Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


моя подводная "восьмёрка"

Автор статьи

             МОЯ ПОДВОДНАЯ “ВОСЬМЁРКА

 

 

“Улов

 

У берегов Северной Африки осенью 1989 года солнце палило нещадно.

На верхнюю палубу без тапок-шлёпок ступиь было невозможно, как в добрую русскую парную: жар! Нестерпимый жар и - настоящее пекло!

В эту пору здесь, в центральной Атлантике, чуть южнее Канарских островов, собирается в огромные косяки атлантическая скумбрия, жирная, мясистая, крупная – наша рыбацкая цель и наша надежда на то, чтоб не просто погреть пузо под экваториальным зноем, но и - заработать.

Однако, раз за разом, наши сети-тралы оказывались почти пусты!

Виной тому, возможно, был ураган, что пронёсся по этим водам накануне нашего прихода. Штормило тут под 10 баллов. Нам тоже несколько досталось по “скулам”, но в район промысла мы пришли, когда океан уже почти угомонился.

И вот – поднимаем очередной трал. Уже совсем без надежды на улов.

И… ЧТО это?..

Натужно воют лебёдки, тросы-ваерА натянуты до звона, и по слипу (“горка” такая на корме траулера, по которой и поднимают трал), “въезжает” на палубу НЕЧТО, опутанное водорослями, в которых бьются в истерике несчастные рыбы…

Вся команда высыпала на палубу.

И уже ДО того, как вызволили это Нечто из сетей, всем было понятно: наш “улов” – контейнер!

По морским законам, ВСЁ, что добыто-найдено на поверхности, или поднято со дна командой в НЕЙТРАЛЬНЫХ водах – становится собственностью экипажа.

Потому, не долго раздумывая, вскрыли контейнер – и…

 

И – изумлению и восторгу не было предела: из глубины “гаража-контейнера” на нас глядел новенький, упакованный в плёнку и обложенный пенопластом АВТОМОБИЛЬ!

ЧТО это за модель, сразу понять было трудно.

Некоторые знатоки, однако, по очертаниям передка и фар определили: ВАЗ! “Восьмёрка”!

Выкатили “улов” на палубу. Содрали с него плёнку, которая и уберегла машину от воды (к тому же, морские контейнеры устроены достаточно герметично).

И вот, во всей своей новизне и свежести перед нами предстала серебристо-серая, алмазно поблескивающая металликом красавица “Лада-Самара”, “восьмёрочка” в экпортном варианте!

КАКИМ таким “чудом” оказался этот “подарочек” в открытом океане и плавал в полу-затопленном состоянии, словно подлодка, над банкой-отмелью, где и ловится обычно рыба – догадаться было не трудно: очевидно, во время недавнего шторма с одного из наших контейнеровозов груз попросту сорвало с палубы.

 

Лотерея

 

Конечно же, наши мастера-механики (и я в их числе) не удержались от того, чтобы немедленно машинку проверить-осмотреть и попытаться завести.

Надо было слышать дружный возглас (нет – вопль!) восторга всех ДЕВЯНОСТА членов экипажа, когда, с одного оборота, что называется – с пол-тыка, двигатель “восьмёрки” благородно заурчал! Словно бы не из глубин океана она была поднята, а – пришли мы в фирменный автосалон и тестируем выставочный экземпляр!

Проверили, конечно же, и на ход: и прокатились туда-сюда, на сколько хватало промысловой палубы!

А вокруг – без конца и края – Атлантика!

Однако, наступит же и тот долгожданный, счастливый день, когда окажемся снова Дома, в России, в славном нашем Питере! И коснуться-же-таки эти новенькие колёса Земли!

И встал вопрос: КАК теперь поступить с этим чудесным и чуднЫм “уловом”?

 

Вариантов было два:

первый: по приходу домой – продать тачку, а деньги от продажи поделить на равные 90 долей (по числу членов команды). И каждый получит свою крошечную дольку.

Второй вариант был более азартным и “вдохновенным”: разыграть этот “дар Нептуна” в честной лотерее. Шансы у КАЖДОГО, при этом, как не трудно подсчитать - 1 к 90.

Все мы, люди, в той или иной степени – игроки.

А для моряков-рыбаков игра, азарт, жажда удачи – едва ли не суть их “нутра”, и – неизбежная составляющая Профессии.

Поэтому и выбирать-спорить долго не пришлось: ТОЛЬКО Лотерея!

 

Все, от прачки-уборщицы до Капитана, были на равных. От розыгрыша, понятно, не отказался никто.

Способ же выбрали самый простой: отсчитали из двух свеженьких колод 90 карт, одну из которых пометили крестиком, перетасовали, разложили карты лицом вниз по всему капоту машины (доверили это действо Боцману, который в карточной игре – полнейший профан, и уж, в шулерстве уличить его не смог бы никто), и… - тяните, господа!

 

Подходили к заветным картам тоже по ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ лотерее: вытаскивали из мицы-фуражки Кэпа бумажки с номерами от 1 до 90.

Мой номер был (не поверите) – 87!

 

НИКОГДА мне не фартило в лотереях! Да, и не особо меня это и привлекало. Всегда считал (думаю так и сейчас): на Бога надейся – да сам не плошай.

И вот – из 86-ти человек, что совершили свою попытку передо мной - НИКОМУ не достался заветный “крестик”!

Как вы уже поняли, 87-й подход к капоту красавицы “восьмёрки” (МОЙ подход!) оказался счастливым. И надо сказать, ВЕСЬ экипаж (был дружный выдох-вздох нового восторга и, одновременно – разочарования!) радовался за меня искренне. Если же и потерзала кого-то зависть, то – не долго, и – без злобы: ведь всё было – по-честному!

 

Жизнь на колёсах

 

Уже уходя в этот чудесный рейс, я почти знал, что для меня он будет – последним (не крайним, как говорят лётчики, а именно – последним).

Так уж устроена моряцкая бытность, что, рано или поздно, с морским ремеслом приходится проститься навсегда.

И вот случай (судьба) преподносит мне в этом последнем рейсе на блюдечке целый АВТОМОБИЛЬ, который становится не просто подарком, но – даёт мне и пропитание в подработке на извозе, и – крышу!

Ведь на дворе уже были – голодные-бантиские-безработные-разрушительные 90-е!!!

Рушились семьи, связи, ‘’’дружбы”, города! Остывали заводы, в ещё большее запустение приходили посёлки и деревни…

И как же я был счаслив, что у меня есть моя ПОДВОДНАЯ “ВОСЬМЁРКА”!

На несколько лет она стала мне не просто Другом, надёжным, не капризным, уютным, но – моим единственным и настоящим Домом!

 

А в сентябре 1996-го я отправился на моей “подлодке на колёсах” из Москвы – за Урал, в родной мне город Курган. Повод был печальный, и ехать нужно было непременно и, насколько возможно - быстрее.

Всё было хорошо. Машина работала безотказно. Дорога – как и всегда – била по подвеске нещадно. Время, однако, поджимало.

Миновал Уфу.

Впереди ещё – около тысячи вёрст.

И тут… начинается…

 

Мистика

 

К понятиям “мистика”, “предопределение” и им подобным отношусь скептически-сдержанно.

И всё же, какая-то морская, водяная “аура” витала над моей “подлодкой”!

Но – по порядку:

откуда ни возьмись, появляется параллельным курсом “девятка”, из которой какие-то “мОлодцы” грозят мне бейсбольной битой: мол, тормози, парень! Приехал!..

Реакция моя была проста и мгновенна: газу – до отказу!

Похоже, “бандиты с большой дороги”, едва завидев мою “восьмёрочку”, тут же определили, что машинка – хороша! А за рулём – “лох”. Так почему бы не поживиться столь “лёгкой” добычей?!..

В ТЕ времена на российских дорогах Хозяевами была не ГАИ (нынешняя ДПС), а… сами знаете, КТО!

И началась – погоня!

Но – не киношная погоня по типу великого и всеми нами обожаемого фильма Рязанова “Берегись автомобиля!”, где ВСЕ уважают дорожные знаки и едва ли не соперничают в порядочности: кто кого переджентльменит! Нет. Тут погоня БЕЗ пределов! Что называется, не на жизнь – а насмерть.

Это я понял сразу. А потому и – ГАЗУ!!!

Оторвался от “девятки” быстро, и показалось, что легко отделался.

Вскоре, однако, снова увидел их в зеркале заднего вида.

Думаю, двигатель у них был форсированный. И я, выжимая все соки из своей “восьмёрочки”, часа полтора не мог увеличить разрыв!

А тут – трактор с прицепом, гружёный сеном-соломой выползает из прилегающей просёлочной дороги, преграждая мне путь!

Решение было мгновенным: только туда же, на просёлочную дорогу, а там уж – как Бог даст…

В пыли, что поднимала моя “подлодка”, мчась по степным ухабам, подобно раллийским машинам “Дакара”, я уже не мог рассмотреть, гонятся ли ещё за мной “бандиты”? Просто “жарил”, что есть сил.

И вдруг – мост! Старый, ветхий… через какую-то речушку-болотце-озерцо.

Раздумывать долго опять-таки не дал элементарный страх: ТО, что позади – куда опаснее того, что передо мной! Словом – “кино”!..

И я слёту вскочил на этот узкий, шаткий мост и, сбивая деревянные поручни габаритами, ПОЧТИ перелетел на другую сторону этой “лужи”. ПОЧТИ – потому что в конце моста завалился-таки на правый борт и уже у другого берега съехал (не плюхнулся даже, а именно – съехал) в… в воду!

На моё счастье, преследователи так, видимо, и не решились гнаться за мной по бездорожью. То ли пожалели свою тачанку, то ли были не из местных, а какие-то “залётные”? Теперь не угадаешь. Да и – нет смысла…

 

Пыль рассеялась, пульс унялся.

Оставалось лишь вытянуть машину на берег (на пол-кузова, задом, она была в воде, а передок, двигатель – были на суше).

Тут-то мне и подумалось: “МИСТИКА”! Царь Нептун так-таки и жаждет вернуть себе свою законную добычу!

 

Месть Нептуна

 

Всё, однако, закончилось хорошо: машину вытащил тракторист Наиль. Потом она пол-ночи и пол-дня обсыхала в опустевшей, но накрепко пропахшей конским потом конюшне… Мы пили кумыс (и – не только), говорили о разном, смеялись, даже пели, смотрели на звёзды… И я был счастлив, что мы с моей “восьмёрочкой” – вполне себе ещё живы!

 

Я доехал до места назначения, хоть и опоздал к своим скорбным делам…

Но даже не заметил, чобы в машине, после столь бешеной погони и сверх-перегрузки, было что-то не так. Всё урчало, всё работало, ничто ниоткуда не подтекало, словом – “конь” в полном здравии и хочет лишь одного – кушать!

Кстати, и расход “еды” за все годы его “беготни” почти не изменился:

8,5 по трассе, порядка 10-ти – в вечно пробочной Москве.

 

А потом мы благополучно, уже БЕЗ злоключений, вернулись в Столицу.

 

И я уже стал забывать об этой бешеной гонке, и о “мистическом” “зове” Водяного!

Да и работа появилась. И машина нужна была уже лишь, как средство передвижения.

И тут, летом 1998-го, царь Нептун снова напомнил о себе:

в районе Останкино с неба посыпался лёд! Градины были размером, ну, с ОЧЕНЬ крупное куриное яйцо!

Продолжалось всё это буйство Природы – минут пять, не более.

Но все эти 5 минут гнева Небес я находился в моей “подлодке”.

По крыше грохотало так, словно бы её пыталась искорёжить сразу сотня “жестянщиков” в сотню молотков!

Земля за эти считанные минуты разбухла и будто бы САМА начала извергать из себя воду! Уровень этого беснующегося “моря” почти мгновенно поднялся на пол-колеса!

Пытался прикрыть ветошью-тряпицей лобовое стекло, но по руке досталось так, что больше не решился. Закрыл двери - и лишь наблюдал, как - раз! – треснуло левое зеркало, два-с! – правое. Стоящие вокруг мнея машины (в основном иномарки) одна за одной лишались стёкол и быстро заполнялись водой и ледышками. Мои же стёкла каким-то чудом оставались целы. Лишь на лобовом появилась трещина. И я уже был готов к тому, что вот-вот оно тоже лопнет-рассыпится…

“Да хватит уже! – воскликнул я в душе, обращаясь к Владыке Морей (смеясь, конечно)…- СКОЛЬКО уже лет прошло?! Успокойся! Смирись!”.. И – всё вдруг затихло столь же внезапно, как и началось.

“Месть” Нептуна для меня и моей “подруги” обошлась нам в два треснутых зеркала, да украшенные “лунными кратерами” капот и крышу! По сути – детская шалость…

   Машина от того, что уберегла мою голову от ледовой “бомбёжки”, стала мне лишь ещё ближе и роднее.

 

Но вот, что удивительно: этот невиданный доселе град выпал ТОЛЬКО на одном, очень небольшом участке Москвы. А в эпицентре этого локального “буйства” природы - была моя ПОДВОДНАЯ “ВОСЬМЁРКА”.

Не ОНА ли и стала тем “магнитом”, что притянул эти лиловые набухшие влагой ледяные тучи, которые – кто знает? – начали свой путь к Москве, возможно - от Атлантики?.. (шутка, конечно!).

 

PS

 

Мы расстались с моей “подлодкой” в 2001-м.

Конечно же, за годы и годы нашей с ней дружбы были и проблемы, и проблемки. Но все они решались. И речь тут – не об этом.

Был другой поразительный факт: одному из потенциальных покупателей моей уже изрядно потрёпанной “подводной восьмёрочки” я рассказал её невероятную историю.

И ЕГО реакция – хохот и слёзы – меня потрясла:

Оказалось, в 1989-м он был штурманом на том самом контейнеровозе, с которого во время жуткого шторма у бурегов Северной Африки сорвало за борт 14(!) контейнеров!

Везли они – наши ВАЗЫ (“восьмерки”, “пятёрки”) из России – в Анголу.

 

И мы уже вместе с ним долго смеялись: а может, ещё какому-нибудь “рыбачку” подфартит?

Ведь 13 контейнеров с новенькими-старенькими машинками до сих пор – на дне океана!

Вот только мы тогда шли, что называется, по свежему следу! А теперь, спустя столько лет, там уже, наверное – лишь ржавое, изъеденное морем и обжитое подводной живностью – железо!

 

Алексей Зайцев,

14 июня 2016 года,

Севастополь.