Tank 300: сила в приводе

Еще десять лет назад полный привод на китайских машинах, за исключением разве что продукции крупных производителей, например, Great Wall Motor, был редкостью, а о техническом совершенстве говорить не приходилось. Сегодня расклад совсем иной. Более того, на российском рынке представлен Tank 300, предлагающий выбор из двух типов полного привода – Part-Time* и Torque-On-Demand**. Это тот редкий случай, когда можно разобраться в принципиальном отличии, особенностях работы и целесообразности выбора самых популярных систем полного привода на примере одной модели. 

На протяжении десятилетий полный привод на гражданских автомобилях оставался экзотикой. «Асфальтовых» моделей со всеми ведущими колесами просто не существовало. На внедорожниках того времени комфортно ездить мешала не схема работы трансмиссии, а конструкция автомобиля в целом. Переломный момент в истории настал в начале 1970-х с выходом современных внедорожников с постоянным полным приводом. А к концу десятилетия подоспела и советская Нива, ставшая, по сути, родоначальницей класса комфортабельных массовых внедорожников. Ну а дальше подтянулись немецкие модели, доказавшие всему миру, что все ведущие колеса не помешают и сугубо асфальтовым машинам, если концепция реализована правильно.

В XXI веке полный привод прочно обосновался во многих сегментах. С ним выпускают не только внедорожники и кроссоверы, но также премиальные легковушки, минивэны, легкие коммерческие автомобили. На разных моделях могут использоваться разные типы полного привода, но крайне редко на одной и той же машине можно встретить принципиально разные системы привода на все колеса. В этом плане TANK 300 – явление уникальное: модель представлена и в комплектации с жестко подключаемым полным приводом Part-Time, и в комплектации с интеллектуальным полным приводом Torque-On-Demand, в последнем случае к названию комплектации добавляется приставка City.

Part-Time

Part-Time в дословном переводе – «частичная занятость». И это отражает главную особенность такого типа привода: быстро ездить по твердой поверхности на всех ведущих нельзя, режим 4WD предназначен только для бездорожья и сложных дорожных и погодных условий. Это самая надежная полноприводная схема, в которой основной привод, как правило, задний, а передние колеса подключаются жестко. Ключевая особенность системы состоит в отсутствии межосевого дифференциала – узла, призванного передавать на приводимые через него колеса разный крутящий момент. Ведь одинаковый путь все колеса проходят только при движении по прямой, а в поворотах внешние колеса проделывают больший путь, чем внутренние.

Фото: Kolesa.ru

Межколесный дифференциал есть в любой машине вне зависимости от типа привода, а вот межосевого в схеме Part-Time нет. Это означает, что при включенном полном приводе колеса передней и задней осей всегда производят одинаковое количество оборотов. На прямой последствий от этого никаких, при движении по снегу, песку и грязи – тоже: покрытие без проблем позволяет проскальзывать колесам, проходящим меньшую дистанцию. Но при маневрах на асфальте с включенным полным приводом проявляются неприятные нюансы: машина стремится спрямить траекторию, поворачивает неохотно. Есть и другие побочные явления: посторонние шумы, сильный износ шин, повышенный расход топлива. Если говорить совсем просто, то по асфальту ездить не стоит, зато на тяжелом бездорожье настоящий «железный» парт-тайм – король. 

На многих моделях активировать полный привод возможно исключительно в статике. Tank 300 же позволяет перейти на все ведущие на скорости до 80 км/ч. Этой же скоростью лимитирован рекомендованный темп езды в полноприводном режиме. Если поехать быстрее, машина предупредит водителя о риске повреждения узлов трансмиссии. В этом плане Tank 300 максимально заботлив и не допустит неправильной эксплуатации. 

В Tank 300 с трансмиссией Part-Time предусмотрено три основных режима. 2Н – основной, заднеприводный, подходит для дорог с твердым покрытием. 4Н – полный привод для умеренного бездорожья и сложных дорожных условий. 4L – полный привод с понижающей передачей, применяется в самых сложных условиях, где пригодятся и блокировки переднего и заднего межколесных дифференциалов. Чтобы расширить потенциал машины предусмотрены и различные электронные настройки, комплексно адаптирующие системы автомобиля к конкретному типу дорожного покрытия: снегу, глине, каменистой, горной или неровной дороге. Ну и заключительный аккорд – экспертный пресет, в котором водителю позволено взять контроль в свои руки и практически полностью отказаться от помощи электроники, полагаясь только на понижающую передачу и блокировки.

Таким образом, Part-Time в исполнении Tank 300 – это классическая схема, дополненная электронными помощниками, которые добавляют уверенности и на скользкой дороге, и при движении на высоких скоростях.

Torque-On-Demand

Torque-On-Demand (в переводе – «крутящий момент по требованию») можно назвать вершиной полноприводной эволюции. Схема универсальная, удобная, но и технически более сложная. Такая система способна распределять тягу между колесами индивидуально, в соответствии с дорожной обстановкой. Блок управления анализирует информацию по разным параметрам: угол поворота руля, крен кузова, срабатывание тормозов, работа системы ABS и другое.

Из полученных сигналов компьютер складывает общую картину и решает, как распорядиться крутящим моментом. В результате полный привод благодаря постоянному перераспределению тяги и межосевой муфте с электронным управлением функционирует максимально эффективно. 

И вновь в случае с Tank 300 мы видим технически интересное развитие классической схемы Torque-On-Demand: на модель также ставят принудительные блокировки обоих межколесных дифференциалов, которые водитель может активировать по своему усмотрению.

Становится ли автомобиль с системой Torque-On-Demand в определенных условиях моноприводным, зависит от заложенных производителем настроек. В Tank 300 в обычных условиях, при равномерном движении по прямому асфальту, 97% крутящего момента распределяется на заднюю ось. То есть формально машина всегда остается полноприводной: пускай всего 3%, но спереди есть всегда. В случае пробуксовки пропорция может плавно меняться с 3:97 до 46:54. Как и в случае с трансмиссией Part-Time, есть возможность настроить систему под тип дорожного покрытия (снег, грязь, песок), еще больше увеличивая проходимость машины.

Кому что?

Part-Time адресован фанатам частых вылазок на бездорожье. Простой и «железный» полный привод в таких условиях максимально надежен. Перегреваться и ломаться в нём практически нечему. Torque-On-Demand – вариант для городских, «асфальтовых» жителей: не зря комплектации Tank 300 с ним получили приставку City. Электроника обеспечит максимальный комфорт и безопасность на асфальте вне зависимости от погодных условий, не спасует она и на пересеченной местности. 

Если заглянуть под капот или под днище Tank 300, сильной разницы в агрегатах и компоновке не заметить. Предельная проходимость у двух версий тоже одинаковая, благо у обеих предусмотрен понижающий ряд в трансмиссии с передаточным отношением 2,48:1, в базовую комплектацию входит блокировка заднего межколесного дифференциала, а за доплату ставят и переднюю.

Part-Time подойдет тем, кто часто выезжает на серьезное бездорожье: охотникам, рыбакам, любителям передвигаться по диким местам. Прочный, выносливый, с полным оффроудным арсеналом. При этом у машины на вооружении современные электронные системы, при поддержке которых езда по асфальту на разных скоростях и с различной степенью дорожного сцепления на заднем приводе беспроблемна. 

Torque-On-Demand – выбор городских жителей, ищущих уверенности в любых дорожных ситуациях и не отъезжающих слишком далеко от цивилизации. Но и такая машина не спасует в самых тяжелых условиях. Ведь это такой же внедорожник, лишенный всяких «но». Все это теория, но виртуальные выкладки и жизнь – вещи разные. Так что в ближайшее время мы сравним два типа полного привода Tank 300 в реальных полевых условиях.

*Парт-тайм

**Торк-он-диманд

Реклама. ООО «ХАВЕЙЛ МОТОР РУС». erid: 2Vfnxva4k5e

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
22.08.2024 11:17
Иннокентий Мамикон

Могу сказать, что это единственный китаец, который мне нравится по визуалу, не знаю какой он на практике. Ну ещё ORA от того же GWM. Кажется в этой конторе к дизайну подходят с душой, а не лепят похожие прилизанные тележки. Спасибо Эндрю Дайсону или кому там.


23.08.2024 11:47
dark--merlin@yandex.ru

На практике... отлично себя чувствует в городе, скучный на трассе, очень быстрый на гравии и грунтовке, а на ухабах скорость ограничена выдержкой экипажа, а не машиной.
И скучный, это не значит плохой, это значит, что гнать на нем не хочется - идеальный вариант ехать 110 на адаптивном круизе (даже на автомагистралях где 130 "можно", т.к. на 130 ассистенты дергаными становятся) с включенным удержанием в центре полосы. Динамики для его характера достаточная - спокойно обгоняешь фуры, не реже, чем все остальные... В общем, тот случай, когда вроде и хвалить особо не за что, но и "хотелось бы большего" тоже нет... Зато проехав 4 часа за рулем по разным дорогам честно думал, что провел за рулем всего часа 2 - в плане дальних поездок очень приятный автомобиль...
Из недостатков - эквилибристика при посадке (слишком высокий, чтобы залазить без подножки, но крыше сильно кланяться приходится - слишком низкая) и расход топлива несколько больше, чем у кроссоверов (11 литров против 8,5 у Кодиака 1,4 DSG с передним приводом на тех же дорогах и чуть-чуть более агрессивном стиле езды).
PS И учитывая, как их гоняют, к надежности вопросов у меня нет - стоковые спокойно проезжают 5000 км ралли-рейда включая скоростные спец-участки, очень выносливый автомобиль получился.


29.08.2024 07:24
Иван Сергеев

Какой дизайн с душой? Очередная сборная помойка-солянка. Фары от Bronco, кузов - результат инцеста Jeep и Land Rover; салон, к примеру, дефлекторы, с явным закосом на Мерседес. Сколько это ведро проездит, прежде чем развалится, известно одному Мао Дзедуну.


03.09.2024 20:24
Евгений Osipov

Очень поверхностная статья. Похожа на рекламную. В Tod приводе в целом много маркетинга, а тут его приумножают. Не раскрыто как именно технически реализован Tod, в чем его слабые стороны при езде по бездорожью, почему автомобиль с Tod это больше паркетник чем внедорожник. Было бы здорово больше рассказать какая именно муфта используется, ее плюсы/минусы и как она себя чувствует именно на Танк 300,а не это вот все.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings