возникает резонный вопрос: если человека можно отследить по его телефону, чей номер связан в базах оператора сотовой связи с паспортными данными хозяина, то как можно отследить автовладельца, в чьей машине стоит блок «ЭРА-ГЛОНАСС» без сим-карты?

Очень просто! Дело в том, что, несмотря на отсутствие у блока «Эры» телефонного номера, устройство, как и любой мобильный телефон, обладает так называемым IMEI-идентификатором – уникальным персональным кодом. Этот код в автоматическом режиме передается базовым станциям сотовой связи при регистрации в сети во время включения, а также при движении – переходе из радиуса действия одной базовой станции в радиус следующей. Иными словами, и мобильный телефон без сим-карты, и модуль «Эры» постоянно и автоматически отмечают IMEI-номером своё местоположение и свой путь. Эти данные накапливаются и хранятся у мобильных операторов и могут быть востребованы при необходимости.

У мобильных телефонов номер IMEI всегда написан на упаковочной коробке, а также его легко узнать, набрав на клавиатуре код *#06#

номер IMEI

А у модуля «ЭРА-ГЛОНАСС» IMEI-код написан прямо на нем самом:

«Эра-ГЛОНАСС» IMEI-код

А теперь пофантазируем…

У любого автопроизводителя имеются данные по комплектации каждой сошедшей с конвейера машины. И, конечно же, в его базах есть серийные номера и IMEI-идентификаторы всех блоков «ЭРА-ГЛОНАСС», которые были установлены на автомобили. И если кто-то, облеченный полномочиями, заинтересуется передвижениями Ивана Ивановича Иванова на его личном авто, то информацию он получит в три простых шага. Сперва сделает запрос в базу данных ГИБДД, выясняя марку, модель и VIN-номер зарегистрированного на Ивана Иваныча транспортного средства, затем сделает запрос на завод-производитель с целью узнать IMEI-номер блока «ЭРА-ГЛОНАСС», установленного в автомобиле с конкретным VIN. После чего затребует у сотовых операторов логи перемещений этого IMEI – где и когда он был… И если вы пренебрежительно махнете рукой «да ну, кто станет так заморачиваться!», то окажетесь неправы. Станут, и запросто.

Причем даже не обязательно получать данные с GPS/ГЛОНАСС-приемника, установленного в «Эре» (хотя, вероятно, и их можно начать запрашивать без ведома владельца автомобиля). Для отслеживания достаточно обычной повседневной работы GSM-модуля, который постоянно «отмечается» в сети. Так работает принцип простейшего грубого пеленгования — LBS-метод отслеживания местоположения по базовым станциям. Этот же алгоритм применяется при работе простейших китайских трекеров, лишенных в угоду экономии GPS-чипа.

Где границы паранойи?

Дешевый мониторинг в действии: ищем машину трекером за 600 рублей В первой части статьи мы пытались выяснить, можно ли китайские «беспородные» GPS-трекеры за 600-700 рублей использовать как альтернативу специализированным противоугонным маякам-«закладкам»...

Едва ли кто-то «пасет» нас, обычных граждан, всегда и везде. Во всяком случае, не хотелось бы в такое верить… Однако, к примеру, факт самопроизвольного прослушивания телефонами наших разговоров и отправки ключевых слов в облачные хранилища для последующей подачи персонифицированной контекстной рекламы общеизвестен. Почему, скажем, подобное с какими-либо целями не может делать и «Эра»? Например, в будущем страховщики хотят с помощью «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически получать данные об аварии (VIN, место, время, скорость), а также контролировать стиль нашего вождения, чтобы определять с помощью этих данных стоимость полиса. Понравится такое не всем. В перспективе — интеграция «Эры» с «Платоном», а потенциально и с иными схожими гнусными придумками Большого брата. Когда-нибудь и скоростные штрафы через эту систему смогут приходить, ведь технически это реализовать несложно. Тут уже не пошутишь – «машина, дескать, сама себя не оштрафует!». Оштрафует, да еще как…

Да, возможность спасти жизнь водителя, который лежит без сознания в улетевшей в кювет на пустынной дороге машине, бесценна. Но в свете вышесказанного даже очевидно полезные свойства спасательной системы не дают некоторым гражданам преодолеть в отношении нее предубеждение и анархические настроения. И неудивительно, что у иных бунтарей руки чешутся «шпиона» обезвредить. В форуме почти любого интернет-автоклуба можно встретить тему типа «Как отключить ЭРА-ГЛОНАСС?».

Как отключить «шпиона»?

Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» на большинстве автомобилей – это самостоятельный модуль, «черная коробочка». Месторасположение его достаточно индивидуально, в зависимости от модели авто, но на тематических автофорумах обычно этот вопрос уже разжеван. Если говорить о бюджетных машинах, то доступ к «Эре» чаще всего прост. Например, в нашем редакционном VW Polo он открыто лежит под передним пассажирским сиденьем, в Hyundai Solaris находится внутри торпедо под магнитолой, в Лада Веста закреплен под корпусом «бардачка».

Обычно к блоку подходит многопроводной разъем, связывающий его с питанием, динамиком, микрофоном, CAN-шиной и рядом других точек в электросистеме авто. Банальное извлечение этого разъема из блока полностью обезвреживает «шпиона», однако может вызывать появление символа ошибки на панели приборов, отключение микрофона в штатном hands-free (он кое-где идет через блок «Эры») или породить какие-то иные электронные конфликты. Удаление предохранителя из цепи, питающей «Эру», также может вызвать "глюки". К тому же вырубятся иные важные автомобильные функции, никак не связанные со «шпионажем», а просто висящие на том же предохранителе.

Так как обезвредить «ЭРА-ГЛОНАСС» без возникновения проблем? Для начала обращаемся с этой просьбой в ремзону одного из крупнейших дилерских центров VW в Москве.

«Мы не первый раз слышим такую просьбу, но сделать этого не можем» – говорит мастер-диагност дилерского центра VW: «Во-первых, как дилеры мы не имеем права на такую операцию: подобное категорически запрещает производитель. А во-вторых, отключение этой системы генерирует массу ошибок – в системе подушек безопасности, в системе стабилизации и даже в системе АКП – слишком глубоко она интегрирована в электронику автомобиля…».

«Эра-ГЛОНАСС»
«Эра-ГЛОНАСС»

Ну, что ж… Если дилер помочь не желает даже за деньги – попробуем сами!

Кроме многоконтактного разъема на корпусе блока «Эры» установлены еще и два высокочастотных антенных гнезда. В них вставляются два коаксиальных кабеля – ведущих к антенне GPS/ГЛОНАСС и к антенне GSM, обычно находящихся в «плавничке» на крыше. Может быть, достаточно извлечь из разъема кабель, идущий к антенне GSM? По логике, в этом случае сотовый модуль блока «ЭРА-ГЛОНАСС» перестанет видеть сотовые сети, и «Эра» лишится возможности оставлять «цифровые следы».

антенна «Эра-ГЛОНАСС»

Отключаем, причём сразу оба антенных кабеля — и GSM, и GPS/ГЛОНАСС, поскольку их разъемы представляют собой единое целое. Проверяем, нажав на кнопку «SOS», и… слышим сперва гудки, а затем голос: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — что у вас произошло?».

Черт, система работает без антенны! Почему? Попытаемся разобраться и вскроем корпус.

«Эра-ГЛОНАСС»
«Эра-ГЛОНАСС»
«Эра-ГЛОНАСС»

Внутри мы видим основную плату с недорогим телематическим чипсетом Qualcomm MDM6200 и блок автономной работы на основе литиевого аккумулятора Tadiran TLI-1550A мощностью 2,6 ватт-часа с модулем зарядки. И – вот сюрприз — обнаруживаем на плате встроенную GSM-антенну, почти такую же, как и в большинстве мобильных телефонов!

«Эра-ГЛОНАСС»

Зачем нужна дублирующая антенна внутри, если есть максимально эффективная выносная антенна на крыше? На самом деле, все просто, объясняет электрик-диагност дилерского центра.

– Главная задача системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и ее прародителя европейской «E-Call» — спасение жизней водителя и пассажиров в ситуациях, в которых они сами себе помочь не в состоянии. А крупные аварии с серьезными травмами часто предполагают переворот автомобиля и падение его на крышу. В этом случае внешняя антенна, скорее всего, будет деформирована или уничтожена, и чтобы спасательная система не лишилась работоспособности, в дело вступит антенна встроенная, резервная.

Ну, раз уж взялись параноить – параноим по-полной! Отключаем встроенную антенну, снимая ее полностью:

«Эра-ГЛОНАСС»

Возвращаем блок в автомобиль, подключаем большой разъем-гребенку. Антенна на крыше отключена, встроенная антенна демонтирована – теперь система явно должна «ослепнуть». Но после нажатия на кнопку «SOS» мы снова слышим: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — что у вас произошло?». Черт, «шпион» работает вообще без антенн! Как же так?

ЭРА-ГЛОНАСС: как будет работать спутниковая служба спасения на автомобилях? Неужели Россию, а вслед за ней и все страны – да, именно вслед за ней! – действительно ждёт новая транспортная эра, а точнее – ЭРА? Системы экстренного реагирования, подобные ЭРА-ГЛОНАСС, ск...

  • Все дело в том, что современный уровень плотности расстановки базовых станций сотовых сетей в городах и их окрестностях уже достиг едва ли не предельного значения, – комментирует инженер-планировщик GSM-сетей. — Сила сигнала в сети настолько высока, что GSM-модули в телефонах и телематических устройствах, коим является «Эра», способны работать, используя в качестве антенны коротенькую медную контактную дорожку на плате, оставшуюся после снятия полноценной антенны!»

В итоге полностью заглушить упорного «шпиона» нам удалось только закутав блок без антенн целиком в фольгу и заземлив ее… Да уж, бандитам из «Бумера» в этом смысле определенно было проще.

На этом этапе попытки отключить «ЭРА-ГЛОНАСС» простыми методами мы забросили. Дальше, видимо, нужно искать схему блока и разводку проводов центрального разъема, чтобы обезвредить устройство корректно, без появления индикации ошибок или иных "глюков". Возможно, дезактивацию системы все же можно провести через сервисную диагностическую программу. В общем, нужно выяснять в каждом конкретном случае индивидуально.

Правда, есть еще один вариант, но он потребует определенной гражданской организованности. Владельцам одинаковых моделей авто можно по договоренности… обменяться блоками «ЭРА-ГЛОНАСС»! В этом случае IMEI блока и VIN автомобиля перестанут быть связанными друг с другом, и потенциальное отслеживание станет невозможным. Любители паранойи могут найти единомышленников внутри интернет-автоклубов, посвященных своей модели, и организовать обмен. Ну или купить себе блок «Эры» на разборке, как вариант... Метод, в принципе, работоспособен. Мы проверили на двух редакционных VW Polo, поменяв «шпионов» местами: никаких ошибок и глюков не возникло, что означает отсутствие какой-либо кодовой привязки блока к автомобилю.

Цифры и мысли

Если «борьба против системы» захватила вас, что называется, по полной программе, и вы все же решили избавиться от «шпиона в автомобиле» раз и навсегда, нужно крепко подумать и определиться, что вам важнее – ваша паранойя, реальная или мнимая, или все же возможность получить помощь, находясь в бессознательном состоянии после аварии? Ведь по словам оператора «ЭРА-ГЛОНАСС», на конец ноября 2018 года в системе было зарегистрировано уже более 2 907 000 автомобилей и принято 2 088 350 экстренных вызовов. Хотя 99% вызовов оказались ложными (ошибочными, для проверки, развлечения и так далее), но 22 766 сигналов действительно потребовали реагирования экстренных оперативных служб, причем 12 700 из них поступили в автоматическом режиме. То есть, без участия человека, после ДТП со значительными повреждениями автомобиля...

Опрос
Беспокоит ли вас, что ЭРА-ГЛОНАСС за вами следит?
Ваш голос
Всего голосов:

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
20 комментариев
20.12.2018 15:09
altersin

Машина старая, глонасс нет, сплю спокойно)

12

20.12.2018 23:47
diver.alex@mail.ru

Дык изначально продвигалась тема что старые авто заставят оборудовать этим шпиеном. Потом правда эта тема затихла... но ниче не мешает им поднять ее вновь.

2

20.12.2018 23:49
Андрей Чепелев

Поздравляю! :)

1

20.12.2018 15:21
Sergeyiones@yandex.ru

Внятная статья на очень серьёзную тему. На мой взгляд эра-глонасс - "вертухайская" система тотальной слежки за населением и инструмент государственного террора. Я считаю недопустимым, когда о моей "безопасности" заботятся против моей воли и за мой счёт. Мой выбор однозначен - лучше я подохну без помощи, чем за мной постоянно будут следить какие-то надзиратели. И ради чего? Ради виртуального ЧП, которого, скорее всего, просто не произойдёт никогда? Я выбираю свободу, а не безопасность в тюрьме. А поскольку это нам навязали насильственно, и от этого, как следует из статьи, не избавишься, тупо вырвав нужный проводок, вижу один выход - до упора ездить на старых машинах, у которых этой пакости нет. Под старой машиной подразумеваю не обязательно давно устаревший олдтаймер, а может и что-то абсолютно современное выпуска года 2013-2015, сделанное до того, как эту поганую эру нам пригадили против нашей воли.

35

20.12.2018 18:57
diver.alex@mail.ru

Погодь, когда всех отоварят этим встроенным шпионом, начнется вторая часть марализонского балета с автоматическим списанием денег за каждый км пробега и автоматическое же оформление штрафов за превышения скорости, нарушение разметки и т.д.

28

20.12.2018 21:38
altersin

Это утопия. У нас, конечно, люди терпилойды, но не настолько.

3

20.12.2018 23:46
diver.alex@mail.ru

Неа, это все суровая реальность... Технически все это давно реализуемо и наверняка уже сделано просто молчат до поры до времени. Как они сказали "Люди это наша новая нефть". А автовладелец по определению человек у которого есть что взять. GPS при использовании двух диапазонов позволяет определять местоположение с точностью менее метра. Еще недавно для такой точности нужно было специальное оборудование и платная подписка на корректирующий сигнал, а сейчас такую точность обеспечивает голимый Сяоми Ми8 за 25-30 тыр.

17

20.12.2018 23:48
Андрей Чепелев

Мы уже как-то в комментах это обсуждали. Моё мнение, что первоначальная цель всё-таки была заработать на установке. Но впоследствии 100% придут к тотальной слежке. Тут к гадалке не ходи.

32

23.12.2018 19:33
mail-aha@rambler.ru

"Эрой" слежка не исчерпывается, скорее всего поэтому и утихла инициатива с установкой системы на все без исключения авто. Сколько хранятся записи с дорожных камер? В Британии, например, три года. По ним отследить авто с конкретным номером можно хоть в шапочке из фольги, хоть без.

6

20.12.2018 18:55
diver.alex@mail.ru
Да, возможность спасти жизнь водителя, который лежит без сознания в улетевшей в кювет на пустынной дороге машине, бесценна.

Сколько можно тиражировать этот бред? На пустынной дороге с высокой вероятностью не будет GSM связи, особенно в кювете. И все... никто не узнает про ДТП...

11

20.12.2018 23:47
Андрей Чепелев

...и всё же вероятность наступления сильно снижается.

1

21.12.2018 22:27
diver.alex@mail.ru

В случае серьезного ДТП лучше умереть чем стать инвалидом... Это Россия... У знакомой сын разбился. Ну приехали медики пытались вытащить, даже до больницы довезли ещё живого да только без толку... лобовое столкновение на высокой скорости.

4

21.12.2018 10:38
Евгений Балабас

"Сколько можно тиражировать этот бред? На пустынной дороге с высокой вероятностью не будет GSM связи, особенно в кювете. И все... никто не узнает про ДТП..."

День добрый! Я, как, думаю, видно из тональности статьи, не сторонник системы "Эра-ГЛОНАСС" ))) Но в данном случае вынужден выступить "адвокатом дьявола" и вступиться за нее в конкретном моменте.

Вы не вполне правы. И вот почему. Качество связи сетей GSM НЕ ДИСКРЕДИТИРУЕТ САМУ ИДЕОЛОГИЮ СПАСАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. "Эра" не может влиять на плотность покрытия сотовых сетей - она "ест, что ей дают". Это раз.

И два - не стоит бесконечно напрягаться насчет тех самых "пустынных дорог, где нет покрытия мобильной связи". Далеко не все курсируют между Калининградом и Владивостоком... В той же самой Московской области, где покрытие сетей почти безупречное повсеместно, имеются сотни, если не тысячи километров дорог местного значения, где покрытие достаточно качественное, чтобы запросто развить высокую скорость, а траффик такой, что в три часа ночи вы будете валяться в кювете без сознания, и никто не проедет мимо и не поможет. А "Эра" - может помочь...

9

21.12.2018 21:58
diver.alex@mail.ru

А давайте каждый сам будет решать нужна ему в машине такая система или нет. Я не хочу чтоб меня пасли все кому не лень и если куплю новое авто то Эра будет выкорчевана в первую очередь. Какого хрена стёрли каммент про то как отключить Эру?

13

22.12.2018 00:08
Евгений Балабас

diver alex "А давайте каждый сам будет решать нужна ему в машине такая система или нет"

Полностью согласен - о том и статья... Но, увы, говорить "давайте" - поздно... Все уже решено за нас. Остается только бунтарство и саботаж )))

PS А что был за коммент, который якобы стерли?

3

22.12.2018 12:47
diver.alex@mail.ru

Каммент был про то как отключить Эру

3

25.12.2018 14:14
Андрей Чепелев

Скорее всего, коммент был с матом или чем-то в таком духе. Обычно мы только такое удаляем, потому что потом из РКН приходит ололо.

1

24.12.2018 08:28
Игорь

Благо на всех авто в гараже её нет, "старенькие" уже) А вот на новой машине, если с завода и будет стоять этот черный ящик, он будет выдернут от туда быстрее, чем стекла получат тонировку... или номера. Потому, что - я не хочу, что бы кто то знал, где я. Во вторых (хотя наверное в главных), вот давай те на чистоту, как не посмотришь на мимо проезжающих, так пристегнутых где то процентов 40, а пристегнутых пассажиров и того меньше, так собственно зачем эта возможная безопасность, если человек изначально на это забивает. Бесспорно - каждый сам для себя выбирает. И да, дорог в моей местности где сотовой связи нет - валом. И ещё, не забывайте про границы районов работы скорой, бригада не поедет, если это не её район (даже с учетом того, что доедет намного быстрее). Сталкивались с этим.

7

13.09.2019 12:25
Евгений
Да ведь вопрос не в том что следят или нет, отследят и по телефону. Мне не нравится, что на расстоянии 20 см от моей головы постоянно работает мощный приемопередатчик, а у меня нет никакой информации о нем: мощность, несущая частота и др.. Вероятность того, что он пригодится, наверное 0,001%, а вероятность того, что он укоротит мою жизнь - 100%.

17.02.2020 14:39
Евгений Балабас
АПДЕЙТ
Ну что, друзья, начинается...
Раз за разом представители Эры-Глонасс уверяли нас, что ничего не отслеживают и не планируют, и система работает только после принудительного включения ее от удара или водителем вручную...
И вот новость февраля 2020:


....Следить дистанционно за тем, пристегнуты ли водитель и пассажиры ремнями безопасности, будет ГЛОНАСС. Нововведение может появиться в 2022 году.
Информация о непристегнутых ремнях будет передаваться в проект сбора автомобильных данных «Автодата»  (это проект Эры-Глонасс глобальный, если кто не в курсе - Е. Балабас)
 Платформой «Автодата» будет обрабатываться информация не только о том, пристегнуты ли ремни безопасности в автомобиле, но и данные о техническом состоянии транспортного средства, чистота выхлопа, а также навигационные данные. Вся информация будет передаваться дистанционно либо по интернет-каналу, либо через порт во время диагностики автомобиля. 


«Конечно же, речь идет об обезличенных данных, поэтому штрафных санкций за непристегнутый ремень не последует. Платформа „Автодата“ не будет знать, кто сидит в машине и кто ее владелец. Будет лишь в общем представление о соблюдении норм безопасности. Задачи создавать „большого брата“ или всевидящее око не стоит. Проблема в том, что уже сегодня эти данные собираются автомобильными дилерами, автопроизводителями, нелегальными сервисами технического обслуживания. Судьба их не известна. При условии, что платформа уже создается, данные могут начать поступать в ближайшие 2–3 года», — заявил ТАСС официальный представитель НП «ГЛОНАСС» и НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев. 




Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings