Вопрос о том, где все это получить, конечно, спорный. В любом случае добрая половина жителей России даже по родным дорогам передвигается исключительно на колесах. Потому, отправляясь на новое место, многие задаются вопросом: как же законно перевезти с собой и авто? Предлагаем вниманию читателей данные по этой теме от дипломатов и истории тех, кто пережил и решил этот вопрос на собственной шкуре.
Заранее оговоримся, что мы обратились за информацией в посольства самых востребованных стран, которые чаще всего выбирают решившиеся уехать россияне, — США, Германии, Израиля, Австралии и Финляндии. Однако из всех, к кому мы обратились, действительно полноценный ответ удалось получить только от американского представительства. На фоне последних геополитических событий это даже забавно.
Вот, например, в посольстве Германии нам по истечении недельного ожидания ответили, что это слишком "специфический вопрос" и посоветовали самостоятельно обратиться в немецкую федеральную службу. В посольствах остальных стран мы не удостоились даже такого ответа. И потому как процесс добывания этих очень уж официальных данных и так затянулся, мы решили более не томить читателей в ожидании полезной информации, а обратились к опыту уже переехавших автомобилистов. Но обо всем по порядку. Начать стоит все-таки с того, как правильно вывезти автомобиль.
Вывоз авто из России
Как оказалось, просто вывезти машину за пределы страны, как большой чемодан, нельзя. Чтобы потом не разбираться с бюрократической машиной и не нажить себе проблем, лучше все сделать по правилам.
В пресс-службе Федеральной таможенной службы нам объяснили, что надо сначала снять его с регистрационного учета, а потом на таможне предъявить соответствующие бумаги и сообщить о намерениях больше не возвращаться. Правда, если автомобиль не простой, то и так просто от таможенников отделаться не получится. Например, если машина редкая или просто "в возрасте", то есть представляет какую-то культурную ценность, сотрудник таможни может и не пропустить автомобиль.
"Если автомобиль представляет культурную ценность и это подтверждено бумагами, то на его вывоз должно быть разрешение. Иначе вывозить нельзя, за это предусмотрена уголовная ответственность. Культурной ценностью автомобиль может признать только Министерство культуры РФ. Но может случиться и так, что вы решили вывезти какую-то редкую машину, например Mercedes 1930 года, а документов на него никаких нет. Тогда сотрудник таможни может задержать авто и отправить его на проверку, чтобы минкульт определил, представляет ли оно какую-то ценность и можно ли его вывозить", — сообщили в пресс-службе ФТС.
Самое интересное, как отметили в ведомстве, что на практике так мало кто заморачивается. Обычно эмигранты идут двумя путями — либо продают машину, либо, уже приехав на новое место, оформляют сначала временный ввоз, а потом заново делают на машину местные документы, якобы "потеряв" прежние.
Ввоз авто в США
В посольстве Америки отметили, что люди довольно часто переезжают в страну, перевозя с собой и машину. Однако не любым автомобилем там разрешено пользоваться, если владелец собирается кататься на нем долго. В этом случае авто должно отвечать требованиям безопасности и экологическим стандартам в соответствии с законами США. Если ТС им не соответствует, а вы ни за какие коврижки не желаете с ним расставаться, то придется довести его, так сказать, до американского ума.
Вот, например, что говорится на официальном сайте американской таможни:
"Транспортные средства, произведенные за рубежом, должны соответствовать требованиям США к безопасности, а именно нормам выбросов. В обратном случае автомобиль должен быть приведен в соответствие с этими требованиями."
За подробным описанием к требованиям по выбросам для импортных автомобилей придется обратиться непосредственно в службы США. Однако практически наверняка можно сказать, что автомобили стандарта "Евро-4" не пройдут по требованиям.
Если же вы приехали на своей "лошадке", но в ближайшее время собираетесь ее продать или отправить обратно на родину, то для вас и вашей машины никаких ограничений нет, но только в течение года. По истечении этого срока машину придется все-таки вывезти. Это удобно для тех, кто приехал за океан на учебу или по работе. Ну а если автомобилю 25 лет и больше, то не существует никаких дополнительных требований к безопасности и экологическим стандартам.
Как правило, классические или старинные автомобили освобождаются от требований агентства по охране окружающей среды (EPA) и Министерства транспорта (DOT) загрязнения окружающей среды и требованиям безопасности. Если транспортное средство старше 21 года, не существует никаких требований соблюдения EPA при ввозе. Автомобиль старше 25 лет может быть на законных основаниях импортирован в США без учета федеральных стандартов безопасности механических транспортных средств (FMVSS).
Помимо этого, известно, что автомобили неамериканского производства облагаются следующими таможенными пошлинами: легковые автомобили — 2,5 %, грузовики — 25 %, мотоциклы — бесплатно либо 2,4 %. Классические или антикварные автомобили облагаются пошлиной в 2,5%. Все ставки основываются на цене автомобиля на момент импорта.
Из личного американского опыта
Прошерстив форумы будущих и уже состоявшихся американцев, мы пришли к выводу, что опытные эмигранты сразу советуют новоявленным сначала продать свой автомобиль на родине и потом спокойно купить аналогичный в Америке. На такие вопросы обычно дают следующие ответы:
"В Штатах нельзя ездить на машинах марок, не прошедших сертификацию на безопасность (местную, американскую, по американским стандартам). Ни одна из российских марок такой сертификации не имеет, потому их тут нет и быть не может. Даже если привезти, вам ее не зарегистрируют и номеров не дадут. По той же причине тут нет машин французских марок и очень мало — итальянских. Тест на сертификацию включает крэш-тесты и стоит несколько миллионов долларов, его делают только для массово импортируемых моделей."
"Переоборудовать машину под американские стандарты будет стоить дороже, чем перевезти."
"Если не успеваете продать по справедливой цене, продайте по несправедливой. Здесь купите лучше, не будет лишней мороки с перевозкой. Да и деньги нужнее. Для начала возьмите долларов за 1 000 — 1 500 просто для поездок, а потом выберете по сердцу."
Ввоз авто в Германию
В этой стране ввоз машины совсем не облагается налогами для тех, кто собирается окончательно обосноваться в немецких землях. Просто немцы считают автомобиль одной из личных вещей, жизненно необходимых при переезде. Правда, для того, чтобы транспортное средство признали собственностью, а также для того, чтобы переезжающего в Германию признали подпадающим под это исключение, нужно выполнить ряд условий.
"Автомобиль должен находиться в собственности переезжающего в Германию минимум 6 месяцев на момент переезда. Также нужно доказать, что ввозимое транспортное средство является личной собственностью, а также, что речь идет именно о переезде в Германию. Нужно также доказать, что новое место жительства будет именно в Германии и что речь идет именно о новом месте проживания, а не о возвращении обратно после недолгой отлучки", — говорит редактор сайта tupa-germania.ru.
Имейте в виду, что если вы не являетесь владельцем машины, то, скорее всего, налог все-таки придется заплатить. Исключений нет, даже если она принадлежат ближайшим родственникам. Очень важно обратить внимание на правильность перевода документов. Бывает, что в документах на въезд вас обозначили как Yuri Iwanow, а в документах на машину значится Jury Ivanov. Такая мелочь вполне дает повод немецким таможенникам взять с вас пошлину.
Кроме того, здесь, как и в Америке, не трогают тех автомобилистов, кто приехал в страну на машине на год и меньше. Но потом точно так же придется либо отправить авто обратно, либо продать, либо все-таки регистрировать по всем немецким правилам. Так что если с машиной вы все-таки расставаться не планируете, лучше оформить все сразу. Потому что доказать, что машина является вашей собственностью и вы переезжаете сюда насовсем проще сразу, чем говорить об этом по истечении даже нескольких месяцев.
Конечно, с одной стороны, вы целый год можете кататься по германским дорогам с просто переведенными на немецкий российскими документами. Но если за этот год вы успеете вляпаться в аварию, то проблем потом не оберетесь. К тому же через полгода после переезда вам все равно придется получать немецкие права — с российскими кататься уже будет нельзя. Так не проще ли оформить все сразу?
"Еще один важный момент: после переезда машина должна минимум год оставаться во владении переезжающего. Только потом ее можно будет продать или передать другому владельцу. Иначе пошлину заставят заплатить задним числом", — пишет редактор сайта tupa-germania.ru.
Кроме того, здесь, как и в Америке, действуют свои нормы на экологическую безопасность, которым ввозимая машина должна соответствовать. Иначе для личного пользования вам просто не позволят ее провезти.
Из личного немецкого опыта
Интересно, что не все эмигранты попадают под аксиому "обычно продают и на месте покупают другую". Например, Михаил из Самары, который перебрался в немецкий город Ульм уже лет 10 назад, рассказал нам, что даже не думал создавать себе проблемы и просто продал свою "шестерку".
"Само собой, я продал автомобиль перед тем, как переехать, потому что перевозить ТС слишком дорого и муторно. Вообще не знаю таких, кто бы так заморачивался. Да и вообще, здесь достаточно просто купить подержанную, но приличную машину. К тому же не все российские машины могут здесь ездить, они просто не проходят по экологическим нормам", — делится опытом Михаил.
Однако обширное обсуждение, которое развернулось на сайте tupa-germania.ru под информацией о том, как все-таки машину перевозить, говорит о том, что вопрос имеет место быть и не в единичном порядке. Вот, например, Natasha Xrisanfova буквально в январе этого года рассказала там, что они с мужем надолго перебираются в Германию:
"Муж тут учился и теперь работает, то есть блю-карт и трудовой договор у него. Я соответственно переезжаю как жена — восстановление семьи. Машина в России зарегистрирована на меня, получается, что наше авто попадает под такой free-переезд".
Однако тут есть небольшая загвоздка с тем, какой именно автомобиль вы собираетесь перевозить и примет ли его немецкая сторона по техническим, а не юридическим вопросам. Пользователь сайта Дмитрий поделился аналогичной проблемой в середине декабря прошлого года:
"У меня Opel российской сборки. Информация крайне противоречивая. Кто-то говорит, что год можно ездить на российских номерах, кто-то — 6 месяцев в году. Кто-то пишет, что ТО не пройти с "Евро-4" и нужно "Евро-5", другой говорит, что прошел с "Евро-4", но непонятно, сколько лет назад. Где-то я вычитал, что есть исключение из правила обязательного регистрирования авто в течение года, что для студентов и трудящихся по ВМЖ регистрировать авто не надо на весь срок ВМЖ". То есть существует большой риск привезти автомобиль и упереться в бюракратическую стену.
Чуть позже там же в комментариях Дмитрий сообщил, что свой российский Opel он-таки продал. Потому как даже с ростом евро перевоз автомобиля в Германию оказался невыгодным — около 2 000 евро, да еще и время-нервы.
В итоге можно субъективно предположить, что решают сначала продать авто в основном те, кто переезжают в Германию сразу на ПМЖ, а не сначала на работу-учебу. Последние все-таки "заморачиваются" и оформляют все как положено.
Ввоз авто в Израиль
Так как официальной информации от посольства мы не добились, пришлось обратиться к официальной информации на сайте Министерства транспорта и безопасности дорожного движения Израиля. Если опустить и так понятные мелочи, можно выделить несколько основных моментов, касающихся перевозки машины для репатриантов:
1. Необходимо сразу иметь израильские права.
2. Автомобиль должен быть не старше двух лет. Не стоит везти машину, которой на момент ввоза уже "исполнилось" 22 месяца, скорее всего, ее не пропустят. Для репатриантов допустим ввоз автомобиля не старше 4 лет. Если это коллекционный автомобиль, ему должно быть более 30 лет с момента выпуска.
3. Машина должна быть оборудована системой ESP (электронная система динамической стабилизации автомобиля).
4. Ввозимый автомобиль не должен быть переделан. Это относится к его габаритам, общему весу, размеру шин, а также модели, объему и мощности двигателя. Необходимо также, чтобы в стране имелись сервисные пункты по обслуживанию именно вашей модели машины. То есть если автомобиль не выпускается в стране, то его и ввозить нельзя.
Что касается пошлин на ввоз личного авто, то здесь мы обратились к опыту уже переехавших и их информация весьма расходится. По одному из мнений, репатрианты при растаможке могут рассчитывать только на скидку, да и то небольшую.
"Репатриант платит порядка 75%-80% налога вместо обычных 108%+НДС. И вам для этого нужны израильские водительские права. То есть провернуть все это можно уже после репатриации и подтверждения водительских прав в Израиле. Вкратце скажу так: в Израиль стоит привозить очень дорогие машины или какие-то особенные. Так, чтобы стоимость автомобиля с налогами не превышала стоимость в Израиле", — говорит Денис в обсуждении по теме в "ВКонтакте".
Еще один пользователь Владимир рассказал там же, что если машина "специфическая", то заранее должна быть определена организация, которая возьмется за ее сервисное обслуживание. При этом раритетные машины также облагаются налогом.
По другой версии, которую нам озвучил израильтянин "со стажем" Игорь, репатрианты имеют право на беспошлинный ввоз одного автомобиля из расчета на одну семью: "Новые репатрианты, которые имели права в стране исхода, имеют право на беспошлинный ввоз автомобиля (нового или подержанного) из-за границы в расчете один автомобиль на семью. Но при этом они лишаются льгот на покупку нового автомобиля в Израиле".
На одном из форумов по этому вопросу пользователь под ником Sunn отметил, что уточнить, возможен ли ввоз конкретной машины, нужно непосредственно в Министерстве транспорта.
"Здесь свои уставы. Например, поворотники должны быть желтые, а не красные и должны дублироваться на крыльях, а не бамперах, и т.д. Все это можно узнать по телефону в Тель-Авиве", — пишет Sunn.
Из личного израильского опыта
Личные истории о решении вопроса по перевозу машины в Эрец Исроэль сводятся к тому, что, подсчитав расходы, люди продавали даже самые любимые машины.
"Я недавно перебрался и тоже думал, что повезу автомобиль. Однако это очень сложно! Нужно, чтобы такой же автомобиль продавался в Израиле, иначе провезти в Израиль автомобиль нельзя. Потому что он должен обслуживаться в Израиле. Иначе говоря, если не так, то разрешают провозить только в коллекционных целях. Автомобиль моей марки можно было ввозить, но я посчитал расходы. Выяснил, что без посредников ввозить его можно только морем, через порты в Одессе и Новороссийске. Что там сейчас и как, представляется очень сомнительным. Сейчас, после двух лет жизни в Израиле, я уверен, что стараться ввезти за собой свой автомобиль не имеет никакого смысла. Если он не коллекционный. Лучше продать на месте свой, а здесь купить другой. Подержанных машин полно, они в прекрасном состоянии. Я, например, купил машину, переоборудованную под газ, и уже сто раз окупил из-за дешевизны газа. И в России эту марку официально не продают", — рассказывает свою историю Александр в "ВКонтакте".
Что в итоге?
Информации и правил, конечно, море, и в каждой стране они свои. Но вывод напрашивается сам собой. Если вы ищете вариант попроще и не хотите разбираться, кому и что положено, то самый лучший выход — продать свой автомобиль на родине и купить аналогичный на новом месте. Тут не нужно быть математиком, чтобы понять, что таким образом вы сэкономите если не на таможенных сборах, то как минимум на транспортировке. Но, конечно, если автомобиль настолько любимый или безумно редкий, что вы готовы потратить на его перевозку дополнительные деньги (или у вас вдруг есть запасные нервы), то вперед, в бюрократические дебри, а нам остается только пожелать удачи и терпения.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Друзья производят 2-3-х местные самолетики. Раз им поступил заказ из Испании на два самолета. Сделали, а отправить никак не получается (дело было еще в середине 90-х). Пришлось к Москвичу-412 цеплять прицеп и везти самим. Так вот, буквально по всей Европе, на каждом светофоре к ним подбигали уехавшие русские и просили продать или обменять Москвич... Ностальгия у людей... Это в качестве контр-аргумента на выводы автора.
Друзья производят 2-3-х местные самолетики. Раз им поступил заказ из Испании на два самолета. Сделали, а отправить никак не получается (дело было еще в середине 90-х). Пришлось к Москвичу-412 цеплять прицеп и везти самим. Так вот, буквально по всей Европе, на каждом светофоре к ним подбигали уехавшие русские и просили продать или обменять Москвич... Ностальгия у людей... Это в качестве контр-аргумента на выводы автора.
На самолете можно.
А можно на автовозе. Я переезжала из Парижа в Ковров, на родину. Вещи и машину я отправляла с нижегородской компанией. Машину привезли на автовозе. Быстро, аккуратно и недорого.