Смазка суппортов: как, чем и зачем?

Любой «лишний» звук, доносящийся со стороны передней подвески, обязательно насторожит опытного автомобилиста. Износившийся подшипник, разболтавшаяся шаровая или раскрутившееся колесо могут привести к потере управляемости и даже стать причиной ДТП. Однако из множества стуков, которые могут издавать детали ходовой части, особенно выделяется звук, издаваемый тормозными суппортами – а точнее, их скобами и направляющими. Сегодня будем с ним бороться.

Этот неприятный и громкий дефект не понаслышке известен многим водителям, причем вызывает он совершенно разную реакцию. Чаще всего владелец предпочитает «не мешать машине работать» — ведь так проще всего, а на работе самой тормозной системы «звуковое сопровождение» особо не сказывается. Однако существует немало дотошных автомобилистов, которые борются со звуком различными способами – например, смазкой направляющих и даже их доработкой.

Стук возникает из-за чрезмерного зазора в паре «направляющая-скоба»
Стук возникает из-за чрезмерного зазора в паре «направляющая-скоба»

Чем смазывать

Казалось бы, что может быть проще, чем смазать направляющие суппортов? Многие владельцы так и делают – во время очередной «переборки» тормозной системы берут и смазывают пальцы тем, что под руку попадётся. Как правило, в гаражном ассортименте находится литол и его производные, а также «графитка». Более продвинутые озадачиваются поиском специализированного состава, предназначенного именно для применения в узлах тормозной системы.

А теперь – неожиданность: в большинстве случаев неправильно поступают и те, и другие! Да, направляющие пальцы суппортов действительно необходимо смазывать, но отнюдь не тем, что обычно считают подходящей смазкой, даже если её так позиционируют в автомагазине.

Производители автомобилей выпускают смазки для направляющих под собственными брендами.

Вот список оригинальных ОЕМ-смазок от некоторых автопроизводителей с указанием каталожных номеров:

  • BMW 81 22 9 407 103, 83 23 0 305 690;
  • FORD/Motorcraft D7AZ-19A331-A, XG-3-A;
  • Volkswagen/Audi G 052 150 A2;
  • LAND ROVER RTC7603, SYL500010;
  • HONDA 08C30-B0224M, 08798-9027;
  • MAZDA 0000-77-XG3A;
  • NISSAN 999MP-AB002;
  • SUZUKI 99000-25100;
  • TOYOTA 08887-80609;
  • CHRYSLER/Mopar J8993704;
  • Volvo 1161325-4.

Существуют и смазки, которые выпускают компании производители автокомпонентов и «химии» под собственными брендами:

  • ACDelco 89021537 (10-4022);
  • Federal Mogul F132005;
  • FTE Automotive W0109;
  • Stahlgruber 223 1712, 223 1729;
  • TRW Automotive PFG110.

Такие разные смазки

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев в автомагазинах (как онлайн, так и оффлайн) обычно предложат «не то» — то есть, противоскрипную смазку, которую в направляющих применять просто нельзя!

Дело в том, что медные и керамические противоскрипные пасты предназначены для нанесения на тыльную сторону колодок и ответные элементы тормозных суппортов, но для "направляек" они не годятся по нескольким причинам. Во-первых, после смазки солидолом, литолом, "графиткой" и другими смазками на основе минеральных масел резиновые пыльники пальцев практически всегда разбухают, перестают держаться на пальцах и, по сути, просто перестают выполнять свою функцию.

719
Производитель Bosch Superfit официально позиционирует её как смазку для направляющих, в то время как медная смазка Liqui Moly Kupfer Paste (справа) для этого не подходит.

Во-вторых, для смазки направляющих годятся лишь специальные пластичные смазки на основе синтетических масел и загустителя. Благодаря этому смазка становится тугоплавкой и "не стекает" с направляющих после нагрева, а также не коксуется со временем от воздействия воды и высоких температур. Качественные специализированные смазки без проблем держат до +300С, но при этом неагрессивны к уплотнениям. При этом такие смазки не только не плавятся, но и не растворяются в воде, щелочах, разбавленных кислотах, тормозной жидкости, а также метаноле и этаноле.

Применение неподходящей смазки на практике может привести к обратному эффекту – то есть, смазанные направляющие пальцы закисают в суппорте, из-за чего плавающая скоба теряет свою подвижность, а колодки начинают подклинивать и перегреваться.

779

На тематических форумах выбору «правильной» смазки для направляющих посвящены сотни страниц, но при этом приведённые теоретические выкладки и практические отзывы нередко противоречат друг другу, что приводит к еще большей путанице.

Одной из наиболее распространённых универсальных смазок является американская Slipkote 220-R DBC, хотя её цена несколько «кусается» — за 85-граммовый тюбик просят около тысячи рублей! Смазку Slipkote также можно приобрести в «одноразовых» 10-граммовых пакетиках, которые стоят заметно дешевле.

В автомагазинах нередко под видом подходящего состава для направляющих пальцев предлагают довольно распространённую смазку Liqui Moly Bremsen Anti-Quietsch-Paste (арт. 7573, 3077, 3079, 3074) серо-голубого цвета, однако сам производитель в настоящее время позиционирует её как противоскрипную пасту и не рекомендует применять для смазки направляющих и закладки в пыльники. В её составе предусмотрен керамический наполнитель, который обладает термостойкостью до 1200С, в то время как синтетическая основа может термически деградировать намного раньше.

В производственной линейке этого немецкого производителя есть подходящая паста Anti-Quietsch-Paste (арт. 7656) красного цвета, которая не воздействует на резиновые и пластиковые элементы, но при этом выдерживает нагрев до +250С.

LM-7656
На верь глазам своим: не смотря на надпись «антискрипная», производитель рекомендует эту смазку именно для направляющих пальцев!
lm-table
Многие производители смазок подробно и наглядно расписывают, какой продукт для чего предназначен. Главное – не перепутать и найти в продаже нужную смазку.

В руководстве по ремонту автомобилей ВАЗ предписывалось использовать для смазки направляющих водостойкую смазку УНИОЛ-1, изготовленную на основе нефтяных масел. Как правило, в наше время встретить её в продаже практически невозможно, но зато вполне реально найти аналог-заменитель — кальциевую пластичную смазку ЦИАТИМ-221. Она производится по ГОСТ 9433-80 и предназначена для смазки различных подшипников качения. Существует и фторированный вариант ЦИАТИМ-221F, который благодаря применению ультрадисперсного политетрафторэтилена (PTFE) обеспечивает улучшенные противозадирные и противоизносные качества.

ЦИАТИМ-221 отличается инертностью к полимерам и резине, а также обеспечивает температурный диапазон от -60С до +150С, выдерживая при этом кратковременный нагрев до 200С, благодаря чему годится для применения на большинстве «тихоходных» автомобилей вроде переднеприводных Лад, но есть несколько «но».

Во-первых, температура каплепадения ЦИАТИМ-221 согласно ГОСТ 6793-74 составляет около 200 градусов – то есть, во многих случаях при активном использовании тормозов она может расплавиться и вытечь, поэтому она вряд ли может заменить «фирменные» смазки иностранного производства, предписанные для применения на современных иномарках.

Во-вторых, ЦИАТИМ-221 весьма недешев и обычно встречается лишь в больших ёмкостях, в то время как для смазки направляющих достаточно буквально несколько граммов. Именно поэтому производители смазок обычно продают их в небольших пакетиках – но, как Вы уже поняли, при этом важно не перепутать противоскрипную смазку для узлов тормозной системы с «тем самым» продуктом для направляющих.

Далеко не всегда смазывание направляющих решает проблему стука – как правило, при выработке в отверстиях скоб суппортов во время езды детали все равно перемещаются, что приводит к возникновению посторонних звуков.

Смазать или заменить?

Для некоторых автомобилей можно приобрести ремкомплекты суппортов, куда входят пыльники, пальцы и крепеж. Правда, нередко направляющие изготовлены непонятно кем и из чего – то есть, из «сырого» металла, да и геометрические размеры не всегда выдержаны верно. Отдельные механики умудряются не менять пальцы, а, не мудрствуя лукаво, просто… расклепывают их молотком! После этого направляющие могут элементарно заклинить в суппорте…

778
Обратите внимание на качество пыльников, приобретённых вместе с пальцами. Да и к самим направляющим возникают вопросы.
Так выглядит палец после «ремонта» с помощью молотка.

Многие владельцы автомобилей сталкивались с тем, что суппорта начинали греметь еще в гарантийный период. Обращение к официальному дилеру зачастую заканчивалось заменой узлов в сборе, поскольку не все производители выпускают отдельные детали тормозных суппортов в качестве запасных частей. В то же время для российских ВАЗов и некоторых автомобилей иностранного производства и скобы, и «ладошки», и тормозные цилиндры можно приобрести по отдельности, причем заводского изготовления!

Словом, в каждом конкретном случае нужно «изучить вопрос» прежде, чем браться за тюбик со смазкой и гаечные ключи. Ведь единого метода решения проблемы стука тормозных суппортов нет – иногда достаточно лишь смазать пальцы, а бывают ситуации, когда проблему можно решить только путём замены деталей тормозной системы.

Как смазывать

Теперь, когда Вы знаете, чем правильно смазывать направляющие пальцы суппортов, осталось ответить на вопрос, как это делать. Как мы уже заметили, кроме смазки стоит запастись и ремкомплектом или хотя бы резиновыми пыльниками, поскольку эти детали нередко оказываются повреждёнными.

Сама смазка направляющих обычно затруднений не вызывает, и эту процедуру лучше всего выполнять при каждом вмешательстве в тормозную систему – например, при замене колодок или дисков.

Ну и, конечно, смазывать направляющие нужно, если возник тот самый громкий звук, с которого и начался разговор.

784
При попытке покачать суппорт деталь не должна заметно перемещаться или издавать металлический стук.

Смазку необходимо нанести на пальцы, убедившись, что после сборки суппортов они не потеряли подвижности. Некоторые механики щедро и густо смазывают «направляйки», пытаясь таким образом избавиться от стука, но в действительности для одного пальца достаточно всего 2-3 грамма смазки.

192

Отдельные ремонтники не ограничиваются лишь смазкой и идут дальше, дорабатывая пальцы доступными методами. К примеру, это может быть проточка пальцев с последующим нанесением какого-нибудь полимерного покрытия. Однако вряд ли такой способ может быть одобрен производителями тормозов или автомобиля, да и полиция отнюдь не приветствует любое вмешательство в тормозную систему. Ведь как себя поведёт кустарно доработанный палец, в реальности никто не знает…

Опрос
А вы давно смазывали направляющие суппортов?
Ваш голос
Всего голосов:

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
10 комментариев
12.09.2017 09:49
Олег Жданов

Олег, статья годная ? Давно надо было собрать всю инфу в одном месте.

ps: жду ликбез как читателям, так и авторам, что конкретно называется суппортом, а что есть скоба плавающая с тормозным цилиндром, ибо все исторически и безграмотно смешалось в доме Обол... тормозных механизмов.

7

12.09.2017 11:48
Павел Арсентьев

Огромное спасибо за агрегирование всех подходящих марок смазок!

Небольшое примечание по порядку смазки - оптимально не просто смазать направляющий палец, а заложить смазку в отверстие суппорта, заполнив его на четверть-треть. Тогда при установке пальцев на место смазка проталкивается на всю глубину отверстия, смазывая его и пальцы со всех сторон. Излишки смазки выдавятся под пыльник, откуда их можно убрать или "оставить на чёрный день" :-)

18

12.09.2017 17:21
ghibon@yandex.ru

МС-1600 вполне сойдет, и даже более того. И стоит 45 руб за такой же пакетик 5гр., что вполне хватает на 4 направляйки (2 колеса). Если закупаться по тому списку что выше - вообще только на машину работать придется, цена их как Си-чек у боинга. Медная смазка кстати действительно не для направляющих, но отлично подходит для поршней суппорта чтобы не киснули под пыльником.

5

15.09.2017 18:33
Евгений

Упомянутая и приведенная на фотографии смазка TRW стоит в районе 200 рублей за тюбик 25 (емнип) грамм, чего хватает машин на десять, наверное. Ну или, соответственно, на десять замен колодок на одной машине. Я бы не назвал это "только на машину работать" :)

13

13.09.2017 21:47
revit@yandex.ru

Не вводите людей в заблуждение!!! 08887-80609 у Тойоты это для направляющих колодок, упорных пластин. Антискрип НЕ в направляющие суппорта!

  • скобы куда куда вставляются торцы колодок
  • поверхность на против тормозного поршня
  • торцы колодок

Для направляющих есть 0888783010

6

14.09.2017 18:17
Евгений

Интересно, почему вообще ни слова не сказано про смазки ВМП-Авто?

4

15.09.2017 18:32
Евгений

1) Спасибо за подборку разных вариантов смазок для направляек. 2) Может, добавить про суппорта ATE, в которых суппорт ходит по направляйкам через резиновые втулки? И смазывать которые вообще не надо по мануалам (хотя и наличие смазки не портит жизнь особо)?

5

03.07.2018 13:38
EdwarDOS

Заметил ФАТАЛЬНУЮ ОШИБКУ! Суппорта производства АТЕ не предполагают смазку направляющих суппортов, только цилиндр! Они встречаются спереди на большинстве европейских авто и всех немцах, за остальных не знаю. Отличительная особенность, в направляющие не вкручивается болт, а они просто прикручиваются к суппорту шестигранником. Справедливости ради в статье нет фото с суппортами АТЕ, но многие по незнанию их смазывают, что приводит к подклиниванию и не равномерному износу колодок.

27

27.06.2020 14:27
Анатолий

С недавних пор начал использовать смазку для направляющих пальцев суппорта Bremsenführungsstiftefett от Ликви Моли. Наношу ее сразу после замены суппортов, держится она долго, можно сказать от замены до замены. А для внутренней стороны колодок беру синтетическую смазку Bremsen-Anti-Quietsch-Paste того же бренда.


25.07.2024 08:07
Crazy Driver

Почему то все пишут о стуках в тормозах, но мало кто говорит о заклинивании направляющих. Я давно уже пытаюсь устранить эту проблему у себя и по ходу выявил несколько проблем и нюансов в переборке тормозов. Причинами заклинивания и вибраций при торможении могут быть:

  1. Отсутствие смазки на направляющих;
  2. Не походящая смазка;
  3. Замятие направляющих пластин колодок (рекомендую менять их периодически, так как они постепенно изнашиваются, появляются следы выработки в виде ямок);
  4. Коробление тормозного диска в виду его перегрева;
  5. Неплотное прилегание торм диска в виду попадания грязи, ржавчины;
  6. Излишки смазки в направляющих втулках (лишняя смазка работает как гидравлическая жидкость и при нагреве стремиться вытолкнуть направляющую из втулки;
  7. Разрыв направляющих резинок на пальцах;
  8. Неравномерный износ колодок.

При переборке тормозов или просто замене колодок вдавить поршень в суппорт, для проверки его работоспособности, а так же для его смазки. Заменить направляющие колодок пластины, смазать на них рабочие поверхности. Смазать привалочные поверхности на колодках, вставить их в скобу и проверить свободное перемещение, при необходимости подшлифовать колодки.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings