В то время как западные страны сейчас во всю борются со второй волной пандемии COVID-19 и считают убытки, в Китае после первой волны жизнь быстро наладилась: если в феврале 2020-го, в самой острой фазе китайского карантина, продажи новых легковушек сократились на 81,7% (по сравнению с февралём 2019-го — здесь и далее приведены данные с ресурса CarSalesBase), то уже в марте местные дилеры возобновили работу, к лету рынок перешёл в рост и закончил год мощной прибавкой в 10,9% и 6,2% в ноябре и декабре соответственно. Тем не менее провальное первое полугодие стало причиной сокращения продаж за весь 2020-й на 6,7% — получается, что китайский авторынок падает третий год подряд, но 2021-й имеет все шансы закончиться в плюсе, если, конечно, на мир не обрушится какая-нибудь новая диковинная хворь.
Лидером китайского рынка среди марок, несмотря на падение продаж на 15,8%, остался Volkswagen: реализовано чуть более 2,6 млн машин. Это, к слову, на миллион больше, чем объём всего российского авторынка в 2020-м — почувствуйте разницу.
Второе место — у Honda: продано 1 638 430 автомобилей, на 5,5% больше, чем в 2019-м, и таким образом китайский рынок для Honda постепенно становится более приоритетным, чем американский: в США японская марка по итогам 2020-го реализовала всего 1,2 млн автомобилей.
Toyota закрепилась на третьем месте с небольшим отставанием от Хонды: продано 1 537 296 машин (+9,1%). Geely заняла четвёртое место с результатом 1 134 433 проданных автомобиля (-9,5%) и сохранила за собой звание самой востребованной китайской марки. На пятом месте Nissan c падением продаж на 4,5% до 1 121 061 шт.
На шестом месте один из лидеров роста в 2020 году — китайская марка Changan: спрос на её продукцию вырос сразу на 22,3% до 963 383 единиц. Если Changan сохранит такую динамику в 2021-м, то может обойти Geely и стать китайской маркой №1 на внутреннем рынке. Очень хорошо (+10,9%) прибавила марка Chery: реализовано 500 398 машин.
Самой востребованной премиальной маркой в 2020 году в Китае стала Audi: продано 655 800 машин (+5,8%), 9 место рейтинга. Джи-эмовская марка Buick, расположившаяся на седьмом месте (926 328 шт., +6,3%), премиальной в Китае не считается. В плюсе оказались почти все крупные премиальные иномарки, за исключением Lincoln (39 185 шт., -16%), Infiniti (25 695 шт., -26,7%) и Acura (11 210 шт., -24,2%).
Среди местного премиума отметим марку Hongqi, она же «Красное знамя», которой в 2020 году удалось реализовать 196 684 машин — рост продаж составил 98%. А вот люксовые кроссоверы Wey (улучшенные версии моделей Haval) продаются плохо: 78 500 шт. по итогам 2020 года (-21,5%). Китайско-немецкий премиальный Borgward находится в коматозном состоянии: продано 8703 кроссовера (-80,8%).
Продажи нишевого французского люкса DS исчезающие малы: дилеры реализовали всего 427 машин (-65,9%) — Groupe PSA явно переоценила свои возможности на китайском рынке. Citroën просел на 60,1% до 20 079 единиц, Peugeot – на 56,1% до 27 975 единиц. Французская марка Renault китайский рынок в этом году покинула.
К главным неудачникам года в Китае следует отнести Hyundai с падением продаж на 35,4% до 443 186 единиц — это следствие обострения политических отношений между КНР и Южной Кореей, китайцы просто отказываются покупать корейские машины. Продажи марки Kia снизились на 12% до 249 256 единиц.
В сильном минусе в этом году оказались бюджетные джи-эмовские бренды: Baojun просел на 29,1% до 428 470 шт., Chevrolet — на 39,7% до 311 134 шт. Продажи чешской марки Skoda сократились сразу на 46% до 150 458 единиц. Молодёжный бренд Jetta (запущен концерном VW специально для Китая) за первый полный год продаж реализовал 160 511 машин — на фоне материнской марки VW скромно.
Tesla реализовала 135 449 седанов Model 3 китайской сборки. Tesla Model S, Tesla Model X и Tesla Model Y в прошлом году в Китае тоже официально продавались, но как импортные модели, а их китайская статистика, к сожалению, не учитывает. Кроссовер Model Y на днях тоже, наконец, был локализован на заводе Tesla в Шанхае и поступил в продажу, так что в 2021 году продажи Tesla на китайском рынке резко вырастут — по самым скромным оценкам, в два раза.
Добавим, что на долю китайских марок в 2020 году пришлись 38,2% китайского рынка, то есть иномарки пока уверенно доминируют.
№ | Марка | Кол-во проданных автомобилей | Изменение по сравнению с 2019 годом | Доля рынка |
1 | Volkswagen | 2 609 266 | -15,8% | 13,3% |
2 | Honda | 1 638 430 | +5,5% | 8,3% |
3 | Toyota | 1 537 296 | +9,1% | 7,8% |
4 | Geely | 1 134 433 | -9,5% | 5,8% |
5 | Nissan | 1 121 061 | -4,5% | 5,7% |
6 | Changan | 963 383 | +22,3% | 4,9% |
7 | Buick | 926 328 | +6,3% | 4,7% |
8 | Haval | 750 228 | -2,5% | 3,8% |
9 | Audi | 655 800 | +5,8% | 3,3% |
10 | Mercedes-Benz | 640 738 | +7,6% | 3,3% |
11 | BMW | 611 981 | +12,4% | 3,1% |
12 | Chery | 500 398 | +10,9% | 2,5% |
13 | Hyundai | 443 186 | -35,4% | 2,3% |
14 | Baojun | 428 470 | -29,1% | 2,2% |
15 | BYD | 411 241 | -8,9% | 2,1% |
16 | Wuling | 406 746 | +8,5% | 2,1% |
17 | Roewe | 378 841 | -11,1% | 1,9% |
18 | GAC | 360 274 | -7,2% | 1,8% |
19 | Chevrolet | 311 134 | -39,7% | 1,6% |
20 | MG | 297 317 | +10,2% | 1,5% |
21 | Dongfeng | 280 465 | -25,7% | 1,4% |
22 | FAW | 269 995 | +21,5% | 1,4% |
23 | Kia | 249 256 | -12,0% | 1,3% |
24 | Ford | 244 002 | +4,9% | 1,2% |
25 | Cadillac | 230 010 | +8,2% | 1,2% |
Верхнюю строчку в рейтинге самых популярных моделей китайского авторынка в очередной раз занял седан Nissan Sylphy, сменивший поколение в 2019 году: продано 542 725 шт. (+15,3%). Haval H6 вновь стал самым востребованным кроссовером: реализовано 376 864 едиинц (-2,5%). Лидер китайского рынка первой половины прошлого десятилетия — минивэн Wuling Hongguang — продолжает сдавать позиции: продано 270 310 шт. (-27,9%), 8 строчка рейтинга. Самым продаваемым премиальным автомобилем стал удлинённый седан Audi A6L (178 501 шт., +37,2%).
Доля сегмента SUV (внедорожники и кроссоверы) за год выросла на 5,1% до 47% китайского рынка и почти сравнялась с долей сегмента традиционных легковушек, которая сократилась на 6,7% до 47,4%. Оставшиеся 5,6% — это сегмент MPV, то бишь всевозможные минивэны. В следующем году сегмент SUV, скорее всего, станет доминирующим на китайском рынке.
№ | Модель | Кол-во проданных экземпляров | Изменение по сравнению с 2019 годом |
1 | Nissan Sylphy | 542 725 | +15,3% |
2 | VW Lavida | 419 793 | -21,3% |
3 | Haval H6 | 376 864 | -2,5% |
4 | Toyota Corolla | 350 310 | -2,1% |
5 | VW Bora | 331 682 | -0,9% |
6 | VW Sagitar | 299 839 | -2,4% |
7 | Buick Excelle GT | 295 857 | +5,9% |
8 | Wuling Hongguang | 270 310 | -27,9% |
9 | Changan CS75 | 266 824 | +38,1% |
10 | Honda CR-V | 249 983 | +17,2% |
11 | Honda Civic | 245 126 | +0,5% |
12 | Geely Boyue | 240 811 | +3,7% |
13 | Geely EC7 | 233 207 | +10,3% |
14 | Toyota Levin | 226 683 | +2,3% |
15 | Honda Accord | 210 574 | -5,9% |
16 | VW Tiguan | 190 444 | -16,8% |
17 | Toyota Camry | 185 140 | -0,1% |
18 | Audi A6L | 178 501 | +37,2% |
19 | VW Tayron | 176 595 | -1,6% |
20 | VW Santana | 175 728 | -31,3% |
21 | Toyota RAV4 | 174 940 | +38,9% |
22 | Honda XR-V | 168 272 | +14,3% |
23 | Buick Envision | 167 880 | +26,6% |
24 | Roewe RX5 | 166 995 | +0,5% |
25 | Changan Eado | 166 964 | +84,2% |
Для комментирования вам необходимо авторизоваться