Статья написана в рамках конкурса авторов

Организаторы:


Универсалы, о которых ты не знал: от ГАЗ и ЗИЛ до Rolls-Royce и Ferrari

Автор статьи

У большинства универсалы ассоциируются с машинами для перевозки картошки и длинномерных грузов. Но как в середине прошлого века, так и сейчас, встречаются очень впечатляющие и яркие вагоны, в которые могут влюбиться даже ярые противники «сараев». В этой статье я расскажу о, пожалуй, самых-самых редких, крутых и уникальных универсалах.

Одним из самых богатых и изощренных любителей вагонов по праву можно считать султана Брунея Хассанала Болкиаха, в коллекции которого, кстати, порядка трех тысяч (!) автомобилей. Правда, на многих из которых он даже ни разу не ездил – что и не удивительно. Именно он не раз заказывал универсалы даже у таких «неуниверсальных» марок, как Aston Martin, Bentley и даже Ferrari. Только ему известно, сколько пришлось заплатить именитым производителям суперкаров, чтобы те, специально для него, выпустили эксклюзивные автомобили.

Самым быстрым среди вагонов султана считается FERRARI 456 VENICE мощностью 458 сил и максималкой в 300 км/ч. Говорят, султан заплатил за нее 1,5 миллиона долларов. Но если точнее – 9 миллионов, поскольку он пожелал иметь шесть таких машин!

Не назвать медленным и этот MERCEDES-BENZ W140 S73 TOURING. Шестисотый никогда не выпускался в таком кузове? Как бы ни так… 7,3 литра, V12 и 5 секунд до сотни. Цена? Неизвестно, но султан к полумерам не привык, поэтому, чтобы не бегать три раза, купил про запас 19 таких вагонов!

Впрочем, не султаном единым жил универсал S-класса в 140-м кузове. Существует еще двухдверный Zagato 500 Shooting Break, созданный на базе купе дизайнерским ателье Zagato. Год выпуска - 1994-й, тираж – несколько экземпляров.

Далеко не всем известно, что существует и универсал S-класса в кузове W220. Поговаривают, таких автомобилей было выпущено 15 штук, по другой версии – 17. Так или иначе, но на сайтах по продаже б/у машин такой универсальчик не найдешь, только в частных коллекциях.

Любителям так называемого «шейховоза» наверняка известно об универсале Mercedes 560 SEL в 126-м кузове. Сколько было выпущено таких вагонов - история умалчивает, но время от времени они появляются в продаже – за 40-50 тысяч евро.

А теперь вернемся к султану, ведь только у него есть BENTLEY JAVA Wagon. Официально JAVA вообще является концептом, но когда и кого смущал товарный статус машины, если «деньги не имеют значения»? Вот и Хассанал так считает, поэтому в 1996-м году заказал у британской марки несколько штук мажорных универсалов. К слову, у султана есть еще более старые универсалы Бентли, причем полноприводные - под названием BENTLEY 4×4 WAGON и Bentley Val d'Isere. Последний создавался Робертом Янкелём, основателем компании Panther – это так, для общего развития.

Бывают ли универсалы Роллс-Ройс? Такие экземплярчики, конечно, еще та диковинка, но они существуют! Среди таковых Rolls Royce Silver Seraph Shooting Brake и Rolls-Royce Silver Shadow II Shooting Brakе. Последний, как гласит история, был сделан для Джона Алека Энтвисла, бас-гитариста группы The Who.

Вообще Роллсовские вагоны иногда всплывают на аукционах, тогда-то и становится известно, кто и когда их заказывал. Оно и логично, ведь на самом деле кузов типа Shooting Brake был разработан очень давно, и изначально вовсе не предполагал перевозку грузов. У таких универсалов (появившихся еще в 1930-х годах!) было иное предназначение – транспортировка охотничьих ружей и собак состоятельными джентльменами. Поэтому не удивительно, что дословно это название переводится как «универсал для стрельбы». К слову, когда такой тип кузова был разработан, он обозначал трехдверный спортивный универсал с малым углом наклона задних стоек.

К таковым относятся 3-дверные универсалы БМВ, именуемые Shooting Brake. Пожалуй, самым впечатляющим и мифическим среди них является BMW 8-й серии E31 Touring. Согласно биографии этого вагона, один экземпляр выпустила Alpina - красный. Но по интернету гуляют фото и серого Шутинг Брейка баварской «восьмерки». Подлинный ли этот экземпляр, и вообще существует ли он в реальности, а не на мониторе – знает только автор фото или мастер фотошопа, нарисовавший этот автомобиль.

БМВ 6 E24 Touring – тоже не галлюцинация. Шестую серию в кузове Shooting Brake вроде как в количестве одной штуки сделали мастера всё с той же компании Alpina, но они не единственные. В Америке, по слухам и согласно этим снимкам, тоже есть универсальная 6-ка. О ее биографии, прочем, никаких данных нет.

А вот это BMW 3-й серии Е30 в кузове Sport Touring! Таких машин официально было выпущено всего 6 штук, причем делала их не БМВ и даже не какая-то другая немецкая контора. Спортивные туринги третьей серии выпустило голландское ателье Luchjenbroers. Для этого в начале 80-х голландцы «распилили» с десяток машин VW Golf MK I! Зачем? Вся хитрость в том, что при создании этих БМВ бралась крышка багажника от первого Гольфа.

Любопытно, что недорогой Фольксваген лег в основу и универсала Порше! При создании 928 station wagon использовались кузовные детали от Scirocco и Polo того времени. Таких машин тюнинг-ателье Artz сделало порядка 20-ти. Между прочим, посмотрите на этот автомобиль, фото которого в 1981-м году опубликовал журнал Auto Motor Und Sport. В статье про самые крутые тачки Германии засветился Porsche 924 Turbo Kombi, созданный тем самым основателем Artz, Гюнтером Артцом, исключительно для себя и под себя.

Также есть универсал 928-го Порше, который был сделан в 1984-м году специально для профессора Ферри Порше, в честь его 75-летнего юбилея. Он получил название Porsche 928-4 Prototype (942). Три года спустя эту машину переделали, установив задние двери (так называемые суицидальные, которые открываются навстречу движению) и изменив переднюю часть. После внесенных коррективов автомобиль поменял имя на Porsche 928 Studie H50.

Из той же «оперы» модель DP Motorsport dp44 Cargo, созданная в конце 80-х немецкой фирмой dp-motorsport, которая, кстати, до сих пор занимается ремонтом и тюнингом Порше.

Если когда-нибудь увидите универсал старой «семерки» - не надо сразу бежать к психиатру. Ведь на самом деле он существует и называется BMW 733i Wagon. К сожалению, есть крайне мало фактов о биографии этой модели, но история гласит, что BMW 7 Series E23 Touring на заводе БМВ не производились. Их создавали небольшие немецкие компании, занимающиеся тюнингом и переделками. Хотя заводской прототип BMW e23 Touring всё же существовал (или существует – неизвестно).

Любопытно, что есть универсал «семерки» и в портфолио Альпины. Речь идет о Alpina B9 3.5 Touring Garage du Bac e23 – таких было произведено всего два экземпляра.

Среди других компаний, делающих универсалы БМВ, также значатся Schultz и Oldenhof, которые в 80-х годах пытались продавать не только 7-ю серию, а и «пятерку» BMW e28 Touring.

Существуют ли универсалы БМВ более новых «семерок»? А как же. В Сети встречаются изображения BMW 7 Series E32 в кузове туринг и даже BMW 7 E65 Touring, правда, об их происхождении сказать нечего. Но думаю, если они действительно существуют, а не нарисованы, то их переделывали в Германии.

Единственным и неповторимым является данный BMW E34 530iX Enduro Touring. В некоторой степени это прародитель попсовых нынче Audi Allroad и Volvo Cross Country. Хотя нет, БМВ лучше! Ведь у нее высокий потолок, есть крепление для велосипедов, прожекторы и прочие «плюшки», делающие этот автомобиль мега-функциональным. Ах да, полный привод, конечно, в наличии, плюс к этому форсированный мотор. Если бы на машину нашлось полсотни заказчиков, баварцы сделали бы его мелкосерийным эксклюзивом по цене 170 тысяч DM за штуку. Но нет…

А теперь перейдем к теме автопрома СССР и отечественным авто. Если кто-то спросит тебя, какой советский универсал является самым крутым, дорогим и эксклюзивным – будь уверен, это санитарный правительственный ЗИЛ по прозвищу «Черный Доктор». По преданию, таких универсалов было выпущено всего четыре. Все они были черные - чтобы не выделяться на фоне других авто в правительственных кортежах. Санитарный ЗИЛ-115 (41047) был сконструирован для госпитализации высокопоставленных лиц, но ничего особого из медоборудования внутри не было. Зато отделка – как у VIP-автомобиля. Только натуральная кожа, настоящее дерево и спецсигналы от немецкой компании AEG-Telefun. Такая машина весит почти 4 тонны и изначально, по неофициальным данным, оценивалась в 170 тысяч рублей. За эту сумму в начале 80-х годов можно было купить парочку островов где-то в средиземном море! К слову, шесть лет назад один из «Черных Докторов» перевезли в Одессу, но до сих пор автомобиль стоит в закромах одесского порта и гниет под открытым небом, омываясь едкой морской солью…

Есть у ЗИЛа «Черного Доктора» и двоюродная сестра – «Черная Врачиха». Она не столько уникальна, но весьма редкая. В конце 70-х начале 80-х ГАЗ-13С «Чайка» выпустили для Главного управления Минздрава, Минобороны СССР и, конечно, гаража особого назначения. Кстати, производство велось в Латвии – на заводе RAF. Согласно легенде, таких «Чаек» сделали не больше 20-ти, но до наших дней «дожили» только половина из них.

Злые языки говорят, что тогдашний министр автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков сказал про этот автомобиль просто и лаконично: «А зачем он нам нужен?». В итоге, проект итальянцев о создании ВАЗ-2103 универсал умер, так и не родившись. Но в 1976-м году всё же появились на свет три опытных экземпляра универсала «тройки», которого можно считать прародителем ВАЗ-2104. К слову, до наших дней таки «дожил» один экземпляр этого эксклюзива, владелец которого отреставрировал его и периодически радует глаз на ретро-выставках.

А вот это уже более современное творение - ГАЗ-31022 LX. Спереди этот прототип отличается фарами а-ля Opel Vectra, сзади – от ГАЗ-3110. Концепт был показан в 2003-м году. Модель отличалась низкой погрузочной высотой, большим задним стеклом и наличием автоматической КПП и ABS. Но, как говорится, и никто ее больше не видел.

Универсалы с деревянными кузовами по прозвищу woody хорошо известны многим по американской автопромышленности. Но Советский Союз всегда пытался преуспевать, поэтому эта «гонка» по понятным причинам отражалась на автопроме СССР. Ярким тому примером является Москвич «Буратино». Таких автомобилей было выпущено почти 11 тысяч, но до наших времен сравнительно целыми остались единицы. А всё потому, что в середине XX века эти машины беспощадно перегружали, чем буквально уничтожали деревянное «оперение». Восстановить же такое авто еще труднее, чем сделать заново. Но ведь безумно красивая модель, не так ли? Кстати, ее выпуск в 1946-м году лично утвердил Сталин…

И раз уж зашли речь про Америку – готовьтесь удивляться. Нет, я не буду говорить о фулл сайзах размером с ж/д вагоны. Вы и сами знаете, что универсалы для американцев это святое, некий культ и вообще отдельная тема. А вот спорткары-вагоны куда реже и удивительней.

Видел ли ты когда-нибудь трехдверный Chevrolet Corvette 50-х? И вряд ли увидишь, поскольку Corvette Nomad был сделан в единственном экземпляре – для шоу GM Motorama. Чтобы сделать данный шоу-стоппер, пришлось «пожертвовать» совершенно новым Chevrolet Nomad 1955 года – от него позаимствовали заднюю часть. Но игра стоила свеч – тачка произвела фурор, но в серию, тем не менее, не пошла.

То же касается и спортивных вагонов Corvette C2 и Corvette C3, которые появились и тотчас исчезли. Не прижилась среди клиентов затея ездить на спорт-вагонах. Оно в принципе логично - зачем нужен «сарай», который стоит вдвое дороже и для обычного обывателя выглядит как собака с пятью ногами? Однако, небольшая компания Greenwood и фирма Detroit’s Chuck Mille в 70-х годах взяли инициативу в свои руки, под заказ переделывая заводские купе в несуществующие шутинг брейки и спорт брейки. К слову, в конце 2016-го года мануфактура Callawey Cars намерена начать мелкосерийный выпуск нового Corvette в кузове Aerowagon. Должно получиться очень интересно…

Как и универсальные Корветты, так и не увидел конвейер Pontiac Firebird Trans Am Kammback 1978 года. Известно, что было сделано два таких авто, причем в Италии и специально для вице-президента по дизайну Дэвид Холлса GM. Один серебристый, другой – золотистый. Но последний пустили под пресс (из-за каких-то дефектов).

В 1986-м Понтиак снова показал универсал - Firebird GTA Kammback. Таких выпустили две штуки – белый и красный. Поговаривают, белый до сих пор на ходу, а вот красный сгорел при неизвестных обстоятельствах.

В компании Ford тоже не раз пытались завоевать публику спортивным практичным универсалом. Первый из них был выпущен в качестве прототипа на базе купе 1966 года. В Сети можно найти разные фото вагонов Мустанг, но на самом деле это всё реплики и поделки отдельных фирм, поскольку оригинальным был только один экземпляр.

Исходя из выше написанного можно подумать, что реально крутые универсалы испокон веков создавали в Германии и США, ну или на худой конец в Италии и Британии. А как насчет Швейцарии? Думаете, там кроме банков и часов ничего нет? Мало кто знает, но по сей день существует кузовное ателье Roos Engineering, которое с 70-х годов прошлого века реставрирует и переделывает английские Aston Martin. Именно она известна в кругах коллекционеров и авто-гурманов, как создатель самых сногсшибательных и удивительных универсалов Астон Мартин.

В основном, к их творениям относятся длиннобазные трехдверные экземпляры – шедевры утонченного и просто шикарного дизайна. Именно спецы Roos Engineering являются авторами универсала Lagonda Shooting Brake 70-х годов и Aston Martin V8 Vantage V600 Shooting Brake 1999 года. Замечу, что универсал Aston Martin DB5 тоже приписывают к творениям этой фирмы, но это ошибочно – на самом деле его сделали в компании Harold Radfor, специально для тогдашнего руководителя Астон Мартин Дэвида Брауна.

А вот этот Астон – плод фантазий итальянских мастеров из ателье Boniolo Advanced Design. Машина сделана в единственном экземпляре в 2007-м году, а воплотила идею в металле итальянская мастерская Quality Cars. Цена? Неизвестна, владелец – тоже.

Другое дело заказчик Ferrari 365 GTB/4 Daytona Shooting Brake. Его первым владельцем был архитектор Боб Джиттлман (Bob Gittleman), а переделку сделала британская компания Panther Westwinds. Просто дивная машина! Как и Астон Бониоло, этот Шутинг Брейк существует в количестве 1 шт. Правда, невероятной красоты шедевр 1972 года, в последние годы «ходит по рукам», находя всё нового и нового владельца на аукционах. Ну, а что ты хотел, эксклюзивные тачки это тебе не зеленые бумажки и даже не нефть – они никогда не дешевеют и являются одним из лучших капиталовложений…

Возможно, со временем будут бесценны и такие универсалы, как Mitsubishi Lancer Evolution IX Wagon. Его сделали в Японии в 2005-м году, выпустив авто ограниченным тиражом  в 2500 шт. Автомобиль предлагался с механикой или АКПП, причем версия с «ручкой» оценивалась дороже. По характеристикам – один в один, как седан.

В теории можно было бы упомянуть и универсал Nissan GT-R, но вряд ли о нем стоит говорить всерьез. Ведь это результат работы японских тюнеров из Kids Heart, которые за 10 тысяч долларов предлагали «вагональный» спорткар, созданный вовсе не на базе оригинального купе. За основу японцы брали Nissan M35 Stagea и просто делали облик в стиле «Гэтера».

Какой современный универсал брать, дабы потом удачно брать? Если у тебя завалялось несколько сотен тысяч долларов, тогда вариантов два. Первый - Maserati Quattroporte Bellagio Fastback Touring. Такая машина даже сейчас считается редкой и коллекционной, хотя была представлена не так давно -  в 2009-м году. Вне сомнений через несколько десятков лет она подорожает в разы.

То же касается трехдверного Bentley Continental GTC Speed Shooting Brake. Странного вида люксовый хэтчбек в 2010-м году предложили богачам за 590 000 евро. Если удастся отыскать сие чудо (и ограбить банк) – надо брать, однозначно. Поскольку уникумов, заплативших такие деньги за него, нашлось крайне мало. А это значит, что машина будет дорожать и дорожать.

На самом деле, помимо универсалов, существуют удивительные пикапы и никому неизвестные кроссоверы. Но это совсем другие истории, достойные отдельных публикаций. Любите свои машины и не покупайте ширпотреб – выбирайте авто с душой, будто собираетесь жениться! В противном случае развод наступит очень скоро…