"Под колпаком" у телефона
Многие помнят эпизод из незабвенного роад-муви «Бумер», в котором бандиты «уходили на дно», сматываясь из города, выключая телефоны и вынимая из них батареи. Надо сказать, фильм оказался отчасти пророческим. На экраны он вышел полтора десятилетия назад, в эпоху примитивных кнопочных мобильников, однако тотальное использование сотовой связи для слежки за населением развернулось в полной мере лишь в последние годы… И речь идет далеко не только о криминале – с этим могут неожиданно столкнуться и вполне законопослушные граждане. Скажем, вас не взяли на должность на госслужбе. Возможно, причина банально-профессиональная, а возможно, где-то в закрытых базах данных вы числитесь как… завсегдатай протестных митингов, к примеру.
Безумие? Отнюдь. Силовые структуры постоянно запрашивают у сотовых компаний логи на определенные географические координаты, дату и время. В этих логах автоматически фиксируется, какие номера мобильных телефонов находились в энное время в энном месте. А большинство номеров привязано к паспортным данным владельцев… Может быть, вы действительно были на сомнительном (с точки зрения властей) уличном мероприятии, а может, просто так случайно совпало, но в какой-нибудь списочек «сомнительных» или «неблагонадежных» вас на всякий случай занесли. Ибо пути и мысли «соответствующих служб» неисповедимы…
Собственно, к чему это все? Да к тому, что если паранойя разыгралась, телефон при необходимости можно на время и выключить. А вот как быть со «шпионом», которого волей-неволей возит с собой каждый владелец нового автомобиля последних лет выпуска? Зовут этого «шпиона» блок «ЭРА-ГЛОНАСС».
Как это работает?
Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» включает в себя два главных элемента – это GPS/ГЛОНАСС-приемник, который определяет координаты автомобиля, и GSM-приемо-передатчик, иными словами – упрощенный сотовый телефон без клавиатуры и дисплея, предназначенный для передачи координат и голосовой связи с оператором службы спасения. Сотовый телефон в «Эре» не имеет слота для сим-карты и не привязан ни к одному оператору – оператор в нем «виртуальный», объединяющий все российские мобильные сети в одну, и при активации системы вызов спасателей просто автоматически осуществляется через сеть с самым сильным сигналом.
В разговоре о паранойе и бегстве из под ока Большого брата возникает резонный вопрос: если человека можно отследить по его телефону, чей номер связан в базах оператора сотовой связи с паспортными данными хозяина, то как можно отследить автовладельца, в чьей машине стоит блок «ЭРА-ГЛОНАСС» без сим-карты?
Очень просто! Дело в том, что, несмотря на отсутствие у блока «Эры» телефонного номера, устройство, как и любой мобильный телефон, обладает так называемым IMEI-идентификатором – уникальным персональным кодом. Этот код в автоматическом режиме передается базовым станциям сотовой связи при регистрации в сети во время включения, а также при движении – переходе из радиуса действия одной базовой станции в радиус следующей. Иными словами, и мобильный телефон без сим-карты, и модуль «Эры» постоянно и автоматически отмечают IMEI-номером своё местоположение и свой путь. Эти данные накапливаются и хранятся у мобильных операторов и могут быть востребованы при необходимости.
У мобильных телефонов номер IMEI всегда написан на упаковочной коробке, а также его легко узнать, набрав на клавиатуре код *#06#
А у модуля «ЭРА-ГЛОНАСС» IMEI-код написан прямо на нем самом:
А теперь пофантазируем…
У любого автопроизводителя имеются данные по комплектации каждой сошедшей с конвейера машины. И, конечно же, в его базах есть серийные номера и IMEI-идентификаторы всех блоков «ЭРА-ГЛОНАСС», которые были установлены на автомобили. И если кто-то, облеченный полномочиями, заинтересуется передвижениями Ивана Ивановича Иванова на его личном авто, то информацию он получит в три простых шага. Сперва сделает запрос в базу данных ГИБДД, выясняя марку, модель и VIN-номер зарегистрированного на Ивана Иваныча транспортного средства, затем сделает запрос на завод-производитель с целью узнать IMEI-номер блока «ЭРА-ГЛОНАСС», установленного в автомобиле с конкретным VIN. После чего затребует у сотовых операторов логи перемещений этого IMEI – где и когда он был… И если вы пренебрежительно махнете рукой «да ну, кто станет так заморачиваться!», то окажетесь неправы. Станут, и запросто.
Причем даже не обязательно получать данные с GPS/ГЛОНАСС-приемника, установленного в «Эре» (хотя, вероятно, и их можно начать запрашивать без ведома владельца автомобиля). Для отслеживания достаточно обычной повседневной работы GSM-модуля, который постоянно «отмечается» в сети. Так работает принцип простейшего грубого пеленгования — LBS-метод отслеживания местоположения по базовым станциям. Этот же алгоритм применяется при работе простейших китайских трекеров, лишенных в угоду экономии GPS-чипа.
Где границы паранойи?
Едва ли кто-то «пасет» нас, обычных граждан, всегда и везде. Во всяком случае, не хотелось бы в такое верить… Однако, к примеру, факт самопроизвольного прослушивания телефонами наших разговоров и отправки ключевых слов в облачные хранилища для последующей подачи персонифицированной контекстной рекламы общеизвестен. Почему, скажем, подобное с какими-либо целями не может делать и «Эра»? Например, в будущем страховщики хотят с помощью «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически получать данные об аварии (VIN, место, время, скорость), а также контролировать стиль нашего вождения, чтобы определять с помощью этих данных стоимость полиса. Понравится такое не всем. В перспективе — интеграция «Эры» с «Платоном», а потенциально и с иными схожими гнусными придумками Большого брата. Когда-нибудь и скоростные штрафы через эту систему смогут приходить, ведь технически это реализовать несложно. Тут уже не пошутишь – «машина, дескать, сама себя не оштрафует!». Оштрафует, да еще как…
Да, возможность спасти жизнь водителя, который лежит без сознания в улетевшей в кювет на пустынной дороге машине, бесценна. Но в свете вышесказанного даже очевидно полезные свойства спасательной системы не дают некоторым гражданам преодолеть в отношении нее предубеждение и анархические настроения. И неудивительно, что у иных бунтарей руки чешутся «шпиона» обезвредить. В форуме почти любого интернет-автоклуба можно встретить тему типа «Как отключить ЭРА-ГЛОНАСС?».
Как отключить «шпиона»?
Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» на большинстве автомобилей – это самостоятельный модуль, «черная коробочка». Месторасположение его достаточно индивидуально, в зависимости от модели авто, но на тематических автофорумах обычно этот вопрос уже разжеван. Если говорить о бюджетных машинах, то доступ к «Эре» чаще всего прост. Например, в нашем редакционном VW Polo он открыто лежит под передним пассажирским сиденьем, в Hyundai Solaris находится внутри торпедо под магнитолой, в Лада Веста закреплен под корпусом «бардачка».
Обычно к блоку подходит многопроводной разъем, связывающий его с питанием, динамиком, микрофоном, CAN-шиной и рядом других точек в электросистеме авто. Банальное извлечение этого разъема из блока полностью обезвреживает «шпиона», однако может вызывать появление символа ошибки на панели приборов, отключение микрофона в штатном hands-free (он кое-где идет через блок «Эры») или породить какие-то иные электронные конфликты. Удаление предохранителя из цепи, питающей «Эру», также может вызвать "глюки". К тому же вырубятся иные важные автомобильные функции, никак не связанные со «шпионажем», а просто висящие на том же предохранителе.
Так как обезвредить «ЭРА-ГЛОНАСС» без возникновения проблем? Для начала обращаемся с этой просьбой в ремзону одного из крупнейших дилерских центров VW в Москве.
«Мы не первый раз слышим такую просьбу, но сделать этого не можем» – говорит мастер-диагност дилерского центра VW: «Во-первых, как дилеры мы не имеем права на такую операцию: подобное категорически запрещает производитель. А во-вторых, отключение этой системы генерирует массу ошибок – в системе подушек безопасности, в системе стабилизации и даже в системе АКП – слишком глубоко она интегрирована в электронику автомобиля…».
Ну, что ж… Если дилер помочь не желает даже за деньги – попробуем сами!
Кроме многоконтактного разъема на корпусе блока «Эры» установлены еще и два высокочастотных антенных гнезда. В них вставляются два коаксиальных кабеля – ведущих к антенне GPS/ГЛОНАСС и к антенне GSM, обычно находящихся в «плавничке» на крыше. Может быть, достаточно извлечь из разъема кабель, идущий к антенне GSM? По логике, в этом случае сотовый модуль блока «ЭРА-ГЛОНАСС» перестанет видеть сотовые сети, и «Эра» лишится возможности оставлять «цифровые следы».
Отключаем, причём сразу оба антенных кабеля — и GSM, и GPS/ГЛОНАСС, поскольку их разъемы представляют собой единое целое. Проверяем, нажав на кнопку «SOS», и… слышим сперва гудки, а затем голос: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — что у вас произошло?».
Черт, система работает без антенны! Почему? Попытаемся разобраться и вскроем корпус.
Внутри мы видим основную плату с недорогим телематическим чипсетом Qualcomm MDM6200 и блок автономной работы на основе литиевого аккумулятора Tadiran TLI-1550A мощностью 2,6 ватт-часа с модулем зарядки. И – вот сюрприз — обнаруживаем на плате встроенную GSM-антенну, почти такую же, как и в большинстве мобильных телефонов!
Зачем нужна дублирующая антенна внутри, если есть максимально эффективная выносная антенна на крыше? На самом деле, все просто, объясняет электрик-диагност дилерского центра.
– Главная задача системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и ее прародителя европейской «E-Call» — спасение жизней водителя и пассажиров в ситуациях, в которых они сами себе помочь не в состоянии. А крупные аварии с серьезными травмами часто предполагают переворот автомобиля и падение его на крышу. В этом случае внешняя антенна, скорее всего, будет деформирована или уничтожена, и чтобы спасательная система не лишилась работоспособности, в дело вступит антенна встроенная, резервная.
Ну, раз уж взялись параноить – параноим по-полной! Отключаем встроенную антенну, снимая ее полностью:
Возвращаем блок в автомобиль, подключаем большой разъем-гребенку. Антенна на крыше отключена, встроенная антенна демонтирована – теперь система явно должна «ослепнуть». Но после нажатия на кнопку «SOS» мы снова слышим: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — что у вас произошло?». Черт, «шпион» работает вообще без антенн! Как же так?
- Все дело в том, что современный уровень плотности расстановки базовых станций сотовых сетей в городах и их окрестностях уже достиг едва ли не предельного значения, – комментирует инженер-планировщик GSM-сетей. — Сила сигнала в сети настолько высока, что GSM-модули в телефонах и телематических устройствах, коим является «Эра», способны работать, используя в качестве антенны коротенькую медную контактную дорожку на плате, оставшуюся после снятия полноценной антенны!»
В итоге полностью заглушить упорного «шпиона» нам удалось только закутав блок без антенн целиком в фольгу и заземлив ее… Да уж, бандитам из «Бумера» в этом смысле определенно было проще.
На этом этапе попытки отключить «ЭРА-ГЛОНАСС» простыми методами мы забросили. Дальше, видимо, нужно искать схему блока и разводку проводов центрального разъема, чтобы обезвредить устройство корректно, без появления индикации ошибок или иных "глюков". Возможно, дезактивацию системы все же можно провести через сервисную диагностическую программу. В общем, нужно выяснять в каждом конкретном случае индивидуально.
Правда, есть еще один вариант, но он потребует определенной гражданской организованности. Владельцам одинаковых моделей авто можно по договоренности… обменяться блоками «ЭРА-ГЛОНАСС»! В этом случае IMEI блока и VIN автомобиля перестанут быть связанными друг с другом, и потенциальное отслеживание станет невозможным. Любители паранойи могут найти единомышленников внутри интернет-автоклубов, посвященных своей модели, и организовать обмен. Ну или купить себе блок «Эры» на разборке, как вариант... Метод, в принципе, работоспособен. Мы проверили на двух редакционных VW Polo, поменяв «шпионов» местами: никаких ошибок и глюков не возникло, что означает отсутствие какой-либо кодовой привязки блока к автомобилю.
Цифры и мысли
Если «борьба против системы» захватила вас, что называется, по полной программе, и вы все же решили избавиться от «шпиона в автомобиле» раз и навсегда, нужно крепко подумать и определиться, что вам важнее – ваша паранойя, реальная или мнимая, или все же возможность получить помощь, находясь в бессознательном состоянии после аварии? Ведь по словам оператора «ЭРА-ГЛОНАСС», на конец ноября 2018 года в системе было зарегистрировано уже более 2 907 000 автомобилей и принято 2 088 350 экстренных вызовов. Хотя 99% вызовов оказались ложными (ошибочными, для проверки, развлечения и так далее), но 22 766 сигналов действительно потребовали реагирования экстренных оперативных служб, причем 12 700 из них поступили в автоматическом режиме. То есть, без участия человека, после ДТП со значительными повреждениями автомобиля...
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Машина старая, глонасс нет, сплю спокойно)
Дык изначально продвигалась тема что старые авто заставят оборудовать этим шпиеном. Потом правда эта тема затихла... но ниче не мешает им поднять ее вновь.
Поздравляю! :)
Внятная статья на очень серьёзную тему. На мой взгляд эра-глонасс - "вертухайская" система тотальной слежки за населением и инструмент государственного террора. Я считаю недопустимым, когда о моей "безопасности" заботятся против моей воли и за мой счёт. Мой выбор однозначен - лучше я подохну без помощи, чем за мной постоянно будут следить какие-то надзиратели. И ради чего? Ради виртуального ЧП, которого, скорее всего, просто не произойдёт никогда? Я выбираю свободу, а не безопасность в тюрьме. А поскольку это нам навязали насильственно, и от этого, как следует из статьи, не избавишься, тупо вырвав нужный проводок, вижу один выход - до упора ездить на старых машинах, у которых этой пакости нет. Под старой машиной подразумеваю не обязательно давно устаревший олдтаймер, а может и что-то абсолютно современное выпуска года 2013-2015, сделанное до того, как эту поганую эру нам пригадили против нашей воли.
Погодь, когда всех отоварят этим встроенным шпионом, начнется вторая часть марализонского балета с автоматическим списанием денег за каждый км пробега и автоматическое же оформление штрафов за превышения скорости, нарушение разметки и т.д.
Это утопия. У нас, конечно, люди терпилойды, но не настолько.
Неа, это все суровая реальность... Технически все это давно реализуемо и наверняка уже сделано просто молчат до поры до времени. Как они сказали "Люди это наша новая нефть". А автовладелец по определению человек у которого есть что взять. GPS при использовании двух диапазонов позволяет определять местоположение с точностью менее метра. Еще недавно для такой точности нужно было специальное оборудование и платная подписка на корректирующий сигнал, а сейчас такую точность обеспечивает голимый Сяоми Ми8 за 25-30 тыр.
Мы уже как-то в комментах это обсуждали. Моё мнение, что первоначальная цель всё-таки была заработать на установке. Но впоследствии 100% придут к тотальной слежке. Тут к гадалке не ходи.
"Эрой" слежка не исчерпывается, скорее всего поэтому и утихла инициатива с установкой системы на все без исключения авто. Сколько хранятся записи с дорожных камер? В Британии, например, три года. По ним отследить авто с конкретным номером можно хоть в шапочке из фольги, хоть без.
Сколько можно тиражировать этот бред? На пустынной дороге с высокой вероятностью не будет GSM связи, особенно в кювете. И все... никто не узнает про ДТП...
...и всё же вероятность наступления сильно снижается.
В случае серьезного ДТП лучше умереть чем стать инвалидом... Это Россия... У знакомой сын разбился. Ну приехали медики пытались вытащить, даже до больницы довезли ещё живого да только без толку... лобовое столкновение на высокой скорости.
"Сколько можно тиражировать этот бред? На пустынной дороге с высокой вероятностью не будет GSM связи, особенно в кювете. И все... никто не узнает про ДТП..."
День добрый! Я, как, думаю, видно из тональности статьи, не сторонник системы "Эра-ГЛОНАСС" ))) Но в данном случае вынужден выступить "адвокатом дьявола" и вступиться за нее в конкретном моменте.
Вы не вполне правы. И вот почему. Качество связи сетей GSM НЕ ДИСКРЕДИТИРУЕТ САМУ ИДЕОЛОГИЮ СПАСАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. "Эра" не может влиять на плотность покрытия сотовых сетей - она "ест, что ей дают". Это раз.
И два - не стоит бесконечно напрягаться насчет тех самых "пустынных дорог, где нет покрытия мобильной связи". Далеко не все курсируют между Калининградом и Владивостоком... В той же самой Московской области, где покрытие сетей почти безупречное повсеместно, имеются сотни, если не тысячи километров дорог местного значения, где покрытие достаточно качественное, чтобы запросто развить высокую скорость, а траффик такой, что в три часа ночи вы будете валяться в кювете без сознания, и никто не проедет мимо и не поможет. А "Эра" - может помочь...
А давайте каждый сам будет решать нужна ему в машине такая система или нет. Я не хочу чтоб меня пасли все кому не лень и если куплю новое авто то Эра будет выкорчевана в первую очередь. Какого хрена стёрли каммент про то как отключить Эру?
diver alex "А давайте каждый сам будет решать нужна ему в машине такая система или нет"
Полностью согласен - о том и статья... Но, увы, говорить "давайте" - поздно... Все уже решено за нас. Остается только бунтарство и саботаж )))
PS А что был за коммент, который якобы стерли?
Каммент был про то как отключить Эру
Скорее всего, коммент был с матом или чем-то в таком духе. Обычно мы только такое удаляем, потому что потом из РКН приходит ололо.
Благо на всех авто в гараже её нет, "старенькие" уже) А вот на новой машине, если с завода и будет стоять этот черный ящик, он будет выдернут от туда быстрее, чем стекла получат тонировку... или номера. Потому, что - я не хочу, что бы кто то знал, где я. Во вторых (хотя наверное в главных), вот давай те на чистоту, как не посмотришь на мимо проезжающих, так пристегнутых где то процентов 40, а пристегнутых пассажиров и того меньше, так собственно зачем эта возможная безопасность, если человек изначально на это забивает. Бесспорно - каждый сам для себя выбирает. И да, дорог в моей местности где сотовой связи нет - валом. И ещё, не забывайте про границы районов работы скорой, бригада не поедет, если это не её район (даже с учетом того, что доедет намного быстрее). Сталкивались с этим.
Ну что, друзья, начинается...
Раз за разом представители Эры-Глонасс уверяли нас, что ничего не отслеживают и не планируют, и система работает только после принудительного включения ее от удара или водителем вручную...
И вот новость февраля 2020:
Информация о непристегнутых ремнях будет передаваться в проект сбора автомобильных данных «Автодата» (это проект Эры-Глонасс глобальный, если кто не в курсе - Е. Балабас)