Круг первый: выбираем автомобиль
Те времена, когда человеку с ограниченными возможностями полагался Запорожец, мотоколяска С3Д или даже Ока, ушли безвозвратно. Не будем гадать, плохо это или хорошо, скажем только, что выбор автомобиля теперь – дело личное, никто не станет навязывать Ладу или Мерседес. Покупай, что хочешь, но – полностью за свой счёт.
Каждому, кто покупал автомобиль с пробегом, известно, что дело это нелёгкое. Само собой, желающих продать машину, состоящую более из шпатлёвки, чем из металла, находящуюся в розыске, в залоге, с перебитыми номерами и просто в ужасном состоянии, всегда много. Иногда в поисках достойного варианта приходится осмотреть много автомобилей, иногда – не один десяток. Здоровому человеку это не всегда по силам, для инвалида-колясочника или опорника эта задача часто просто невыполнима.
Вот и владельцы этого Вольво – семейная пара, оба с инвалидностью – тоже не сразу смогли найти нужный автомобиль. Поиск по частным объявлениям не рассматривался сразу, машину искали в автосалонах. Но и это не гарантировало от попыток продавцов разбогатеть не совсем честно. Пытались продать и битые машины, и просто в плохом состоянии. Но в итоге всё закончилось успешно, и вполне живой XC70 обрёл новых владельцев.
А, кстати, почему именно он? В первую очередь, из-за размера. У семьи двое детей, а ведь ещё нужно место хотя бы под костыли. Есть и два других немаловажных фактора, один из которых – наличие АКПП. Почему при выборе автомобиля эта характеристика имеет почти решающее значение, рассмотрим подробнее.
Круг второй: выбор ручного управления
На самом деле всё просто: то, что делают ноги, надо делать руками. И если на автомобиле с «механикой» нужно не только нажимать газ или тормоз, но ещё и выжимать сцепление, то на машине с АКПП педалей только две, а необходимости переключать передачу нет в принципе. Попробуйте двумя руками притормозить, выжать сцепление, переключить скорость, затем, отпуская сцепление, надавить на газ, и всё это, например, на повороте? То-то же. Задача, мягко говоря, непростая.
С «автоматом» всё гораздо проще, тут надо продублировать только две педали, причём никогда не используемые одновременно. Такой алгоритм значительно облегчает и саму установку оборудования, и дальнейшее его использование. Однако, допустим, что автомобиль купить удалось. А сколько придётся вложить в его подготовку для водителя с ограниченными возможностями?
Если удалось наскрести только на автомобиль с механической коробкой, то установка российского ручного управления на него обойдётся примерно в … 70 тысяч! Дороже ничего придумать нельзя, да и хуже – тоже. Установка отечественного механизма на «автомат» обойдётся дешевле – тысяч в 30-35. После таких сумм уже даже страшно представить, сколько придётся отвалить за импортный механизм. А вот и зря, как выяснилось.
Шведское управление стоит дешевле, чем, например, Carospeed Menox, установленный на нашем Вольво, всего 50 тысяч вместе с установкой (42 тысячи – само устройство, 8 тысяч – установка). При этом выглядит лучше, работает надёжнее, болтами не травмирует. Шведы – молодцы, а мы… Ладно, постараемся никого не осуждать.
Ну хорошо, допустим, удалось заработать на автомобиль с АКПП, поставить ручное управление. Поехали в ГИБДД.
Круг третий: регистрация в ГИБДД
Установка ручного управления – это внесение изменения в конструкцию транспортного средства, которую необходимо регистрировать. Придётся внести отметку в ПТС и получить свидетельство регистрации ТС с пометкой об изменении конструкции. Стоит это удовольствие не слишком дорого – всего 700 рублей. Но давайте попробуем потом продать автомобиль, оборудованный ручным управлением.
Разумеется, снять импортное устройство – дело несложное (почему – разговор пойдёт чуть ниже). У нас остаётся только «испорченный» отметкой ПТС, куда теперь надо внести противоположенные изменение. И если возврат автомобиля в первоначальный вид в физическом смысле стоит недорого и много времени не занимает, то обилие экспертиз в ГИБДД сведёт с ума любого здорового человека. А сумма, которую придётся за это отдать, превышает все разумные пределы – около 45 000 рублей.
Тем временем машина, которая имеет в ПТС записи об изменениях конструкции, уже теряет в цене. Плюсуем сюда стоимость процедур и понимаем, что остаточная стоимость автомобиля, побывавшего в руках инвалида, становится неприлично низкой, несмотря на то, что, возможно, он находится в прекрасном состоянии, а его пробег как нельзя более «честный» и вообще минимальный.
Конечно, обвинять в чём-то гаишников не стоит – они следуют букве закона. Но объективно объяснить заоблачную стоимость процедур владельцу Вольво (этот автомобиль в семье не первый, поэтому всё пережили на своей шкуре) они всё-таки не смогли. Так положено, и всё тут. Только скромный намёк: по мнению законотворцев, автомобиль у инвалида должен быть один на всю жизнь. И я опять постараюсь никак этого не комментировать, хотя сдерживаться становится всё труднее.
Выход из ситуации всё же может быть найден. Он, в общем-то, очевидный: документально не вносить никаких изменений. С импортным оборудованием такой фокус по большому счёту выполним в силу его конструкции. Дело в том, что ручное управление тут получается дополнительным, обычные педали своих функций не теряют. Преимущества очевидны: во-первых, ездить на автомобиле могут все, во-вторых, можно всё поставить, а потом снять – вроде как, ничего и не было. С точки зрения закона, это, правда, нарушение. Но он у нас иногда слишком расходится со здравым смыслом, поэтому приходится вертеться.
Итак, есть машина, есть ручное управление, всеми правдами и неправдами она стоит на учёте. А как обстоят дела с водительским удостоверением?
Круг четвёртый: как получить ВУ?
Скажу сразу: тот, кто смог получить права ещё до того, как Россия стала оплотом демократии, несказанно повезло. Как их получить сейчас, имея справку об инвалидности и не имея возможности управляться с педалями, вопрос остался открытым. Задачу упростили: водительское удостоверение есть, но навыки утрачены (допустим, пришлось пятнадцать лет копить на машину и ручное управление). Автошколы предлагают услугу по восстановлению утраченных навыков. Как это работает?
Почти никак.Само собой, если ограничений по здоровью нет, то пожалуйста, выбор очень неплох. Инвалидам приходится сложнее. Как сказал владелец Вольво, найти автошколу, где взялись бы за восстановление навыков вождения инвалида, сложно. Я решил проверить и позвонил в два заведения, причём не очень выбирал: номер первого был указан в рекламе в лифте, другой телефон записал с рекламной вывески на улице. Ответы одинаковые: теоретически можем, но нет оборудованного автомобиля. На своём приехать тоже нельзя, потому что нет подготовленного инструктора. Ну да ладно, может, не повезло. Обратимся к опыту хозяина XC70.
Только в одной автошколе обещали помочь, нашли даже смелого инструктора, который согласился провести обучение. Но он не смог справиться с ручным управлением. В общей сложности поиск специалистов занял полгода. В итоге пришлось тренироваться в специализированной школе, где учат контраварийной езде и прочим премудростям водителей-профессионалов и спецслужб.
Обучение проходило на своём автомобиле, на площадке. Инструктор даже не садился в машину, связь с ним осуществлялась по рации. Это традиционный для этой автошколы метод, причём заодно учат при вождении крутить руль только одной рукой, ведь вторая может быть занята рацией или оружием. Такой навык пришёлся как нельзя кстати, ведь в нашем случае одна рука всегда занята рычагом тормоза-газа.
А всё же что делать в случае отсутствия водительского удостоверения? Вопрос сложный. Во-первых, если даже в автопарке и найдётся оборудованный автомобиль, то есть большая вероятность, что это будет убитый пепелац с механической коробкой, водить который – одно мучение. Но по факту, скорее всего, картина будет ещё печальнее: не окажется ни машины, ни инструктора. Тем не менее, совсем отчаиваться не надо: поиск результаты когда-нибудь даст, но насколько он затянется – тайна.
Теперь немного отвлечёмся от сложностей и попробуем наконец-то проехаться на автомобиле.
Дело привычки
Итак, перед нами – обычный Volvo XC70. Полный привод, АКПП, дизель 2,4 литра (модель D5, выдающая 205 л. с.) Год выпуска – 2010, пробег – 130 тысяч километров. Что его отличает от остальных, мы уже поняли – это ручное управление. Что же это такое?
Всё гораздо проще, чем можно представить: всего лишь один рычаг, расположенный справа от рулевой колонки. Он соединяется с педалями тормоза и газа и дублирует их действие. Передвигаешь рычаг вперёд – машина тормозит, назад – разгоняется. Вообще системы Carospeed Menox предлагает неплохой список опций и возможностей. Можно подобрать цвет, отрегулировать рычаг по высоте и углу наклона или вывести на него дополнительные кнопки управления, что, правда, здорово удорожает стоимость устройства.
Попробуем проехаться
Сразу же возникает вопрос: для перевода селектора АКПП в режим D требуется выжать тормоз. В нашем случае – передвинуть рычаг вперёд, перевести селектор, отпустить рычаг. Как это сделать одной правой рукой? Оказывается, несложно. Под указательным пальцем селектора есть одна невидимая кнопочка-фиксатор. Нажимаем её, толкаем рычаг, отпускаем его – никуда он не денется. Освободившейся рукой переводим селектор, затем чуть толкаем рычаг ручного управления вперёд – блокировка снимается, теперь можно его потянуть назад – надавить на педаль газа. Всё, поехали.
На словах всё кажется чуть сложнее, чем есть на самом деле. И тем не менее на первом же повороте я напрочь забыл, куда этот рычаг толкать. Двинешь не туда – и вместо того, чтобы остановиться, вылетишь на перекрёсток. Ах да, вперёд. За всю поездку такой «ступор» возник первый и последний раз – привыкаешь быстро, торможение и набор скорости вопросов больше не вызывают.
Чуть сложнее с рулёжкой. Крутить баранку приходится одной левой рукой, и тут многое зависит от рулевого управления автомобиля. ГУР Вольво великолепен, реакция руля достаточно острая, поэтому и с этим справиться можно, но при крутом повороте приходится управлять рулем ладошкой, ведь перехватывать его нечем: вторая рука работает рычагом. По большому счёту, пока не слишком сложно. Но ведь это ещё не всё: хотя бы иногда приходится пользоваться «дворниками», а их управление как раз на правом подрулевом переключателе. Что делать? Бросать руль нельзя, ручку газа – тем более. Либо ждать остановки (что не всегда возможно), либо что-то бросить. В крайнем случае – включить «аварийку» и просто потихоньку остановиться. Однако со временем появляется навык, который сложно объяснить словами. Как-то справляешься, и всё.
Парковка задним ходом тоже имеет свои особенности: обернуться назад тяжело, для этого придётся бросить газ. Но это может стать проблемой только для тех, кто не любит пользоваться зеркалами, задними парктрониками или камерой заднего вида. Несмотря на приличные размеры XC70, пристроиться задним ходом можно в любую лазейку, обзор и возможности машины позволяют. Вот только руль надо крутить особенно внимательно. Одной рукой, конечно же.
И теперь самое интересное: что видят перед собой остальные участники дорожного движения, глядя на жёлтый опознавательный знак «Инвалид»? Конечно, люди бывают разные. Кто-то реагирует спокойно, но бывают и неприятные ситуации. Опишем одну из них.
Речь идёт о правом повороте при наличии дополнительной секции светофора. Как мы помним из ПДД, горящая стрелка поворот разрешает, но велит убедиться, что манёвр не создаёт помех тем, кто едет слева под разрешающий сигнал светофора. Вот тут проблема небольшая есть: начинать движение на повороте не слишком удобно, поэтому водитель этого Вольво всё же старается дождаться, когда перпендикулярному потоку загорится красный. Понимают это не все, были случаи, когда особо нетерпеливые выходили из своих машин постучать по стёклам автомобиля с наклейкой. С одной стороны, понять можно, с другой – мы толерантны во многих более спорных ситуациях, а вот тут как-то терпение быстро заканчивается. Конечно, у многих водителей звуковой сигнал имеет жёсткую привязку к зелёному сигналу светофора: стоит только ему загореться, сразу начинают сигналить сзади. Однако не всегда, приблизительно у половины участников движения хватает соображения связать жёлтый знак на стекле Вольво и его неторопливость.
Приблизительно в таких же пропорциях природа наградила добродетелью и гаишников, что ещё раз доказывает, что они такие же люди, а не поголовно оборотни и взяточники. Среди них есть те, кто готов помочь в сложной дорожной ситуации, и те, что пальцем (тем более – жезлом) не пошевелит.
А вот те, кто паркуется на местах для инвалидов, не имея на это права, могут получить не только штраф, но и большой минус в карму. Не зря места для таких парковок чуть шире обычных: зачастую надо как-то выбраться из-за руля, а потом достать костыли. Хуже, если придётся вытаскивать коляску – на обычном месте ширина места не позволяет такого сделать, а места для транспорта людей с ограниченными возможностями заняты людьми, инвалидность которых может быть объяснена только полной атрофией совести или утерей мозга. Такие бывают, но мы пытаемся никого не осуждать.
Предыдущей машиной владельца XC70 был Nissan Note. И ездить на нём было сложнее: у участников движения этот автомобильчик уважения не вызывает, его можно было затереть, вытолкнуть с полосы, просто проигнорировать его попытку перестроиться. Тем более – со знаком «Инвалид»… К Вольво относятся лучше, ездить на нём проще. А знаете, что в этом плохого? Что людей на дороге всё-таки судят по машине. Видимо, инвалиду на Хаммере было бы ещё проще, но не каждый и на Note заработать сможет.
Вместо заключения
Я долго думал, как бы так сказать, что сесть инвалиду за руль не так просто, как рядовому гражданину, что наши порядки и законы этому зачастую препятствуют, что отношение к машине с жёлтым значком могло бы быть и лучше… Думал, но ничего толкового придумать не смог. Дело ведь не в законах и в их слугах, а в культуре общества, которую изменить так просто не получится.
Да и общение с владельцем Вольво нисколько не настраивает на минорный лад: он полон позитива, энергии, проблемы у него вызывают чаще всего смех, пусть и несколько нервный. Но вывод всё же неутешителен: российский инвалид, желающий стать водителем, должен быть жизнелюбивым и выносливым, и только тогда у него всё получится.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А у нас инвалиды всегда были нелюди за рулем. Начиная с нищенской пенсии, а потом получения медсправки по закону когда на коленях умоляешь докторов подписать её, пока все эти унижения не пройдешь х"" ты её получишь. А про школы вообще молчу, автор и так об этом достаточно написал. О себе: 3 группа ДЦП, за рулем с 1998 года. Считай машина кормит и поит. Так что всю это кашу и без статьи знаю.
К сожалению, не только за рулем...
"Что людей на дороге всё-таки судят по машине. Видимо, инвалиду на Хаммере было бы ещё проще, но не каждый и на Note заработать сможет" А есть ещё такие (и их очень много, кто спросит, за чей счёт жирует инвалид, это РФ детка и если у инвалида дорогая тачка - либо обманывает, либо вор.)
Будьте просто добрее к окружающим, а к таким тем более (им итак тяжело).
Да, у нас на дороге "уважают", но более правильная формулировка "бояться" дорогих машин, так как часто езжу на дорогих машинах порою провожу некоторые опыты, результат предсказуем, но даже маленькая Ока для человека это не просто машина, но как минимум ещё источник какого нить дохода, который чуточку упростит жизнь.
Поверьте, даже Гелики пропускают Шестерок (ВАЗ 2106), правда такое ощущение, что народу от этого становится ещё приятнее
я вот не понял почему нельзя бросать газ для включения дворников? я тоже езжу на машине с автоматом, тоже Вольво, но я не всегда держу газ нажатым, могу и накатом катиться. тем более можно бросить газ на секунду, на время включения дворников. к тому же есть датчик дождя, на таком авто просто обязан быть.