Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


Lada Kalina.Не все так плохо?

Автор статьи

Итак, как говорится, здравствуй, дорогая редакция. Представляю на суд всех читателей свое мнение о "легендарном" в нашей стране автомобиле, герое множества шуток, анекдотов, стихов и прочего проявления народного творчества (в том числе благодаря своему исконно русскому названию , хотя и написанному на корме латиницей) - Lada Kalina первого и до недавних пор единственного поколения. Понимаю, что субъект статьи мало похож на нечто очень интересное и оригинальное, тысячи статей, обзоров, видеороликов пылятся на просторах интернета, но...что имеем...

Как уже известно многим, разработка началась в 1998 году и первые прототипы внешне разительно отличались от того, что в итоге попало на конвейер, формы ранних образцов были чересчур "зализанными",а "лицо" казалось оплывшим из-за маленькой радиаторной решетки, выпирающего круглого бампера и маленьких фар, салон напоминал выбеленный интерьер от Chevrolet Lanos и даже слово "Калина" в названии начиналось с латинской буквы C,а не K, как на товарном образце. На этом перестаю мучить всех историей, отмечу лишь, что первые партии сошли с конвейера лишь через 6 лет, что, в принципе, мало кого удивило. Долгий, мучительный путь к конвейеру - одна из "фишек" нашего автопрома.

У меня "на руках" авто 2007 года, седан, двигатель 1.6 литра,8 клапанов, пробег 107 тыс. км., комплектация"Норма",цвет бордовый.

Выбирался транспорт по объявлениям и авторынкам .Сразу хочется сказать , что с имеющимся на тот момент бюджетом полноценную и относительно свежую иномарку можно было разве что во сне увидеть. Помыкавшись среди мало чем отличавшихся от продукции ВАЗа Ланосов, каких – то китайцев, n-летних Опелей с пугающими цифрами пробега на одометрах и нескольких разноцветных (в прямом смысле - у одного хетчбека в покраске деталей было общее только одно, все они в той или иной степени были желтые) авто, было решено в очередной раз по примеру подавляющего большинства сограждан наступить на хорошо знакомые грабли и осчастливить себя приобретением четырехлетней Калины с пробегом чуть более 40 тыс. км.

Состояние на момент покупки было близким к идеальному, работала каждая кнопка, кузов вымыт и отполирован до блеска, а в салоне приятно пахло ванильной полиролью для пластика. Хозяин долго и радостно рассказывал обо всем том, что хорошего он делал с машиной в плане обслуживания ,с готовностью предъявил паспорт, данные в котором совпадали с указанными в ПТС. В-общем, убедившись, что мы имеем дело именно с хозяином, а не с хитрым перекупом, нацепившим на себя очки, усы и шляпу и после короткого тест-драйва вокруг авторынка, не выявившего явных «косяков», ударили по рукам и покатили в ГАИ

Для начала все-таки пройдемся по плюсам.

Во-первых, как ни странно, дизайн кузова. Несмотря на некую неуклюжесть седана (который так и не докашлял до конца выпуска первого поколения из-за низкого спроса и критики),все таки для своего времени среди суровых челябинских угловатых «семерок»,не менее угловатых вариаций «зубил» в виде пятнадцатой серии и узкофарых «десяток» родом из начала 90-х,Калина была настоящим глотком свежего воздуха. Ее вид, хоть и выставленный на всеобщее обозрение к закату короткой эпохи биодизайна как раз таки в этом самом биодизайне, что бы не говорили злые языки, не сильно выделялся «стариной» на фоне тех же Chevrolet Aveo, Kia Spectra и прочих, а при сравнении с Логаном первого поколения - так вообще чуть ли не красавица. Хотя, для справедливости стоит добавить, что машина смотрится узкой и тесной из-за высокой выгнутой крыши и кургузой за счет короткого выступа багажника. К тому же, кузов на Калине имел лучшую среди всех Лад защиту от коррозии, на нашем авто «зацвел» всего один скол, что не так плохо для 9-летнего ВАЗовского авто.

 Зазоры между элементами великоваты, но равномерны и не выглядят страшным преступлением (за исключением щелей между передними дверями и передними же крыльями – в них я безо всякого усилия могу просунуть мизинец).Передняя и задняя оптика  вполне соответствуют автомобильным стандартам начала нулевых, когда и началось производство .Еще одно немаловажное качество для бюджетного автомобиля – на Калине не стали «раздувать» колесные арки, поэтому даже самые скромные «тринадцатые» колеса не выглядят ,как колесики от самоката. Двери закрываются без лязга и лишних усилий, запорное устройство переехало внутрь двери вместо того, что бы болтаться с торца, собирать грязь с водой и периодически требовать подтяжки ослабших креплений. Впервые именно на Калину стали с завода устанавливать так называемые «евроручки» открывания дверей под естественный хват. И, хотя открываются они потуже таких же иномарочных, и не всегда сразу возвращаются в исходное положение, и на морозе есть шанс вообще вырвать их из двери, и еще...короче, все равно пользоваться ими удобнее, чем ручками «десятой» Лады, не говоря уже о трижды проклятых крючках моделей 2108-2115.

   Во-вторых ,салон. Габариты внутреннего пространства автомобиля смахивают на оптическую иллюзию ,стоя снаружи ,никак не ожидаешь ,что сможешь сидеть на кресле водителя и не толкаться с пассажиром локтями, не колотить его по коленкам рычагом КПП (разве что при включении пятой передачи можно «мазнуть» чужую штанину). При моем росте в 190 см вполне можно без дискомфорта рулить, отодвинув кресло на ¾ длины салазок, притом двигается оно легко и непринужденно, как по маслу. Правда, я все равно смещаю его назад до упора – нравится, когда ноги немного вытянуты, что уж тут поделать. Сами кресла впервые за ВАЗовскую историю обзавелись пластиковыми накладками на нижнюю часть, скрывающими салазки и неприглядные «внутренности» сидений. И, конечно же, есть ступенчатая регулировка по наклону спинки .Опуститься или подняться на кресле, увы, не получится. Сидеть удобно, но если придется кататься 5-6 часов непрерывно, к концу поездки поясница спасибо вам не скажет. Сидеть приходится неожиданно высоко ,а капот не видно совсем, за дворниками – пустота, создается ощущение , что ты пилотируешь троллейбус , а не маленький легковой автомобиль (сходства с троллейбусом добавляет гул коробки передач, так что если кто в детстве мечтал работать водителем этого транспорта – присмотритесь к Калине)

По поводу дизайна внутреннего убранства салона тоже возникало много споров, но стоит отметить одну деталь – он тут вообще ЕСТЬ, в прежних Ладах говорить о нем приходилось – салоны ,видимо рисовали с помощью линейки и черного карандаша по принципу :разложил на ватмане трафареты приборной панели и кнопок в произвольном порядке, добавил/убрал часы, обвел по контуру…и готово!

Калина же щеголяет двухцветным (!) оформлением внутреннего пространства, притом цвета эти не черный и пыльный черный, а сочетание бежевого и …черного, однако преобладает все-таки бежевый, поэтому внутри сидеть как-то повеселее(но вот ковролин на полу можно было и потемнее сделать). На дверях и сиденьях матерчатые вставки, еще больше разбавляющие атмосферу позитивом, конечно в качестве узора стоило, наверное, выбрать какие-нибудь нейтральные полоски или вообще сделать их однотонными, а то все эти цветочки напоминают почему-то о бабушкином халате. Вероятно из-за всего этого неожиданного внутреннего буйства красок вкупе с круглыми формами некоторые и считали машину «женской». В поздних версиях салон сделали-таки полностью темным и не стоит забывать, что был еще в «калиновой» линейке хетчбек, носивший почему-то на корме горделивый шильдик Sport (двигатель 1,4 – главный поставщик адреналина , правда позже стали ставить приоровский 1,6, с которым этот Sport наконец хоть как-то нормально поехал) красовался черным салоном с серебристыми вставками. Вставки имели безобразный вид, словно их красили из баллончика на лавочке возле подъезда пятиэтажки.

С эргономикой все в порядке, крутилки вентиляции и печки - под рукой, до кнопок (хотя их на консоли всего две)не приходится тянуться, управление светом сгруппировано в один блок. Правда, у меня есть вопрос, почему заглушка на месте, где должна стоять кнопка кондиционера находится к водителю ближе, чем кнопка включения обогрева заднего стекла, которой пользоваться приходится гораздо чаще , да и комплектаций без кондиционера намного больше , чем «люксов».

Дефлекторов в салоне уйма, только в середине консоли их три, два – для водителя и пассажира, над ними еще один, который призван обдувать лысины жильцов заднего дивана. Еще по два – по краям «торпедо», по одному в ногах передних ездоков.

Бардачок вмещает документы на авто плюс еще целую кучу всякого хлама, который не нужен, а выбросить жалко. Есть две полочки :полезная – под бардачком и бесполезная – над ним. Бесполезная ,потому что все содержимое к концу поездки окажется в ногах пассажира или будет валяться под креслом, составляя компанию огнетушителю. Так же можно разместить какие-нибудь вещички в длинных кармашках передних дверей.

Задний ряд приютит троих пассажиров средней комплекции, обогреет им ноги выходящими из-под передних кресел воздуховодами, даст им возможность насладиться панорамой ,открывающейся через лобовое стекло за счет того, что задний диван стоит повыше передних кресел, а еще разочарует отсутствием подголовников(есть в «люксе»), кармашков в задних дверях ,центрального подлокотника. Единственное место, где можно разместить свои напитки, съестные припасы и прочее добро – кармашки в спинках сидений передних ездоков (проверено – полуторалитровая тара пенного напитка помещается с запасом, можно еще и желтого полосатика туда запрессовать). Стекла задних дверей опускаются примерно на половину, так что если вы везете в салоне собаку с широкой физиономией, она явно заскучает. Водитель сможет сложить спинки заднего ряда для перевозки длинных предметов в соотношении 2:1.А еще на заднем ряду прекрасно умещается металлическая бочка на 200 литров.

   В-третьих, багажник - не самый большой в классе, но у него есть особенность – крышка держится не на массивных петлях, «жрущих» объем, а на гидравлических стойках и длинных ,укладываемых в специальные ниши по бокам проема, кронштейнах. В виду этого, «трюм» можно забить рассадами, мешками ,коробками и всем, чего возжелает ваша душа от «пола» до «потолка» и закрыть все это с глаз долой. Четыре колеса на «переобувку» влезают без использования грубой силы и ненормативной лексики. Не хватает места? Смело складывай спинки дивана, объем увеличится до границ здравого смысла водителя. Переезд нашей семьи был осуществлен за два рейса забитой до безобразия Калины, Газель потребовалась лишь для холодильника. Пришлось, правда, полировать уши коленями, но для пользы делу можно потерпеть. Грузовой отсек изнутри обит ковролином такого же цвета, как и в салоне, для замены лампочек кормовой оптики в ковролине имеются …вырезы на «липучках». Знай наших! В подполье хранится запасное колесо, накрытое сверху кривовато вырезанным кругом из фанеры и куском обивки. На крышке ,разумеется, и в помине нет никакой ручки закрывания багажника, но для этой цели отлично служит выпирающий вниз замок багажника в пластиковом кожухе, который почти никогда не бывает грязным...

   В-четвертых…оснащение (слышу где-то вдали хохот владельцев иномарок выше классом).Да-да, вы не ослышались. Судите сами – начиная с самой минимальной комплектации у вас есть:

1.Бамперы в цвет кузова (не такой уж частый подарок в бюджетном сегменте, где вам приходится платить за то, что бы весь кузов был одного цвета).

2.Передние электростеклоподъемники (тоже, знаете ли, необязательная вещь по версии маркетологов конкурентов)

3.Двигатель нормального объема и приемлемой мощности.(героем светофорных гонок вам, скорее всего, не быть, но едет в городе вполне прилично)

4.Человеческое управление внутрисалонной электрикой (все на своих местах, все кнопки именно там, где ты обычно привык их видеть)

5.Отделка салона. Да, пластик недорогой, жесткий ,но «на глаз» имеет приятную фактуру и, как уже упоминалось, дизайнеры попытались создать позитивную атмосферу в салоне, к тому же пластик прячет от привередливых глаз все участки металла . Далеко не все заморачиваются подобными мелочами.

6.Электроусилитель рулевого управления.

7.Наличие в задней оптике противотуманных фонарей (на самом деле я ими пользовался пару раз, не больше, но все-таки они ЕСТЬ!) и двух огней заднего хода (ВАЗовцы в курсе того, что эти штуки, кроме оповещения всех окружающих о том, что вы сейчас можете протаранить их задним бампером, еще в темноте освещают пространство позади автомобиля, а водителя внезапно может заинтересовать не только то, что находится у него справа, однако на Гранте снова запамятовали об этом)

8.Ну и всякая мелочь вроде подсветки бардачка и багажника, пластиковых накладок на пороги и кромку багажника, дополнительных уплотнителей и т.д. (речь, напомню, идет о бюджетном сегменте)

 

Ну вот, с позитивными моментами вроде разобрались, переходим к «косякам».

 

Двигатель 1,6 литра был сделан в ходе вялотекущей эволюции «восьмерочного» мотора. В «прошлой жизни» он имел объем 1,5 литра ставился на все подряд, начиная с собственно самой 2108 и заканчивая «десятой» серией. В ходе модернизации он обрел 100 лишних «кубиков», 3 л.с., легкий тремор при работе на холостых оборотах, прибавил на «низах» и потерял в эластичности. Клапанная крышка постоянно пропускает масло. Какую бы прокладку вы туда не засунули, с каким бы остервенением не закручивали крепежные гайки, результат один. Вы можете переловить всех золотых рыбок, выдрать все волосы из бороды Хоттабыча, но в один прекрасный день вы обязательно увидите потеки масла из-под злополучной крышки. Остается смириться с тем, что это «не баг ,а фича» и жить спокойно, закрыв всю эту прелесть штатным пластиковым щитом, так эстетичнее, да и грязи, налетающей на двигатель сквозь хиленький пыльник под картером и с упорством пролезающей сквозь уплотнения капота не видно. Притом, если верхняя часть выглядит в этом плане относительно сносно, то в районе стартера все очень и очень грустно.

К тому же ,силовой агрегат постоянно слегка «троит» и вибрирует на холостых, абсолютно ровной работы от него не дождешься даже в тех редких случаях, когда все обслуживающие системы работают идеально. В-общем, поступаем так же, как и в случае с клапанной крышкой – улыбаемся и машем. До кучи, этот двигатель любит «потемпературить»,в летних пробках (да и в зимних тоже) или просто при неспешном турне по загруженным летним улицам родного города, вентилятор охлаждения, издающий звук, навевающий ностальгические воспоминания о старом пылесосе «Вихрь» будет вам верным спутником на всем маршруте. Делаем музыку погромче и молимся, что бы не отказал вентилятор, что вполне себе возможно, а откажет – ничего страшного, на улице же лето, можно и прогуляться, пока остывает антифриз.

Мотор, слава всем богам Олимпа, не любитель похлебать маслица сверх нормы, обычно ,уровень масла остается на одной метке от замены до замены. Привод ГРМ ременной, при обрыве клапаны остаются целыми и невредимыми, поэтому можно не хандрить по поводу состояния ремня…Но посматривать все же нужно, лучше провести нехитрую процедуру замены в гараже или в сервисе, попивая газировочку и слушая любимое радио, нежели где-нибудь ночью на трассе под проливным дождем с фонариком в зубах выставлять метки. Еще, учитывая отсутствие гидрокомпенсаторов, придется кататься в сервис на регулировку зазоров, лучше не упускать этот момент, а не то компрессия в паре цилиндров испарится и придется менять прогоревшие клапаны.

Система охлаждения. Знайте, что в один прекрасный день (обычно, зимний) ваш термостат заклинит, начнет гонять жидкость по большому кругу и в салоне станет прохладно, как вечером у океана. Замена термостата – дело, в принципе не сложное, четыре хомута снять в состоянии даже тот, кто не знает, что такое «хомут». Гораздо веселее потом вытирать пол в гараже от пролитого антифриза и выгонять «пробки» из системы охлаждения. Радуемся дополнительному поводу встретиться с друзьями в гараже. Раз в пару – тройку лет обязательно повторяем процедуру. Еще вряд ли удастся проездить более полугода в статусе «Ни один патрубок не подтекает», какой-нибудь задорный маленький шланг обязательно все испортит. И ,конечно ,нужно прокачать навык «закручивание хомутов», ибо если недокрутил – течет, перекрутил – эй, друг ,подай-ка еще один!

Надежность датчиков прямо пропорциональна их стоимости. Если какой-нибудь копеечный датчик температуры ОЖ  или ,скажем ,датчик положения дроссельной заслонки может выходить из строя каждую неделю и вы переберете их целое ведро, пока не попадется стоящий, то такие титаны, как ДМРВ или лямбда-зонд не напоминают о себе годами.

Генератор вполне надежен, если ремень надет правильно, так же будет предан забвению, как недостойный внимания (как оказалось, он даже надежнее, чем цельнометаллический кронштейн его крепления, который однажды лопнул прямо на ходу, пришлось тянуться домой на аккумуляторе, благо, не далеко).Стартер не доставляет особых хлопот, если изначально не был бракованным. Могут периодически «залипать» щетки стартера, тогда он откажется крутиться, можно попробовать несильно постучать чем-нибудь по корпусу стартера...Несильно...

ЭБУ стал «калиновской» легендой .Не обошла и меня чаша сия. Все как по сценарию : печка, антифриз, гробовая тишина при повороте ключа зажигания. Говорят, что вода камень точит, так вот точно так же охлаждающая жидкость капля за каплей подтачивала контроллер. Купив машине новые «мозги»,включил ,наконец ,свои и переставил их в уютненькую нишу с обратной стороны вещевой полки под бардачком, которая словно была создана для этого. Пришлось вырезать отверстие под жгут проводов в пластике боковины консоли, но это меньшая из всех бед

Электроусилитель - штука, конечно, замечательная, но гораздо более замечательно, когда его все-таки калибруют. Калине, видимо, такая честь оказана не была и он либо включен и с достойным уважения рвением усиливает, либо после определенного порога скорости выключен. Никакого плавного нарастания реактивного усилия на руле, никаких режимов работы, все просто - вкл или выкл. Руль чувствуется абсолютно пустым, с непривычки не чувствуешь , в каком положении стоят колеса, первое время выезжаешь с парковки методом «научного тыка» ,а, учитывая , как тесно в современном городе на парковках ,то этот «тык» может быть в чей–нибудь полированный бок. У меня все обошлось, и на том спасибо. Плюс ко всему, количество оборотов руля от упора до упора повергает в уныние, чтобы заехать в 90 – градусный поворот, надо сотворить 2-2,5 оборота рулевого колеса и столько же обратно, так как «баранка» на малой скорости категорически отказывается возвращаться «на базу».

Тормоза работают по странному алгоритму «угадайки» Садясь в машину с утра, не знаешь, как они себя поведут. То машина клюет носом от легкого касания педали тормоза, то приходится «притапливать» педаль. А ведь в целом к ним особых претензий нет, не было случая, что бы подвели меня в ответственный момент. После прокачивания ничего не меняется. Стояночный тормоз – отдельная история, вернее ,не он сам ,а процедура регулировки, при которой необходимо залезть под машину , снять защитный кожух регулировочного механизма, вывесить глушитель и вытянутыми руками по пол-оборота крутить гайку. Лучше заранее прикупить накидной ключ с трещоткой «на 13» специально для этого ритуала, иначе нехитрая, в целом, процедура превратится в испытание ваших нервов на прочность из-за крайне малого свободного пространства для операций. В любом случае ,в процессе этого самобичевания, вспоминается весь нецензурный архив и тоннами изрыгаются страшные проклятия на головы людей, которых ты даже не знаешь - авторов всего этого изобретения.

Подвеска умудряется делать машину валкой в поворотах и одновременно жестковатой на неровностях. Клиренс авто вселяет уверенность перед заездом на ухабистую местность, но передняя часть подвески способна своим уханьем, стуком и трансляцией каждой ямки и канавки на руль и салон быстренько распылить внедорожные амбиции. В некоторые, кажущиеся небольшими, колдобины колесо падает со стуком, способным на пару секунд выпрямить кардиограмму водителя. Узлы подвески при всем этом довольно долговечны ,за весь пробег заменены стойки и резинки стабилизатора и пара ступичных подшипников.

Коробка осталась такая же, какой была на всех переднеприводниках из Тольятти, гул стал фирменным знаком автомобилей с ладьей на шильдике. Изменился рычаг КПП, круглый набалдашник отлично лежит в руке. Особо отмечу, что первую скорость иной раз приходится буквально заталкивать. Присутствует «защита от дурака» в виде колечка под наконечником рычага, без подтягивания вверх которого не включится (с милым сердцу хрустом) задняя передача. Это ,конечно ,прекрасно ,но если провода отломятся на выключателе в кожухе или перегниют контакты на блокираторе «реверса»,который висит прямо над дорогой, лужами и пылью, машинка лишится заднего хода. На скорость, как говорится, не влияет, но некоторый дискомфорт вносит.

У катколлектора выхлопной системы могут лопнуть трубы ,идущие от первого и четвертого цилиндров в месте их соединения с корпусом коллектора, из-за чего слышно дребезжащее ворчание из-под капота и может немного сходить с ума кислородный датчик. Если неохота тратить 6 тыс. на новую деталь и не сильно беспокоит то, какой сокрушительный удар вы нанесете по тающим ледникам в Арктике, можно заменить коллектор с нейтрализатором на обычный выпускной, цена которому чуть более тысячи рублей, правда про официальное прохождение техосмотра можно забыть.

С шумоизоляцией все просто – ее нет, то есть, вообще нет: работа двигателя, шум покрышек, камушки, летящие в колесные арки – ничто не скроется от ваших пытливых ушей. Все бы ничего, но звук двигателя трудно назвать ласкающим слух – он словно сделан из шершавых пластмассовых деталей, трущихся друг о друга. После 100 км/ч в какофонию вступает шум ветра, а в качестве бэк - вокала выступают откликающиеся нескромными щелчками на каждое действие электроприборов реле монтажного блока. Саундтрек круче, чем в «Форсаже»,не правда ли?

Ну и в качестве десерта россыпь приятных мелочей, таких, как дистрофично слабые фиксаторы открывания дверей, сами двери могут провиснуть или даже отвалиться благодаря болту верхней петли, вопреки законам физики вкрученному «шляпкой» вниз; «крутилки» микроклимата вращаются с разным усилием и звуком, имеют разные размеры ,регуляторы температуры и направления потоков похожи на ручки на дачной газовой плитке и подсвечиваются теплящимся сквозь щели желтым светом, переключатель скорости обдува вообще выглядит «залетевшим» в эту честную компанию по воле случая и имеет уже зеленую подсветку. Добавьте к этому горящую ярко-красным кнопку «аварийки» и все это начинает напоминать о Новогодней гирлянде на елке. Передние стеклоподъемники тоже не желают полностью заползать в двери, так что выставить свой загорелый локоть на свежий воздух не выйдет, положите руку на руль и не выпендривайтесь. Окна дребезжат в рамках, если их не закрыть до конца. Стекла внутри салона вечно запотевают в зимнее время и в дождливую погоду и если заднее окно можно сделать прозрачным, включив обогрев , а переднее «обдуть» из воздуховодов (отключив рециркуляцию), то боковые стекла в этом плане брошены на произвол судьбы.

 

Вот такая наша история, полная радостей, печалей и множества намотанных километров. Несмотря на множество недоделок, Калину нельзя безапелляционно назвать плохой машиной. По многим параметрам она идет в ногу со многими представителями своего сегмента, плюс нет выпячивания собственной бюджетности или старания выглядеть подороже, все по честному. Но из-за этих же недоделок, автомобиль солидно не дотягивает в плане надежности до конкурентов и именно поэтому его, как это не обидно, покупали больше от отсутствия вариантов за эту цену. Большинство дешевых иномарок (подавляющая часть которых представляется ассортиментом устаревших, неизвестных ранее в России машин, на которые маркетологи наклеили более именитые шильдики) стали настолько популярными у нас не из-за того, что они такие прекрасные, а больше из – за того, что в тех же Калинах столько недоделок, а люди уже не хотят выходные проводить в гараже, им это просто надоело.

Что же касается меня…ипотека, ремонт, кризис ,дети – все это пока ставит крест на возможности замены Калины на нечто ,что будет на порядок лучше и надежнее. Я привык к ее капризам, но так же оценил по достоинству ее неприхотливость. Так что еще повоюем!!!

 

 

                                     Спасибо за внимание, ровных вам дорог,пока!