Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


Практика общения с инспекторами ДПС

Автор статьи

– Здравия желаю, инспектор Савищев, ваши документы. – Холодным и дождливым утром меня остановил наряд ДПС.

– Здравствуйте, вот, пожалуйста. – Протянула я все необходимое инспектору ГИБДД.

– Нарушаете, товарищ водитель, на передних стеклах тонировка.

– Не нарушаю, не мешает обзору, товарищ капитан.

– Сейчас замеряем светопропускаемость и все станет ясно.

– Хорошо, меряйте. - Я была готова к такому повороту событий и достала мобильный телефон, чтобы снимать все происходящее на видео.

 

Не подумайте, я никогда не была злостным нарушителем. Купив новый автомобиль, я решила сделать тонировку задних окон, а вышло так, что тонировку передних мне предложили сделать в подарок. Поразмыслив и взвесив все за и против, я решила, что снять я смогу в любой момент, а наличие тонировки привнесет в мою жизнь интересный опыт. Меня мало останавливают инспектора ДПС, а если и останавливают, то все заканчивается обычной проверкой документов. Я подумала, что опыт в споре с «Гаишниками» по вопросу тонировки лишним не будет. Ситуации бывают разные, а уверенностью в общении и знанием своих прав я похвастаться не могла.

Итак, я осознанно пошла на нарушение ПДД во имя благой, как мне тогда казалось, цели. Сделав тонировку, я первым делом досконально изучила правила и регламентирующие документы на этот счет. Перечитала всевозможные реальные истории, когда «тонировщкам» удавалось переспорить инспекторов и ехать дальше. Просмотрела видео бесед с инспекторами, снятые на видеорегистраторы, изучила права и обязанности водителя при остановке должностным лицом. Моя уверенность в себе заметно выросла, и я чуть ли не жаждала остановки полосатым жезлом.

 

Инспектор вернулся со своим напарником, старшим лейтенантом и, увидев, что я снимаю их действия на видео, кивнул ему, мол, доставай камеру и тоже снимай. Старлей достал свой мобильный телефон и начал снимать. Капитан же, достав прибор для измерения, зачитал его название и дату поверки (я все это фиксировала на видео) и, приложив к переднему стеклу, измерил светопропускаемость.

Как и следовало ожидать, прибор показал нарушение и довольный капитан выдал:

– Светопропускаемость передних стекол 15%, что не соответствует норме, с нарушением согласны?

– Нет, не согласна. – Радостно ответила я.

– Не согласны? – Удивленно переспросил он

– Нет, составляйте протокол.

– Хорошо. Сними на видео номера. – Кивнул он напарнику.

Я выключила видео и стала ждать протокола. Начитавшись историй в интернете, я знала, что по одному из регламентов, замеры необходимо проводить в трех разных точках стекла и высчитывать среднее арифметическое, кроме того, замеры должны проводиться в строго определенных условиях (температура окружающего воздуха и давление).

По истечении 10 минут ожидания ко мне подошел старший лейтенант и с дружеской интонацией в голосе спросил:

– Ну что, вы еще не передумали? Зачем вам так этот протокол нужен?

– Нет, не передумала. – Коротко отрезала я.

Я начал подозревать, а не выжидают ли они, что я пойду предлагать им взятку? Я все это время сидела в своей машине, а они сидели в своей, больше никого не останавливая. Звоню в дежурную часть ГИБДД (телефон заранее нашла в интернете и вписала в телефонную книгу).

– Здравствуйте, вот уже полчаса как меня остановил инспектор ДПС и оформляет протокол, у меня есть подозрение, что он намеренно меня задерживает.

– Подождите, сейчас я с ним свяжусь, – я ожидаю полминуты, после чего дежурный сообщает мне – Не волнуйтесь, все в порядке, ваши документы проходят проверку по базам, подождите еще 10 минут и вам принесут ваш протокол.

Не проходит и пяти минут как ко мне подходит капитан и вручает протокол. Проверив все данные, пишу в протоколе не согласие, ссылаясь на необходимые регламенты и правила.

– До свидания, товарищ капитан. – Получаю обратно свои документы и еду дальше.

Во время измерения стекол меня заинтересовал тот факт, что напарник капитана снимал все на свой мобильный телефон, в том числе и меня. Нахожу в интернете закон, запрещающий использовать в служебных целях личные видеоустройства, оказывается, разрешено использовать только сертифицированные, стоящие на учете в полиции. Еще одно правонарушение в мою пользу.

Вечером того же дня дома я составляю жалобу на имя начальника ГИБДД, описываю ситуацию, ссылаюсь на нормативные документы и делаю вывод о неправомерно выписанном штрафе, в связи с чем прошу штраф с меня снять. Отправляю жалобу через сайт ГИБДД, прикрепив снятое мною видео.

 

Через несколько дней, возвращаясь поздно вечером домой с тренировки, меня снова тормозит наряд ДПС. Ситуация знакомая, сразу начинаю снимать на телефон. Инспектор приносит прибор для измерения, проводит необходимые измерения (снова в одной точке стекла), фиксирует нарушение. Я вспомнила еще об одной небольшой хитрости, недавно прочитанной в одной статье, и спрашиваю:

– Можно увидеть сертификат поверки прибора?

– Да, конечно. – Инспектор на минуту отходит и приходит с сертификатом.

Долго его рассматривает, как будто видит в первый раз и наконец-то показывает мне дату поверки (дата свежая, все соответствует нормам).

– Хорошо, а давайте сверим номер прибора и номер в сертификате поверки. – Спокойно прошу я.

Ага! Вот она, рыба моей мечты, я внутренне ликую, номера не совпадают.

– Товарищ инспектор, что же вы мне подсовываете документы на другой прибор? – Тем временем я все фиксирую на видео.

Инспектор молча отходит, я вижу что они с напарником начали совещаться и изучать документ с прибором, понимая, что попали впросак. С кем-то связываются по рации, долго что-то обсуждают, потом один из них подходит ко мне:

– Подождите, сейчас привезут другой прибор, и замеры состоятся еще раз.

– Товарищ лейтенант, вы меня остановили, правонарушение не выявлено, я могу ехать дальше или вы меня задерживаете, а если задерживаете, то на каких основаниях?

– Ожидайте, мы проведем замеры другим прибором. – Неуверенно пробормотал инспектор и спешно ретировался к себе в машину.

Я начинаю звонить в дежурную часть, но никто не отвечает (время около 11 вечера), пробую звонить в телефон доверия – там автоответчик. Ситуация тупиковая, мое задержание не правомерно, но документы у них, приходится ждать.

Прождав с момента остановки около часа, замечаю, что к нам направляется еще один наряд ДПС. Вновь прибывшие поздоровались с коллегами и что-то обсудили. Один из них направляется ко мне. С удивлением узнаю своего знакомого капитана, который штрафанул меня несколько дней назад. Смеюсь про себя комичности данной ситуации, пока капитан тем временем проводит замеры.

– С нарушением согласны? – вопрошает капитан

– Нет, составляйте протокол.

– Как составите протокол, –  обращается он в сторону своих коллег, но так, чтобы я тоже слышала, – проезжаете 50 метров вперед и снова ее останавливаете и составляете еще один протокол, и так каждые 50 метров, пока не согласится с нарушением.

Хороший запугивающий ход, про себя думаю я, а сама на всякий случай лезу в Интернет и ищу, что по этому поводу говорит закон. Как оказалось, в правилах очень размыто указано, что если нет возможности устранить неисправность на месте, то можно двигаться к месту ее устранения с необходимыми мерами предосторожности.

Спустя 20 минут получаю свой протокол и спокойно еду домой, как и думала, без дальнейших остановок.

 

На следующий день утром, совсем немного отъехав от дома, меня снова тормозят. Разговор повторяется с небольшим отличием:

– Товарищ инспектор, вот протокол на тонировку, мне выписали его вчера вечером, еще и суток не прошло, и я еду к месту устранения неисправности.

– Я могу вам выписывать этот протокол хоть каждые полчаса. – Твердо отвечает он.

Понимаю, что спорить бесполезно, в дежурную часть снова не дозвониться, сижу и жду протокол. Через 20 минут инспектор возвращается с протоколом. Все дальнейшее я снова записываю на телефон. Изучаю протокол и вижу ошибку.

– Товарищ инспектор, сегодня же 23.03, а вы указываете везде дату 23.01, –  злорадствую я, – это же служебный подлог?

– Сейчас исправлю, ошибся.

После исправления я пишу несогласие и возвращаю оригинал протокола инспектору.

– Товарищ водитель, почему у вас нет задних брызговиков? – а у меня ведь их действительно нет.

– Не предусмотрено конструкцией, –  парирую я.

– Ждите, я составлю еще один протокол.

– Ну что ж, составляйте, –  с безнадежностью отвечаю я.

 

Вечером того же дня я сняла тонировку с передних стекол, поняв, что с меня хватит этого эксперимента. Четыре штрафа по 500 рублей за одну неделю, около часа снятого видео и около двух часов потраченного времени ожидания протоколов.

Моя цель достигнута, за это время я научилась уверенно держаться в разговоре с инспекторами ДПС и теперь я наизусть знаю все причины остановки и свои права во время этих остановок.

Я составила еще несколько жалоб – на неправомерное беспричинное задержание, на попытку служебного подлога и на выписанный штраф по отсутствию непредусмотренных конструкцией брызговиков. Кроме того, в жалобах указала время, в которое не отвечал дежурный ГИБДД.

Спустя примерно месяц по всем своим жалобам я получила отказы. В отказах никак не были прокомментированы задержание, подлог и замер не по регламенту, а весь ответ сводился к тому, что все действия правомерны. На жалобу по брызговикам даже была приложена копия ответа автодилера, в котором он подтверждает возможность установления брызговиков.

Можно было пойти дальше, в суд высшей инстанции, но у меня не было такой цели, я получила опыт и понимание того, что в основном прав тот, у кого есть погоны. И кстати, с тонировкой ездить в темное время суток и дождливую погоду действительно очень тяжело, видимость плохая, никому не советую тонировать передние боковые окна.