Водительские права и ПДД 1915 года: в чем отличия за 100 лет?

Так сложилось, что к нам в руки попал любопытнейший документ – "Билет на право управления извозными автомобилями в городе Санкт-Петербурге". Более того, билет оказался выдан 26 мая 1915 года, то есть почти ровно сто лет назад. Естественно, мы не могли оставить его без должного внимания, изучили его вдоль и поперек и выяснили, что же изменилось за этот век, какие из требований более строги, а какие безвозвратно устарели.

ПДД столетней выдержки

Кстати говоря, пунктов и правил, которые можно было бы назвать абсолютно неактуальными и устаревшими в документе образца 1915 года, по сути, нет, они лишь обновились с учетом развитого автопарка, возросших скоростей движения и новых технических достижений. А при ближайшем рассмотрении можно заметить, что уже тогда был и запрет на "слепящий ксенон", в своей зачаточной форме, и запрет на громкие или неисправные глушители, столь любимые ныне "стритрейсерами"… Но не будем забегать вперед.

стр 1.jpg
стр 2_3.jpg


стр 4_5.jpg
стр 6_7.jpg


стр 8_9.jpg
стр 10_11.jpg


стр 12_13.jpg
стр 14_15.jpg


Мы посчитали, что лучшей формой для сравнения будет простая и понятная таблица, в которой можно наглядно отметить сходства и выделить различия. К тому же "Билет" содержит не только правила безопасной эксплуатации, но и правила сдачи квалификационных испытаний для его получения, так что у нас будет возможность увидеть "экзамен в ГАИ" столетней давности. В таблице слева будут даны оригинальные пункты документа начала ХХ века, а справа – комментарии и сравнение с современными нормативами. При цитировании исходников мы будем сохранять исходную орфографию и пунктуацию, убрав лишь неудобоваримые "ер" и "ять". Итак, начнем наш экскурс в прошлое…

Отдельно отметим, что 100 лет назад Правила были региональными и в Петербурге могли отличаться от, скажем, московских или екатеринбургских. Сейчас такого вольнодумства нет – ПДД федеральные и неизменные.


1915 год 2015 год
"Обязательное постановление о порядке езды по городу Санкт-Петербургу на автомобилях" Выкладки из современных ПДД и "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"
1. Езда в пределах города Санкт-Петербурга на автомобилях и перевозка на них тяжестей допускаются только по получении разрешения от Санкт-Петербургской городской Управы. Сейчас нам отдельного разрешения от "Управы" не требуется, так как нынешние дороги, в отличие от прежних, стали по умолчанию автомобильными, а улицы, где движение ограничено или запрещено, обозначаются дорожными знаками.
2. Езда на автомобилях допускается:
1) Для собственной надобности и для легкового пассажирскаго извозо-автомобильнаго промысла, — по всем улицам.
2) Для перевозки тяжестей и автомобилей омнибусов, — по путям, утвержденным в каждом отдельном случае городской Управой.
Ну чем не современные ПДД, где движение грузовых автомобилей регулируется особыми дорожными знаками, а для общественного транспорта вообще есть специальные выделенные полосы.
3. Каждый автомобиль должен быть снабжен:
1) приспособлением для моментальной остановки экипажа;
2) пневматической грушею или электрическим прибором (гудком) для подачи сигналов;
3) хотя бы одним передним фонарем;
4) приспособлением, которое лишало бы посторонних лиц возможности пускать в ход автомобиль во время отсутствия управляющего им;
5) задним фонарем установленного образца со сквозным номером. Фонари должны освещаться минеральным маслом, ацетиленом или электричеством, причем не должны допускаться передние фонари с силой света более 50 свечей. <...>
Автомобили должны иметь приспособление для дачи задняго хода. На грузовых экипажах маховики, если таковые имеются, должны быть ограждены. Примечание. Употребление всяких иных сигналов, кроме указанных в п.3, воспрещается.
Тут почти каждый пункт вызывает скупую слезу своей аутентичностью и непосредственным взаимодействием водителя и автомобиля. Так и представляешь себе джентльмена в крагах и цилиндре в новеньком Бенце, подающего сигнал пневматической грушей зазевавшейся даме.
Однако почти все эти пункты не утратили актуальности, кроме, пожалуй, устройства для мгновенной остановки — тормоза, к счастью, достигли достаточной эффективности. Передние фонари нынче регламентируются согласно изначальной конструкции автомобиля, а приспособлением, ограничивающим возможность его использования, выступает обычный ключ (в худшем случае два, для двери и для замка зажигания).
А вот ограничение по силе света для передних фонарей до боли напоминает нам запрет на "колхозный" ксенон, мощность которого не ограничивается порой даже здравым смыслом, а регулировка не представляется возможной.
Ну и от маховиков на видных местах, к счастью, мы уже ушли. Примечание же явственно отсылает нас к сегодняшнему пункту 3.6 перечня условий, запрещающих эксплуатацию транспортных средств, "если на транспортном средстве установлены: спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого; сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного".
4. Лицо, желающее пользоваться автомобилем, обязано подать о том заявление в городскую Управу, с указанием: 1) системы двигателя и количества сил;
2) назначения экипажа (для собственного употребления, для легкового извоза, омнибуснаго движения или перевозки грузов); 3) пути, по которому грузовые автомобили или автомобили-омнибусы будут совершать рейсы: 4) места хранения экипажа;
5) лица, которому доверено управление экипажем.
Все, описанное слева — практически примерная процедура современной регистрации в ГИБДД, только теперь места хранения экипажа никого не волнуют. Купил — и ставь где хочешь, экипаж ведь твой. Только не забывай о многочисленных запретах на парковку в определенных местах и следи за знаками. А лицо, которому доверено управление экипажем, теперь указывают в полисе ОСАГО.
5. По подаче заявления, автомобиль в назначенное Управою время подвергается осмотру и испытанию техником городской Управы на предмет установления количества сил, соответствия экипажа требованиям настоящаго обязательнаго постановления и его исправности. А вот и техосмотр! Уже в 1915 году все было практически идентично тому, что мы видим сейчас, не находите? Строгий учет и контроль еще никогда не мешал, и даже мощность была предметом отслеживания, хоть она и не влияла на транспортный налог, а дифференциация ставок была еще впереди. Интересно только, можно ли было после прохождения испытаний свапнуть двигатель на более мощный, занизить подвеску и затонироваться?
6. В случае удовлетворительных результатов осмотра и испытания, Городская Управа выдаст владельцу автомобиля номерной знак установленнаго Управой образца. Ну вот, машину на учет поставили. Можно ехать. Хотя нет, надо же еще номерной знак на свое место повесить. Где там на моем экипаже выштамповка на бампере?..
7. Номерной знак выдается на определенный, обозначенный на нем срок и по истечении этого срока теряет силу. Знак этот должен быть прибит на задней стороне автомобиля на видном месте. Хорошо, выштамповку не нашли, но номер к корме прибили. Теперь бы еще не забыть, когда его надо будет поменять. Ах нет, стоп, мы же в 2015 году, теперь номер даже при перерегистрации транспортного средства не нужно менять, он остается закреплен за ним. А уж менять номер по истечении определенного срока — какой архаизм...
8. Выданный знак действителен только на представленный к осмотру автомобиль. В случае утраты знака, Городскою Управою выдается дубликат, со взиманием заготовительной стоимости знака. Осмотр и испытание автомобилей вновь производится по истечению срока действия номерных знаков при перемене таковых. Справедлива только часть об утрате номеров, правда, есть некоторые сомнения, что сумма, взимаемая за выдачу новых взамен утерянных, равна их заготовительной стоимости… Ну да ладно, нашли деньги на покупку экипажа, так и еще пару тысяч на дубликаты номеров в случае чего наскребем.
Пункты 9, 10 и 11 были упразднены и в Билете отражены не были. Засим переходим сразу к крайне важному пункту 12.
12. Скорость движения автомобиля не должна превышать 15 верст в час. При переездах и поворотах движение должно быть медленное, причем автомобиль должен держаться все время правой стороны (не срезывая углов).
К счастью, эти нормативы все же претерпели изменения в ходе технического прогресса, ведь 15 верст в час — это, на минуточку, 16 км/ч! Какая скорость подразумевается тогда под "медленной" в поворотах нам даже не хочется представлять. Теперь-то нам можно ездить в городе со скоростью 60 км/ч, и никто не считает ее заоблачной. Хотя недавно были высказаны инициативы о снижении максимальной скорости в населенных пунктах до 40 км/ч. Оставим их на совести инициаторов, лишь отметив, что это уровень, недалекий от 1915 года...
13. Независимо от специально установленных правил, автомобили должны подчиняться общим правилам езды по улицам. Хоть этот пункт и кажется слишком банальным, но он обязательно должен присутствовать. Ведь даже сейчас пункт 1.3 ПДД гласит, что "участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами".
14. Объезд автомобилями движущихся экипажей производится с левой стороны по направлению движения. При замедлении хода, остановках и поворотах, шофферы, с целью предупреждения едущих сзади, должны подать знак поднятием руки. За годы развития автомобильной промышленности были изобретены не только стеклоочистители, стеклоомыватели, электростеклоподъемники и клаксон, но и поворотники (правда, складывается впечатление, что не все водители сегодня об этом знают). Теперь нет нужды высовывать руку из BMW 745i, чтобы показать, что ты поворачиваешь направо, и мы должны быть этому немного рады. А понятие "объезд" теперь разделилось на "обгон" (по встречной полосе) и "опережение" (по попутной полосе).
15. Воспрещается открывать глушитель (échappement libre) в черте города. Ох уж этот глушитель… или его отсутствие. Рев прямотоков или просто "экипажей" с оторванными глушителями отравляет жизнь городских жителей и по сей день, несмотря даже на то, что в перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, есть такие пункты:
6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов;
6.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.
16. При переходе автомобиля от одного хозяина к другому, последний обязан немедленно уведомить городскую Управу о приобретении им автомобиля. Ничего не изменилось, и сейчас при покупке автомобиля счастливый автовладелец должен поставить его на учет в течение двух недель. И если раньше некоторые делали вид, что этого не знают, покупая мощные машины и перемещаясь на них без номеров и страховки, то теперь ужесточившиеся наказания за это свели такую практику почти к нулю.
17. Указанные в п.3 фонари освещаются одновременно с зажиганием уличных фонарей. У нас такого строгого соответствия нет, а относительно недавно в обиход вообще вошли дневные ходовые огни, поэтому теперь водители жгут "минеральное масло, ацетилен или электричество" круглосуточно.

После прочтения "Постановления" в голове всплывает старое высказывание о том, что все новое – это хорошо забытое старое, с тем лишь исключением, что законодательные акты ничего не забывают, а лишь изменяются и дополняются год от года. Конечно, современные правила куда более детальны, сложны и обросли дополнительными пунктами, о которых в 1915 году и подумать не могли. Но несмотря на это, сходство новых правил со старыми налицо. Осталось только их соблюдать…


ue-V5g1RVn8.jpg



Экзамен в ГАИ, 1915 год

Как мы и обещали, вторая часть "Билета" посвящена документу под названием "Обязательное постановление об испытании и регистрации шофферов при городской Управе". В нем куда больше формальностей, описывающих, какое заявление, как, куда и кому подавать и тому подобное, поэтому мы не будем приводить его полностью, выделив лишь наиболее значимые и важные моменты. Кстати, он регламентирует испытания "шофферов" как личных, так и извозных автомобилей, которые отличаются друг от друга.

Первый же пункт "Постановления" очень содержателен и строг: "К испытанию на звание шоффера допускаются лица, имеющия от роду не менее 21 года, грамотныя и владеющия русской речью", но при этом примечание сообщает, что "владельцы автомобилей частного пользования допускаются к испытанию и управлению своими автомобилями в возрасте не менее 18 лет".

Сегодня для работы в такси решающую роль играет не возраст, а стаж вождения, но при условии, что водительские права можно получить в 18 лет, а минимально приемлемый стаж для такси – 3 года, на выходе мы получаем тот же возраст, что указан в 1915 году.


1vduRg0R2c8.jpg



Хотелось бы знать, насколько неукоснительно соблюдалась буква закона в то время, учитывая, что в настоящее время недостаточный стаж обычно не становится препятствием для работы в такси. Не взяли в один таксопарк? Возьмут в другой! А диспетчерским службам, как правило, вообще мало дела до того, сколько вам лет и сколько колес у вашего автомобиля, лишь бы комиссионные отчисления с заказов поступали регулярно. Аналогичная ситуация и с "грамотностью и владением русской речью". Мы никого не хотим обидеть, но факт того, что во многих городах и весях "бомбилы" из ближнего зарубежья составляют немалую долю от общего числа работающих, неоспорим, и порой это настоящий бич легальных перевозчиков.

Далее идут пункты о подготовке к сдаче экзаменов. И тут снова нельзя не удивиться, увидев, что к заявлению на их проведение необходимо приложить "три фотографическия карточки испытуемого, из коих одна должна быть подписана испытуемым и заверена полицией" и "медицинское свидетельство" – процедура практически полностью идентичная современному порядку, только фотографии заверять не надо, и документы эти сдаются не сразу в ГИБДД, а в автошколу.

Удивление продолжается, когда видишь пункт о том, что "испытание разделяется на проверку теоретических и практических познаний шоффера", которое словно написано в последней редакции современного закона. Правда, требования в теоретической части 1915 года даже в чем-то построже, чем в нынешней, так как "при проверке теоретических познаний испытуемое лицо должно выказать: а) знакомство с работой двигателя, знание частей автомобиля и особенно частей, важных для безопасности езды; б) знание обязательных постановлений о хранении бензина и о порядке езды по городу Санкт-Петербургу; в) знание частей и улиц города Санкт-Петербурга". То есть требования к таксистам строги, почти как и к водителям кэбов в Англии. Примечание говорит, что пункт "в", разумеется, не относится к владельцам автомобилей частного пользования, пока они не решат вдруг стать профессиональными "шофферами".


qZUPRLxctA8.jpg



За подачей заявления следует теоретический экзамен, при условии успешной сдачи которого испытуемый допускается до практического. При сдаче "практики" от кандидата требуется "выказать умение держаться указанного направления, разъехаться со встречными экипажами, обгонять экипажи, проехать в узком месте, повернуть на площадке и в узкой улице, применять тормоза и задний ход, свободно менять скорости". А "заключительную часть испытания составляет поездка по оживленным улицам города". Если бы сюда добавить еще слова "параллельная парковка" и пункт об умении трогаться в горку, то это тоже можно было принять за описание экзамена в 2015 году!

Особое примечание указывает, что "при морозах свыше 10° испытания в езде не производятся". Это и неудивительно, учитывая, что о шипованной резине речи не шло, до ее изобретения было еще около 50 лет. Тем не менее автомобиль для испытаний должен был быть "в полной исправности, иметь запасную покрышку и камеру, а над колесами брызговые щиты (крылья)".

Итак, экзамен сдан, роспись экзаменатора получена, и счастливый "шоффер" снова шествует в городскую Управу, где получает "шофферскую книжку". В книжке, помимо всего прочего, указывались класс и разряд автомобиля, которым будет управлять водитель. Классов было два: "Автомобили с двигателями внутреннего сгорания" и "Автомобили с электрическими двигателями". А автомобили с ДВС, в свою очередь, разделялись на три разряда: 1) легкие автомобили, имеющие двигатели, оплаченные городским сбором до 10 сил; 2) легкие автомобили, имеющие двигатели, оплаченные городским сбором более, чем за 10 сил; 3) автомобили грузовые и автобусы. Те, кто имел право управления автомобилями 2-го и 3-го разрядов, мог ездить на автомобилях 1-го разряда без дополнительных испытаний.

IU4WForr5zI.jpg



Но для водителей такси "шофферская книжка" была не единственным "артефактом" для работы: во время езды они должны были "иметь на левой стороне груди особый металлический номерной знак", номер которого "должен соответствовать номеру шофферской книжки". Нам такое требование кажется весьма красивой традицией, которую можно было бы возродить.

В заключение правила предупреждали водителей о строгом и неотвратимом наказании за нарушения: "от шофферов, замеченных в грубо-неосторожной езде, в управлении автомобилем в нетрезвом виде, в передаче управления автомобилем лицам, не имеющих шофферских книжек, и вообще в упорном нарушении обязательных постановлений о порядке езды по городу Санкт-Петербургу на автомобилях, а также замеченных в состоянии здоровья, опасном для управления автомобилем, шофферская книжка отбирается". Все пункты весьма логичны и справедливы, а такового о "грубо-неосторожной езде" порой так не хватает в современных ПДД. Хотя такая размытая формулировка, конечно, опасна с точки зрения коррупционной составляющей, многие согласятся, что некоторых участников движения можно было бы профилактически наказывать именно по такой статье. Но это уже совсем другая история…

Что в итоге?

Как видите, за сто лет не так уж много поменялось. Сложнее и одновременно проще в обслуживании стали машины, выше – скорости, плотнее – трафик на улицах. Но по-прежнему ездить нужно аккуратно, и исправно отчислять государству положенные налоги. Воистину история развивается по спирали.


Читайте также:



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings