В конце 1980-х, как только турецкая автомобильная промышленность набрала силы, на шасси большинства грузовиков местной сборки стартовало интенсивное создание собственной бронетехники. Всё начиналось с легких броневичков на базе легких английских вездеходов и импортных советских БТР-60, а к настоящему времени процесс вооружения страны вылился в огромную боеспособную армию самых совершенных колесных бронемашин, выполненных в многочисленных исполнениях по нормам НАТО и насыщенных современными агрегатами и передовым вооружением.
Как и военные автомобили, практически все они разработаны крупными иностранными компаниями, оснащены зарубежными видами оружия, лицензионными или покупными агрегатами. В начале XXI века появились сообщения о выпуске автобронетехники целиком и полностью турецкого происхождения. Хотя, учитывая отсутствие каких-либо технических подробностей, есть подозрения, что участие иностранных поставщиков просто стало менее афишируемым.
Сегодня базис сектора колесной бронетехники турецкого военно-промышленного комплекса составляют компании Otokar и BMC, к которым за последние годы подсоединились еще три сравнительно небольшие фирмы.
Otokar
Лидерство в группе колесных бронемашин долгое время удерживает бывшая автобусная компания Otobus Karoseri Sanayi (Otokar) из Стамбула. Свои первые легкие бронемашины она начала выпускать в 1991 году, когда их базой послужили лицензионные вездеходы Land Rover Defender, и теперь превратилась в головного турецкого изготовителя полноприводной колесной бронетехники для национальных вооруженных сил, армий союзников и войск ООН. При этом официальное название фирмы изменили на Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi.
Первой военной продукцией стал легкий 122-сильный броневичок APV в нескольких исполнениях, выполненный в стиле английских бронемашин Shorland, оснащенный высокими шестиместными корпусами с двумя боковыми дверями и возможностью установки на крыше пулемета на шкворневой опоре или в поворотной башне. Их используют для патрулирования, разведки, штабных целей, перевозки важных персон и санитарной службы. Этих простых машин собрано 2500 экземпляров, и до сих пор они остаются в фирменной программе.
Летом 1994-го началась сборка патрульно-разведывательного бронеавтомобиля Akrep на шасси Defender 110. Он снабжен сварным трехместным корпусом с пуленепробиваемыми стеклами, на крыше которого можно разместить один-два пулемета, гранатомет или малогабаритную башню с дистанционным управлением. Обе машины развивают скорость 125 км/ч и имеют запас хода до 1 000 км.
В 1998 году компания Otokar приступила к выпуску многоцелевой плавающей бронемашины Cobra, созданной на американском 190-сильном шасси HMMWV с автоматической коробкой передач, независимой подвеской и системой регулирования давления воздуха в шинах. Она снабжена сварным корпусом с противоминным бронированием для доставки шести десантников, на ее крыше размещаются башня с пулеметами, 25-мм пушка, гранатометы или противотанковая ракетная система. Все версии достигают скорости 110 км/ч и с места до 96 км/ч разгоняются за 13 секунд. В общей сложности их изготовили свыше 3 000 единиц, поступавших в 15 стран.
В 2013 году была представлена новая многоцелевая тактическая машина Cobra II модульной конструкции, не имеющая ничего общего с упрощенным предшественником Cobra. Ее создавали на базе опытного образца XM-1211, которым американская компания AM General пыталась заменить свой легендарный Хаммер.
Новая Кобра с противоминным бронированием способна выполнять функции бронеавтомобиля с разнообразными боевыми модулями на крыше или пятидверного бронетранспортера для доставки до 10 военнослужащих. На выбор покупателя ее предлагают с дизельными двигателями Cummins мощностью 281 или 360 л. с. В стандартный набор агрегатов входят автоматическая шестипозиционная коробка передач, все блокируемые дифференциалы, независимая пружинная подвеска, дисковые тормоза, ABS, система подкачки шин, видеокамеры, кондиционер и др. Кроме того, существует трехдверный вариант и плавающая версия с двумя гребными винтами. По последним данным, сейчас фирма выполняет заказ стоимостью 47,5 млн евро на поставку машин Cobra II в турецкую армию.
В 2014 году на Международном военном салоне Eurosatory впервые в Западной Европе появилась тактическая бронемашина с удивительным именем Ural. Отражает ли это мечты турецких стратегов о своих будущих завоеваниях? В личной беседе сотрудники фирмы Otokar говорят, что для них марка Ural – всего лишь дань памяти древним тюркским племенам огузов, потомки которых селились на Южном Урале и потом стали предками современных турок.
Что же касается самой машины, то это легкая модульная конструкция на немецком шасси Unimog с закрытым корпусом на 9–10 человек, 168-сильным дизелем, автоматической пятипозиционной трансмиссией, передней торсионной подвеской и поворотной башней с различным вооружением, развивающая 110 км/ч.
Следующий по ранжиру 10-местный колесный бронетранспортер Kaya с противоминной защитой днища MRAP создан на базе Unimog 5000 с более мощным 218-сильным двигателем и восьмиступенчатой коробкой передач Tiptronic с электропневматическим управлением. В процессе изготовления опытных образцов его оснащали двумя вариантами высоких несущих бронекорпусов с задней входной дверью, двумя продольными рядами с 10 индивидуальными сиденьями и легким вооружением на крыше. Вариантом боевой версии стал оригинальный транспортный автомобиль с передком от бронемашины и задней тентованной платформой для доставки 4,5 т грузов.
В 2013 году появилась модернизированная 300-сильная бронемашина Kaya II с американской трансмиссией Allison, новыми формами корпуса и усиленной обитаемой бронекапсулой с индивидуальными сиденьями для восьми солдат-десантников и автоматическим кондиционером. Машины серии Kaya достигают максимальной скорости 95 км/ч, с ходу форсируют водные преграды глубиной 1,2 м и имеют запас хода до 1 200 км.
Развитием серии Kaya стал более крупный бронетранспортер Kale на шасси Unimog с 10-местным корпусом-монококом с пуленепробиваемыми боковыми смотровыми окнами и бронированием MRAP, башней для легкого вооружения и независимой пружинной подвеской всех колес. Его основными агрегатами являются американские двигатель Cummins мощностью 296 л. с. и шестипозиционная трансмиссия Allison.
Гордостью турецкого военно-промышленного комплекса считается собственный проект унифицированного семейства Arma, который официально с 2007 года разрабатывала компания Otokar. Так ли это? Современные турецкие источники тактично «забывают», что за четыре года до того фирма начала осваивать выпуск 400-сильной четырехосной бронемашины Yavuz. Ее макет под маркой Terrex AV81 в 2001-м собрала сингапурская проектно-конструкторская группа Singapore Technologies Kinetics Ltd., а изначально эту машину проектировала ирландская компания Timoney.
Так или иначе, теперь Турция располагает наиболее совершенными и хорошо вооруженными трех- и четырехосными авиатранспортабельными плавающими боевыми машинами Arma с корпусами вместимостью до 12 человек. Они оснащены шестицилиндровым дизелем мощностью 450 л. с., автоматической шести- или семипозиционной трансмиссией, независимой регулируемой гидропневматической подвеской или обычной пружинной и предлагаются в нескольких версиях для несения вооружения и перевозки военнослужащих. Их максимальная скорость на шоссе — 105 км/ч, на плаву — 8 км/ч.
В обширной программе компании Otokar имеется также танк Altay, созданный в кооперации с южнокорейской военно-промышленной группой Hyundai Rotem, но его говорящее название формально не имеет ничего общего с нашим Алтаем: это имя турецкого генерала, воевавшего в начале ХХ века.
ВМС
К созданию колесной бронетехники автомобильная группа BMC пришла совсем недавно. Интересно, что в 1990-е годы она начинала с модернизации 300 советских бронетранспортеров БТР-60 для турецкой армии. Сейчас в ее программу входят три собственные двухосные многоцелевые бронемашины с защищенными корпусами, бронестеклами, системами противоминного бронирования MRAP, лицензионными дизелями Cummins, автоматическими трансмиссиями, простыми рессорными подвесками и корпусами для доставки десанта и монтажа вооружения.
Первая модель ВМС 250-10Z Vuran оснащена четырехдверным корпусом вместимостью семь–девять человек, двигателем в 245 л. с. и планетарными бортовыми редукторами с блокируемыми дифференциалами.
Более солидная бронемашина ВМС 350-16Z, известная под маркой Kirpi, снабжена усиленной противоминной защитой, 350-сильным дизелем и приподнятым над поверхностью земли объемным корпусом-капсулой с продольным расположением индивидуальных сидений для 9–10 человек. На ее основе в 2012 году был создан опытный трехосный образец.
Летом 2016 года фирма ВМС объявила о пополнении своей программы третьей двухосной многоцелевой бронемашиной Amazon с лицензионными силовыми агрегатами мощностью от 245 до 360 л. с.
Кроме представленных выше компаний изготовлением колесной бронетехники занимаются также пока малоизвестные за границами Турции фирмы Nurol, Katmerciler и FNSS. Обо всех этих бронемашинах читайте чуть позже на портале нашего онлайн-журнала.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться