Однако богатая история рекламного фото ŠKODA насчитывает уже почти 120 лет – и здесь нет никакой ошибки! Компания была основана в 1895 году, а самый старый рекламный плакат, который сохранила для нас история, датируется 1898 годом — это постер велосипеда Slavia. Как мы видим, «креативщики» XIX века применили нестандартный ход, изобразив девушку с велосипедом на весах, что демонстрировало лёгкость и современность этой техники. Кроме того, уже в 1900 году в спортивном приложении ежедневной пражской газеты была размещена реклама мотоциклов из Млада-Болеслав.
Еще не фото, но уже оригинальная и запоминающаяся реклама от отцов-основателей ŠKODA (1898)
Продукция Laurin&Klement с самого начала активно рекламировалась в чешской прессе (1900 год)
Cамой рекламной фотографии как таковой еще не было – в большинстве изданий ограничивались рисунками, схемами либо гравюрами. Однако компания L&K, с которой берет своё начало история современной ŠKODA, уже в 1912 году потратила около 90 тысяч чешских крон на рекламу, что эквивалентно 330 000 нынешних евро! И это было только начало — в дальнейшем вы увидите, как сама по себе марка ŠKODA развивалась параллельно с технологиями и модой рекламного фото.
В двадцатые годы чешская компания позиционировала себя как производитель солидных и даже элитных автомобилей. Именно поэтому первый Президент Чехословакии Томаш Гарриг Масарик гордо стоит на фоне своей новой ŠKODA Hispano-Suiza в замке Лани. По сути, это первое рекламное фото можно считать образцом идеальной подачи автомобиля в роли «индикатора статуса».
С развитием полиграфии рекламное изображение автомобиля стало использоваться не только для прямой рекламы, но и для создания различной рекламной продукции – постеров, буклетов, каталогов. Именно поэтому возникла необходимость в большом количестве фотографий различного направления – пейзажного или постановочного с сюжетной сценой.
Рекламные фото автомобилей ŠKODA тридцатых годов были довольно просты и незатейливы — выгодные для автомобиля классические ракурсы, городская обстановка.
Впрочем, именно в это время на постановочных снимках возникают незатейливые сюжетные линии, а также появляются миловидные барышни — помнится, без них не обошлась реклама велосипедов Славия уже в 1898 году...
В этом отношении чешская компания не была пионером, но техника и приёмы рекламной фотографии полностью соответствовали духу времени.
Величественный и монументальный Superb первого поколения отлично смотрелся на фоне современных чешских зданий, построенных в стиле конструктивизма и функционализма.
В сюжетах тех лет компания делала акцент на то, что автомобили ŠKODA прекрасно подходят для семейной жизни. Именно поэтому постановочные сюжетные сцены отражали желания и потребности покупателей.
В послевоенные годы модели на рекламных фото демонстрировали вместительность и многофункциональность автомобилей ŠKODA, которые отлично годились как для прогулочных поездок, так и для перевозок багажа и даже спортивного инвентаря.
В середине прошлого века произошло окончательное закрепление Шкоды как семейного автомобиля, что нашло отражение в сюжетных сценах.
Сами автомобили начали снимать и в неожиданных ракурсах – например, сзади.
Пейзажная съемка чередовалась с фотографиями на фоне великолепной чешской архитектуры – действительно, при таком количестве красивейших замков рекламистам ŠKODA не приходилось особо ломать голову по поводу локаций для съёмок.
Прибавив в цвете, в шестидесятые годы рекламные фото автомобилей ŠKODA стали более «гламурными». Европа уже достаточно оправилась после Второй мировой войны, а в эпоху беззаботных шестидесятых в мире царил достаточно высокий стиль, который нашел своё отражение не только в дизайне машин, но и во внешности моделей.
Улыбающиеся девушки и перспективные молодые люди прогуливались возле сверкающих «шкодовок», причем рекламные фото «социалистической» марки выглядели весьма по-западному.
Сюжетные сцены несколько изменились: теперь автомобили ŠKODA можно было увидеть на фоне кораблей и яхт, возле лыжных курортов, гостиниц и ресторанов.
Качество жизни повышалось не только в странах Западной Европы, но и в ЧССР, что было заметно и по рекламным фото.
При этом «шкодовки» позиционировались как неотъемлемый элемент такой жизни, причем по меркам тех лет продукция производителя из Млада-Болеслав выглядела вполне конкурентоспособной не только с позиции Союза.
Стабильным украшением рекламных фото чешской марки стали красивые девушки, которые повышали визуальную привлекательность изображений. Этот нехитрый приём, впрочем, стал своеобразным «стандартом отрасли», и чешская компания также активно применяла его практически всегда.
При этом для коммерческой техники использовались свои сюжетные сцены, в которых наглядно показывалась вместительность микроавтобусов, универсалов и фургонов.
Конечно, чешская марка на тот момент не могла похвастать ни высокой мощностью, ни роскошным оснащением социалистических Шкод. Однако благодаря усилиям специалистов по рекламе даже скромные заднемоторные «эмбечки» в шестидесятые годы выглядели стильно, а двухдверные модели смотрелись на фото и вовсе «буржуазно». Хорошо выставленный свет, интересный фон, сюжетная сцена – все это работало на практике!
Увы, в два последующих десятилетия рекламные фото автомобилей ŠKODA выглядели заметно скромнее и бледнее, чем прежде.
Возможно, в условиях планово-административной экономики тратить много сил, средств и времени для создания изображений и не требовалось – к тому времени во многих социалистических странах, включая саму Чехословакию, существовали длинные многолетние очереди на автомобили, поэтому чешские машины в особой рекламе не нуждались. Даже в конце восьмидесятых революционная для марки модель Favorit/Forman была представлена достаточно минималистично и даже скромно.
Все изменилось после того, как чешская марка «влилась в фольксвагеновскую семью», став полноправным членом концерна Volkswagen. После перепозиционирования моделей они были активно выведены на внешние рынки, включая Великобританию, что нашло своё отражение и в рекламных фото. В сюжетных сценах подчеркивалась доступность Felicia, которая органично смотрелась на фоне английских пейзажей и архитектуры.
ŠKODA на обложке чешского издания Playboy? Со временем это стало возможно (1994 год)
Общий уровень исполнения фото заметно «подтянулся» — автомобили стали выглядеть солиднее и дороже, а ракурсы и фон напоминали о том, что ŠKODA является частью Volkswagen.
В девяностые годы люди на рекламных изображениях появляются не столь часто, как прежде, причем обычно – на заднем фоне, не отвлекая зрителя от изображения собственно автомобиля. При этом позиционирование бренда осталось неизменным – как и прежде, ŠKODA осталась автомобилем для счастливой семьи. Но при этом более современным, комфортабельным и безопасным.
С появлением модели Octavia автомобили на фото «поехали», причем достаточно быстро. Изображение динамично двигающегося в кадре автомобиля недвусмысленно указывало на то, что современные Шкоды предназначены для водителей, которые любят и умеют ездить. Действительно, благодаря «фольксвагеновской моторизации» чешские машины наконец-то сумели стряхнуть с себя «социалистическую пыль» и стали заметно мощнее.
Семейные ценности и активная жизненная позиция – на этой концепции строится идея многих рекламных фото ŠKODA уже более полувека.
В рекламных фото начала двухтысячных подчеркивалась и вместительность багажного отделения, причем совсем не с помощью множества чемоданов и сумок, как это практиковали в шестидесятые годы. Огромный багажник Octavia впечатлял зрителя, даже будучи полностью пустым.
В это время определённые преимущества новых моделей ŠKODA на рекламных фото стали подчеркивать с помощью локации и фона. К примеру, полноприводные версии выгоднее всего смотрятся на снегу, да еще с эффектной пробуксовкой всех ведущих колёс, боевой настрой спортивных версий RS подтверждается на гоночном треке, а внедорожные возможности кроссовера Yeti убедительно подтверждаются форсированием водной преграды. Всегда в движении – примерно так это звучит (и выглядит) сегодня.
Рекламное фото (особенно каталожное) – явление, несколько отличающееся от самой рекламы в её современной реализации. Безусловно, последняя использует «каталожные» изображения, сделанные в рекламных целях, но… далеко не всегда!
Вирусная, парадоксальная, провокационная – реклама может быть какой угодно, причем автомобиль на изображении может быть показан лишь частично либо отсутствовать вовсе! Успех рекламы заключается в самом слогане, игре слов или воображения, «дорисовавшего» нужное.
Количество рекламных фото автомобилей ŠKODA за последние 20 лет выросло на порядок: если когда-то новой модели было достаточно десятка изображений, то в наше время их количество в момент вывода новинки на рынок исчисляется сотнями. И всем им находят применение!
Компания по-прежнему любит использовать в качестве фона чешскую историческую архитектуру, ну а свою историю эволюции марки ŠKODA может подчеркнуть очень просто.
Ведь достаточно сделать совместное фото моделей из разных десятилетий, чтобы показать богатое наследие и постоянную эволюцию, характерную для чешского производителя. Находясь всегда в движении, ŠKODA не стоит на месте – и это хорошо видно не только по дизайну автомобилей, но и по уровню рекламных фото.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Спасибо, уважаемый Олег! Как всегда познавательно и подробно. Желаю вам выпустить автоэнциклопедию. У вас именно энциклопедический охват и дотошность.
Спасибо, очень приятно слышать!
Нет у Скаута постоянного полного привода, все врут маркетологи)