Стоило Турции подключиться к сирийской кампании, а затем начать реструктуризацию своей армии, потребность в новой автобронетанковой технике резко возросла. В результате к выпуску военной продукции подключились небольшие и сугубо гражданские фирмы Katmerciler и Nurol, компания ВМС оперативно переработала всю свою программу, а военно-промышленная группа FNSS стала поспешно перестраиваться на производство целого семейства колесной бронетехники.
Katmerciler
Фирма c длинным красивым и звучным именем Katmerciler Arac Ustu Ekipman Sanayi ve Ticater или просто Katmerciler A.S. была основана в Измире в 1985 году для выпуска автоцистерн, пожарных, коммунальных и аварийно-спасательных автомобилей и колесных погрузчиков, поступавших в 50 стран мира. И вот совсем недавно в ее программе появилась первая военная машина, сразу же представленная на военном салоне Eurosatory-2016 во Франции.
Это классическая многоцелевая машина Khan.D с достаточно высоким пятидверным корпусом для доставки шести военнослужащих или установки легкого вооружения, способная выполнять функции легкого бронетранспортера, боевого автомобиля и безопасного средства для перевозки VIP-персон. Она выполнена на шасси внедорожника Toyota с 286-сильным дизелем V8 (Евро-3), автоматической шестипозиционной коробкой передач и рычажно-пружинной подвеской. В состав дополнительного оснащения входят поворотная башня, гранатометы и люки на крыше, лебедка и автоматическая система пожаротушения. С боевой массой 5,9 т бронемашина достигает скорости 130 км/ч.
Nurol
Малоизвестная за пределами Турции фирма Nurol Makina ve Sanayi, входящая в корпорацию Nurol Holding, помимо полицейской техники, для национальных вооруженных сил и союзников собирает два типа колесных бронемашин с противоминной защитой MRAP, мощными силовыми агрегатами Cummins, автоматическими шестипозиционными трансмиссиями Allison, независимой пружинной подвеской и системой регулирования давления в шинах.
В 2014 году, после долгих разработок и создания макетных образцов, она приступила к выпуску двухосной тактической боевой машины Ejder Yalcin с характерным хищным дизайном. Она оснащена дизелем мощностью 300 л. с. и сварным десятиместным корпусом для несения различных видов вооружения, оборудованным двумя бортовыми и одной кормовой дверями и люками в крыше. Ее максимальная скорость на твердых покрытиях — 110 км/ч.
Машина Ilgaz служит для транспортировки боевых расчетов в полном снаряжении при выполнении специальных военно-полицейских операций. Ее модульный бронекорпус снабжен усиленной защитой днища, всеми зарешеченными окнами, четырьмя боковыми дверями и одной задней двухстворчатой распашной. Машина оборудована 272-сильным силовым агрегатом V8, автоматической трансмиссией, антиблокировочной системой ABS и дисковыми тормозами. Ее максимальная скорость также находится на уровне 110 км/ч.
Трехосный вариант Ejder 6х6 модульной конструкции с защитой MRAP является многоцелевой авиатранспортабельной и плавающей бронемашиной с различными видами вооружения, двумя тяговыми водометами и защитой экипажа от воздействия химического оружия. По заказам он комплектуется двигателями мощностью 400 или 450 л. с. Скорость на плаву — 9 км/ч.
BMC
Стоило нам в уже упомянутой выше предыдущей статье о современной турецкой автобронетехнике опубликовать краткие сведения о производственной программе и общих технических данных боевых машин фирмы BMC, как она оперативно переработала все свои бронемашины, кардинально изменила их внешность и с легкостью перетасовала устоявшую было маркировку.
Новая машина Amazon с современным броским дизайном фактически является переименованным наследником прежней модели Vuran, которая так и не успела выйти из опытной стадии, но при этом общая конструкция обеих машин практически не изменилась. Новинка также оснащена лицензионным дизелем Cummins мощностью 245 л. с., автоматической шестипозиционной коробкой передач Allison, планетарными бортовыми редукторами с блокируемыми дифференциалами, независимой пружинной подвеской и подкачкой шин. Доработанный девятиместный корпус оборудован усиленным бронированием боковин, дверей и днища, боевым модулем на крыше, задней видеокамерой и системой навигации.
В свою очередь марку Vuran теперь носит по-настоящему новая многоцелевая бронемашина, конструктивно унифицированная сразу с двумя соседними моделями. От броневика Amazon на ней сохранились коробка передач, ведущие мосты, дифференциалы и независимая подвеска, а также общая конструкция десятиместного корпуса с бронированным днищем. От машины Kirpi использованы 375-сильный дизель и усиленные узлы трансмиссии.
Главной новинкой базового броневика Kirpi (4х4) является полностью измененное и упрощенное оформление передней части трехдверного корпуса с вынесенным вперед моторным бронеотсеком и другим размещением световых приборов. В отличие от первого варианта Kirpi, мощность силового агрегата увеличена с 350 до 375 л. с. От двух предыдущих машин эта версия отличается наличием противоминной защиты MRAP, антиблокировочной системой ABS и более простой и прочной рессорной подвеской.
Трехосный вариант Kirpi (6х6) представляет собой удлиненную двухосную машину, дополненную третьим ведущим мостом и наиболее простой подвеской задней тележки на упругих резиновых элементах. Он претерпел те же внешние изменения и по доступным основным параметрам не отличается от базовой машины.
FNSS
Малоизвестная в России турецкая военно-промышленная компания FNSS Savunma Sistemleri из Анкары, образованная в 1989 году, первоначально переделывала и собирала гусеничные бронемашины американской компании FMC Corporation. С переходом контрольного пакета акций к холдингу Nurol в ее программе появилось семейство унифицированных двух-, трех- и четырехосных ходовых модулей Pars для создания различных видов колесной боевой техники, разработанное в содружестве с британской аэрокосмической корпорацией BAE Systems.
Особо прочные корпуса этих машин из катаной стали с баллистической и противоминной защитой служат для монтажа различных боевых систем и транспортировки до 13 военнослужащих. На машинах смонтированы немецкие дизели Deutz мощностью от 300 до 600 л. с., автоматические шести- или семипозиционные трансмиссии, система управления крайними парами колес и полуавтоматическая гидропневматическая подвеска с электронным управлением. Их максимальная скорость на суше — 100 км/ч, на плаву — 8–10 км/ч.
В 2013 году фирма FNSS впервые представила четырехосный самоходный бронированный мостовой понтон АААВ Syhk, общая конструкция которого напоминает советскую машину ПММ, выпускавшуюся еще в середине 1970-х. На турецком понтоне смонтированы 522-сильный дизель, автоматическая трансмиссия и пневматическая подвеска всех ведущих и управляемых колес, позволяющая регулировать величину дорожного просвета. Для передвижения на плаву применяются два полноповоротных водометных движителя, обеспечивающие скорость 10 км/ч, а для манипулирования элементами паромно-мостовой переправы служит собственный гидрокран. Максимальная скорость машины на твердом покрытии — 50 км/ч.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться