Ответить непросто. Машины пересекаются по цене: например, разница между кроссоверами в одной и той же комплектации Prestige меньше 150 000 рублей. Прибавьте сюда одинаковую платформу, сопоставимые габариты и массу унифицированных компонентов. По сути, Venza – это полноприводная Toyota Camry хэтчбек, а Highlander – полноприводная Toyota Camry универсал.
Чтобы у покупателей в автосалоне не взорвался мозг, в российском представительстве японского концерна модели всё же развели. Прежде всего, с помощью силовых агрегатов. Венза поставляется на наш рынок исключительно с четырехцилиндровым мотором 2.7, в то время как "Горец" доступен с более мощным и статусным V6 3.5. В пользу первой модели играют детали оснащения, зато более крупный "родственник" может взять на борт семерых.
Так что же это? Очередная маркетинговая уловка, чтобы не упустить клиента, или автомобили реально отличаются, несмотря на все их сходства? Будем разбираться...
Смотрим. Toyota Highlander — классический двухобъемник. Брутальный и не очень гармоничный стиль явно должен понравиться мужчинам не падким до стилистических изысков. Главное — Хайлендер снаружи производит впечатление крупного внедорожника и напоминает Ленд Круизеры, а значит дизайнеры уже угодили российским покупателям.
Venza более утонченна. Её обтекаемый образ хотя и не слишком замысловат, все же больше радует глаз. Прежде всего, свежестью. И еще необычностью: определить к какому классу относится эта модель затруднительно. Для кроссовера — приземиста, для классического хэтчбека — крупна, для вэна — маловата. В общем, выделиться из толпы первое время получится.
Кажется, что у Venza меньше дорожный просвет. Но это обман зрения! Клиренс под защитой картера у автомобилей одинаковый – 205 мм. Просто у Хайлендера лучше геометрическая проходимость за счет выше расположенного кузова. Именно благодаря высоко стоящему кузову Toyota Highlander кажется действительно крупным вседорожником – именовать его кроссовером язык не поворачивается.
Оказавшись в салоне Highlander, первое, на что сразу же обращаешь внимание – качество отделочных материалов. В машине за два миллиона нет ни одного мягкого и приятного на вид или ощупь кусочка пластика. «Деревянная» наклейка на торпедо на сером фоне выглядит слишком пестро. А кожа — гладкая и скользкая.
Но чудо! Вместо «фирменных» допотопных электронных часиков конца 80-х годов, центральную консоль Хайлендера венчает цветной многофункциональный жидкокристаллический дисплей бортового компьютера. Второй всетойотовский экран, хоть и с простенькой графикой, но наглядно и без особых бликов отображает мультимедийную информацию и навигационную карту.
Эргономика большого кроссовера на уровне: в машине хорошо сидится и далеко глядится. Не хватает только боковой поддержки кресел и диапазонов регулировки руля. В остальном всё выстроено по привычной, а потому удобной схеме: мало того, что всё под руками, так ещё и клавиши все по тойотовской традиции размером со спичечный коробок, а шайбы магнитолы и климат-контроля можно вращать даже в рукавицах.
Под рукой аж четыре (!) подстаканника: для Кока-Колы, Пепси-Колы, Нюка-Колы и кофе. А места в подлокотнике хватит для ведёрка картошки-фри. Одним словом «Made for USA».
Тойоту Вензу тоже кроссовером не назовешь, но по иной причине – садишься в неё, почти как в обычную легковушку. Материалы тут не лучше. Зато интерьер и современнее, и куда интереснее. Главный стилистический изыск салона – асимметричная центральная консоль, а главная «фишка» — многофункциональный тоннель-подлокотник с передвигающейся по рельсам секцией.
С нахождением нужных кнопок и регулировок тоже нет никаких проблем. Разве что оформлено всё немного по-другому. Оба дисплея в Вензе точно такие же, как и в Хайлендере, правда, прошивка навигационной карты оказалась посвежее.
Venza особо внимательна к владельцам смартфонов: для них сделан специальный отсек с бархатными краями внутри и отверстием снизу для подключения аппарата к USB-порту или 12-вольтовой розетке. Кстати, отделка "под карбон" смотрится куда симпатичнее "деревянной".
Салон у обеих машин вполне просторный, особенно для человека среднего роста. Однако если "Горец" берет кубатурой кузова и высотой крыши, то "Венза" — льющимся со всех сторон светом: панорамное остекление и два люка делают свое дело; простор здесь ощущается скорее визуально.
Второй ряд Toyota Venza очень хорош: широкий, просторный, с мягким диваном, регулируемой спинкой и огромным запасом пространства, позволяющим сидеть ногу на ногу.
Багажник – отрада дачника, путешественника, семьянина и просто «плюшкина». 957 литров в номинальном положении, а при сложенных сиденьях – 1988 литров!
А вот чтобы описать, всё, что творится за спинками передних кресел в Toyota Highlander, абзаца не хватит. В первую очередь, стоит сказать, что салон... шестиместный. Да, да, я не говорился именно "шести", хотя формально мест тут семь. Просто второй ряд — это, по сути, два кресла, соединенных перегородкой-подлокотником. Сидеть тут не очень удобно. Зато это место можно с лёгкостью занять детским креслом — вот тогда семерым будет удобно. Если же остаться на втором ряду вдвоем, то уровень комфорта будет как на автомобиле бизнес-класса: откидывающиеся подлокотники, автономная регулировка климат-контроля с отдельными дефлекторами обдува и обилие пространства по всем направлениям.
У Хайлендера в подлокотнике своя потайная «изюминка». Внутри него «живет» дополнительный многофункциональный бокс, который можно поменять местами с тем самым откидным подлокотником второго ряда кресел, окончательно сделав диван двухместным.
Ещё два кресла, расположенные в багажнике, на недолгий путь подойдут и взрослым: места над головой даже здесь с запасом, а чтобы и ногам было свободно нужно немного подвинуть вперед сиденья центрального ряда.
Багажника, само собой, ещё больше, чем в Вензе — аж 1198 литров. Максимально в машину можно впихнуть 2700 литров груза – столько же, сколько, к примеру, в коммерческий «каблучок» Peugeot Partner. А со всеми разложенными сиденьями останется места всего для 292 литров поклажи. Грузить которую можно и через отдельно откидывающееся стекло. Однако больше всего Хайлендер запоминается не грузопассажирскими возможностями, а своим великолепным мотором. Заурядный на первый взгляд 3.5-литровый атмосферник V6 даже со старым пятиступенчатым "автоматом" творит чудеса.
Более чем уверенный старт с места, отчетливый похват в зоне средних оборотов и показательный пик тяги на "верхах". Причем мощность мотора не назвать избыточной, но её хватает всегда и везде. А по запасу эластичности этот двигатель может дать фору многим своим турбо-"коллегам". Нельзя не сказать спасибо японцам и за мягонький "автомат", уберегающий обитателей салона от рывков и толчков, и за вывереную настройку чувствительности акселератора, благодаря которой водитель точнейшим образом использует возможности силового агрегата. А в знак взаимной благодарности от самого "Горца" — приятное урчание шести цилиндров.
О том, что Toyota Highlander в большей степени подходит для дальних вояжей, отчетливо видно по расходу топлива. На трассе при скорости около 100 км/ч удалось достичь показателя в 9,4 литра на "сотню". Причем увеличение скорости до 120-140 км/ч не сильно влияет на аппетит — средний расход поднимается до 12-12,5 литров. А вот в городской толчее приготовьтесь увидеть и 18, и 20, а то и все 25 литров на 100 км.
На удивление нет в Toyota Highlander и американской расхлябанности в поведении на дороге. Двухтонный кроссовер ровно мчит по шоссе, с небольшим запаздыванием заплывая в виражи и не раскачиваясь на ухабах. Поколебать машину может лишь перебор скорости в крутом повороте, когда тяжелый кузов подчиняется власти энерции. На высокой скорости становятся более заметны неровности дорожного покрытия. Если ехать спокойно, то по колдобинам Хайлендер ступает, словно по вате — полный комфорт. Но стоит прибавить газу, как стыки и трещины начинают обретать форму. Особо крупные порой досаждают и приглушёнными ударами.
Шумоизоляция Тойоты Хайлендер безупречна примерно до скорость в 100 км/ч. Затем начинают проявляться и гул покрышек, и аэродинамические шумы большого и квадратного кузова. Venza имеет меньше оснований гордиться своим мотором. Хотя у него и объем приличный — 2,7 литра, и сил 187, и "автомат" более современный — шестиступенчатый. Но цилиндров всего четыре, "лошадей" все-таки на 86 меньше, чем в Хайлендере. А по весу Венза уступает Хайлендеру не сильно.
Нет, силового агрегата машине хватает. Но впритык. Если в городе это не особо заметно и, в общем-то, никак не мешает, то на шоссе всё встаёт на свои места. Тут вам плавное ускорение, пытающееся догнать стрелку тахометра и приглушенное визжание двигателя. А обгоны — только с хорошим запасом по "встречке". С другой стороны, если всё делать размеренно и плавно, как и положено на семейном кроссовере, то претензия к динамике Вензы останется одна — невозможность при острой необходимости быстро обгонять. А так, едет и едет: нужно ехать 100 км/ч — поедет 100, нужно 150 км/ч — будет и 150.
Настройки "автомата" Вензы, вне зависимости от манеры вождения и включенного режима, всегда на стороне комфорта. То есть переключения происходят плавно и незаметно. Шестая передача — не для рекордов скорости, а в угоду экономичности. Кстати, забегая вперед, отметим, что средний расход топлива Вензы за день теста мало чем уступил расходу Хайлендера. Не удивительно: при одинаковых нагрузках, мотор младшей Тойоты работает на заметно более высоких оборотах. Размеренность и плавность также необходимы при управлении Вензой. Как и в Хайлендере, чувствуется, что машина увесистая, и лишний раз отправлять её в "крутое пике" не стоит. Передние колеса на отклонения руля здесь тоже реагируют с театральной паузой, но из-за более низкой посадки за рулём, тормозить перед виражом острой необходимости нет.
Ездовой комфорт Вензы в меньшей мере зависит от скорости проезда по неровностям. Но убаюкивающей плавности Хайлендера, здесь нет. Да и шумоизоляция арок на младшем кроссовере явно проще.
Внедорожные испытания кроссоверов мы оставили за кормой. И так ясно, что преимущество Хайлендера перед Вензой очевидно. Постоянный полный привод против подключаемого, лучшая геометрическая проходимость и пара-тройка кнопок, которые не имеют никакого отношения к внедорожным способностям, но в умелых руках смогут хоть как-то подсобить. Venza стала шестым полноприводным автомобилем в семействе Toyota. Правда реальных внедорожников в модельной линейке от этого не прибавилось. Более того, если собрать воедино прямые и косвенные параметры «внедорожности», Venza окажется самой неспособной из всех Тойот. Разве что, за бордюры особо не цепляется.
RAV4 хотя и проигрывает ей (чуть-чуть) в дорожном просвете, имеет заметно лучшую геометрическую проходимость, меньший вес и электронную блокировку муфты. Преимущество Highlander конечно же в том, что у него всегда «гребут» все четыре колеса, неплохая "геометрия" и двигатель с хорошим запасом крутящего момента. Легендарный «проходимец» Land Cruiser одел пафосный «костюм», но остался верен полному набору внедорожных атрибутов. Однако огромная масса нивелирует часть преимуществ. Если LC200 ляжет на «брюхо», придётся идти за трактором. Да и мало кто едет покорять бездорожье на передвижной люксовой «квартире». Именно поэтому мы поставили утилитарный Hilux выше «Круйзера». Бездорожье – стихия тойотовского пикапа. Ему в помощь простой, но очень тяговитый дизель, жесткое подключение «передка», понижающая передача в «раздатке» и «самоблок» в заднем мосту. Ну а самый универсальный тойотовский внедорожник – LC Prado. На нем и в «свет», и на Байкал можно рвануть. Почти полный набор внедорожной атрибутики позволяет творить чудеса: «понижайка», две блокировки, регулируемый клиренс. Не стоит забывать и о том, что проходимость очень сильно зависит, конечно же, и от того, кто окажется за рулём. Поскольку умельцы есть разные: одни и «Круизер» в соседней луже утопить умудряются, а другие на RAV4 забираются черти куда…
Получается, что у двух по многим параметрам схожих моделей одной марки, различий ещё больше. А главное, у них разные покупатели. Довольные владельцы Toyota Camry, когда она им всё-таки надоедает, часто спрашивают меня, какую машину купить следующую: "Мне бы так, чтобы всё тоже самое.., но по-другому и лучше". Теперь у меня есть мгновенный ответ на этот вопрос — Toyota Venza. Её можно просто пойти и купить не задумываясь — после Камри это будет самый логичный шаг.
А вот для покупки комфортного Toyota Highlander нужны всё-таки четкие и веские доводы. Несмотря на всю свою универсальность и практичность, у машины более узкая "специализация". Я нашел две причины: либо вы — заядлый автопутешественник с большой семьей или кампанией, либо Крузеры и Лексусы дороговаты, но очень хочется "настоящий японский джип"...
Краткие технические характеристики
Toyota Highlander | Toyota Venza | |
Габариты (Д х Ш х В) | 4 785 × 1 910 × 1 760 | 4 833 × 1 905 × 1 610 |
Снаряженная масса, кг | 2 125 | 1 945 |
Клиренс, мм | 205 | 205 |
Объем багажника, л | 292 / 2 700 | 975 / 1 988 |
Объем топливного бака л | 70 | 70 |
Двигатель | бензиновый V6 3.5, 273 л. с. | бензиновый 2.7 л, 187 л. с. |
Коробка передач | автоматическая, 5-ступенчатая | автоматическая, 6-ступенчатая |
Привод | постоянный полный | подключаемый полный |
Разгон 0-100 км/ч,с. | 8,2 | 10,6 |
Максимальная скорость, км/ч | 180 | 180 |
Средний расход топлива, л/100 км | 12,4 | 10 |
Конкуренты Toyota Venza и Toyota Highlander на российском рынке
А если возникает вопрос, кто может считаться альтернативой Venza и конкурентом Highlander? Компания для Вензы – это недавно еще немногочисленный, а сейчас расширяющийся класс УПП – универсалов повышенной проходимости. Это Subaru Outback, Volvo XC70, Passat Alltrack – большие, с комфортом городского седана, но более проходимые и устойчивые на трассе. Цена — от 1.5 млн и выше… Конкуренты Highlander — Honda Pilot, Mazda CX-9, Ford Explorer. Более массивные, действительно выглядящие, как «пацанские джипы», часто 7-местные… Но, конечно, недотягивающие на титула «внедорожника». Стоят в среднем под 2 млн рублей.Редакция портала Kolesa.ru благодарит "Тойота Центр Автово" — официального дилера Toyota и российское представительство Toyota за предоставленные автомобили.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться