Зачем?
Сразу возникает вопрос: зачем этот “Шмель” вообще нужен? Не самый популярный формат, мягко выражаясь. Ан нет, популярный. Вспомните легендарный “Муравей” ТМЗ Т200, простоявший на конвейере почти пятьдесят лет. Да, руль держать приходилось крепко, да, конструкция имела слабые места. Но ведь покупали! И ездили. Некоторые — по многу лет.
Когда в 1995 мотопроизводство в Туле успешно загнулось, на российском рынке ниша грузовых мотороллеров опустела. А за границей в неё тем временем производители ломились изо всех сил. И там трициклы-грузовики на своих трёх колёсах стоят уверенно и сегодня. Но стоят они почти как четырёхколёсные автомобили.
Например, итальянский Piaggio APE TM обойдётся в 7 000 евро, аргентинский Zanella ZMAX 200 — в 4 000. Есть, правда, индийский Bajaj Maxima C, который стоит от 300 тысяч рублей, но это именно мотороллер с мотоциклетным рулём, которому внезапно перепала крыша, японский атмосферный дизель (!) и зачем-то — задняя независимая подвеска. Как-то этот “Бажаж” в России не зашёл, и могу понять, почему. Дизельный мотороллер с независимой подвеской – это по смелости конструкторской задумки практически как купе-минивэн на пространственной раме Renault Avantime, быстро почивший в Бозе.
Другое дело — наша родная техника, разработанная в Великом Новгороде силами специалистов компании “Альтернативная коммерческая техника” (АКТ). Пожалуйста, не думайте, что они что-то там скопировали у западных или восточных конкурентов! Трёхколёсная конструкция сама по себе настолько самобытна, что можно сделать всё, что угодно, и всё равно это будет похоже на наш “Муравей” или их Bajaj одновременно.
“Шмель” — продукт типично российский, хоть и с китайским мотором от Lifan: практичный, дешёвый и страшненький. Его создатели опечалены присутствием импортного мотора, но российских моторов такого класса просто нет. Не ставить же в этого малыша ЯМЗ-536? Оставим это развлечение любителем чего-нибудь свапнуть и посмотрим, что получилось сделать из множества российских компонентов, железа, пластика и энтузиазма.
Подойдёт #атшахи
С лёгкой руки администраторов легендарного в узких кругах ВК-сообщества «Пазний Иж» широкое распространение получил хэштег #атшахи, обозначающий неродную деталь от ВАЗ-2106 и иногда доработанную по месту напильником. В сущности – порицаемый и высмеиваемый “колхоз”. Но в случае со “Шмелем” использование деталей от вазовской “классики” оправдано на 146%.
Ну, кто не знает, как при необходимости перебрать жигулёвский задний мост? Да и деталей (причём копеечных) в каждом посёлке как чудес за баней. Так что использование заднего моста от ВАЗа — очень даже удачный ход.
Мотор, как я уже говорил, китайский. Это Lifan 163 ML мощностью 20 л.с. Объём — 200 “кубиков”, максимальный крутящий момент — 15 Нм. У него жидкостная система охлаждения и даже неплохая репутация (прошлое этого мотора уходит к светлым корням Honda образца 1975 года). Если вы ещё не совсем шокированы характеристиками мотора, до вот вам контрольный удар с ноги в челюсть — это карбюраторный двигатель. Олдскул как он есть.
Коробка передач тут интегрированная с двигателем. Она механическая, секвентальная. И в кабине стоят два рычага трансмиссии. Зачем? Потому что для включения задней передачи нужно использовать реверс редуктора. То есть теперь передние передачи становятся задними. Да, все пять.
Рама — сварная из металлических труб. Каркас кабины тоже сварен из металла, но наружные панели сделаны из прочного композитного материала, так что она получилась лёгкой и не боится коррозии. Вообще, кабине конструкторы уделили очень много внимания. Несмотря на несколько несолидный экстерьер трицикла, к вопросам безопасности подход тут серьёзный. Гораздо серьёзнее, чем требовалось для получения ОТТС (одобрения типа транспортного средства). Тут и все безопасные триплексные стёкла, и ремни безопасности, и каркас кабины… Может, по меркам современного автомобиля этого очень мало, но по меркам трицикла — это очень много.
Рулевое управление типа “шестерня-рейка” не имеет ГУРа. Ну и не больно-то он нужен с одним колесом и снаряжённой массой 490 кг. Кстати, передняя подвеска тоже родом из Китая. Это обычная телескопическая вилка с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами.
А вот в задней подвеске кое-что может удивить. Это “кое-что” — рессоры от уазика. Казалось бы: зачем этому малышу по шесть листов в каждой рессоре? Ответ прост. Конструкторы знают, где живут, и совершенно справедливо полагают, что если объявленная грузоподъёмность составляет тонну, грузить в “Шмеля” будут либо пока место в кузове не закончится, либо пока рама не треснет. Поэтому некоторый запас необходим. Кстати, на испытаниях “Шмель” вёз 1,4 тонны и не развалился. Но это так, информация к размышлению.
Мы сегодня будем кататься на машине с тентом. Объём загрузочного пространства — 4 кубометра. Чтобы было легче себе представить эту величину, напомню, что, например, объём у Газель Фермер ГАЗ-33023 (со сдвоенной кабиной) составляет 4,5 м3, а у обычной Газели ГАЗ-3302 — 9 м3. Согласен, убийца ГАЗели из “Шмеля” не вышел. Для этого есть другой автомобиль. С другой стороны, и ценовая категория тут совершенно другая.
Габариты кузова что у тентованной, что у бортовой машин одинаковые — 2х1,5 м. Площадь пола фургона тоже такая же, и загрузочное пространство там точно такое же — 4 м3.
Ну что, попробуем покататься?
Полёт “Шмеля”
Я уже говорил, что внутри кабины этого трицикла так же уныло, как в холодильнике семьи бюджетников в середине 90-х. Тут нет даже солнечнозащитных козырьков (хотя, может, это особенность предсерийного образца?) Сиденья тоже больше похожи на табуретки со спинками, так что о регулировках забудьте. Тут надо постараться принять форму автомобиля. Если честно, я бы с эргономикой тут ещё немного поработал.
Вверху пространства получилось явно больше, чем внизу. Мои ножки в ботинках 45-го размера никак не могли найти себе места, зато руль оказался далековат. Хотя ногам всё равно пришлось хуже: педальный узел на мой размер обуви точно не рассчитан. К тому же все три педали зачем-то собрали в кучу и поставили так, чтобы одной ногой можно было давить сразу две педали. Одним словом, я против такого педального узла.
Приборная панель относительно руля смещена вправо. Я видел приборки за рулём и в центре панели, но так застенчиво выглядывающую из-за правой части обода руля я не встречал ни разу. Впрочем, недостатков у такой компоновки я не нашёл. Всё видно, всё читаемо. Хотя, признаться, читать там особо и нечего, но весь “джентльменский” набор шкал есть: спидометр, тахометр, указатели температуры и уровня топлива. Есть даже индикация выбранной передачи, что выглядит явным “премиумом” или даже “лухури”.
Так как мотор у нас карбюраторный, то есть у нас и рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора, она же — подсос. Если честно, она вызывает умиление. Где сейчас такое ещё встретишь?
Под стулом (назовём это так) пассажира стоит аккумуляторная батарея, перед его ногами — бачок омывателя. Удобно, конечно… Особенно если учесть, что к двигателю можно подобраться лишь сняв кабину. Хорошо, что с этим легко справляется один человек. И будет просто здорово, если этот же человек будет владельцем этой машины, потому что спереть с неё можно много всякого. Тут и расширительный бачок на улице стоит, и бензобак… Другое дело, что всё это добро никому и даром не сдалось: “Шмель” у нас пока не так популярен, как Логан или Солярис. Пока.
Мотор, на котором практически сидит водитель, слышен очень хорошо. А звук его, признаться, совсем не как у V10. Так себе звучок. Ладно, всё-таки машина крайне бюджетная, не будем придираться к звуку. Лучше включим первую передачу и попробуем на этом трицикле “повжигать”.
Помните про момент в 15 Нм? Про максимальную скорость в 65 км/ч? Про пять передач? Ага, кто-то уже сделал абсолютно правильный выбор: шуровать рычагом КПП приходится постоянно. Но если выбирать передачи правильно, полёт “Шмеля” не выглядит уныло. Не сказать, что “прёт” (прёт КрАЗ), но едет весьма бодро. Правда, к секвентальной коробке нужно привыкать. Хотя бы минут пять, потом всё становится очень легко.
А вот к расположению рычага привыкнуть тяжелее. Под рукой постоянно оказывается рычаг реверса, который на ходу лучше не трогать, а рычаг КПП слишком смещён назад. Так как переключения у секвентальной коробки мотоциклетное (назад – на повышение передач, вперёд – на понижение), то для включения повышенных передач руку приходится сильно отводить назад.
К сожалению, у нас не было возможности в полной мере оценить способность машины “держать дугу” и прямую. Даже попробовать её в потоке не получилось: у неё ещё нет номеров. Так что это отложим на потом, но пока отметим потрясающую маневренность. Протиснуться можно везде, причём обзор со всех сторон очень хорош. И ещё: в кабине рядом со мной сидел представитель завода. Так сошлись звёзды, что он, как и я, мужчина совсем не миниатюрный, а мы оба одеты в зимнюю одежду. И тем не менее мы друг об друга не тёрлись: места вполне достаточно и на тесноту жаловаться было бы несправедливо. Я же говорил, что автомобиля тут много?
Что ещё?
Как и полагается серьёзному производителю, завод предлагает несколько модификаций. Это, как я уже говорил, бортовая машина, тентованная и фургон. Но помимо этого можно заказать и другие платформы, например, для передвижной торговлей кофе, фастфудом или мороженым. Неплохо машина показала бы себя в сфере ЖКХ (на ней удобно ездить по дворам), а ещё на платформу можно поставить… маленький экскаватор. В общем, любой каприз за ваши деньги.
Ну вот и подошли к главному вопросу: сколько это чудо стоит. Его цена меня просто шокировала, причём — в лучшем смысле слова. Базовая бортовая версия обойдётся всего в 250 тысяч рублей, самая “топовая” в виде фургона — в 300.
В будущем даже планируется выпуск электрической версии. Правда, на дороги общего пользования «электрошмель» выпускать не собираются: современные батареи достаточной ёмкости для него слишком тяжёлые и громоздкие. Но осуществлять какие-нибудь внутризаводские перевозки он сможет.
А ещё его планируют выпускать в версии самосвала, а качестве трансмиссии ставить вариатор.
Что ты на это скажешь, Илон Маск?
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Вот это расход!еще бы разгонялся он до 100 хотяб, хотя это было бы уже страшно
Мне было бы страшно на трёхколёсной машине сотню ехать))
[decom_attached_image_1520789785967] 180 км/ч
А смысл? Я как бывший деревенский житель и водитель дедушкиного "Муравья" быстрее 55-ти никогда не ездил, даже пустой, а с полным кузовом сена/яблок/картошки и т.д... Смысл? А о таком-то помощнике по хозяйству даже и мечтать не мог! Сейчас эта ниша вообще пуста, что печально. А в деревнях далеко не каждый сможет купить машину с прицепом для хозяйства.
Хороший помощник в хозяйстве! В характеристиках нет радиуса разворота. Когда в серию запустят?
Обещают через полтора-два месяца.
Продукт эпохи восстановления народного хозяйства послевоенной разрухи, комментировать нечего.
В Италии война вроде давно закончилось - и ничего, Piaggio до сих пор десятками тысяч продают.
В Италии тепло круглый год, и снега не бывает. Обычно.
В горах бывает, а гор там много. Но даже если тепло, причём тут снег и компоновка с мотоциклетным мотором и 3 колёсами?
Если тепло, то снег точно ни при чем :)
А как помещает холод машине с печкой?
Китайцы строят на базе подобных скутеров даже автокраны, экскаваторы и всевозможные подъемники для коммунальных служб.
Здесь это тоже всё есть в планах. Первым на очереди стоит экскаватор.
Неполноповоротная обратная лопата нулевой размерной группы?
А вот этого я пока не могу сказать, к сожалению.
Категория ТС какая - немаловажный вопрос. Погуглил и нашел сам - мототехника категории L5, правда у белорусских братьев, и грузоподъемность они указывают 700 кг
Да, L5, права категории В1 (обычные легковые В).
Это же очевидный прогресс! А то на каких-то ГАЗах и ЗИЛах ездили. Страна уже поднялась аж до уровня Камбоджи!!! Большое спасибо демократизаторам! Вбили таки очередной гвоздь в крышку комунизма! Сейчас заживём!
Ну, знаете, ГАЗ-52 с рядной шестёркой, скопированной у Форда в 30-е годы и не так уж сильно ушедшей от исходника технологически - тоже не бог весть какой прогресс :) Удачных моторов и конструкций для потребительского рынка за советское время можно пересчитать по пальцам.
Да, оговорка с Фордом показательна, главное ведь озвучить, что "скопировано", а там неважно, по сути, с чего, с Форда Фокуса или Доджа Пол-пятого. Главное, что скопировали.
*поправка: не у Форда, а у Доджа. Что не отменяет сути.
Проблема в том, что перевод из дюймов в метрику по факту означает разработку нового двигателя, ибо у вас плывут ВСЕ размеры. Ну да ничего, журналист должен иметь мнение обо всем, а не вникать в какие-то там тонкости.
Не передёргивайте. Я не пишу "мотор от Доджа", а "скопированный с Доджа". Глупо отрицать тот факт, что он был скопирован с мотора уже практически 10-летней на тот момент давности. И в течение более чем 50 лет, с 39 по 93 год, выпускался в совке серийно. Тут никаких гвоздей в гроб не нужно, оно само отвалится. PS: что, кстати, не отменяет поразительных успехов ГАЗа как раз уже в новое время.
Вы просто пишете о том, что вы некомпетентны. Юмор в том, что детали #атдоджа не подойдут к ГАЗовскому мотору из-за разной геометрии. У мотров разные межцентровые расстояния (а это разные коленвалы и блоки цилиндров), разные диаметры поршней и их ход. А когда это хозяйство невзаимозаменяемо, то речь о "копии" идти не может. Вот компоновку мотора, да, воспроизвели достаточно близко, правда поменяли привод ГРМ (кстати, зря), маслоприемник и много чего по мелочи. И ваша некометентность как раз в этом и проявляется, что для вас "позаимствовать компоновку" и "скопировать двигатель" - одно и то же, а для специалиста - нет. Но журналист - не специалист ведь? Зачем голову лишним забивать. Проще же написать, что двигатель М-412 скопирован с БМВ М10, а ВАЗ-2101 скопирован с ФИАТа-124.
Эд, я рад за вас, что вы прочитали какие-то труды о процессе создания мотора ГАЗ-11. Если у вас вызывает боли в нижней части туловища термин "скопировали", используйте термин "сделали на основе". Он же вас устроит? Или вы станете доказывать, что сходство с доджемотором - это всё случайные совпадения? Я в своём комментарии говорил не об этом. А о том, что конструкция 1928 года, переработанная в 1937-1939 годах, умудрилась с несколькими ревизиями пережить сам совок и дотянуть на конвейере до 1993 года, так что говорить о прогрессивности советской автомобильной промышленности (не путать с конструкторской мыслью - речь о комплексе), мягко говоря, неуместно.
Да и в писю прогрессивность. Своему назначению - эксплуатация в колхозе с ремонтом в местной мастерской со станками времён ленд-лиза и земляным полом - мотор образца 1928 года отрабатывал на 200%. Что вы предлагаете в качестве альтернативы ? Дизель с непосредственным впрыском и коммон-рэйл ?... Прогресс ради прогресса ? Так у нас слава б_гу был не капитализм чтобы так над людьми измываться ради прибылей...
Да прогрессивной общественности, далекой от производственных будней, сложно понять такие моменты. Им треба, чтобы каждые 3 года новый мотор, с турбонаддувом, непосредственным впрыском и блоком цилиндров из магния.
У меня боль вызывает, что некомпетентные люди, вместо того, чтобы заниматься образованием и расширять кругозор, занимаются написанием статей в интернетах. А потом мы удивляемся, что стало с нашей автожурналистикой, откуда берутся штампы про "расточенные моторы" и прочие проявления дна. Это не я вам, а вы мне должны разъяснять нюансы понятий "скопировали" и "взяли за основу". То, что катит под пивасик в гараже у михалычей, недопустимо для журналиста. Про то, что доджемотор и ГАЗовский не имеют ничего общего речь вообще не шла. И приписывать мне тезис о "прогрессивности" советской промышленности - это дешевый прием, он не прокатит, это вообще не утверждалось, читайте внимательно то, что я вам пишу.
У меня для вас есть отличный выход из ситуации: не ходите на Колёса, не читайте наших публикаций и не комментируйте их, если они вам кажутся некомпетентными. И тогда болеть ничего не будет.
Давайте вы не будете рассказывать мне, что делать, а лучше займетесь повышением своего профессионального уровня. К счастью, на колесах.ру есть замечательные технически и исторически подкованные авторы, которых приятно и познавательно читать, и на которых вам стоило бы равняться, а не скатываться до базарного "не нравится - пошел вон отсюда".
атдоджа ГАЗу много что подходит, в том числе и некоторые прокладки. Точнее, наоборот: от ГАЗа Доджу, что позволяет иногда схалтурить при реставрации.
Дело скорее не в размерах, а в номенклатуре крепежного материала, сталей, чугуна и цветных сплавов. При всем желании нельзя скопировать все нюансы, а это означает, что мотор приходится перепроектировать, проверять все конструктивы на новую реальность. Но в целом путь доведения до ума удачной чужой конструкции был свойственен довоенной промышленности СССР в области двигателестроения, это касается в первую очередь авиамоторов, конечно, а ГАЗ вообще купил именно производственную линию, вместе с техпроцессами. И на мой взгляд, это вполне нормальная практика для того исторического периода, тем более что по нынешним временам технологии отдавали полностью и задаром.
Lezvie, ну да, в СССР же Муравья не было, одни ГАЗы и ЗИЛы) А теперь вместо взрослых грузовиков одни Шмели ездят.
А если серьезно, то Муравей с отапливаемой кабиной и грузоподъемностью в тонну в СССР с руками бы отрывали, но там такого не было.
Пазний джихад неизбежен! (с) Колеса.ру заразились ижанитом окончательно, и это радует. Сначала Полажинец, теперь Баландин. Ждем от Игнашина обзоров по пазнему, сраннему, шахе. Ну и конечно же статья про шприцевание баяри)
Что-что простите, мне нужно сделать?
Борис, я тоже не понял. Видимо, опуститься до уровня меня и Олега. Тебе слабо?))))
Из сообщества "Пазний Иж" в ВК: "Григорий Зубкевич Походу половина редакции Колес - админы Пазнего Ижа 11 мар в 22:37"
Отчего же опуститься, наоборот)
Не напрягайтесь, это локальные мемы с Пазнего Ижа. Пазний - это 412-028, объект культа, который гниет прямо в процессе производства, после выхода кузова из ижанитного цеха (места где наносят оржавляющее покрытие). Сранний - это ижевский 412-ый до 1982 года, с хромом. Шаха - это 2106, от которой все детали подходят Ижу (потому что родных не найти). Баяри - собирательное название всех Волг и их владельцев, объект постоянно стеба. Название - от ресто-клуба волговодов - "Бояре". Так как настоящая Волга может быть только со шкворневой подвеской, отдельное глумление - это процесс шприцевания и ТАД-17. https://pp.userapi.com/c844521/v844521402/90f7/t8Z2PtPGsmE.jpg - например. В общем, это все кажется дурдомом, но втягиваешься, потому как порой очень смешно, особенно, если иметь отношение к москвичевской тусовке. А Ваш обзор на 412-028, с двумя частями, как Вы делаете, 1 - как быстро сгнивает кузов и 2 - как лечить течи масла у башкирмотора произвел бы фурор)))
Забавно. Но пожалуй, нет )
Разработчикам конечно желаю успехов, но... Двухосный МЗСА 817730.012 стоит 67 тысяч, способен так же нести на себе тонну (неофициально конечно же). При этом водитель остается в своем любимом 4-колесном авто с кондиционером и прочими благами. И ехать по шоссе сотку.
Вы сравниваете громоздкий автопоезд из буксировщика и двухосного прицепа с городским развозным фургончиком, разворачивающимся буквально на пятачке ? ВАТ ? В чём смысл сравнения ? Достаточно представить себе попытку развернуть этот автопоезд на классической городской улице (две полосы, на обочинах припаркованы машины) или внутри городской застройки, чтобы понять, что это объекты бесконечно далёкие друг от друга по качествам как развозного транспорта.
Зависит от назначения. Если наемный водитель развозить легкий груз по точкам в центре мегаполиса - то да, трицикл оправдывает себя. И максималка в 60 км/ч даже нормально. Но если для своих потртебностей перевозить что-то, в т.ч. и за город, то прицеп выигрывает.
"За неимением горничной, сойдёт и дворник-инвалид!" Я только не понял,- это перемотоцикл, или недомашина? Цена, надо понимать, 4000 евро(+/-). Проще и здоровее, взять за 2 тысячи б/у иномарку, ещё за 2 тыс. её растоможить. Обещанного расхода в три литра, конечно не будет. И тонну груза не увезёт. Но для здоровья будет полезнее.
Труба глушителя волочётся по дороге у негружёного "Вжика". Вопрос,- как быстро, и как часто её будут рвать, на замечательных российских дорогах? Многие, в 90-х, пытались подработать на личном транспорте. Я не был исключением. У меня была 3-шка, у приятеля 6-ка. Мы так лихо насобачились менять подшипники полуосей! А возили-то всего по 300-500 кг (плитка и печатные издания). Про тонну разговора не было.
Полная масса подкатывает под 1,5 тонны. А "механического ножного тормоза" не маловато-ли будет??? А замена тормозных тяг, не высветит после каждого торможения??? При правильной загрузке кузова (без потери управляемости), треть груза + два пассажира (почти пол-тонны) "упадут" на несчастную мотоциклетную вилку и одно колесо. Понятно, что водитель богатырь и руль провернёт (или выворотит), но вилка-то с колесом выдюжат??? Все вопросы не счесть. Но я-бы не позавидовал заводу изготовителю, если он даст хотя-бы 6 месяцев гарантии.
Нормальная тачка . Хочу такую . :)
С одной стороны, вроде неплохо, но по факту "редкая птица долетит до середины Днепра", думаю мало кто его купит) Почему? Потому что проще и практичней купить бэушный ИЖ-2717 (не пазний иж, но всеж) или головастика, это будет и дешевле, и проще, и надежнее))) но создатели все равно молодцы, что рискнули построить автобизнес в тяжелое время))