Хотя увидеть ее с «большой земли» нетрудно, так как крепость «Орешек» и Ореховый остров, на котором она расположена, отделены от города Шлиссельбург тоненькой полоской воды. Как вы уже поняли, в начале года мы совершили загородную поездку именно в Шлиссельбург!

Путь туда не самый долгий и трудный, хотя, при желании, его можно существенно усложнить. Но начнем с простого варианта: выезжаем из города по Мурманскому шоссе и едем 30 км – до Ладожского моста через Неву. Переезжаем его, а дальше следуем указателям, которые приятно радуют своей информативностью. Три километра, то есть максимум еще 3 мин, – и мы в Шлиссельбурге.
Маршрут этот удобен еще и тем, что в своем начале Мурманское шоссе, трасса «Кола», едва ли не идеальное. Асфальт неплохой (кое-где вообще «свежий»), по два ряда в каждую сторону, почти на всем пути есть разделительная полоса. Пробки на самом шоссе – редкость, особенно в этом время года. Исходя из всего вышесказанного, нетрудно сделать вывод: скорости здесь очень приличные. Об этом знают и сотрудники ГИБДД, и если вы по дороге не встретили ни одной машины с мигалкой, значит, просто невнимательно смотрели.



Ну а теперь – про возможное усложнение… Шлиссельбург расположен на левом берегу Невы, у самого ее истока. По левому берегу Невы идет шоссе на Кировск, на которое попадаешь с проспекта Обуховской Обороны и далее следуешь через Обухово, Металлострой, Отрадное, Невский Пятачок... Сразу за Кировском вы и подъедете к Ладожскому мосту, а далее, опять-таки, следуйте указателям.
Но, откровенно говоря, пользоваться более запутанным маршрутом не советуем. Во-первых, он длиннее (около 50 км); во-вторых, это шоссе намного уже, а асфальт на нем кое-где порядочно «изъеден». Наконец, с Ладожского моста открывается прекрасный пейзаж, а проезжая через Кировск, вы на мост не попадаете… Вот так!
На узких городских улочках практически нет светофоров. Водителям нужно быть предельно внимательными. Тем более что большинство дорог, так или иначе, проходят вдоль водных преград. Одно неосторожное движение и машина может оказаться в роли пловца. По этой причине мы испытывали небольшой дискомфорт, осматривая местные архитектурные явления. И, конечно, сильный, холодный Ладожский ветер дополнял серый колорит. |
Но вот мы въезжаем в Шлиссельбург. Передвигаться на автомобиле по городу надо, ни на секунду не теряя бдительность. Вроде, все улицы тут наперечет (основные расположены вдоль каналов, которых в Шлиссельбурге три – Староладожский, Новоладожский и Малоневский) зато в большом ходу знаки приоритета и «кирпичи»… А асфальт в некоторых местах ужасен!


Так что, не отвлекайтесь от дороги – тем более, что, в эмоциональном плане, потеряете вы немного. Летом здесь все цветет и зеленеет, а вот нынешняя теплая зима не придала городу красоты. Многие здания (в том числе исторические памятники) и так находятся в плачевном состоянии, что особенно заметно на фоне сюрпризов погоды. Даже на берегу Невы и Ладоги глазу буквально негде отдохнуть — тем более, что саму крепость «Орешек» закрывают бесчисленные ржавые баржи и катера, кажется, навечно пришвартовавшиеся на берегу Новоладожского канала.
Совсем другие впечатления вы получите в окрестностях города. Проехав по набережной Староладожского канала (часть русла которого – сама по себе памятник XVIII в.), вы увидите и живописные дома, и красивые аллеи, а чуть дальше сможете выехать на шоссе, ведущее в Синявино: здесь природу не испортят никакие тепловые сюрпризы.
В общем, если вы хотите выехать на автомобиле на природу, окрестности города вполне подходят для этой цели. Ну а познавательную часть поездки лучше отложить до теплых дней, поскольку главная достопримечательность Шлиссельбурга – крепость «Орешек» – открыта только в летний период. Точнее, с 1 мая по 31 октября, когда на остров вас доставит теплоход. Соответственно, тогда туристы и посещают этот уголок Ленинградской области.
История крепости |
В Ленинградской области немало городов, история которых началась задолго до основания Петербурга. Шлиссельбург как раз из таких: он, а точнее, Ореховая крепость на одноименном острове была основана в 1323 г. внуком Александра Невского – новгородским князем Юрием Даниловичем. Через 29 лет после первой шведской осады и пожара ее первоначальные деревянные стены были заменены каменными. Вообще, впервые (и, как выяснилось, единственный раз) Орешек перешел к шведам в 1611 г. К тому времени крепость стала крупным военным центром страны. Внутри ее находился гарнизон, а на месте нынешних городских кварталов селился невоенный народ, перебиравшийся на остров, под защиту толстых крепостных стен, лишь при приближении врага. Но шведской крепость была менее 100 лет, в течение которых она называлась Нотебург. В сентябре 1702 г., в самом начале Северной войны, после 10-дневной осады, в которой участвовал «капитан-бомбардир» артиллерии Петр Михайлов (царь Петр), русские завладели Орешком. Который после этого получил нынешнее название – Шлиссельбург: «ключ-город». ![]() ![]() В XVIII в. крепость потеряла военное значение, но не перестала служить империи: на острове основали Шлиссельбургскую тюрьму. В разные годы ее узниками были царевич Иван VI; сестра Петра I, царевна Мария; его первая супруга, Евдокия Лопухина, декабристы Пущин, Кюхельбекер, Бестужевы; члены организации «Народная воля». Узником Орешка перед казнью был брат вождя мирового пролетариата, Александр Ульянов. Музей на территории крепости начал работу еще до Великой Отечественной войны, во время которой героические защитники крепости оборонялись, не пустив врага на Ладогу. После освобождения Шлиссельбурга, в 1944-м, город был переименован в Петрокрепость. Это название сохранялось до 1992 г. В настоящее время в крепости работает музей. На территории острова отреставрированы здания Старой и Новой тюрем; Королевская, Государева и Головина башни, а также отдельные участки крепостной стены. |
Автомобиль:Skoda Superb 1.8Т 150 л. с., АКППЦена: $26 990-$46 690Мы проехали: 140 км Из них по городу: 45 км Средний расход Топлива: 12.7 л на 100 км В этой рубрике, как ни в одной другой высоки требования к тестируемому автомобилю. Если любой другой «испытуемый», оставив неприятное впечатление, немедленно отвозится обратно, то с недостатками героя «автопутешествия» приходится считаться вплоть до возвращения из назначенного пункта... ![]() ![]() Со Skoda Superb нам повезло: жалеть о выборе не пришлось (особенно пассажирам, сидевшим сзади). Умиротворенный храп — прекрасное доказательство хорошего отношения к происходившему. В Skoda не только неплохая шумоизоляция, но и по-комфортному настроенная подвеска, убаюкивающе действовавшая на обратном пути. И тишина! Речь заглушали только магнитола с качественно звучащей акустикой и… странное постукивание сзади при разгоне и торможении. После остановки с последующим осмотром выяснилось: по багажнику перекатывались два пустых 19-литровых пластиковых бутыля… У водителя нет претензий. Удобные органы управления, информативные педали и хороший обзор полностью перекрывают впечатление от плохо работавших «дворников» и неяркого света головной оптики. Показатели приборов превосходно читаются благодаря красным стрелкам и зеленоватой подсветке. Кстати, в моделях 2007 г. подсветку сменили на голубую. Superb цепко держится за дорогу и уверенно ведет себя в поворотах. По необходимости система курсовой устойчивости вовремя (и главное, почти незаметно) корректирует траекторию. Как уже отмечалось, подвеска настроена комфортно, так что, встречавшиеся дефекты Мурманского шоссе были встречены без негатива. Судя по показателям бортового компьютера, средний расход топлива Superb превышает 12 л на 100 км пути по городу и области. Это число могло бы быть меньше, если бы педаль газа чаще поднималась с пола… Но когда автомобиль способен на большее, зачем его ограничивать? Ведь Skoda Superb — машина для тех, кто ценит скорость (но не имеет пагубной привычки гонять). Чтобы выжать из 1.8-литрового турбированного 150-сильного двигателя все, на что он способен, понадобится больше пространства, чем городская толчея, с которой мы начали нашу вылазку. В потоке Skoda ленива и неповоротлива. Автоматическая коробка расслабит кого угодно, беря вожжи в свои шестеренчатые “руки”. АКПП может так скорректировать манеру вождения, что она превратится из «неспокойно-резкой» в «вальяжно-плавную», а тактика «поиска бреши в потоке» изменится на «пожалуй, этот ряд приведет нас прямо к Шлиссельбургу!». Но стоит выехать на трассу, как все прелести «фольксвагеновского» турбодвигателя напоминают о себе ярче, чем недостатки типа трансмиссии. Уже где-то с 3 000 об/мин утопленная педаль газа отзовется резким понижением передачи и стремительным, мощным рывком вплоть до 150 км/ч. Затем стрелка спидометра (уже медленнее) взбирается до 180 км/ч — дальше ему разгоняться стало трудно. Тем более, что рельеф дороги и шквальный ветер требуют постоянной корректировки траектории. |
Критерий | Оценка (макс. 5 баллов) и пояснения | |
Дорога | 4.5 | Необременительный путь, на котором, однако, не стоит расслабляться. |
Асфальт | 3.5 | Очень хороший почти на всем маршруте, но последние 2 км портят все впечатление. |
Интересы | 4.5 | Музей-панорама «Прорыв блокады Ленинграда», Музей истории Шлиссельбурга, крепость «Орешек»… Вам мало? |
Питание | 2 | Лучше потерпеть до города – тем более, что у въезда в город, в Кудрово, есть и магазины, и кафе. |
АЗС | 5 | На 35 км пути заправок более чем достаточно. Вот дальше с ними хуже. |
Автосервис | 2.5 | Ремонтироваться, как и питаться, лучше в Петербурге. |

Для комментирования вам необходимо авторизоваться