Некоторые вещи нудно звучат и трудно запоминаются, но знать их нужно. Особенно автолюбителям. Особенно считающим себя специалистами и имеющим по любому поводу собственное мнение. Дьявол кроется в мелочах, и как раз об одной такой мелочи эта статья.
Не бывает у шины радиуса
Многие сейчас даже не поймут, к чему я клоню. «Ну, радиус, и что? У меня вот колеса 195-65R15, радиус 15, все ж написано, че ты умничаешь?!» Вот то, что умничаю. R15 к радиусу никакого отношения не имеет. Ни R, ни 15.
Сейчас в интернете можно найти массу информации, только такие мелочи, как маркировка автомобильных покрышек, не относятся к самым востребованным. Мы лучше пообсуждаем мощность двигателя или количество «плюшек» в салоне, да? А выбор колес оставим менеджеру в магазине. Ну или у друга спросим. Он-то точно в курсе! У него уже третья машина!
На самом деле, разбираться в этих скучных цифрах не помешает даже просто для общего развития. Тем более, что это и сэкономить поможет, и на поведение машины повлиять, но об этом позже. Пока что — чистый ликбез, дабы потом можно было хорошо понимать друг друга.
Итак, 195/65R15. Классический случай. Присядем на корточки возле своего автомобиля. Первая цифра — это ширина беговой части покрышки, грубо говоря, ширина протектора. Выражается в миллиметрах. То есть 195 мм. — это ширина вашего колеса. С пониманием этой цифры у большинства проблем нет.
Через дробь 65 — это величина профиля. Выражается в процентах от ширины. Не в миллиметрах! Профиль — это часть покрышки, «торчащая над диском». Боковина. То есть, высота этой боковины будет 195х65%=125,75 мм. А не 65 мм. И не что-то еще. Более того, из этой схемы однозначно следует, что высота 65% при ширине 195 будет одна, а если покрышка с маркировкой (условно) 225/65R15 — уже совсем другая! 225х65%=146,25 мм. Хотя цифры 65 — одинаковые!
R — это радиальная конструкция шины, а точнее, способ укладки металлического корда внутри нее. Когда-то конструкция шины предполагала диагональную укладку, но это было давно. Сейчас «диагональных» шин уже почти не встретишь, все сплошь радиальные, и буква R никому ничего нового не сообщит, только споры о пресловутом радиусе вызовет…
Ну и, наконец, цифра 15. Это диаметр. Диаметр посадочной части покрышки, внутренний диаметр, та часть, которая с диском соприкасается. Выражается в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см. То есть 15х2,54=38,1 см Это еще и наружный диаметр диска, если кто не догадался…
Какие шины можно ставить, а какие нельзя?
А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное — чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.
Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см — внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.
Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов. Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).
Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить... Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.
Увеличивая размер диска, мы должны уменьшить высоту профиля, иначе колесо банально начнет цепляться за арку, не говоря уж о таких более фундаментальных качествах, как управляемость. Конечно, запас часто остается и бывает так, что «поиграв» шириной покрышки и высотой профиля, можно действительно получить пару миллиметров клиренса, не жертвуя ничем другим.
Несложный подсчет покажет, что в рамках одного диаметра — 14 — применимы 175-70 и 185-65 и 205-60, если есть желание и возможность поставить резину пошире… Машина на колесах с меньшей высотой профиля будет управляться резче и точнее, но неминуемо пострадает плавность хода. И сохранность дисков может оказаться под вопросом, особенно при попадании в глубокую ямку с острыми краями. Невысокий профиль просто не в состоянии будет «впитать» в себя энергию удара и он пойдет дальше — в диск. Всегда имейте это в виду, покупая колеса, и не забывайте простых истин.
Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Повторение - мать учения )
Автор сам не компетентен в данном вопросе. Пишет что R15 в его примере это радиальные шины диаметром 15. Это в корне не верно. R15 - это всего лишь радиус диска. А радиальные шины или диагональные указываются отдельно.
Радиус 15 дюймов = диаметр 30 дюймов = 76,2 см. возьмите рулетку и представьте себе такой диск.
Домохозяйка сейчас будет всех учить неправильным понятиям. Куда катится мир... Дарья, варите борщ и слушайте что вам умные мужики говорят.
Очень радует, когда свое мнение по автомобильной теме, высказывает женщина...чаще всего - оно не правильное:)
Будьте начеку, это может быть и тролль! Слишком глупый коммент.
Вот и Дарья... Очередная(-ой), уверенная в своей правоте...))) Дарья, попробуйте измерить радиус 15' -го диска, хоть швейным метром. И найдите там цифру 15... Хоть в сантиметрах, хоть в дюймы переведите...
Еще бы про диски подобную статью, написанную простым и доступным языком
про колеса и размер резины есть множество куда более профессиональных статей с более простым и понятным языком, где несколько больше полезной информации, нежели открытие смысла буквы R в обозначении шин и страшной ошибки в повседневном наименовании.
Если попаду по итогам конкурса в число авторов - про диски напишу обязательно! ))
А статья мне очень пригодилась!
Точно! Потерялся миллиметр с каждой стороны! )) Виноват, не перепроверил математику ))) Впредь буду внимательнее. Спасибо!
"Не бывает у шины радиуса" пишет автор, который в школу видимо не ходил. Бывает, ещё как, шина же не квадратная. Поэтому, когда в магазине или на "шинке" у меня спрашивают - какого радиуса вам/у вас шины, я смело отвечаю - 8,5 дюймов...
Автор, вот вы вроде проводите ликбез, но косячите в элементарных вещах. Не бывает "цифры 15", бывает число 15, которое состоит из двух цифр - 1 и 5.И такое по всему тексту и даже в ваших ответах в комментариях, сплошные цифры, которые на самом деле числа.
Автор, вот вы вроде проводите ликбез, но косячите в элементарных вещах. Не бывает "цифры 15", бывает число 15, которое состоит из двух цифр - 1 и 5.И такое по всему тексту и даже в ваших ответах в комментариях, сплошные цифры, которые на самом деле числа.
Японский дизайн никого не оставляет равнодушным)
"Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см - внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см......" Здесь нет ошибки в расчёте? 65% от 195 не 125,75, а 126,75.
Андрей, не вводите людей в заблуждение! "195" - это ширина профиля шины, а не "беговой части". "65" - не "величина профиля", а высота профиля. Шины диагональной конструкции никогда не имели металлокорда! И ещё: не "наружный диаметр диска", а диаметр обода колеса (т.к. КОЛЕСО состоит из диска и обода, хоть они и выполнены как единое целое). Учитесь выражаться технически точно!