Описываемые события, факты – реальны. Имена героев изменены по понятным соображениям. Всякие совпадения - случайны
Извилистый путь в автослесари
70-е 80-е годы
Недавно отдыхая в санатории, я встретил своего друга юности. Вечером, за рюмкой коньяка мы вспоминали общих друзей, свою спортивную молодость. Александр, так назовем его, моложавый мужчина с хорошими манерами, известный бизнесмен, публичный человек, известный в прошлом спортсмен. Хороший боец - был победителем и призером Республиканских и Всесоюзных соревнований. Мастер спорта СССР
Воинскую службу проходил в элитном подразделении Советской Армии. Комсомолец. Про таких говорили - настоящий патриот. Свой первый срок получил, можно сказать, ни за что, сейчас в Уголовном Кодексе и статей таких (экономических. за частнопредпринимательскую деятельность) нет. Народный Cуд отмерил полновесную ПЯТЕРОЧКУ (с конфискацией всего имущества) .По совокупности статей –три года от звонка до звонка (отдельное «спасибо» бдительным близким друзьям по спорту за информационное письмо в правоохранительные органы) Когда вышел на свободу, оказалось, что восстановиться в институт невозможно, устроиться на приличную работу тоже. Из всех документов - только паспорт и справка об освобождении. Да еще надзор - обязанность раз в неделю отмечаться в спецкомендатуре и регулярная проверка (обязанность находиться дома после 20-00) участковым милиционером по месту жительства. Красная полоса и надпись на личном деле «Склонен к побегу, опасен при задержании» сыграли свою роль.
По законам советских лет человек считался тунеядцем, т.е. ведущим паразитический образ жизни, если более 2-х месяцев нигде официально не трудоустроен, за это также полагалось уголовное наказание в виде лишения свободы на один год. Так практически ничего не совершая можно было стать неоднократно судимым .Для этого достаточно было представления документов, собранных участковым, в соответствующие инстанции.
А дни неумолимо тикали, уменьшая обозначенный срок. И Саша обратился к авторитетам, с которыми свел дружбу в местах не столь отдаленных. «Знаешь, Саня, если есть желание пахать, мы поможем. Конечно, лучший вариант - работа на кладбище, но там сейчас нет свободных мест, поскольку работают все свои (для справки: работник на кладбище за пару дней зарабатывал больше, чем профессор ВУЗа за месяц!). Если есть желание крутить гайки - устроим в таксопарк слесарем». Это было круто! А через пару дней инспектор отдела кадров уже оформляла ему новенькую трудовую книжку, недоумевая - надо же, новый человек без стажа, а сразу на текущий ремонт. Всем было известно, что на этом месте можно заработать очень хорошие деньги помимо основной зарплаты. За короткое время Александр стал классным механиком, научился мастерски водить автомобиль. И в это же время он стал завсегдатаем автомобильного рынка.
Почти честная покупка
Во времена СССР автомобили в магазинах свободно не продавались. Даже при наличии достаточного количества денег осуществить свою мечту было сложно, да и выбор моделей был невелик. Номенклатура раскатывала на «Волгах», председатели колхозов «бороздили» бездорожье на ГАЗиках и УАЗах, в гаражах передовиков производства пылились «Жигули», «Москвичи», «Запорожцы». В те уже такие далекие времена сложилось стойкое мнение, что автомобиль приобретается раз и на всю жизнь. Мало того, для большинства советских граждан шанса заполучить авто за свои кровные денежки практически не существовало. Машины распределялись строго по специальной очереди. Но это касалось новых автомобилей. В СССР существовал и вторичный рынок, т.к. всегда находились люди, готовые переплатить за комфорт. А раз есть спрос, будет и предложение. Чаще всего продавцами выступали как раз те, кто руководил распределением и регулированием очередей на приобретение вожделенного автомобиля. Тем не менее были среди них и обычные граждане. Владелец «копейки». «тройки» или шестерки, решивший расстаться со своим «железным другом», в большинстве случаев предлагал авто родственникам, друзьям, коллегам по работе. Но если желание разбогатеть затмевало разум, автовладелец отправлялся на авторынок.
В те далекие 70-80-е годы в Омске точка торговли подержанными автомобилями располагалась на пятачке - возле магазина «Автомобильный» по ул. Нефтезаводской. В воскресное утро здесь появлялось 2-3 aвтомобиля , вокруг которых сразу соби - ралась толпа потенциальных покупателей, которые по очереди садились в машину и торговались с владельцем Если после переговоров машина отъезжала с рынка - значит, стороны до- говорились.
Постепенно автомобилей становилось больше. Этому способствовала сформировавшаяся прослойка автомобилистов, занимающихся перепродажей автомобилей. Сначала это были любители, занимавшиеся этим делом от случая к случаю. Затем появились профессионалы, которые посвящали автомобилям все свободное время. Они приобретали и перегоняли в Омск машины со всех краев необъятного тогда СССР. Тогда машину проще было купить в Средней Азии, Прибалтике, Москве. Частенько гнали из-за Полярного Круга. Северяне-ударники труда раз в несколько лет получали право на покупку нового автомобиля. Поскольку дорог на Севре практически не было, то эти 3-4-летние «жиги» практически без пробега пользовались у омичей большим спросом. Все это не ускользало от внимания криминальных структур!
Имея аналитический склад ума, Александр всесторонне изучил схему купли-продажи автомобилей, принятую в комиссионной торговле, нашел варианты «сравнительно честной» покупки авто, не нарушая действующего законодательства. Главное условие -никакого насилия над продавцом. Кидок должен быть изящным и неожиданным, как фокус иллюзиониста.
Почему без «шапки»?!
Схема была простая: автомобиль снимался владельцем с учета в ГАИ и направлялся в единственный в то время автомобильный комиссионный магазин на Нефтезаводской. Там оценщик рассчитывал остаточную стоимость авто и эту сумму покупатель вносил в магазин. Происходила как бы сдача автомобиля в комиссионный магазин для реализации. Разницу же между «оценочной» стоимостью и «рыночной» ценой, так называемую «шапку», покупатель передавал продавцу из рук в руки без какого либо оформления. После чего продавец становился «комитентом» и подписывал соответствующие документы. И это деяние квалифицировалось как «спекуляция», с соответствующими санкциями для продавца - лишение свободы и конфискация имущества. «Кидок» заключался в том, чтобы «шапка», порой в несколько раз превышающая «оценку», осталась у покупателя, а продавец гарантированно получал только сумму, внесенную покупателем, т.е. «оценку».
Под каждого конкретного продавца составлялась своя схема, исходя из анализа психологического портрета. Любимыми «клиентами» Александра были партийные и советские чиновники. Они тоже расстраивались по поводу неполученных денег, а суммы были внушительные, но не так, чтобы в соплях и слезах бежать в отделение милиции, ведь ст. 154 УК могла даже их ловко выбить из теплого гнездышка в виде кабинета с секретаршей и хорошей зарплатой.
С «прокурорскими» же и ментами было несколько сложнее. Этим тоже нравилось «срубать бабки» по-легкому. Приходилось бодаться официально и неофициально, ведь за ними стояло силовое ведомство, которое своих, даже нарушающих закон, не сдавало! Так что разок пришлось вернуть авто бывшему владельцу, - продолжил Саша, - уж очень серьезный был «клиент». А «неофициальные» наезды от барыг и жуликов пресекались жестко и бескомпромиссно. Ведь в этом случае «по понятиям» действовали обе стороны. «Барыги» подключали «братков», но если те вовремя не «просекали» момент, получали по башке хорошо поставленные удары.
После таких «аргументов» претензии обычно снимались...
В последующем авто продавалось по реальной рыночной цене.
Потомки Тамерлана
«Но не всегда все выходило ровно, случались и накладки, как из них выходил живым, уму непостижимо, - рассказывал Саша, - вот был случай в одном городке южной республики. Пару раз сгонял туда, просто покупал на местном авторынке и продавал дома. Хлопот меньше, а заработок вполне приличный. Так вот приехав в третий раз, не нашел ничего подходящего. Походил, присел в тени отдохнуть».
«Уважаемый, хочешь купить хороший машина? Совсем новый». Саша повернулся к присевшему рядом человеку. «Ты прошлый недель покупал «Жигули» и уже снова приехал». «Похоже, здесь уже обратили на меня внимание, - подумал Саша. - А где твой новый машина?» Сидящий встал и жестом пригласил за собой. Подошли. «Копейка», он уже ее видел, но что-то было не так. Кузов абсолютно новый, двигатель 06, салон «шестерочный». Год выпуска соответствовал текущему. Такого не может быть, «копейка» уже не выпускается. тем более в такой комплектации Цена просто смешная. Показали документы на автомобиль. Точно, переоборудован с заменой нового кузова из 02-й на СТО АВТОВАЗ. Но документы сделаны правильно.(надо было обладать большими возможностями чтобы заполучить новый кузов )
«А что же она не продается, если такая хорошая?» Один из продавцов, по виду вылитый басмач, проронил: «Она продается, да снова к нам возвращается...» Все дружно захохотали. Теперь Саша точно знал, что из себя представляли продавцы. Молодой, интеллигентный, слегка полноватый, да к тому же еще и один, он не вызывал у них никаких опасений. Он приезжий, они у себя дома - хозяева жизни. Гаишники, работники автосервиса . по сути дела басмачи - все они родственники до седьмого колена. «Тогда оформляем «копейку» и в гостиницу за деньгами и вещами». Оформление заняло несколько минут, и вся компания с хохотом и шутками отправилась в гостиницу, Саня - за рулем. По пути проверил работу движка, коробки, тормозов на всех режимах. Все в порядке, а вот и гостиница. Оставив в салоне «копейки» всю гогочущую компанию, он через несколько минут спустился вниз с вещами. «Ну что, ребята, рассчитаемся, да я поехал, дорога у меня дальняя». «Да ты что, сейчас мы будем плов кушать, шашлык, ты наш гость, мы тебя уважаем и ты нас уважай!» Отказаться без конфликта было невозможно, и вся компания отправилась дальше, на окраину.
Во дворе дома уже томился в казане плов, от мангала веяло жареной бараниной с курдючным жиром. Уселись под навесом, на террасе перед домом. Басурмане помолились, разлили водку, выпили за здоровье гостя, закусили ароматным шашлычком. Судя по ситуации, здоровье гостю вскоре может вообще никогда не понадобится! Хозяева настойчиво оставляли ночевать. Ключи от замка зажигания лежали в кармане и после очередного тоста за одного из гостей Саня заявил - надо вещи из «копейки» занести в дом. За ним увязался тот самый басмач. А за калиткой стояла с распахнутой дверью «копейка», транзитов на ней уже не было, сумка стояла рядом на земле... «Эй, парень, назад!» В руке бородача сверкнуло лезвие. Резко развернувшись Александр нанес прямой удар правой басмачу в подбородок и добавил левый боковой в челюсть. В голове басмача что-то хряснуло и он завалился вперед...
Бросить сумку в салон и запустить движок было делом одной секунды, pезко с проворотом «копейка» сорвалась места, унося Сашу от «хлебосольных» хозяев.
Он хорошо изучил этот гостеприимный городок по карте и прошел его ногами, поэтому легко ориентировался. выехав за город, выключил фары, съехал с дороги и в полной темноте поехал к заброшенной овечьей кошаре.
Фото в профиль
В советское время спортивно- оздоровительной работе уделялось большое внимание. Александр работал. тренировался и выступал на соревнованиях по разным видам спорта за свой трудовой коллектив. Молодой, образованный, к этому времени, Саша получивший красный диплом (с отличием), член ВЛКСМ (необходимое условие). как писали в характеристике «... без вредных привычек, морально устойчив, из народа», из слесарей, стал стремительно подниматься по служебной лестнице.
Но случилось то, что должно случиться рано или поздно. Вместо ушедшего на пенсию начальника отдела кадров пришел новый молодой пенсионер из МВД. В те годы существовала практика назначать «кадровиками» отставных ментов. На всякий случай. Чтобы все было под контролем в этом государстве. Через некоторое время новый начальник ОК приглашает Александра: «Вы знаете, несколько лет назад я знакомился с личным делом одного осужденного. Как ни странно, но у Вас совпадают фамилия, имя, отчество, возраст и данные воинского учета, которые в принципе изменить невозможно. А разница в том, что тот ЗеКа, а Вы руководитель среднего звена, с перспективой успешной карьеры. комсомолец, Вас положительно характеризуют, а того гражданина даже на прогулку выводили в наручниках...» и после небольшой паузы добавил: «А как схожи фото, просто близнецы, разница только в прическе, да к сожалению, в отдел кадров не требуется фотоснимок в профиль!» По опыту зная продажность вертухаев, мгновенно оценив ситуацию, Саша предложил ему: «Пока вы оформляете мое заявление на увольнение «по собственному желанию», я сгоняю в «Маячок» (ресторан «Маяк») за ящиком коньяка (в те времена коньяк можно было купить только в ресторане с большой наценкой). И через пару часов он вышел из ворот ставшего за эти годы родным предприятия с трудовой книжкой в кармане.
На Губкина
В это же время на проспекте Губкина открылся первый специализированный комиссионный магазин с площадкой для обезличенной продажи автомобилей. А напротив него городские власти выделила огромную, по масштабам того времени, площадку под авторынок. Теперь в выходные дни любой желающий мог выставить свой автомобиль на продажу, причем въезд на авторынок был совершенно бесплатный! Всем хорош был новый авторынок на Губкина: удобные подъездные пути, комиссионная площадка, продажа запчастей, возможность сразу же переоформить купленный автомобиль (поиграть в колпачки . перекинуться в картишки . познакомиться и провести какое-то время с очаровательной дамой . в особо тяжелых случаях незнакомцы с радостью помогут пересчитать Ваши наличные денежки…)
В магазине два механика-оценщика - Валера и Константиныч. Толковые, грамотные специалисты. Готовые всегда дать дельный совет неопытным автомобилистам (или не дать! Впрочем это все зависело от того. кто. как бы случайно. вложил ему в карман черного халата трешечку или пятерочку - покупатель или продавец. сложные вопросы тарифицировались отдельно). Так появилось мое новое «рабочее место» - продолжил Саша, - где я сам себе менеджер, покупатель и продавец в одном лице.
Первая иномарка
В один действительно прекрасный день к нему обратился кооператор, или как сейчас говорят - предприниматель, бизнесмен с заманчивым предложением: необходимо доставить в Омск из г. Находка Приморского края несколько иномарок японского производства. Если быть точным, то пять автомобилей со дня на день должны прибыть в порт г. Находка из Японии. Задача предельно проста. Доставить всю сумму денег наличкой, оплатить стоимость автомобилей, оформить надлежащим образом все документы, перегнать из морского порта г. Находки до железнодорожной контейнерной станции в с. Владимиро-Александровском, погрузить и отправить машины в Омск. « За эту работу не берутся даже менты, сознавая реальную опасность
этого предприятия. Поэтому мне порекомендовали обратиться к вам» - с этими словами кооператор выложил на стол все договоры на поставку автомашин в СССР. В качестве расчета за выполненную работу Саше представлялось право приобрести одну из этих иномарок по закупочной цене. Это была удачная сделка, несмотря на то, что вся ответственность за деньги, очень большие даже по нынешним временам, и автомобили ложилась на него. Кроме того, по условию договора, с ним должен был ехать человек, который будет контролировать все расчеты. Т. е. надо будет заботиться не только о своей безопасности, но и обеспечить ее попутчику. На Дальнем Востоке нравы суровые, потомки каторжан известны своим лихим характером, там жизнь чаще регулируется не законом, а «понятиями».
Стал готовиться в дорогу. По уже сложившейся привычке изучил по карте город, наметил предварительный маршрут передвижения по Находке с запасными вариантами. Купил авиабилеты. Рейс Омск-Владивосток как на автобусе - посадки в Иркутске, Улан-Удэ, Чите и только потом в аэропорту «Владивосток» г. Артем. Осталось подготовить техническое обеспечение безопасности. В советские времена для населения такого понятия как «средства защиты» не существовало, более того при определенных обстоятельствах это было бы отягощающим обстоятельством Не было газовых баллончиков, электрошокеров, травматического оружия и т.д. В критических ситуациях гражданам можно было рассчитывать только на крепость рук или быстроту ног, т.к. даже строительные монтажные пистолеты, с пороховым зарядом, ставились на учет. Варианты с охотничьим и спортивным оружием отпали стразу. Разрешительная система все это жестко контролировала.
Александр хорошо владел приемами рукопашного боя, Да и десятилетний опыт боев на ринге принес неоценимый опыт. Сейчас как-то ускользнуло из внимания, что рукопашный бой не только удары руками и ногами, блоки, болевые и удушающие приемы, а еще и приемы боя на ножах, саперных лопатках, использование автомата с примкнутым штык-ножом и т.п. Но уже слишком велика ставка в этой игре, при целенаправленной утечке информации возможны различные варианты развития событий! Ведь от аэропорта Артем до г. Находка еще 3 часа езды на автобусе по совершенно безлюдной местности. Всякое может произойти на дороге. особенно когда при тебе спортивная сумка. битком набитая наличкой… Так что готовятся средства активной защиты. В охотничьем магазине была приобретена ракетница. Для изготовления «стреляющей авторучки» (так стали называть через несколько лет подобное устройство) использовался ударно-спусковой механизм от ракетницы и несколько сменных стволов, несколько потому, что в ствол заряжался только один патрон, после выстрела необходимо было быстро сменить «отработанный» ствол на другой, с патроном. У знакомого военрука за литр водочки взят «напрокат» учебный автомат Калашникова.
В магазине «Спорт и туризм» куплены два ножа- рыбки, при разъединении в одной половинке лезвие на ручке, на второй вилка. Вилка убиралась, и эта часть использовалась как ножны. Все было разобрано на мелкие детали и упаковано в сумку с продуктами, картошкой, колбасой. В те времена на Востоке с продуктами было проблематично.
Держа в руке нож-рыбку, Саша улыбнулся, вспомнив первое армейское занятие по применению холодного оружия в ближнем бою. Вопрос инструктора ... «Какое оружие является оружием массового уничтожения?» Посыпались ответы - ядерное оружие . атомная бомба отравляющие газы…. – все ответы неправильные! Оружием массового уничтожения является обыкновенный кухонный нож, с его помощью нанесено больше всего смертельных ранений.
Приехал кооператор, привез документы, доверенности, деньги, целую сумку пачек новеньких сторублевок в банковской упаковке. На тот момент -самые крупные купюры. Пожелал счастливого пути и взял расписку в получении денег. - Вылет завтра, а сегодня поеду в зверосовхоз, - продолжил свой рассказ Александр, нужно взять с собой несколько шкур чернобурки. В подарок. Как говорил Михаил Сергеевич - для достижения консенсуса!
Не буду описывать утомительный перелет, где при каждой посадке менялся экипаж, а вместо горячих обедов предлагалась минералка. Во время посадок Саша со своим спутником оставался в самолете, сумка с деньгами стояла под креслом. Наконец, долгожданная посадка в аэропорту Артем г. Владивостока. Получив багаж, Саня зашел в туалет, быстро собрал и проверил припасенное снаряжение, переоделся в спортивный костюм, закрепил резиновым бинтом ножи: один на левой голени, другой на правом предплечье. И дальше в путь, на автобусе в Находку. Расположились в двухместном номере гостиницы, в центре города. Раскладывая вещи, достал из сумки дверной крючок и отвертку с шурупами. На недоуменный взгляд попутчика пояснил - сейчас прикручу на дверь, и будем спать спокойно.
На следующий день, оставив спутника в номере и тщательно его проинструктировав, Александр отправился в Приморское Морское Пароходство. Там он встретился с одним из заместителей начальника, ведающим поставками японских автомобилей в СССР. Надменность и высокомерие чиновника сменилось откровенной радостью, когда Саша раскинул у него на столе громадную чернобурку, подарок из Сибири. Чиновники еще не были разбалованы деньгами и подарками. Любезность зама не знала границ: на пару дней дал служебную машину с водителем, а также подарок неслыханной щедрости: в закрытом спецмагазине Саше было разрешено приобрести товары народного потребления производства Японии. Японский телевизор! Видеомагнитофон, швейная и стиральная машины (прошло 26 лет, а эта техника исправно работает!). Вторая чернобурка была подарена директору магазина, за что была немножко скорректирована вниз оценочная стоимость . вверх год выпуска приобретенных автомобилей и позволено выбрать из всей партии лучшие экземпляры.
По распоряжению директора механики укомплектовали выбранные авто наборами ключей и запасным комплектом зимней резины. Все это входило в комплект поставки, но почему-то извлекалось из автомобилей и хранилось на складе. Как пояснил директор - для пущей сохранности. Кстати, об автомобилях. Механики магазина выдали очень интересную информацию: оказывается, поставляемые в СССР японские автомобили делятся на две группы:
Совершенно новые, без пробега, автомобили с левым рулем, которые через порт Находка отправляются в Москву и столицы союзных республик.Автомобили б/у с правым рулем, которые в свою очередь подразделяются на 3 категории:
- автомобили 1-й категории, поставляемые в Австралию и Юго-Восточную Азию из Японии. Полностью восстановленные, подвергнутые полной разборке на фирме-производителе, полной окраске кузова, замене всех резино - технических изделий, замене всех недостаточно надежных узлов и агрегатов двигателя и подвески. Спидометр обнулен. Поэтому десятилетний по документам автомобиль 1979-1980 гг. выглядел абсолютно новым, и по сути он таковым и являлся.
- автомобили второй категории, просто в хорошем состоянии, без кузовных повреждений и проблем с двигателем. Чистый салон, небольшой пробег.
третья категория - автомобили с проблемами по кузову, грязным салоном, большим пробегом.
Пароходство закупает только машины 1-й и 2-й категорий. Первая категория для себя, вторая - для бартерных сделок с партнерами (выбранные авто были 1-й категории). А впереди был самый важный и опасный этап - перегон к месту отправки.
По берегу моря-1
Очень ценным в плане информации оказался водитель служебного автомобиля: - С привозными авто у нас тут полный беспредел. Бандиты просто рвут на части рыбаков, ввозящих иномарки. Драки со стрельбой в порту нередки. А на рынке могут просто отнять приглянувшуюся «японку». К ментам обращаться бесполезно. Сегодня он в форме на службе дежурит, завтра в спортивном костюме грабит в порту, на дороге или на рынке. Еще не факт, что на купленной машине тебе дадут уехать из Находки, дорога-то одна и зажать могут в любом месте!
На контейнерной станции объявление: «контейнеров нет». В кабинете начальника суровая дама в форменном мундире заявила: «Двадцатитонных контейнеров под легковые автомобили нет, и в ближайшее время не будет!» Достаю подарок из Сибири, чернобурку. Мех так играет и искрится, а стеклянные глазки на мордочке лисички, кажется, игриво прищурились. Вот и нашлось 5 контейнеров.
Возвращаюсь в гостиницу. К сожалению, мой спутник не умеет водить автомобиль, но внешность у него подходящая - около 190 см рост, под сотню вес, бицепсы чуть поменьше двухпудовой гири, бывший чемпион по боксу в полутяжелом весе. в общем фактура что надо. Вдобавок бриться утром он не стал, оделся в спортивный костюм и тельняшку - так что выглядел соответствующе.
Утром заезжает за нами служебная «Волга». Приезжаем на базу, бросаем вещи в «Ниссан Блюберд» и на контейнерную. «Волга» сопровождает сзади. На контейнерной у ворот припарковал «Ниссан», оставил для охраны Бориса, сказал: «На заднем сиденье демонстративно расчехленный «калаш», шугай всех любопытных, я скоро буду». Саша сделал еще три рейса, отпустил «Волгу», сел за руль последнего дизельного «Ниссанчика» и один двинулся к контейнерной. Подъезжая, обратил внимание на парочку авто, стоявших рядом с его «японками» и каких-то людей, почти спортивной наружности, рядом. Подъехал, припарковался, накинул на правую руку олимпийку и вышел.
Что, ребята, вас интересует? Хорошие у вас машины, да многовато для двоих пяти машин... Боря, подойди. - Напарник подошел, передернул затвор и навел ствол «калаша» на «любопытных», Саня большим пальцем нажал на спуск, раздался выстрел из-под олимпийки под ноги «любопытным», пуля с визгом отрикошетила от асфальта! Мужики, вы че? У нас к вам вопросов нет...
-В заднице дырку залечишь, а в башке уже нет! - весомо добавил Борис.
-Вы че, со спецуры ? … этот вопрос повис в воздухе.
Тогда мы, наверное, поехали...
Александр с Борисом загрузили автомобили в контейнеры, оформили документы на доставку до Омска и пешком двинули к автовокзалу по берегу моря. Тогда Саша и не предполагал, что через несколько лет ему придется проделать этот же маршрут при несколько иных обстоятельствах.
Туры в Японию
Прошло несколько лет. Александр успешно торговал японскими автомобилями. Его деловой партнер, зам начальника пароходства, накопив деньжат, рванул в Москву. Но к этому времени ввоз японских «бэушек» из ручейка превратился в полноводную реку. И с выбором авто в Приморье проблем не возникало. Или почти не возникало. Просто они стали другого рода.
Японский секонд-хэнд повезли все, кому не лень выходить в море. Рыбаки забросили свои промыслы - никакой улов не давал такой прибыли, как торговля японскими автомобилями. Рыбацкие суда и огромные пассажирские лайнеры стали автовозами. Интересно было наблюдать, как швартуется в порту очередной «транспорт» из Японии. На корабле нет свободного места, все заставлено автомобилями. Они везде: на палубах, надстройках, свисают над морем (перед закреплен на корабле, серединой опирается на ограждение, зад висит над волнами). Короче, обвешаны такие «автовозы» машинами, как собака репьями. Когда не хватало места, то автомобили засовывали даже в трубу парохода! В море вышел весь имеющийся флот, даже давно списанные суда, едва держащиеся на плаву.
Появилось множество турфирм, организующих туры в Японию: «Познавательный круиз в Японию на теплоходе - это осмотр достопримечательностей островов и возможность покупки сравнительно недорогих автомобилей и качественной бытовой техники. Продолжительность путешествия семь дней, стоянка в Японии три дня. Расчет в йенах». И дополнительная информация очень мелким шрифтом: «стороны освобождаются от ответственности по договору, если это явилось следствием событий чрезвычайного характера, а именно: наводнение, пожар, тайфун, землетрясение...» Пароходы были просто в ужасном состоянии. Их уже много лет не ремонтировали и не красили. Они выглядели как плавучие острова в «Войне миров», часто тонули и горели в море. Официальной статистики на этот счет не велось. Однако находилось немало рисковых людей, отправляющихся в это путешествие, и иногда это был билет в один конец!
Но все эти причины были объективными, их можно было как-то просчитать и предусмотреть. Субъективные же (то, что мы называем человеческим фактором) заводили иногда в непостижимые уму ситуации. Разум человеческий все-таки имеет границы, а вот глупость человеческая беспредельна.
Гербалайф Иванович (по паспорту Виктор Иванович)
С этим человеком Александр в течение двух дней дважды попадал в критические ситуации. Такого не было никогда за двадцать лет занятия автобизнесом. За эти годы жизнь сводила нашего героя с людьми хорошими и разными, почему то разных людей было больше. Но Гербалайф и по сей день никем не превзойден. Но обо всем по порядку.
История умалчивает, с чем связано возникновение такого странного для русского уха прозвища. Судьба свела Сашу с этим чудаком случайно. И вот они вместе отправляются на Восток. Авиарейс «Омск-Владивосток» прошел как обычно, затем три часа на «Икарусе» и ведомственная гостиница пароходства в Находке раскрывает свои двери. Этот отель был наиболее удобным в отношении всех передвижений по городу и оптимальным в плане безопасности. Все шло в привычном ритме. Расположившись в номере, Саша сделал несколько звонков и углубился в изучение местной прессы, в разделы о продаже автомобилей. Авторынок работал только по выходным,, а поскольку цена на авто менялась едва ли не каждый день, необходимо было ориентироваться в ценах на текущий момент. Попутчик явно томился вынужденным бездельем. Ведь только через пару дней к ним должна была присоединиться бригада перегонщиков из Омска во главе с неким Виталием. Виталий - человек серьезный, к тому же офицер милиции. Интересы Александра и Виталия должны были пересечься буквально на пару дней, а потом их пути расходились: милиционер с перегонщиками гнали автомобили своим ходом, а Саня как обычно отправлял по железной дороге. Пока же приходилось терпеть компанию Гербалайфа, чья кипучая натура тяжело переносила ожидание.
- Слушай, я не могу сидеть на месте, сгоняю в магазин.
Получив необходимый инструктаж, спутник ушел. Саша с облегчением закрыл дверь номера.
Полтора часа спокойствия заканчивается условным стуком в дверь.
- Саня, я все устроил! Минут через тридцать-сорок к нам придут проститутки!- начал с порога радостный Гербалайф.
- Ой, такие девочки, такие девочки! Мы классно проведем эти дни! Кроме того, у них есть друзья, которые помогут нам купить автомобили в Находке!
Волна ярости нахлынула на Александра. Он встал из-за стола. Захотелось прибить этого придурка на месте. Но исправлять ситуацию поздно, надо искать выход. Взяв в руки сумку, Саня стал быстро собирать вещи.
Ты куда? - вытаращил глаза Гербалайф. Если хочешь, оставайся, я ухожу немедленно! - И Саша быстрым шагом направился из номера. Очень жаль, но в этой гостинице оставаться больше нельзя. Он шел по вечерней улице, а за ним плелся охающий и причитающий напарник, до которого начинало доходить, что он натворил. Все гостиницы города находились под контролем криминала, поэтому теперь, зная их данные из прежнего места пребывания, вычислить нахождение омичей было вопросом нескольких минут.
Рынок только завтра, нужно было где-то ночевать. Гербалайфа тоже бросать нельзя. Значит пришло время «расконсервировать» самое безопасное жилье...
На раздолбанном автобусе попутчики отправились в село Владимиро-Александровское, где рядом с контейнерной станцией находился двухэтажный деревянный дом, там обычно отдыхали сменные тепловозные бригады. За очень небольшое вознаграждение бабушка-вахтер могла предоставить места для ночевки не только железнодорожным рабочим. В комнатах на 5-6 коек двери не запирались. Саша и Герболайф поселились на втором этаже с окном на море и железную дорогу.
Незваные гости
Утром отправились на авторынок. Побродив по рынку несколько часов, Саша не подобрал для себя ничего подходящего . У напарничка же, напротив, возникла куча вариантов. Часть из них нужно было смотреть у продавцов на дому.
Решай сам, Гербалайф, но я не рекомендую тебе этого делать! А, все это ерунда, я отдам тебе на сохранение свои деньги и поеду. Встретимся в номере.
Прошел день, а затем вечер. Наступила ночь, но попутчик все не возвращался. Дурное предчувствие охватило Александра,
Вскоре послышались шаги по деревянной лестнице, и в комнату вошел Гербалайф. Точнее, его, скорее, втолкнули люди почти спортивной наружности. На вопрос, кто эти люди, Гербалайф обреченно ответил: «Это продавцы машин, у которых мы обязаны купить по автомобилю». А незваные гости добавили: «И ваши друзья, которые приедут завтра, тоже купят у нас автомобили». Разговор принимал нехороший оборот. «Похоже, что с попутчиком уже побеседовали «по душам» - подумал Саша, а вслух произнес: «Ребята, все дела на завтра, а сейчас мы будем спать». На гостей это не произвело ни малейшего воздействия, похоже они собирались оставаться в номере до утра. Однако после непродолжительной беседы гости согласились подождать внизу в холле. «Только без баловства», - пригрозил один из непрошеных гостей, и для пущей важности продемонстрировал ствол... «всплывете где-нибудь под Хоккайдо…»
- Саня, что будем делать? - запричитал Гербалайф через несколько минут после ухода незнакомцев. - Они же хлопнут всех нас!
Уходили через окно. Второй этаж. Прыжок. Пяточки-носочки вместе, кувырок, и Саня уже внизу ловит сумки. Следом плюхнулся его незадачливый попутчик. Обошлось без переломов.
По берегу моря-2
И снова дорога по берегу моря в сторону автовокзала. Ясная лунная ночь. Утро встречали с Гербалайфом в зарослях кустарника на привокзальной площади. По расписанию скоро должен подойти автобус из аэропорта, надо как-то предупредить ребят. На площадке уже стоит несколько тонированных автомобилей, где-то в этих машинах вчерашние ночные визитеры - тоже встречающие омских перегонщиков. Подходит автобус. Все пассажиры выходят. Вот и Виталий в милицейской форме. Недоуменно оглядывается вокруг. разыскивая нас глазами. Саня бросает в него камушек. И негромко говорит: «Подойди, не поворачиваясь». Виталий стоит со скучающим видом возле кустов и слушает: «Сейчас в кассе берете билеты до Владика на себя и на нас на этот же автобус, садитесь в него, нас подберете за переездом».
Через 20 минут, уже в автобусе, Саша вкратце передал, в какой «блудняк» втравил их Гербалайф. У перегонщиков вытягиваются лица. Их разговор прерывается из-за неожиданной резкой остановки автобуса. Перед ним - две иномарки. Саша и Гербалайф падают за задние сиденья. В «Икарус» входит один из вчерашних «гостей» и медленно идет по салону, вглядываясь в лица пассажиров, доходит до Виталия, разворачивается и выходит из автобуса. Все облегченно вздыхают.
Дорога домой
Во Владивостоке на «Зеленке» компания покупает автомобили. Все складывается штатно. Бригада Виталия готовится к перегону. Сане же ехать на своей «карине» на железную дорогу нельзя. Скорее всего, там его уже ждут. Недолго думая, он отправляется в аэропорт города Артем. Военный и гражданский аэропорт находятся в одном месте. Здесь как раз под погрузкой стоит борт до Новосибирска, Ил-76 военно-транспортной авиации. За «штуку» баксов летуны согласились доставить тойоту карину с водителем на военный аэродром в Новосибирской области
По опущенной рампе Саша аккуратно въехал на тойоте в широкий фюзеляж самолета ИЛ-76. Самолет был доверху забит воинским снаряжением и китайским ширпотребом. Для авто оставалось место только в хвосте самолета, на рампе. Борт- инженер-
«Все нормально, в полете пять часов, сиди в машине, в кабине мест нет». Заработала гидравлика. Рампа поднялась. люк закрылся и самолет двинулся на рулежку. Короткий разбег и взлет. Немного напрягло одно обстоятельство – деньги летуны вперед уже получили. Но возможно. в случае возникновения нештатной ситуации в воздухе или на земле они без колебаний могут принять волевое решение и легким движением руки десантировать нелегальный груз в виде автомобиля тойота карина с водителем над Забайкальем или необъятной тайгой Красноярского края без МКС - многокупольной парашютной системы. Что Вы… какой такой нелегальный груз на самолете военно-транспортной авиации… С этими мыслями он уснул и снилось что снова он. двадцатилетний гвардеец-десантник. с парашютом. в экипировке по полной боевой стоит у края рампы . сейчас раздастся пронзительный вой сирены. команда выпускающего: «Пошел!» шаг в небо- прыжок- и ни с чем не сравнимое чувство полета. А было их больше полусотни…
Разбудил стук по капоту авто. Борт-инженер: «Пристегнись, садимся». Легкий толчок шасси о взлетку, и уже самолет катится в самый уголок аэродрома. опустилась рампа и летуны напутствовали: «В том конце аэродрома КПП, вопрос с выездом решай самостоятельно». На КПП зеленый пропуск с изображением американского президента номиналом 50 условных единиц беспрепятственно открыл дорогу в сторону родного дома. Еще несколько часов гонки по великолепной (в то время) дороге и вот уже родной Омск.
Бригада перегонщиков добралась примерно через пару недель. Ведь в отличии от существующей ныне дороги. по которой можно как-то проехать. прежняя существовала только на карте. ее отдельные участки можно было преодолеть только по железной дороге.
А были еще - Япония. Южная Корея. Прибалтика. Восточная и Западная Европа. Китай.