Продешевить нельзя скрутить: почему продавцам приходится корректировать пробег

При покупке подержанной машины одна из основных задач – понять, насколько «скручен» одометр авто. От пробега зависит состояние множества узлов, предстоящие траты на ТО и остаточная стоимость машины. И, к сожалению, у большинства продаваемых на нашем рынке автомобилей пробег скручен, благо закон оставляет этот вопрос на совести владельцев, никак не регулируя этот момент. Хотя от него зависит безопасность машины, ведь множество узлов авто, начиная от тормозных колодок, дисков, тормозной жидкости и заканчивая блоками АБС, имеют определенный ресурс, который зависит во многом и от пробега.

Как на Западе?

В других странах отношение к этому вопросу заметно более жесткое: например, в Бельгии или Германии можно получить уголовный срок за скручивание пробега и неплохой штраф в придачу. Конечно, это не останавливает некоторую часть криминального бизнеса, но в целом у машин пробег настоящий.

В США даже из наличия единого реестра страховых служб сделали бизнес: любые операции по регистрации машин заносятся в единую базу, и пробег там тоже присутствует. Заодно фиксируются все попавшие в зону ответственности страховых компаний данные о ДТП и других повреждениях. И за скромную сумму можно получить эту информацию «из первых рук», например, через Carfax или Autocheck. А за манипуляции с пробегом и другими регистрационными данными ответственность – как за подделку документов, очень серьезная. В общем, государство признает, что пробег важен, он касается безопасности дорожного движения, и к тому же это вопрос регулирования рынка.

old chrome cadillac car parks on the street in New York

Старая теория

Ситуацию на рынке подержанных машин хорошо описывает «теория о рынке лимонов». Эта работа Джорджа Акерлофа вышла в 1970 году и полностью называется «Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм». Если коротко передать суть, то в силу того, что покупатель не может знать истинного качества товара и не в состоянии определить его при коротком тесте, этой информацией владеет лишь продавец, и цена на товар в плохой кондиции заметно меньше, а со временем плохой товар полностью вытеснит хороший с рынка.

«Перекупы» без границ: как я покупал подержанную машину в США Как представляет себе российский обыватель авторынок в США? Очень много машин, все сказочно дешевые, с прозрачной сервисной историей, а продавцы – в основном честнейшие люди. Все это правда...

Продавцы качественного товара окажутся в ситуации, когда сбыт за «рыночную цену» просто не имеет для них смысла, а продавать плохой товар намного выгоднее. В итоге весь рынок переходит на торговлю плохим товаром и начинается новый этап, уже противостояния «лимонов» и «горьких лимонов».

Грустная практика

Думаю, аналогия очевидна. Те, кто продают машину в хорошем состоянии и с истинным пробегом, просто не могут конкурировать с теми, кто продает кое-как «подшаманенное» «ведерко» со скрученным одометром. Более того, машины со скрученными пробегами и в откровенно плохом состоянии оказываются в глазах покупателя лучше, чем действительно «свежий» автомобиль, просто в силу низкой квалификации покупателей и извечной человеческой попытки привязаться к объективным численным данным для сравнения.

Средний покупатель машины мало разбирается в технических особенностях, и список тех вещей, которые он может рассмотреть при покупке, крайне мал. В первую очередь это внешнее состояние, отсутствие видимых повреждений, блеск краски, чистота салона. Далее – способность машины ехать без лишних звуков, ударов, дыма и прочих явно негативных «спецэффектов». И, наконец, это такие данные, как год выпуска и пробег.

Если вы когда-нибудь появлялись на авторынке, то сейчас должен прийти момент узнавания. Ряды чистых машин с «отхимчищенным» салоном, с бумажными ковриками «мы сохраним ваш автомобиль в чистоте», слегка отполированные, с установленной дешевой (но новой) китайской оптикой, с натертой «чернителем» резиной. И, разумеется, с малыми пробегами, рассказами про бабушек и церковь и годом выпуска, порой расходящимся с указанным в ПТС на годик, а в некоторых случаях и на два. Конечно же, под предлогом указания модельного года, года продажи и т. д.

Lada 2106, 2101 (VAZ)

Это суть работы любой системы, пытающейся получить максимальную прибыль при продаже машины. Красиво упаковать плохой товар и попытаться скорректировать все данные, за которые покупатель может уцепиться. Совершенно не важно, что даже серьезные дефекты никак не скрыты, кузовные элементы «неродные», есть следы некачественной сварки, неровные зазоры, дешевая окраска, явные следы ремонтов, повреждений, течей масла и прочего.

Янгтаймеры для чайников: как купить машину из 90-х или 80-х и не разориться? Иногда на улице в поле зрения попадает действительно красивая машина из тех времен, когда об авто вы могли только мечтать. Нахлынут воспоминания о юношеских грезах и переживания, связанные...

На авторынке покупатель хотя бы ожидает подобного подхода, но продавцы «лимонов» успешно маскируются под обычных людей, продающих свои машины. Ситуация доходит до абсурда: авто в хорошем состоянии с «родным» пробегом, причем разумным, соответствующим году выпуска, продать за разумную цену нереально. Покупатели ожидают, что их обманут, и не собираются поощрять честных продавцов.

Магия цифр

Посмотрите мои обзоры машин на вторичном рынке. На авто, которые производились буквально недавно, прослеживается интересная тенденция. Минимальный и максимальный пробеги машин трех последних лет выпуска зачастую заметно выше, чем у авто постарше. Причем если сделать более серьезную выборку, например, среднего геометрического, то станет заметно, что касается это практических всех автомобилей в выборке.

Причина проста: пробег корректируется под некий усредненный, по представлениям продавца. Обычно стараются не допустить пробега в 60 тысяч км на трехлетних авто или 100 тысяч км на пятилетних машинах, эти отметки можно считать своеобразной верхней границей, за которой явно заметно, что пробег скорректировали. Но в выборке обязательно присутствуют и автомобили с куда меньшими пробегами, порой малореальными на первый взгляд и при этом явно скорректированными – состояние машины в этих случаях не соответствует заявленному пробегу даже с натягом.

Дальше хуже: у машин возрастом в десять–двадцать лет пробеги упорно держатся у цифр в 200 тысяч км, в крайнем случае 250 тысяч км. Те, у кого пробег выше, уже выглядят белыми воронами.

Причина такого поведения покупателей проста:

За долгие годы они так привыкли к обману, что, кажется, уже забыли о том, что современная машина может пройти куда больше 200 000 км без серьезного ремонта, они просто не воспринимают авто с большим пробегом.

X5 для трезвых умом: выбираем BMW X3 E83 Младший кроссовер уважаемой марки в России поначалу как-то невзлюбили. А зря! Надвигающейся старости X3 сопротивляется куда успешнее, чем более крупный X5. Правда, неудачных моторов и коробо...

Пятилетняя машина с пробегом в 150 тысяч километров просто обречена – ее не купят, даже если в превосходном состоянии нельзя будет усомниться. Зато авто того же возраста с «мутной» историей, но пробегом в 30 тысяч км – уйдет моментально. А если пробег 350 тысяч км в возрасте десяти лет, то случайных покупателей не будет: станут звонить или ценители модели, или перекупщики, которые просто смотают пробег и продадут машину по стоимости в полтора–два раза выше, благо разброс цен на авто тех лет очень большой.

Никакие разумные доводы на покупателей не действуют. Не помогают ни данные о том, что средний пробег в России никак не меньше 15 тысяч километров в год, ни старый тезис, что в первую очередь нужно рассматривать состояние, что оно больше говорит о качестве машины, чем цифры на одометре… Сервисные книжки, проверки в любых сервисах (впрочем, о качестве таких «проверок» можно написать целый материал) не убедят покупателя. Магия цифр сильнее фактов.

Сильнее даже того факта, что хорошо ухоженная и вовремя обслуженная машина с пробегом 200 тысяч километров – надежнее, чем точно такая же с вдвое меньшим пробегом, но на ремонт которой «забивали», ориентируясь по поговорке «ездит, и ладно».

В такой ситуации даже честный продавец с хорошей машиной просто возьмет и смотает пробег, потому что выхода нет – адекватных покупателей мало.

Операция окупается многократно, а что до чувства вины… Ну в чем смысл продавать качественный товар дешево, если другие за эту сумму предлагают труп на колесах? Итог известен: по разным оценкам порядка 90% машин на российском рынке имеют скрученный пробег, и коррекция составляет не менее 30%.

А как же закон?

Казалось бы, больше всех заинтересовано в устранении механизма, портящего рынок подержанных машин, – само государство. Государство в лице своих регуляторов, отвечающих за безопасность движения и рыночные механизмы. А также Центробанк, который ответственен за тарифы страховых компаний, которые в свою очередь зависят от степени износа машин и цены запчастей.

Автомобиль со скрученным пробегом при оценке ДТП имеет более высокую остаточную стоимость компонентов, а значит при «скручивании» наносится ущерб страховой компании. Но похоже, что последних это мало волнует – они озабочены лишь лоббированием роста тарифов.

Зачем сокращать издержки, если можно просто увеличить поток наличных в кассу?

Удивительно, но какая-то работа в правильном направлении ведется. Так, введение электронного ПТС, похоже, может значительно улучшить ситуацию со скручиванием пробегов. Согласно предварительным данным, в числе параметров, которые изначально будут обязательными, окажется и информация о сроках проведения техосмотра – скорее всего, связанная с данными из ЕАИС диагностических карт. В свою очередь, эта система уже сейчас содержит в себе данные по пробегу автомобиля.

Не менее вероятным представляется включение в новый ПТС данных по пробегу на момент совершения сделки купли-продажи и связь с базой данных автомобильных дилеров. Те в свою очередь давно выступают за единую базу данных подержанных машин, ведь «лимоны» подрывают и их бизнес – авто с малыми пробегами и не видимыми глазу проблемами отнимают как минимум небольшую долю рынка новых машин.

Опрос
А вы скручивали пробег при продаже?
Ваш голос
Всего голосов:

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
06.08.2016 15:26
Азат Валеев

Интересно,поверит кто-нибудь в пробег 280000 у 25 летней машины?

2

06.08.2016 21:27
Борис Игнашин

может и не верят, но почему-то ищут с наименьшими циферками люди в целом не склонны думать (

7

19.10.2016 15:40
id72005794

Аффтар не рассмотрел еще множество жизненных ситуаций. А если у меня два автомобиля на одного ездока? (Кстати: оба - Субарики.) Пенсионер. И уже третий год, как переселился из Москвы. Если на старом ездил весьма активно по Москве, то на новом езжу два-три раза в неделю в поселок Т. за продуктами. Туда и обратно: 12 км. В сумме в неделю: 24-36 км. Раз в месяц езжу в Москву: туда-обратно - 150 км. Итого: в месяц на свежем авто получается примерно 300 км. В год: 3500-4000 км. А если нужно перевезти какой-то хлам и прочую дребень, то использую старого Субарика. (Когда хотел его продать, то жена попросила оставить, ибо: "привезти навоз на новом тебя не уговорить".) И на хрена мне скручивать? А чтобы люди поверили, что километраж не скручен, видимо надо, наоборот, НАКРУТИТЬ!!! Гы-гы!!!

3

05.05.2020 10:53
Ева

По-разному бывает. Я обращалась в сервис, чтобы накрутить пробег. Серьёзно. Ездила на машине мало, от дома до работы, за ребёнком, так, по району. Машина не убитая была, с салона. За 3 года ребёнок и собака превратили машину в ни что. Решила продать, и что вы думаете? Не получилось, пришлось в сервис обратиться чтобы добавить км, иначе не покупали. Хорошо, что сервис попался хороший, даже название запомнилось "ОБД сервис". Это Питер если что.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings