Новые условия с 2019 года ждут автоконцерны, выпускающие легковые и легкие коммерческие автомобили, грузовики и автобусы. Минпромторг собирается изменить список операций, которые требуются для признания машин российскими. Проект с поправками в постановление правительства №719 от 2015 года опубликован на сайте regulation.gov.ru.
По мнению Минпромторга, чтобы машины могли считаться российскими, производителям нужно локализовать производство двигателей и электрооборудования. В ведомстве предложили вести расчёт локализации автомобилей по балльной системе. Так, производство двигателя и коробки передач даёт компаниям по 20 баллов, при этом всего производителям необходимо набрать не менее 100 баллов для доступа к господдержке. В дальнейшем требуемое число баллов и операций будут меняться.
Напомним, до 2018 года у автоконцернов были соглашения о промсборке, которые, при локализации в РФ, позволяли ввозить в страну автокомпоненты по сниженным пошлинам. В текущем году срок их действия истекает. Им на замену Минпромторг разработал механизм специнвестконтрактов (СПИКов): они фиксируют льготы по налогам в обмен на инвестиции (срок – 10 лет).
На сегодняшний день СПИК уже есть у Daimler, причём для немецкого концерна будут действовать нормы, описанные в 719-м постановлении в версии 2017 года. Компания в рамках этого соглашения строит автомобильный завод в Подмосковье, где будет налажен выпуск легковых автомобилей марки Mercedes-Benz. Серийное производство стартует в 2019 году.
Согласно поправкам Минпромторга, в норматив по локализации должно попадать «не менее 70% произведенной компанией / альянсом продукции в сегменте».
Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники в отрасли, для того, чтобы набрать 100 баллов (условие для получения льгот), нужно исполнить почти все требования Минпромторга. При этом новые нормы не учитывают экономическую целесообразность. Например, чтобы локализация двигателей была выгодной, нужно выпускать по 50 тыс. единиц в год. Это целесообразно для легковых машин, однако для производителей тяжеловозов соответствующие объёмы – мировые (а не рассчитанные на одну страну).
Совсем недавно стало известно о том, что местных автопроизводителей хотят заставить закупать российские металлы: это требование также может стать обязательным для доступа к господдержке. Предположительно таким образом правительство пытается спасти производителя первичного алюминия в России – «Русал» Олега Дерипаски, который попал под санкции США и теперь не может отправлять на экспорт до 80% продукции, как раньше.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться