Вероятно, меня с полным основанием можно считать патриархом
внешнеторговой рекламы отечественных автомобилей. Начав с Волги ГАЗ-21,
я через девятнадцать лет «остановился» на Москвиче-2141.
Первый гонорар я получил в 1961 году за фото отделочниц на строящейся станции метро «Академическая». Его опубликовали в газете «Метростроевец». За 5 последующих лет печатался в газетах «Ленинское знамя», «Строительная газета»... В «Советский экспорт» - рекламный журнал министерства внешней торговли СССР - меня привел брат, перешедший туда с должности начальника цеха типографии Внешторгиздата. До 1966 года (с перерывом на армию, где я служил фотографом) периодически иллюстрировал статьи брата ч/б фотографиями… Это предыстория к тому, что я хочу рассказать. Всего два эпизода: с чего началась и на чём остановилась моя карьера рекламного фотографа советских автомобилей.
Как и в каких условиях создавалась реклама о достижениях советского автопрома, расходившаяся без малого в ста странах, мне кажется, может быть интересно читателям Колеса.ру.
Эпизод первый - начало
Июль 1966 года. В/О «Автоэкспорт» - организация, торгующая автомобилями за рубежом – решила в срочном порядке выпустить первый рекламный каталог всей своей продукции. Выполнить заказ было поручено редакции журнала «Советский экспорт». Ей, прежде всего, было необходимо в самые сжатые сроки организовать и провести цветную рекламную фотосъёмку легковых и грузовых автомобилей, спецмашин, прицепов, мотоциклов, велосипедов и всей остальной номенклатуры, включая пожарные мотопомпы … Проблема- какими силами это сделать? Штатный фотограф занят съемками для журнала. Внештатнику же нельзя выдать казенную фотоаппаратуру, пленку, и его невозможно послать в командировку. И вот, обстоятельств не помню, меня привлекают к съемкам. Для этого временно назначают на должность контрольного редактора, выдают камеру 6Х6 «Мамия С3» с тремя объективами и строго лимитированную (3 кадра на принятый неподвижный и 6 на двигающийся объект) цветную пленку «Кодак». Примечательно, что до этого я на слайд не снимал, а после старенького «Роллейфлекса» от попавшей в руки «Мамии» просто балдел... Мне выписали командировку сразу на месяц в Горький, Ульяновск, Миасс, Челябинск, а также кучу других малых городов, где на автомобильные шасси устанавливалось спецоборудование. Конечно, в сущности, я не представлял масштаб и трудности того, что мне предстояло. Удивительно, но я был уверен в себе и не осознавал, какую ответственность брала на себя редакция, поручив такое (учитывая перспективу возможности моей технической и творческой неудачи) задание двадцатилетнему молодому человеку.
Из дневника: «Я на ГАЗе. Маршрут: зам. директора по экспорту - главный инженер завода – отдел испытаний. Результат: выделено пять автомобилей и водитель-испытатель. Впереди пять рабочих дней. С чего начать? Надо искать натуру. Два дня с утра до вечера на рабочей машине испытателя колесили по области в поисках (под задуманные сюжеты) мест съемки. И вот первый кадр - «Волга» ГАЗ-21 на дороге. За рулем водитель-испытатель. За спиной- его дочка. (тогда не возбранялось так возить детей – А.В.). Да здравствует «Мамия» и её телеобъектив! Дело пошло. Волга – на фоне яхты, ГАЗ-53 на погрузке контейнера, ГАЗ-66 на бездорожье… Уложился в два дня и лимит расходования пленки – 6 кадров на сюжет. Все заняло четыре дня».
«Переехал в Саранск. Там на шасси ГАЗ-53 выпускают самосвал. В пятницу решил организационные вопросы. В субботу снимал. Долго было искать и грузить навоз. Машину от навоза отчищали вместе с водителем. Пейзажи клёвые. Кадр – разгрузка удобрения на поле- нашёлся почти сразу».
«…Ульяновск, УАЗ. Машины с конвейера зелёные. Что делать? Надо красить. У завода план и проблема с краской. Вопрос решил директор. Однако в покраске машин пришлось принять самое непосредственное участие. Сложно было высушить машины без пыли, прилипших мух и комаров. Живу по-королевски в директорской гостинице, питаюсь с начальством. Сюжеты: «Буханка» у самолёта. Скорая в проводку – динамика. Грузовик – погрузка яблок в саду. Ящиков хороших не нашёл, а девушки из БТИ завода симпатичные».
«Миасс, Уральский автомобильный завод. Поселили в директорском пансионате на озере Тургояк. Фантастика! Кормят, как в ресторане. Готовят по заказу. Уезжать не хотелось. Со съемкой всё просто. Машины на конвейере красились песочным цветом – партия для военных в Египет. На рабочей машине отдела испытаний выбрали и «проверили» брод, горку… Машина для съемки не обкатанная, «тупая», прямо с конвейера. Водителя удалось уговорить рисковать. Отчаянный. Застряли один раз. Вытащили рабочей машиной. После съемки этот «УРАЛ» за границу уже не годится. Вопрос решают с Автоэкспортом…»
Потом был Челябинский завод тяжёлых прицепов. Запомнилась съемка спецмашины в каком-то городке, производство которой размещалось в соборе монастыря, где на сварку машин смотрели сверху лики святых. Затем транзитом (только отдал на проявку в лабораторию АПН отснятый материал) через Москву поезд увез меня в следующую командировку в Минск на МАЗ, в Кременчуг на КРАЗ… Удивляюсь своей тогдашней самоуверенности. Съемка на слайд требовала особо точной экспозиции, а мне пришлось возить отснятый материал с собой, и увидел результат всей работы только по возвращении в Москву. Пролетело лето, отснятый материал проявлен. Это около пятисот пленок по 12 кадров. Они нарезаны, отобранные кадры помещены в полиэтиленовые пакетики. Съемка одобрена и принята редакцией и Автоэкспортом. Со мной метаморфоза. Без малого за два месяца из фотографического новичка я превратился в «крутого перца», под которого редакция в скором времени выбила единицу штатного фотокорреспондента. Каталог же был выпущен в положенный срок, а я отработал алгоритм организации и проведения рекламных фотосъемок автомобилей, что в дальнейшем использовал при съемке всевозможной техники, идущей на экспорт.
Эпизод второй - апофеоз
Москва, февраль 1985 года. Мне предложили провести фотосъемку для проспекта Москвича-2141. Автомобиль для съёмки один - эталонный, стоит в заводском музее. Вывозить на улицу нельзя.. Снимать только в музее. А как? Там теснота. Не то, что снимать, из-за других экспонатов и подойти трудно. Я сказал, что подумаю. А когда придумал снимать машину на льду Дворца спорта АЗЛК - он через дорогу от музея – согласился. Решил вопрос зам. директора АЗЛК. Условия: съемка должна уложиться в одну ночь, машину заводить нельзя, но перекатить на буксире можно.
А как снимать без предварительного макета (фор-макета) проспекта? Предложений у Заказчика не было. Сказал, что сделаю сам. К тому времени за моими плечами были десятки макетов отдельных рекламных объявлений и плакатов…То же самое с текстом? Ведь он должен быть увязан с изобразительным решением. Либо макет под текст, либо текст под макет. Взялся справиться своими силами. Опыт был большой: придумано изрядное количество лозунгов к сделанным мною рекламным объявлениям, написана не одна статья, правда, не об автомобилях, а о производстве самолётов.
Сегодня трудно представить, что тогда макет журнала «Советский экспорт», который печатался на шести языках в Австрии и распространялся в 120 странах, изготавливался «аналоговым» способом, то есть с помощью ножниц и резинового клея. Собственно, так поступил и я. Склеил макет проспекта, написал слоганы, текст принес в рекламный отдел Автоэкспорта. Понравилось, утвердили. Текст, макет и, конечно, съемка – всё за мной.
В моем распоряжении фотокамеры «Лингоф Техника» 9Х12, «Мамия РБ 67» 6Х7, 8 осветительных приборов по 1 кВт, плёнка – по 4 кадра на сюжет. Заводчане доставили на лёд Дворца «Москвич», помогли очистить колёса и ушли спать. Местный электрик подтянул на лёд кабель и тоже ушёл. Ледовая арена не освещена. Только мой свет. Можно начинать. Макет передо мной. Только бы ничего не пропустить. Главное было правильно выставлять свет на каждый сюжет проспекта и не ошибиться с экспозицией. За ночь пробежал марафон, бегая от камеры к осветительным приборам, передвигая их буквально по сантиметрам. В результате за шесть часов работа была сделана. Правда, сам объект съемки при этом не вызывал у меня положительных эмоций. Невооруженным глазом были видны дефекты ручной сборки, щетину на нешлифованной резине колёс пришлось обрезать ножиком…
В журнале «Советский экспорт» я проработал до 1988 года. За четыре года было много различных съемок, в том числе и автомобильных. Тем не менее, апофеозом моего многолетнего рекламного творчества стал проспект автомобиля Москвич-2141.
Сегодня даже мне самому трудно представить, как мне и моим немногочисленным коллегам по рекламным фотосъемкам для внешнеторговых объединений, удавалось снимать на вполне достойном уровне. Ведь всё зависело только от собственной творческой фантазии и инициативы... Никакого бюджета. Сплошная самодеятельность и никакого Фотошопа.