В прошлом выпуске "Колёс" мы начали рассказ об отечественных грузовых автомобилях, предназначенных для использования в суровых армейских условиях. В этом номере мы публикуем продолжение их истории — с начала 60-х годов и до наших дней. Шестидесятые годы были ознаменованы появлением новых многоцелевых автомобилей (то есть попросту грузовиков) для нужд вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик. Надо сказать, что тогдашние конструкторы умудрились воздвигнуть себе памятник, создав транспортные средства, которые благополучно используются и по сей день. И даже более того — отдельные представители разработанных тогда машин до сих пор производятся силами отечественного многотонного автомобилестроения. Не нужно даже никаких иллюстраций: эти образцы военной техники все видели неоднократно. Понятно, что многие совершенно военные средства передвижения по ряду узлов и агрегатов были широко унифицированы с народнохозяйственными образцами. | |
ОДНАЖДЫ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Типичный пример — ГАЗ-66, выпуск которого был начат в 1964 году нашей эры. В военной литературе отмечают, что этот автомобиль повышенной проходимости отличали "более высокая грузоподъемность и вместимость платформы, более высокие тягово-динамические качества и показатели проходимости, плавности хода и устойчивости" — естественно, по сравнению с предшественником "шестьдесят третьим".
Это был первый советский автомобиль с кабиной над двигателем. Подобная компоновка позволяла улучшить распределение массы по осям, понизить центр тяжести и так далее. | |
А еще в 1961 году на Уральском автомобильном запустили в серию Урал-375Д. Ранние образцы имели отключаемый передний мост, но затем на заводе решили перейти на постоянный полный привод. Раздаточная коробка включала в себя несимметричный межосевой планетарный принудительно блокируемый дифференциал. | |
Вышеозначенные ГАЗ, ЗИЛ и Урал оснащались V-образными карбюраторными "восьмерками" мощностью 115, 150 и 180 лошадиных сил соответственно. Поскольку на топливе у нас тогда было не принято экономить, то аппетиты у этих выходили за всякие рамки приличия. Интересно, что на Уралы устанавливались двигатели, которые работали на 93-м бензине, пожирая его многими десятками литров на сто километров пробега.
Кременчугский автозавод также вел активный образ жизни и к 1967 году поставил на конвейер 7,5-тонный КрАЗ-255Б. На автомобиль устанавливался восьмицилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-238, из характерных особенностей КрАЗа стоит назвать пятиступенчатую коробку, у которой были синхронизированы все передачи кроме первой; и двухступенчатый рулевой механизм: винт-гайка и рейка-сектор с гидроусилителем. Существует байка, что, несмотря на усилитель, рулевое у КрАЗов было настолько тяжелое, что щуплые новобранцы, на долю которых выпадала служба в рядах вооруженных сил на этом тренажере, демобилизовывались уверенными в себе, сформировавшимися мужчинами атлетического телосложения в области верхней части туловища. | |
Автомобили ограниченной проходимости также претерпевали изменения. В 1965 году братская республика Белоруссия (тогда еще) одарила Родину восьмитонником МАЗ-500, который пришел на смену МАЗу-200. В Москве взамен "сто шестьдесят четвертого" ЗИЛа получили ЗИЛ-130. Горьковский автозавод отметил денежную реформу освоением ГАЗ-53, а Кременчугский автомобильный родил КрАЗ-257. Таким образом, к концу шестидесятых годов Россия заполучила, наконец, автомобили, с которыми можно было смело вступать в новый век. Что, в общем-то, и произошло.
Дальнейшее развитие армейского грузового автомобильного транспорта заключалось в последующей модернизации ранее созданных моделей. Так, например, посредством установки дизельного двигателя Урал-375Д был видоизменен в Урал-4320, а КрАЗ-255Б мутировал в КрАЗ-260. Единственным значимым событием тех лет стало открытие нового завода в Набережных Челнах, где, начиная с 1976 года, стал серийно выпускаться КамАЗ-5320, ставший для отечественного автопрома источником всевозможных узлов и агрегатов, ныне используемых во многих образцах армейской техники. | |
Машина, которой уготована роль героического защитника отечества, награждается такими опциями, как специальные места для крепления оружия, приспособления для светомаскировки, платформа кузова с решетчатыми бортами и откидными скамейками; а также экранированное и герметизированное электрооборудование; устройства, облегчающие пуск двигателя в неблагоприятных погодных условиях и средства защиты от оружия массового поражения. | |
В настоящее время основу парка военных грузовиков составляют автомобили, созданные несколько десятилетий назад. Тем не менее в недрах вооруженных сил вынашивают планы о поставке на вооружение новых моделей. Более того, сами производители военной техники на всевозможных автосалонах и выставках без конца демонстрируют все новые и новые образцы автомобилей многоцелевого, общего и прочих назначений, но скудное финансирование не позволяет военным пересесть на достойные транспортные средства. Всем хорошо известно, что отечественное грузовое автомобилестроение находится сейчас не в лучшей форме. Заводы, способные производить сотни тысяч единиц военной техники в год изначально рассчитывались на огромные аппетиты нашей армии, которая всегда выступала в роли основного заказчика. В данный же момент приходится думать скорее о проблемах личного состава, нежели о своевременном обновлении автопарка.Концепция развития военной автомобильной техники предусматривает улучшение качеств этой самой техники по многим параметрам.
| |
Дальше — больше. С 1995 года прекратил свое конвейерное существование ЗИЛ-131 и его модификации. На смену ему пришло семейство ЗИЛ-4334, которое включает в себя две базовые машины.А именно: бортовой грузовик ЗИЛ-433420 и многоцелевое шасси ЗИЛ-433422 (смотрите, не перепутайте!). Кузов бортового грузовика можно украсить тентом и поместить внутрь поклажу весом до 3750 кг. Шасси же великолепно подходит для монтажа разнообразных специальных кузовов и снаряжения массой до 4450 кг. Оба автомобиля оборудуются многотопливным V-образным 8-цилиндровым дизелем ЗИЛ-645 мощностью 170 лошадиных сил. Теоретически этот силовой агрегат способен и на большее (185 л.с.), но ЗИЛовская трансмиссия не рассчитана на столь большие нагрузки. | |
Известно также, что на протяжении ряда лет на московском заводе имени Лихачева велись опытно-конструкторские работы по созданию нового семейства ЗИЛ-132, но с 1980 года эти работы сменились, уступив место созиданию ЗИЛ-4334. | |
![]() КамАЗ 6350
Сам КамАЗ освоил производство целого семейства "Мустанг", в которое вошли КамАЗ-4350 (4x4), КамАЗ-5350 (6x6) и КамАЗ-6350 (8x8). Грузовики Урал и КамАЗ, выступая в одном классе, можно сказать, дублируют друг друга. Анатолий Серегин, преподаватель Военной Академии тыла и транспорта |
Для комментирования вам необходимо авторизоваться