Сразу оговоримся, что Kolesa.ru — издание вне политики, и нас в этой теме интересуют автомобили и ничего кроме них.
Мы уже подробно писали о российской технике: старой и новой, об иномарках в российской армии, а также о боевых машинах украинской Нацгвардии.
Теперь настало время познакомиться с военной техникой стран Евросоюза.
Поскольку производство военных машин поставлено в ЕС на широкую ногу, то в первой публикации сосредоточимся исключительно на грузовиках.
Франция: Renault Sherpa
Построен этот автомобиль, как нетрудно догадаться, на базе карьерного грузовика Renault Kerax образца 1997 года. Линейка грузовиков Sherpa (не стоит путать их с легковыми внедорожниками Sherpa, о которых речь пойдет отдельно) дебютировала в 2004 году.
Renault SHERPA -5, фото:wikipedia.org
Renault SHERPA-5, фото:wikipedia.org
Renault SHERPA -5, фото:wikipedia.org
Германия: Mercedes-Benz Zetros
Эта машина стала хитом парижской оборонной выставки Eurosatory в 2008 году. Немцы обращают внимание, что, как и всякий "Мерседес", военный грузовик сделан с большим вниманием к комфорту водителя. Кабина, в частности, максимально унифицирована с флагманом Actros прошлого поколения. Полноприводная трансмиссия позаимствована у строительной модели Arocs, а 7.2-литровый дизель мощностью 326 л.с. — у грузовика Unimog. Что характерно, мотор тоже может быть настроен под нормы "Евро-3" или "Евро-5". Внушительный клиренс (381 мм под задней осью и 428 мм под передней) позволяет штурмовать брод до 1,2 метра.Mercedes-Benz Zetros 1833, фото:wikipedia.org
Mercedes-Benz Zetros 2733, фото:wikipedia.org
Италия: Iveco-Astra
С названиями у этих военных грузовиков все сложно. Их, как и линейку родственных им карьерных грузовиков Trakker, делает не сама компания Iveco, а их "коллега" по концерну Fiat завод Astra в Пьяченце. В итальянской армии машины служат под "исконным" названием Astra с собственной системой индексов, а на экспорт идут уже под брендом Iveco. Вариантов исполнения три, и между собой они унифицированы на 66%. Базовая версия 4х4 Iveco M170 имеет турбодизель Cursor-8 с отдачей 310 л.с. и 5-ступенчатый "автомат" с опциональной 16-ступенчатой "механикой". Он, равно как и шестиколесный M270, рассчитан на перевозку самолетами. Вариант 6х6 комплектуется уже более мощным мотором Cursor-13 о 450 силах.IVECO M170, фото:wikipedia.org
Чехия: Tatra T815
"Татры" 815-й серии производят уже с 2004 года. Как не трудно догадаться, в списке модификаций имеются двух-, трех- и четырехосный варианты. Но техническая "начинка" достойна отдельного упоминания. Во-первых, в"базе" у него дизельная наддувная V8 с механическим впрыском и воздушным охлаждением собственной чешской разработки. Такие моторы — визитная карточка компании на протяжении последних 90 лет. Во-вторых, у него уникальная независимая подвеска, которая позволяет "Татре" показывать выдающиеся способности вне дорог даже на фоне других армейских грузовиков. По желанию клиента, правда, татровский дизель можно заменить мотором от Cummins или Caterpillar, хотя и "воздушник" может обеспечивать соответствие стандартам от "Евро-2" до "Евро-5". Летом 2014 года чехи на уже упомянутой здесь ежегодной выставке Eurosatory представили бронированную версию 4х4. Кабину для машины, защищенную по 3-му международному классу, делала израильская компания Plasan. Броня дает защиту как от стрелкового оружия, так и от мин.Tatra T815, фото:wikipedia.org
Финляндия: Sisu E13TP
Да-да, даже у маленькой Финляндии с населением вдвое меньше московского есть свой неплохо развитый военпром. Что интересно, Sisu остается в собственности финских инвесторов и не входит ни в один крупный концерн, хотя давно уже мог оказаться под властью, например Volvo Trucks. Более того, летом 2014 года финны купили своего конкурента — сербского производителя грузовиков FAP. Что касается модели E13TP, то она была представлена на Eurosatory в 2005 году и производится с 2008-го. На первый взгляд, в финском грузовике ничего необычного. Двигатель — 400-сильный Caterpillar, коробка — "автомат" Allison с "раздаткой" Steyr. Характеристики также типичны для любого европейского военного грузовика: преодоление уклона в 60% и брода в 1,2 метра. Мосты традиционно финны делают сами, как бронированные по 3-му классу кабины. Любопытно, что в модельном ряду, помимо модификаций 6х6 и 8х8, есть версия E15TP с десятью (!) ведущими колесами. Что ж, в Суоми, как мы знаем, знают толк в войне в условиях бездорожья. Помимо собственно финской армии военные Sisu закупают также эстонские и литовские военные. Готовится и совместное производство с китайским JAC — правда, не военных, а гражданских версий.Sisu E13TP, фото:wikipedia.org
В заключение
Как видите, война уже перестала быть "двигателем прогресса", как это было в 20-м веке. Большинство военных автомобилей сделано на базе гражданских или производятся с ними параллельно. Это, конечно, положительное явление. Также хочется надеяться, что увидеть эти грузовики нам с вами удастся только в музеях армейской техники на экскурсии во время поездки в Европу.Sisu E13TP, фото:wikipedia.org
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Покажите мне танк проходящий 60 проц. уклона----тогда поверю в самосвалы на службе милитаристов
Немцы недосягаемы....
Надо для контраста наш ЗИЛ :)
Так то уралы и татарины по любому лучше. И уделают по многим параметрам.
Татар 4х4 хороша! Но наш Урал куда как лучше!