От редактора:
Автор статьи – начальник учебного центра безопасности дорожного движения одного из петербургских вузов. Мы намеренно не пишем, какого именно, и вообще не «продаем» его услуги, чтобы у вас не возникало сомнений в подлинности цифр и ангажированности публикации.
От автора:
Я всегда задаю своим слушателям один вопрос: чем отличаются права от водительского удостоверения? Права даются Конституцией РФ при рождении, а водительское удостоверение – после обучения и сдачи экзаменов. Так что юридически правильный заголовок этой статьи звучал бы иначе. Но он оказался бы слишком длинным.
Итак, вы решили открыть автошколу. Назовем ее «Будущий водитель» и составим для нее примерный бизнес-план. В любом таком плане всегда должно быть предполагаемое количество клиентов. Будем скромны и прикинем, что в год сможем обслуживать 300 человек. Это 20 групп по 15 человек.
Будем опираться на эти цифры – они, судя по моему богатому опыту, вполне отражают реальность. Чтобы понять, сколько попросить денег с каждого из наших 300 клиентов, прикинем свои затраты. И их будет много. Очень много.
Теоретические занятия
Под обучение теории нам нужен учебный класс площадью не менее 50 квадратных метров. На вопрос «зачем так много» можно легко найти ответ, прочитав актуальный СанПиН для учебных заведений. 50 «квадратов» – это производная от нормы 2,5 квадратных метра на одного ученика и максимальное число слушателей 20 человек в группе. В среднем их будет 15, но заполняемость неравномерная, поэтому расчет надо делать на 20 человек с небольшим запасом.
Посменно класс нам сдавать никто не будет, поэтому его нам придется снимать полностью. Для расчета ежемесячных платежей возьмем 700 рублей за метр. Это очень небольшая сумма для Петербурга – скромное помещение где-нибудь на окраине, в корпусе бывшего завода. Допустим, там же у нас будет и офис – отгородим рабочее место администратора какой-нибудь ширмочкой и все.
Сколько у нас будет теоретических часов? Приказ №1408 Минобрнауки предполагает никак не менее 134 академических (по 45 минут) часов лекций. Все помнят, что групп у нас 20? Значит, суммарно получится 2 680 часов теоретических занятий. Давайте представим, что у нас есть совершенно святой человек, желающий нести свет знаний ученикам всего лишь за 150 рублей в час. А лучше – два таких человека на подработке, для утренних и вечерних занятий. Иначе, собственно, никак, потому что один человек 51 час в неделю без отпусков и больничных не потянет.
Здесь пытливый читатель может заметить коэффициент 1,43 и задать резонный вопрос: что это? Чем немедленно выдаст в себе человека, работающего за «серую» или «черную» зарплату. Может, для вас это будет открытием, но в сумме подоходные налоги в России составляют 43%.
Просто 13% из них традиционно высчитывается из суммы оклада в виде НДФЛ, а еще 30% – это всевозможные страховые и пенсионные взносы, которые вроде как и не налоги, а «инвестиции» работников в их светлое пенсионное будущее, но… факт остается фактом – любую сумму «на руки», если вы хотите остаться в правовом поле, нужно умножать на 1,43.
И чтобы вы понимали масштаб зарплат, то при таких раскладах каждый преподаватель будет получать на руки 16 750 рублей в месяц, если будет вести 25 часов лекций в неделю, утром или вечером. Не особенно привлекательная сумма, не так ли? Будем надеяться, что у этих славных людей еще есть чем заработать себе на жизнь в оставшиеся часы.
Пока все это не очень похоже на сверхприбыльный бизнес. Но мы только начали подсчитывать затраты!
Практические занятия
В былые времена автошкола могла обойтись парой инструкторов на личных Жигулях, которые тренировали учеников на городских улицах, и у некоторых из них это даже неплохо получалось. Теперь все иначе: у автошколы, согласно уже упомянутому тут приказу №1408 Минобрнауки, должна быть площадка, да не просто какой-то пустырь… Заасфальтированная, площадью не менее 0,24 га. То есть – 2 400 квадратных метров.
Как вы думаете, много ли в крупных городах таких заасфальтированных площадок? И сколько может стоить кусок земли, обладающей транспортной доступностью? Не трудитесь: купить или арендовать на долгий срок такой участок просто нереально. Все, что представляло хоть какой-то интерес, давно распродано девелоперам под многоэтажки.
К счастью, есть уже существующие площадки, которые не надо строить, асфальтировать, вкладываться в инфраструктуру и так далее. Их можно арендовать, но на почасовой основе. По моей практике, в Петербурге цена часа «покатушек» на площадке – 200 рублей. Если читателям известны другие суммы, прошу поделиться в комментариях.
Снова достаем калькулятор. Сверяемся с приказом Минобрнауки: на каждого ученика нужно не менее 56 астрономических часов занятий. Не путайте: астрономический час – это 60 минут, а академический – 45. Теоретические занятия измеряются академическими часами, а практические – «обычными». Но вернемся к расходам.
Конечно, далеко не все 56 часов практики – это площадка. Из всей программы обучения на нее отходит 22 часа. И кроме того, для снижения затрат мы будем арендовать площадку для занятий одновременно на двух машинах! То есть за один час аренды мы сможем «откатать» двух человек. И перемножать будем не на 300 учеников, а на 150.
Немало! Но мы забыли про самое главное – про учебные машины и инструкторов. Скажу сразу, что если в бизнесе вы намерены провести не год и не два, то выгоднее машины не арендовать, а купить в собственность. Окупить затраты можно за 2-3 года постоянных занятий. Но если я включу в нашу смету хотя бы 450 000 рублей за один 2-летний Логан, то она сразу же раздуется до невероятных размеров. Кроме того, нам одной машины не хватит – это вы позже поймете сами.
Итак, аренда. К счастью, инструкторы по вождению обычно имеют свои автомобили и морально готовы к тому, чтобы отдать их на растерзание ученикам. Мы могли бы сейчас привести еще десяток расчетов стоимости зарплаты и амортизации имущества, а также заложить цену ТО и бензина… Но для простоты скажу, что в Петербурге инструктор на своей машине за час берет 450 рублей.
Оговорюсь, что это средняя цена расчета занятия по вождению в рамках учебной программы. Если вы у того же инструктора захотите взять дополнительное занятие, то оно будет стоить уже 1 000-1 500 рублей за занятие.
Это такой инструкторский all inclusive. Сюда входит все: и топливо, и страховка, и цена обслуживания, и даже налоги (при условии, что наш инструктор имеет статус индивидуального предпринимателя). Если вы дипломированный инструктор, имеете ИП и готовы преподавать за меньшую сумму, не забудьте взять мои контакты в редакции – нам есть что обсудить!
Да-да, 7,5 миллионов рублей за год уйдет на аренду машин и зарплату инструкторам. Из этой суммы ИП заплатят, опять-таки, налоги, поменяют раза 3 за год сцепление, заправятся и так далее.
Чуть не забыл уточнить, что таких инструкторов с ИП и личными машинами должно быть 7-8 человек, потому что вдвоем или впятером обучить 300 человек по 56 часов нереально. И если вы поделите «сумасшедшую» сумму 7,5 миллионов на восьмерых, то выйдет, что с учетом расходов на содержание авто и налогов на руки по итогу каждый из них будет получать тысяч 40-45 в месяц.
Давайте подобьем наши годовые расходы:
- Аренда помещения под «теорию»: 420 000 рублей.
- Зарплата предподавателей «теории»: 574 860 рублей.
- Аренда площадки: 660 000 рублей.
- Аренда машин и зарплата инструкторов: 7 560 000 рублей.
Получаем 9 214 860 рублей – именно столько за год мы должны будем истратить на обеспечение учебного процесса. У нас будут очень скромные зарплаты сотрудников, довольно тесное помещение и зыбкая схема работы с 7-8 индивидуальными предпринимателями, которые могут в самый неподходящий момент найти более прибыльное место, попасть в аварию, застрять с долгосрочным ремонтом на автосервисе или вообще, простите, уйти в запой. Что тоже случается.
Так сколько же нужно попросить с каждого ученика, чтобы это окупить? Посчитать нетрудно – 30 716 рублей «с носа».
Читатели, которые внимательно читали прошлую статью про «финансовые пирамиды», вспомнят, что ранее я называл сумму 34 000 рублей. «Что-то не сходится!» – скажете вы.
Действительно, мы забыли много важного. Например, не учли налог на прибыль (20%) и налог на добавленную стоимость (18%), а также расходы на рекламу, бухгалтерию, администратора и многое-многое другое. Нас с вами, учредителей этого предприятия, мы тоже оставили за кадром – представим себе, что мы – богатые наследники княжеского рода или просто владельцы трех квартир в центре города, две из которых мы сдаем и на это живем. А автошколу организовать мы вообще решили из большой и чистой любви к искусству.
Фактически, если начинать этот бизнес «с чистого листа», то вы обречены на полный провал – чтобы окупиться, вам придется требовать с учеников по 50 000 рублей и более. Автошколам, которые работают давно, немного легче: у многих есть свои помещения, свои машины, свои площадки. Все это надо обслуживать и ремонтировать, платить зарплаты и налоги – как-то выживать. Про сверхприбыли, если вы хотите оставаться в рамках закона, можно забыть сразу – в этой отрасли их нет.
А что, если выйти за рамки закона? О, это популярное решение. В следующей части я расскажу о способах «экономии», к которым прибегают руководители автошкол, желающие не разориться и даже немного заработать, не имея для этого достаточных ресурсов.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
В 2014 году учился,заплатил 10200 рублей
Уточните пожалуйста, в каком месяце Вы проходили обучение? Если обучение было пройдено с нарушением лицензионных требований, то водительское удостоверение подлежит аннулированию.
Эээх, было время... заплатил за обучение 2000 р.
Ого! Я платил за категорию "Д" 174 рубля(да и то не я а производство). "В" уже открывал за 6 рублей, просто сдав вождение. Но это было в далёком 1985 году.
За столицы и областные центры соглашусь. В малых городах аренда земли и помещений дешевле. Потому и стоимость трёхмесячного обучения составляет 20-25 тысяч рублей.
400$ обошлось обучение в Украине в 2013
Вопрос к автору: Владимир, Вы представляете автошколу Движение, стоимость обучения в которой на сегодня составляет 19900. Скажете, что в вашей школе работают те самые энтузиасты? Или у вас тоже мошеннические схемы?