Идея, предложенная Ромеро, обрела множество последователей в различных жанрах культуры. Режиссеры снимали о зомби фильмы, писатели посвящали им вымышленные вселенные, а музыканты даже писали песни. Однако наибольшего успеха здесь достиг даже не сам Ромеро, а его преданный поклонник Роберт Киркман, начавший писать свою зомби-драму «Ходячие мертвецы» в 2003 году. Вскоре эта серия графических новелл стала такой популярной, что телеканал АМС выделил немалый бюджет на ее экранизацию. Съемки одноименного сериала стартовали в 2010-м, и его сценарий тоже принадлежал перу Киркмана.
Подоплека
Та самая «Ночь…», с которой все началось
Там повсюду были эти существа. Они толпами стояли на обочинах дороги и глядели так… будто только что вышли из могил. Их было полно и возле закусочной, а на стоянке рядом находилось много машин и автобусов с выбитыми стеклами. И я подумал, что они, должно быть, прикончили в закусочной всех людей. Тогда я погнал свой грузовик прямо на них, и тут-то мне удалось их как следует рассмотреть: я впервые увидел их в свете своих фар, а затем… начал давить их своими колесами, стараясь сбить, уничтожить как можно больше этих грязных, мерзких уродов. И двое из них от удара отлетели по воздуху футов на пятьдесят. Но остальные продолжали стоять. Они не пытались бежать. Они даже не захотели убраться с дороги. А некоторые из них, наоборот, начали приближаться, как будто бы могли схватить меня. А мой грузовик все давил их и давил, как сборище клопов…
Бен из фильма «Ночь живых мертвецов»
Джордж Ромеро никогда особо не пытался объяснить, почему в его картинах мертвецы вдруг восстали из могил. Он просто накалял атмосферу безысходности на экране, и люди начинали воспринимать этот факт просто как данность. Поместив своих героев в эту безвыходную ситуацию лишь раз, маэстро и представить себе не мог, каких масштабов она со временем достигнет. Авторы многочисленных ремейков и продолжений все сделали за Ромеро сами: одни сошлись во мнении, что мертвецов оживляет какой-то грибок или вирус («28 дней спустя»), другие приписали его открытие американским военным («День мертвецов», 2008 г), третьи винили во всем дьявола («Репортаж»), а четвертые бросили во власть пандемии весь мир («Обитель зла»). Как бы то ни было, проблема распространения зомби достигла в мультикультуре эпохального размаха.
Со своей стороны, Роберт Киркман подошел к вопросу обстоятельно. Он, конечно, не стал раскладывать по полочкам, откуда что взялось, но сделал смелое предположение, будто бы все население земного шара является носителем зомби-вируса. Оный никак себя не проявляет, пока человек жив, но быстро активизируется, если тот вдруг погибнет. Укус ожившего мертвеца запускает цепную реакцию, которая не щадит никого. В таких вот условиях и предстоит функционировать персонажам садиста-Киркмана.
Но даже это для автора «The Walking Dead» не самоцель. Толпы голодных мертвецов вокруг – не более, чем постапокалиптический антураж. Главное – это взаимоотношения выживших людей друг с другом. В чем Киркман твердо уверен, так это в присутствии злого начала в каждом из людей. Цивилизованная жизнь сдерживает это зло законодательными нормами и правилами поведения. Но когда законы больше не действуют, а привычный ход вещей безнадежно разрушен, что станет со всеми нами? Продолжим ли мы отчаянно цепляться за принципы морали или отдадимся во власть инстинктов нашей темной стороны? Не зря девизом комиксов, а позже и сериала является фраза: «Сражайся с мертвыми. Бойся живых».
Графические The Walking Dead получили премию Айснера (2010 г), как лучшая продолжающаяся серия комиксов. Одноименный сериал был выдвинут в шести номинациях на премию «Сатурн», получив награду за «Лучший кабельный сериал»
Путешествие, в которое отправляет Киркман своих героев, а также их поклонников, увлекательное, но опасное и жестокое, а главное, не имеет подчеркнуто-назидательной окраски. Людям, выжившим во вселенной Ходячих мертвецов, приходится совершать разные поступки, и среди них нет очевидных добродетелей. С наступлением апокалипсиса меняются и правила. Теперь в приоритете лишь собственное выживание и выживание близких. Отсутствие поголовья положительных персонажей к началу шестого сезона сериала и 152 выпуску комикса это еще раз подтверждает. Призыв «Мир, братья!» больше не работает, а все, кто его использовал, давно уже погибли.
Зомби
Несмотря на столь натянутые отношения уцелевших людей на планете Земля, их первейшей угрозой все равно являются зомби. По статистике Роберта Киркмана, на каждого живого человека приходится 5 тысяч(!) ходячих мертвецов. И чтобы не пополнить ряды последних, выжившие пускаются на любые уловки, не переставая изучать своего врага.
Режиссер Фрэнк Дарабонт не только ангажировал лучших гримеров для своего проекта, но также нанял профессиональных «дрессировщиков» для актеров, изображавших зомби. Они не только прошли соответствующее обучение, но жили и питались отдельно от исполнителей главных ролей. Для контраста, видимо
Поэтому к созданию образов воскресших покойников Киркман и сотоварищи подошли очень щепетильно. Если существует какая-то извращенная логика в феномене живого трупа, то согласно ей, наибольшую опасность он представляет в первые дни своего «обращения». Крепкие мышцы, едва только тронутые разложением, помогают зомби развить неплохую скорость и даже позволяют взбираться на различные баррикады. По отвесной стене такая тварь не поползет, но с машины какого-нибудь бедолагу стянет быстро… Восставшие мертвецы Ромеро при этом сохраняли зачатки мыслительной активности, которой хватало на то, чтобы, к примеру, поднять с земли камень и разбить им фары грузовика. Зомби Киркмана на подобное не способны, иначе его человеческим персонажам пришлось бы в разы тяжелей.
Вопрос с «экранными» мертвецами обстоит схоже. Основой концепции «Ходячих» стал уже упомянутый фильм Джорджа Ромеро.
Картина «Ночь живых мертвецов» является для нас эталоном. Какой бы вопрос о зомби у нас ни возникал, мы обращались к ней за ответом. Например, с какой скоростью передвигаются зомби? Есть поклонники жанра, которые просто не выносят бегущих зомби. Я отношусь к этому же лагерю, но если вы посмотрите на зомби, который гоняется за Барбарой в «Ночи», то увидите, что он бежит довольно бодрой рысью. А значит, и наши зомби могут бегать точно так же, но ни в коем случае не быстрее!
режиссер проекта, Фрэнк Дарабонт
В остальном киношники старались опираться на законы физики. К примеру, зимой мертвецы становятся медленнее, а жара ускоряет разложение их плоти. Падение старого двухлетнего зомби даже с небольшой высоты может раскроить его, как орех. Но внешняя хилость «обращенных» вовсе не повод расслабиться для людей. Сбиваясь в стада, мертвецы представляют смертельную угрозу для всего живого, и даже прикованный к стене зомби способен убить.
Люди знают, что нанести «ходячему» урон крайне сложно – он не чувствует боли, поэтому совсем не реагирует на ранения. Единственное, что заставит его успокоиться навсегда – это проломленный череп. Такой удар требует силы, точности и времени на перегруппировку. На вылазках опытный собиратель из вселенной «Ходячих» знает, что если мертвецов вокруг собралось угрожающе много, стоит ретироваться и придти позже. Для этого люди имеют подходящую технику под рукой.
Главные борцы с апокалипсисом: Рик Граймс (Эндрю Линкольн) и Дерил Диксон (Норман Ридус)
Техника в мире зомби
Конечно же, автомобилей полно как в комиксе, так и в сериальной версии «Ходячих мертвецов». Порой их обилие обескураживает не только выживших персонажей, но и зрителей. Казалось бы, хватай любой и мчи, куда глаза глядят. Но не все так просто.
Действительно, в сериале мы наблюдаем, что брошенных автомобилей там более чем достаточно. Однако не стоит забывать, что основная их часть требует ремонта, а уцелевшего автомеханика мы встретили только раз, и тот погиб к концу первого сезона. К тому же бензин в апокалипсис – ресурс столь же ценный, как еда или медикаменты. Да и ситуация на дорогах, мягко говоря, не всегда подходящая для поездок: то стадо мертвецов, то засады мародеров…. Персонажи «Ходячих» помнят это и нередко передвигаются на своих двоих. А наличие автомобилей, сколько бы их ни было на экранной картинке, часто лишь играет роль постапокалиптической атрибутики.
И все же техникой герои этой вымышленной вселенной пользуются, да еще как! В подходящее время да в умелых руках она спасала их из множества передряг и смертельных ловушек. Всего можно выделить пять типов самоходных машин, полезных во время апокалипсиса. Актуальность марок в такой ситуации умерла, поэтому мы разделили их по функциональности.
Защитная функция: танк
Сперва многие думают, что именно танк является идеальным приобретением на случай конца света. Без сомнений, тяжелая техника обладает рядом преимуществ, но и минусов у нее тоже хватает.
Знакомство Рика с захваченной зомби Атлантой начинается в танке «Чифтен». Это вдвойне удивительно, ведь данная модель состояла на вооружении Соединенного королевства в 60-70 годах. Киношники, скорее всего, хотели выдать его за американский M-1 «Абрамс», который обычно «играет» другая модель, «Центурион». Однако, в нем отсутствует люк в днище, который был необходим для спасения Рика. Вероятно, поэтому супервайзеры проекта остановились на танке «Чифтен». Кстати, в комиксе этот эпизод отсутствует: потеряв лошадь, м-р Граймс тут же падает в спасительные объятия Гленна
Во-первых, она потребляет невероятное количество топлива. Поэтому содержать на довольствии такого монстра – задача трудновыполнимая и вряд ли себя оправдывает.
Во-вторых, танк очень громкий. Даже во время разворота он издает звуки, сравнимые с ревом дьявольской колесницы. А в мире, до краев наполненном тишиной, громкий звук распространяется так далеко, что и представить трудно. Одного вскрика достаточно, чтобы спровоцировать движение к нему всех зомби в радиусе 10 километров. Чтобы выбраться из такого «зомбоворота», даже на танке придется приложить максимум усилий.
В-третьих, сложность пилотирования. Вряд ли остаткам человеческой цивилизации так уж свезло на большое количество профессиональных танкистов. Как правило, 90% военных погибло в первые месяцы эпидемии, пытаясь ликвидировать заразу. Поэтому ездить, а тем более стрелять из танка смогут лишь считанные единицы. В комиксе единственным, кто владел танком, был Губернатор, изверг и псих, скармливающий людей «ходячим». Он-то и рассказал Рику, как его парни несколько месяцев бились, только чтобы «заставить эту хреновину тронуться с места». А пушкой никто из них пользоваться так и не научился…
Зато М-60 – танк очень даже американский. Он принадлежал группе Мартинеза, которому экипаж машины честно признался, что когда запахло «жареными зомби, солдаты рванули прочь из чертового города и мчались, пока "горючка" не кончилась». Губернатор использовал военных для штурма тюрьмы. Этот трюк ему удался, но праздновать победу узурпатору не пришлось – к цитадели сбрелось столько ходячих, что она тут же перестала считаться чей-либо собственностью…. Лучше бы на танке, как и раньше, белье сушили!
Фраза-символ:
– Может ты не заметил, но у меня вообще-то реальные проблемы!
– Видел бы ты свой танк отсюда, тебя вообще бы кондрашка хватила!
(диалог Рика и Гленна при первом знакомстве)
Спасательная функция: спецтранспорт и грузовик
Вот чего в сериальных кадрах много, так это различной спецтехники. Во вселенной «Ходячих мертвецов» она распространена так широко, что уступает лишь брошенным седанам, которые давно стали частью любого пейзажа. Военные грузовики, строительные самосвалы, «пожарные», «скорые» – все это в большом количестве встречается в городах, а по их расположению даже можно определить, как именно выглядела последняя линия обороны местного ополчения. Управлять подобным транспортом гораздо проще, нежели танком. Да и пользу из него тоже можно извлечь немалую.
Крепкий кузов, вместительный бензобак, огромная проходимость – все это делает грузовики вроде AM General M35A2(А3) и M923A2 Harsco идеальным средством передвижения во времена апокалипсиса. И надо сказать, они довольно часто мелькают в кадре! Фракция Губернатора из третьего сезона «отжала» такую машину у военных, а потом совершала на ней рейды в поисках припасов и «свежих» ходячих для «развлечений». А Абрахам Форд из четвертого сезона почти полстраны пропахал на трофейном Harsco со своей спасательной миссией. Словом, нужная вещь!
Абрахам Форд, пожалуй, единственный довольный человек в мире «Ходячих». Он много улыбается, потому что ему нравится происходящее вокруг! И свой грузовик он тоже любит.
Чем грешит такой армеец, так это внушаемым чувством ложного спокойствия. Сидит себе человек за рулем такого монстра, свысока на всех поглядывает, а когда видит впереди толпу мертвецов, даже скорости не сбавляет. А если наглухо забьет радиатор мертвой плотью, только руками разводит – отчего же это грузовик не едет. На этот крючок персонажи Киркмана попадались не раз. Не раз на нем же и оставались… в виде зомби.
Фраза-символ:
Одного из ходячих намотало на передний мост…. Хм, а я понять не мог: чего это грузовик все время тянуло влево!
Абрахам Форд, после замены колеса на M923A2 Harsco
Функция выживания: внедорожник
Пожалуй, самый очевидный из всех возможных вариантов. Не факт, что персонажу посчастливится разжиться грузовиком, но раздобыть какой-нибудь внедорожник или хотя бы паркетник он себе наверняка сможет. Подобные авто вместительны, нетребовательны и в состоянии проехать по различным поверхностям. Короче, идеальный вариант для вылазок за припасами!
Кроме сериальной символики, создатели Тucson The Walking Dead Special Edition сделали реверанс и в сторону графического оригинала. Каждый кроссовер ограниченной серии принадлежит к одному из четырех кланов, представленных в комиксе («Хиллтоп», «Королевство», «Спасители», «Выжившие»). Это можно узнать по специальным знакам снаружи и внутри автомобиля. Зато странный набор для выживания от Hyundai включает в себя скотч (?), спички в непромокаемом коробке, одноразовые перчатки, аптечку первой помощи, средства гигиены. При этом в фирменном рюкзаке нет никакого оружия, ни горячего, ни холодного. Хотя бы отвертку положили для веса...
Ландшафты постапокалиптических городов изобилуют машинами самых разных марок, а также продуктами и медицинскими препаратами определенных брендов, которые, постоянно рискуя, добывают персонажи сериала. Словом, море возможностей для скрытой и явной рекламы. В «Ходячих мертвецах» этим приемом производители открыто старались не злоупотреблять. Кроме, пожалуй, корейцев из Hyundai. Мало того, что к их паркетнику Tucson один из главных героев, Шейн Уолш, питал странную привязанность (а это прямым образом отразилось на экранном времени), так боссы компании еще и решили узаконить принадлежность своей продукции к The Walking Dead, выпустив тематическую модель.
Летом 2014 года новый кроссовер, стилизованный под зомби-тематику, поступил американским дилерам Hyundai ограниченным тиражом. Во всех Tucson установлен двигатель Theta II GDI мощностью в 182 л. с., шестиступенчатый «автомат» и полный привод (опционально). Паркетники покрашены в черный цвет с логотипом комикса/сериала на бортах. В салоне имеются специальные черные коврики, памятные таблички и подарочный рюкзак Zombie Survival Kit, в котором содержится все, что, по мнению разработчиков проекта, необходимо человеку для выживания. При запуске медиа-системы Tucson на сенсорном экране высвечивается заставка The Walking Dead. Словом, настоящий «изюм» для фанатов зомби.
А это знаменитый паркетник на выставке Comic Con 2014 в Сан Диего. Фанаты продемонстрировали гораздо лучший обвес, чем создатели сериала об апокалипсисе
Фраза-символ:
Черт, ты сводишь меня с ума!!! Знаешь что, Дейл? Когда мне понадобится патрубок радиатора, я дам тебе знать!
Шейн Уолш, после выяснения отношений
Комфортабельная функция: кемпер
К подобному транспорту персонажи любых историй питают теплые чувства – взять хотя бы нарколабораторию из Breaking Bad, оборудованную в похожем кемпере. В данном случае группе выживших повезло встретить попутчика в лице Дейла Хорвата – пенсионера и владельца уютного Winnebago Chieftain. Как признался позже старик, он купил этот фургон сразу после выхода на покой и не раз путешествовал по Штатам на пару с супругой.
Любимый кемпер Дэйла и команды. Он верой и правдой служил людям в качестве наблюдательного поста, пункта сбора и средством спасения. Покойся с миром, дружище!
Winnebago Chieftain – модель устаревшая (1973 г.в.) и грузная, зато ездит на бензине (который достать гораздо легче, чем дизель) и способна дать человеку то, чего он лишился – ощущение дома. Такой кемпер всегда оборудован элементарными удобствами. В нем можно отдохнуть, принять душ, приготовить завтрак и спокойно сходить в туалет, не боясь, что в любой момент из кустов выползет голодный мертвец. Даже обивка мебели в цветочек навевает героям приятные воспоминания. А тент, растянутый сбоку этого Winnebago, не раз превращался в полевую столовую, собирая вокруг себя выживших людей. Под ним они беседовали, строили планы на будущее и понемногу становились дружнее. Жаль, что эти времена для героев не продлились долго и сгорели вместе с беднягой Chieftain на ферме Хершела.
Фраза-символ:
Может, у меня нет качеств, чтобы продержаться долго, но ничего. По крайней мере, я могу сказать, что когда мир покатился к чертям, я не покатился вместе с ним!
Дейл Хорват, накануне гибели
Мобильная функция: чоппер
Если бы в сериале не было такого персонажа, как Дэрил Диксон, его стоило бы придумать. Крутой, немногословный, брутальный мужик с арбалетом наперевес, всегда при деле, готовый драться до последнего. В общем, идеальный герой для апокалипсиса. Но без мотоцикла его образ был бы неполным. И сценаристы вручили Дэрилу оный – да не абы какой, а марки Triumph в версии Bonneville Hardtail Fram Conversion 1976 года выпуска!
Чоппер Диксона легко мог разогнаться до 170 км/ч! Вместе с арбалетом The Horton Scout HD эта парочка составляла убийственное сочетание
Сперва Дэрил берег свою «железяку» и возил ее в пикапе. Однако когда группа выживших осела на ферме, решительно взялся за обкатку. Быстрый и легкий, этот мотоцикл идеально подходил для разведки. Выполнить любой маневр на нем было секундным делом. А ничем не ограниченный обзор давал Дэрилу преимущество во время погони. Или побега. К тому же, спрятать от посторонних глаз этого железного коня можно было в любых кустах, чего не скажешь о громоздком паркетнике или даже седане.
Но самое главное – Triumph вывез своего хозяина с горящей фермы, а также позволил спасти от голодных монстров его подругу Кэролл. Вместе они лихо промчались по объятым пламенем окрестностям, лавируя меж ходячими мертвецами с таким изяществом, словно мистер Диксон еще вчера сдавал инструктору «змейку»!
Фраза-символ:
Крутая у тебя железяка! Ее бы «подшаманить» – цены бы потом не было! Если хочешь, я могу. Когда-то чопперы были моей страстью…
Бывший заключенный Аксель, после освобождения
Эпилог
Бен протянул руку к тому, что осталось от занавески. Он осторожно приподнял ткань и выглянул наружу, но увидеть ничего не успел – в этот момент совсем рядом раздался сухой щелчок, и Бен отшатнулся от неожиданного удара. На его лбу, прямо между глаз, появилось маленькое отверстие….
Тело и голова Бена были брошены в костер вместе с другими останками. И руки в резиновых перчатках с усилием выдернули мясной крюк из его груди.
Затем куча мертвых тел и деревянного хлама была обильно полита керосином, и прикосновение факела заставило ярко вспыхнуть все это жуткое нагромождение.
Люди смотрели на пылающий жаром костер, наблюдая, как мясо с шипением морщится, обугливается и исчезает, обнажая белые кости, подобно тому, как морщится и исчезают буквы на чернеющей в пламени странице. Наконец, они отошли от огня и направились туда, где можно было освободиться от своих крюков и перчаток и вымыть руки в чистом спирте. Но невыносимое зловоние горящей плоти еще долго преследовало их…
Д. Ромеро, «Ночь живых мертвецов»
По сути, маэстро поставил точку в этой истории задолго до того, как началась вся эта зомби-истерия. Режиссер все сказал уже в первом своем фильме, концовка которого ясно гласит: как бы яростно ты ни боролся за жизнь, уцелеть тебе не удастся. Тебя либо сожрут мертвецы, либо прикончат свои. В новой версии мира зомби выглядят естественно, а вот люди похожи на пережиток эпохи. И полное вымирание человечества выглядит во вселенной «Ходячих» как вполне логичная закономерность.
Роберт Киркман это понимает – не зря же одна из его героинь, Лори Граймс, произносит странную фразу: «теперь это мир ходячих, а мы в нем просто живем». Правда, истина эта была почти тут же погребена под вихрем событий, и никто не придал ей значения.
Премьера сериала состоялась 31 октября 2010 года и прошла одновременно в 140 странах. Пилотный эпизод собрал у малых экранов 5,3 млн зрителей – самую многочисленную аудиторию в истории кабельного канала АМС. В настоящий момент снято уже шесть сезонов «Ходячих мертвецов», да и выпуск одноименного комикса идет полным ходом. Остановятся ли на этом продюсеры? Конечно нет. Ибо в нашем мире абсолютно все происходит по закону денег. Ведь даже страдания вымышленных героев отлично продаются.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Это и проблема сериалов, затянутость. Не знаешь когда будет конец. Но по мне, ни один из эпизодов даже близко не стоит с первым, он просто шикарен был. Остальные уже развивались с другой мыслью,а там, когда зомби в новинку, все не ясно...