Леон Август Антон Болле (1870–1913) – пионер автомобилестроения и авиации. В 14 лет изобрел водный велосипед, а в 18 лет сконструировал механический калькулятор (арифмометр) с функцией умножения, который получил первую премию на Международной выставке 1889 года в Париже. В конце 1895 г. представил публике трехколесный автомобиль, который находится практически в каждом музее Европы, но почему-то был обойден вниманием российских автомобильных историков.
Семья
Дедушка Леона - Эрнест Силвиан Болле был колокольных дел мастер во французском городе Ле Мане. Его дело продолжил сын Амеде Болле. Именно для облегчения трудоемкого расчета размеров колоколов и придумал свой калькулятор его младший сын Леон. У отца была также механическая мастерская, где он производил паровые автомобили и трамваи собственной конструкции. В 1873 г. появился первый паровой автомобиль Амеде Болле под названием «l'Obéissante» (Послушный). Он уже в то время имел круглый руль, независимую подвеску передних колес, каждое из которых поворачивалось на свой угол, перевозил восьмерых пассажиров и водителя с кочегаром. Затем последовало около десятка удивительных конструкций, среди которых артиллерийский трехосный тягач с приводом на две оси, паровая почтовая карета для 18 пассажиров (ее можно было увидеть на выставке Ретромобиле 2016 в Париже), шестиместный автомобиль «La Rapide» (Быстрый), который достиг скорости 58 км/ч в еще 1881 году. Надо заметить, что родной брат отца Август Болле был инженер-гидравлик. Его фирма в том же Ле Мане разрабатывала и изготавливала системы водоснабжения, в которых ветряки вращали насосы. Некоторые его установки работают до сих пор.
Как видно, детство Леона прошло в интересном мире изобретений и механизмов, который наложил свой отпечаток на его дальнейшую жизнь.
ЧУДО НА ДУТИКАХ
В декабре 1895 года Леон Болле представил свой первый трехколесный автомобиль, который назвал «Voiturette» (Вуатюрет, буквальный перевод на русский – «тележка»), и тем самым дал имя целому классу автомобилей. Именно с его подачи это слово вошло в лексику многих европейских языков в значении «легкий автомобиль», в русском языке появился ныне почти забытый термин «вуатюретка».
Размеры экипажа – 2,50 метра длины на 1,20 метра ширины. Два человека сидели друг за другом, водитель сзади (тандемная компоновка). Автомобиль имел расположенный с левого бока горизонтальный одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и зажиганием от калильной трубки. Вуатюрет оснащался трехскоростной коробкой передач с зубчатыми колесами и ременным приводом на заднее колесо. Для натяжения ремня и движения использовалась оригинальная конструкция – рычагом назад сдвигалось заднее колесо. Отсутствие дифференциала, электрического зажигания и водяного охлаждения упрощало и удешевляло эту конструкцию. Пневматические шины уменьшали толчки. Двигатель вуатюрета Леон сконструировал совместно с братом, в нем использовался автоматический регулятор подачи бензина в карбюратор (сейчас – всем известная поплавковая камера), изобретенный Амеде Болле сыном, до этого подача топлива регулировалась вручную. Было три варианта мотора: 2л.с., 2,5л.с и 3л.с.
Низкий центр тяжести (40 см) и два управляемых колеса спереди придавали автомобилю высокую устойчивость. Там, где другие автомобили и трициклы с одним колесом спереди были вынуждены тормозить перед поворотом, вуатюрет лишь немного снижал скорость. Известный журналист того времени Бодри де Сонье в своем двухтомнике 1900 года «Автомобиль. Теория и практика» посвятил описанию творения Леона Болле 100 (!) страниц. Почему? Может быть, это была самая передовая на тот момент конструкция? Вовсе нет, в 1900 году многие конструктивные решения уже морально устарели, автомобильная промышленность тогда развивалась очень динамично. Просто вот это инвалидное кресло, к которому сзади приделано третье колесо с двигателем и местом водителя, очевидно, является первым специально сконструированным массовым автомобилем в мире. Можно возразить – а как же трицикл De Dion-Bouton? И появился раньше, и тираж вместе с лицензиями около 15000 штук? При всем уважении к столь заслуженному транспортному средству это – трехколесный велосипед с педалями и приделанным мотором. А конструкция Леона Болле полностью оригинальна и не может существовать без двигателя.
Фирма British Motor Syndicate купила за 500 000 франков лицензию на производство вуатюрета в Англии. А во Франции право на производство приобрели фирмы Hurtu, Diligeon E.C.P. & Cie и Les Ateliers Durand, позже переименованная в Société Anonyme des Voiturettes automobiles. По условиям договора Леон Болле не имел права выпускать свои автомобили, а мог изготовлять только опытные и гоночные образцы.
Еще до конца 1899 года только во Франции количество произведенных вуатюретов превысило 1280 штук. Фирма Peugeot за 3 года (1897–1899) изготовила 533 автомобиля различных типов. А Panhard-Levassor за тот же период – 825 шт. также различных компоновок. Популярность автомобилю Леона Болле обеспечивала, в первую очередь, цена – 2600 франков. Самый дешевый двухместный Panhard-Levassor стоил 4500 франков.
Вуатюреты Леона Болле стали очень популярными. Реклама Hurtu, Diligeon E.C.P. & Cie гласила: «От Парижа до моря, за 8 часов и 5 франков», «3 сантима за километр»! Реклама не обманывала, расстояние от столицы Франции до Гавра или Дьеппа около 200 км, т.е. теоретически при скорости 26 км/час можно было добраться до Ла-Манша за 7,7 часа.
Существовали двух- и трехместные версии. Зимой устанавливали лыжи вместо передних колес и шипы на заднее колесо. Пожарные и полиция использовали этот автомобиль на службе. Мощность трехсильного двигателя позволяла быстро доставить по вызову трех человек с лестницей и амуницией. Он стал первым автомобилем на Аляске. Добрался и до России.
Инженер-технолог Петр Михайлович Пузанов приобрел в конце XIX века трехколесный автомобиль марки Leon Bollée с двигателем мощностью 3 л.с, который Пузанов модернизировал, подняв мощность до 4 л.с. С 1901 на собственной машине он участвовал в гонках, а в 1902 году занял 2-ое место на гонках по маршруту Стрельна-Красное Село-Стрельна. Его трикар именовался «Болле-Пузанов».
Можно долго спорить, является ли эта конструкция автомобилем? Историки мотоциклов, не задумываясь, включают трицикл Леона Болле в свои книги. Но в те времена еще не было четкого деления на мотоциклы и автомобили, хотя конструктор первого мотоцикла в мире Готлиб Даймлер назвал свое детище «Petroleum-Reitwagen» (Нефтяная повозка для верховой езды). Позже многие специалисты сошлись во мнении, что мотоцикл (а также трицикл или квадрицикл), это транспортное средство «НА» котором сидят, а автомобиль – «В» котором сидят. Чувствуете коренное отличие?
Как называется упомянутая выше книга Бодри де Сонье 1900 года? «Автомобиль. Теория и практика». Другой не менее известный в конце XIX века автор и редактор французского журнала «Le Chauffeur» Луи Локер опубликовал в 1897 году четырехтомник «Справочник автомобилей на дорогах» и включил этот вуатюрет в том «Бензиновые автомобили». Но знаете, как назывался первый том его издания? «Велосипеды»! О чем дальше можно говорить? Разве что о том, что изобретатель Карл Бенц назвал первую в мире серийную модель полноценного черырехколесного автомобиля именно «Велосипед» (Benz Velociped или сокращенно Benz Velo).
МОДЕРНИЗАЦИЯ
Автомобиль имел три колеса без подвески, которые двигались по трем колеям и толчки от кочек и ям нещадно передавались на «пятую точку» ездоков. Особенно страдали дамы. Петр Орловский, совершивший путешествия из Петербурга в Париж сначала на велосипеде, а затем на трицикле с мотором De Dion-Bouton вспоминал, что на трицикле ехать было гораздо сложнее. К концу пути он ехал стоя на педалях, т.к. сидеть уже не мог. А в вуатюрете ехать можно было только сидя.
Леон Болле прекрасно осознавал эту проблему, и уже 20 апреля 1896 года подал заявку на патент, где представил вариант с тремя рессорами. Но в серийное производство эта конструкция не пошла. И только 11 сентября 1899 года журнал «Le Chauffeur» сообщил о запуске в производство варианта с модернизированной подвеской переднего сиденья.
Модернизацией вуатюрета занимался не только автор. В июне 1899 года директор Société anonyme des voiturettes automobiles Леон Шво получил патент на конструкцию быстросменных кузовов. Переднее пассажирское сиденье можно было быстро заменить на грузовой кузов или закрытый с боков пассажирский вариант с отсеками для зонтиков и тростей. А для водителя предлагался кузов со складным тентом и фронтальной дверцей. Решение, которое гораздо позже использовалось на многих микролитажных автомобилях, а первый раз, очевидно, появилось на «L’Obeissante» Амеде Болле отца, а потом и у вуатюретов его сына.
СПОРТ
Леон Болле прекрасно понимал, что спортивные успехи способствуют продажам. В конце 1896 года он выигрывает пробег Лондон–Брайтон, а в 1897 году занимает первые места в соревнованиях на трассах Париж–Дьеп и Париж–Трувиль. После этого посыпались протесты соперников, поскольку вуатюрет Болле имел высокую энерговооруженность: при весе 160 кг мощность 3 л.с., против примерно 500 кг и 6 л.с. у автомобилей других участников.
Поэтому, к началу 1898 года организаторы соревнований вынуждены были уделить внимание требованиям владельцев малых автомобилей, чей идеал существенно отличался от несколько причудливых экипажей Леона Болле. По случаю проведения гонки Марсель – Ницца, которая состоялась 6–7 марта, решили ввести категорию для автомобилей весом менее 400 кг (что исключало тяжелые автомобили), и более 200 кг (что исключало легкие вуатюреты Леона Болле) и, имеющие сиденья, располагавшиеся одно рядом с другим (что исключало те же вуатюреты с балластом). Трицикл Леона Болле оказался в одном классе с мотоциклами.
Леон был человеком солидной комплекции, весил заметно больше 100 кг. Поэтому на его автомобиле выступал шестидесятикилограммовый гонщик Поль Жемен, призер и победитель многих соревнований. Но автор вуатюрета сам хотел побеждать. Он добавляет справа второй двигатель и суммарная мощность становится 6 л.с. Дебют двухмоторного экипажа состоялся 28 апреля 1898 году в гонках на 100 километров Этамп-Шартр и обратно. Грунтовая дорога в тот день была мокрой после дождя. Фаворит соревнований Леон Болле, понимая опасность, перед стартом написал завещание. И вот гонка началась! Спортсмены помчались, разбрызгивая грязь. Леон Болле первым преодолел дистанцию в 100 км за 1час 57 мин 49 с, достигнув «экстраординарного результата» – средней скорости 51 км/час! Последние 200 метров он несся со скоростью свыше 60 км/час! Так быстро в то время не мог двигаться ни один автомобиль в мире! Спортивный корреспондент сообщал с трассы: «Когда он пролетал мимо, сердце переставало биться, и судорогой сводило желудок. Это было страшно!». Только три года назад Эмиль Левассор победитель знаменитой гонки в 1200 км. Париж–Бордо–Париж сказал: «Это было безумие. Временами я делал по 30 км в час!»
Но граф де Дион подал протест. Произвели взвешивание экипажа победителя, и результат 222 кг лишил его первого места. Судьи приняли решение засчитать достижение Леона Болле вне конкурса, а первое место досталось гонщику Уилфриду, который пришел к финишу на 23 минуты позже на одномоторном вуатюрете конструкции того же Леона Болле.
Достижение средней скорости 51 км/час вызвало большой резонанс в прессе. Некоторые издания ужасались, что теперь по обычным дорогам будут мчаться автомобили с такой огромной скоростью!
МОДЕРНИЗАЦИЯ СТОРОННИМИ ИЗОБРЕТАТЕЛЯМИ
Модернизацией вуатюрета занимались и сторонние фирмы и индивидуальные владельцы. Инженер из России Петр Пузанов установил рессоры и дополнительное сиденье сзади спиной вперед. В 1903 году он пытался продать вуатюрет и дал объявление в газете «Самокат». По воспоминаниям потомков покупателя на автомобиль не нашлось, и он сгорел в деревянном гараже во время Великой Отечественной войны.
Бельгийская фирма Société de Construktion Liégeoise d’Automobile, руководимая французским инженером Жоржиа Кнапом в 1898-1900 годах устанавливала на вуатюрет электрическое зажигание и двухместное сидение, на котором пассажир сидел рядом с водителем. Этот автомобиль продавался в Бельгии под маркой Knap и под маркой «The Tourist» в Великобритании.
Необычная конструкция Леона Болле вызвала к жизни большое количество последователей в различных странах Wolf, Lagonda, Wolseley и Humber tricar в Англии, Peugeot, Andre Py – во Франции, Bernardi – в Италии и дала толчок дальнейшему развитию конструкций автомобиля в мире.
Автор выражает благодарность Александру Кульчицкому, Станиславу Кирильцу и Павлу Лифинцеву за помощь в подготовке материала.