Автомобиль не вино – годы его портят. Чем старее машина, тем ниже на нее и цена, и спрос. Порой проще и даже дешевле купить новую, а не заниматься восстановлением той, что уже отжила свой век. Но почему-то всегда профессионально отреставрированное авто вызывает восхищения современников и уважение к своей персоне. А если это авто еще и часть истории?
«Оквадраченная» двадцать первая
В советские годы «Волга» являлась престижной, а потому большая часть новых машин распределялась среди правительственных работников. Особенно ценились автомобили черного цвета. Только тот, кто ездил (а точнее тот, кого возили) на черной «Волге», считался настоящим директором. Но основная масса продукции Горьковского автозавода становилась автомобилями специального назначения, прежде всего такси и «скорой помощью». Отсюда и модификации: ГАЗ-2401 и ГАЗ-2404 – для такси и ГАЗ-2403 – для «скорой», с кузовом «универсал», перегородкой за передним сиденьем, фарой-искателем и носилками. Это были машины сопровождения, машины преследования, машины КГБ,
«Волгу ГАЗ-24», вставшую на конвейер 15 июля 1970 года, создавали целых шесть лет. Придумать новую машину дело непростое, но советские автомобилестроители-«шестидесятники» знали способ. И когда получили приказ готовить замену красивой, но чересчур древней «Волге ГАЗ-21», не стали мучиться сомнениями и угрызениями. Привезли три заокеанских автомобиля – Ford Falcon, Plymouth Valiant, Buick Special 60-61 годов – и, вооружившись ключами, отвертками и прочими инструментами для анализа, принялись перенимать опыт.
Разработка шла не слишком быстро – всему виной политические катаклизмы (смена Хрущева на Брежнева) и военные авантюры (началась война в Египте). Первые полноценные прототипы были готовы только к 1967 году. В разработке участвовали А.Д. Просвирнин, Н.А. Юшманов, Н.Г. Мозохин, В.И. Борисов, А.И. Гор, А.М. Невзоров, В.Б. Реутов, В.П. Дуарте и многие другие. Основы стиля заложил дизайнер американской фирмы Ford Элвуд Энджел.
Автомобиль «ГАЗ-24 Волга» был удостоен международных наград: золотые медали на Международных выставках в Пловдиве, 1969 г. и Лейпциге, 1970 г.
Тачку – на прокачку!
Илья случайно увидел ее в огороде. «Волга 2403» по ступицы утопала в земле, а на ее капоте, багажнике и крыше резвились ребятишки, превратившие груду металлолома в обычную горку. Машина предстала жалким зрелищем – на ней, буквально, не было живого места, дыра на дыре. Но Илью это не остановило. Поделившись своим открытием с Геннадием, автолюбители заглянули под крышку… Мотор был новый, чистый, с клеймами кремлевской сборки. На спидометре замерли цифры – 400 километров.
Как оказалось потом, «Волгу» привезли из Москвы в далеком 1987-м. В тот год, когда Тюмень почтил своим присутствием сам Михаил Сергеевич. Охрана Горбачева откатала на машине положенный срок, и та стала не нужна, доживая свой срок на задворках.
Местные «активисты», Илья, Геннадий и Павел, решили оживить красавицу. Пригнали ее в цех, посидели над ней часа три и принялись за работу.
Четыре года трудов
Начали со сварки кузова. Перекроили абсолютно все. Родной осталась только крыша. Да и ту выправляли и заваривали. Заменили крылья, двери, крышки капота, багажника и кусками пол. А уже потом взялись за все остальное. Естественно, что с запчастями возникали проблемы, их находили, где только могли. Даже привозили с Москвы.
Главная уникальность «Волги» ни в том, что она одна такая – в Тюмени их две, – а в ее необычной, эксклюзивной расцветке. Краска покупалась по заказу в Германии прямо с завода. Брали ее «в слепую», потому что образцов в городе не было. Один только заказ обошелся в 60 тысяч. «Хрустальная радуга» имеет особую поэтапную технологию окрашивания. Сначала наносится базовый слой, высушивается, вышкуривается до состояния матовости. Затем кладется перламутр на бесцветной основе, которая делает «хрусталики» объемно зависшими в пространстве. Потом все это покрывается лаком. В итоге машина получается черной, но при хорошем освещении ее бока плавно переливаются всеми цветами радужного спектра.
Многое в машине сделано собственноручно. Например, гидроусилитель, ведь 24-я шла с устаревшим и такие сейчас не выпускают. Пришлось обходиться современными моделями. Рулевое так же было полностью переделано. Двухрядный выхлоп изготовлен по расчетам местных спортсменов. В багажник установили дополнительный топливный бак на 80 литров к стандартным 55-ти. Салон напичкан аудиоаппаратурой: чейнджер, колонки во всех дверях, 4-канальный усилитель в 400 ватт и сабвуфер между сидениями, выполняющий роль подлокотника. К американским программам о прокачках отсылает маленький ЖК-монитор на панели приборов, которая, к слову, лепилась «потом и кровью» из медицинской нержавейки. Передние сидения поставили электрические с «Форда».
Двигатель оставили родной. «Чайковский», объемом 2,4 литра и нынешней мощностью 250 л/с. Расход 20-40 литров. Коробка – российский 3-ступенчатый автомат. Разработка этого мотора и КПП велась еще в 59-65 годы. Подвеска, все от той же «Чайки», была заменена на импортную. Однако с управлением возникают небольшие проблемы. До третьей передачи колеса пробуксовывают: масса автомобиля без сорока килограмм две тонны, а двигатель слишком мощный.
Трое художников
Шел пятый год затянувшейся огромной работы. В машину, в прямом смысле, вдохнули новую жизнь. Она даже «засветилась» на дрэге. Гости города пришли от нее в полный восторг. Вот только показать, что есть еще порох в глушителе, не удалось. Красавицу дисквалифицировали. Ребята пожелали ехать втроем на продукте общего творчества, а правила не допускали наличия в салоне более чем одного человека.
На машину было потрачено более 400 тысяч рублей. В качестве завершающего штриха – еще 50 было вложено в перетяжку кожей салона. И «Волга» пошла на продажу. Ребята не жалеют о том, что со своим детищем им пришлось расстаться. Оно у них не первое и далеко не последнее. Не смущает и окупаемость автомобиля. Ведь реставрация – это дело не одного дня. Это в первую очередь искусство и хобби.
Или, если хотите, стиль жизни.