Невероятные приключения петербуржцев в Европе

Лето 99-го — велосипедный тур по Европе. История, волею случая, лихо закрученная по всем правилам жанра — с неожиданной завязкой, потрясающей кульминацией и неизменным happy end`ом…

Именно с наступлением тепла, когда природа надевает наряд из летнего ситца, многих соотечественников, достойных представителей рода человеческого, так и подмывает примерить на себя платье пилигрима и побродить по свету…
Кто-то, чтобы облегчить путь, пользуется техническими "наработками" цивилизации — суперлайнерами и скорыми поездами, кто-то с удовольствием путешествует своим автомобильным ходом, ну а кто-то отдает предпочтение бесхитростному двухколесному "чуду техники" предков, которое "навороченная автомолодежь" снисходительно вытеснила с основных магистралей на обочину — велосипедные дорожки…

От Чешина до Рима через Альпы на велосипедах.
50 дней шенгенского пространства.

Олег Ернев — известный драматург, прозаик, либреттист, член Союза писателей, член Союза театральных деятелей России.
Родился в Туркмении, в Ашхабаде. После окончания университета отправился покорять Москву. Благодаря другу — известному актеру Театра на Таганке Леониду Филатову — увлекся театром, который и стал смыслом жизни. В восьмидесятые годы переехал в Петербург. Закончил драматургическую мастерскую Игната Дворецкого.
Пьесы О. Ернева "Мы пришли", "Когда спящий проснется", "Час моржей", "Третий глаз" и др., мюзиклы "Инкогнито из Петербурга", "Сказка о Руслане и Людмиле" поставлены не только на сценах ведущих театров северной столицы (БДТ, Ленсовета, театра "Эксперимент"), но и во многих театрах России и стран СНГ.

Олег Ернев — путешественник со стажем. В прошлом — поход автостопом на кинофестиваль в Канны, три месяца путешествовал по Индии, практически ежегодно совершал поездки в Крым.
Лето 99-го — велосипедный тур по Европе. История, волею случая, лихо закрученная по всем правилам жанра — с неожиданной завязкой, потрясающей кульминацией и неизменным happy end`ом…


- Вообще-то идея принадлежала моему американскому другу. Сет — заядлый велосипедист. Он и пригласил нас в Венецию, где у него квартира, чтобы оттуда отправиться на велосипедах по Италии. Планировали через Польшу добраться в Германию, а из Мюнхена живущий там приятель собирался подбросить нас в Венецию. Но человек предполагает, а располагает Бог…
Мы с моим напарником, штурманом Сашей Сурковым, немного опаздывали в Мюнхен. До встречи оставался день. В Варшаве решили узнать, как дешевле и быстрее добраться до Праги. И в этом была роковая ошибка…

Бойтесь Варшаву, разбоем грозящую.
…Все карты спутали молодые, здоровые, под метр восемьдесят, "хлопцы", контролирующие столицу Польши, как свою родную улицу где-нибудь в Одессе или Ростове-на-Дону. К подобной встрече ни я, ни Саша готовы не были. Не буду вдаваться в подробности, но мы крепко влипли. Что-то предпринимать — бесполезно. Стало ясно, что у земляков в Варшаве все "схвачено" и, как говорится, руки у них длинные. Поездка как бы была убита с самого начала. На двоих осталась Сашина "заначка" в 300 долларов. Что делать? Возвращаться? Но пропадут шенгенские визы. Приняли решение: была ни была, ехать — так ехать! Из-за шокового состояния резко поменяли маршрут — отправились в Краков, где жил мой приятель по Индии. Я рассчитывал, что Томик поможет нам материально, но у него родилась дочь и единственное, что он мог для нас сделать — купить билеты до Чехии и посоветовать, как на велосипедах лучше пройти через Чехию, Австрию в Италию. А мы-то прорабатывали маршрут Германия — Италия и не сообразили, что Австрия — это Альпы!
Перед поездкой Сэт по телефону сказал: "Ноу-ноу, никаких теплых вещей, никаких спальников, тентов — в Италии плюс 40!" Покидали в начале июня Питер при +28, а несколько дней спустя в Европе стала резко понижаться температура…

Над всей Европой пасмурное небо.
Постоянно идет дождь и жуткий холод. Мы в шортах, летних майках и легких куртках. Денег минимум. О гестхаусах не может быть и речи. Нащ дом — леса, постель — земля, камин — костер. Кстати, на протяжении всего путешествия мы нагло жгли костры в западноевропейских лесах, что категорически запрещено! Чехию прошли за три дня. Порадовали чешские пограничники. Когда поняли, что мы иностранцы, тут же пригласили к себе на КП, дали карту и подробно объяснили, как лучше проехать страну, указали города, по которым мы и проложили маршрут, предупредили: главное — не заезжать на автобаны.
…Путешествие продолжается. Мы в городе Новый Чин. После обильно окропленного дождем перехода первый раз за весь день взяли по чашечке кофе. Пьем, наслаждаемся и смотрим на здание городской ратуши. Красивейшее сооружение! Мокрые носки тут же сушатся на спинках стульев…Солнце выглянуло на долю секунды и снова скрылось в набухших от влаги облаках, но, к счастью, дождя пока нет…

Из путевых заметок О.Ернева, июнь…



В Западной Европе велосипедистам категорически запрещено использовать скоростные автомагистрали, нельзя даже проехать отрезок в 100 метров — тут же штраф. Дорожная полиция за этим внимательно следит. Однажды мы выскочили на автобан и прошли метров пятьсот. Ничего не могли сделать — попали в поток. Мимо нас буквально впритирку со свистом проносились автомобили. У них скорость до 200 км/час, а мы на двух колесах и с рюкзаками… Надо, конечно, отдать должное водителям — честь им и хвала! — как только они замечают ошибку велосипедиста, тут же предупреждают сигналом: мол, ребята, вы куда? А нам нужно было только переехать мост. За ним сразу же полиция — штраф 60 долларов! С трудом удалось уговорить нас не наказывать. Страж порядка смилостивился, но по 10 баксов все же взял. Наученные горьким опытом, в дальнейшем мы старались быть внимательными и как только попадали на серую бетонную ленту, уходящую в перспективу, тут же разворачивались и искали свою дорожку…
К слову, долго не могли выехать из Вены. Два дня мучились. Словно мухи в венской паутине дорог. Там очень трудно сориентироваться без знания немецкого. Все время боялись выйти на скоростные хайвеи. Но однажды все-таки пришлось заночевать в тоннеле автобана на ступеньках запасного выхода, который предназначен для спасателей на случай автокатастроф. В конце концов купили билеты на электричку и таким образом вырвались из венского плена. А в Вене красота неописуемая! Такое ощущение, что ты на другой планете…
Очень приятное впечатление оставила. Чехия. Люди удовольствием общаются, многие говорят по-русски. К примеру, на трассе стоит только остановиться, поднять руку, водители тут же тормозят, узнают, в чем дело, подсказывают, помогают. Что интересно, на дорогах там удивительно дисциплинированный люд: если рядом с шоссе велосипедная дорожка, то ни один водитель, на каком бы супергрузовике он не мчался, никогда на нее не заедет. В некоторых местах, например, идет сужение дороги, я кручу педали по своей полосе и, получается, его торможу. Посигналит — быстрей, быстрей! Видит — не могу. Так он за тобой будет еле тащиться, но не обгонит, не придавит, не заденет, не допустит того, чтобы ты испугался. Если сравнить, допустим, с Крымом, у меня большой опыт езды по полуострову, то там водители тебя чуть ли не в кювет загоняют, могут даже кузовом сбить. А в Чехии, в Италии и особенно в Австрии — совершенно иные взаимоотношения между участниками дорожного движения.

…Въехали в Микулов — граница с Австрией, которую благополучно пересекли. Ура! Проехали буквально 500 метров и сделали "сладкую" остановку: на обочине — черешни…
Городок называется Поинсдорф. Стою обалдевший напротив дома: розовый фасад, надписи — "кафе", "отель", "ресторан", на всех окнах, подоконниках и балконах — цветы…Крыши домов будто бы нарисованы художником — черепица к черепице. Чистота, идеальные дороги, умытые автомобили…

Из путевых заметок О.Ернева, июнь …

Как правило, шли весь световой день: в 9-10 подъем, и до темноты. После того, как пересекли чешскую границу, почувствовали, что поднимаемся все выше, а погода все хуже. Такое впечатление, что движемся не на юг, а пробиваемся на Северный полюс. Посмотрели по карте, выяснилось, — идем в Альпы…

Переход Ернева со товарищем через Альпы.
Это сейчас всю эпопею можно рассказывать со смехом. А тогда нам было явно не до него. Чем выше в горы, тем холоднее. Видимость минимальная — ливень стеной и туман. Мокрые насквозь. На двое суток застряли в каком-то заброшенном доме. Честно говоря, мы его попросту сожгли, т.к. спасались от холода. А такие шикарные доски! Я их бросал в огонь и чуть не плакал… После нам говорили: "Ну, что вы, зашли бы к кому-нибудь, попросили… " Мы ни у кого ничего не просили. Шли как экстремалы, на выживание. Правда, в одном месте пришлось взломать один из фермерских домов — нам ничего не оставалось, т.к. нужны были свечи, а Саше теплые носки (он направлялся в теплые края на босу ногу — в китайских тапочках). Именно эти свечи и помогли выжить. С их помощью научились разжигать под дождем костры: вырывали яму, собирали ветки, под ними в яме зажигали свечу, огонь высушивал маленькие веточки, когда те загорались, подбрасывали другие… Более того, потом я эту яму забрасывал песком, который быстро высыхал, и на это место ложился спиной. Ноги в воде, голова часто в воде, а спина — сухая (для велосипедиста это важно, поскольку основная нагрузка на спину).
В какой-то момент в Альпах пошел снег. Середина июня — снег с дождем! И по закону подлости — встречный ветер. Мокрый, холодный! Смысла пережидать погоду не было. Решили пробиваться дальше.
Все, кто проезжал мимо нас, — такие "шары"! Русские самоубийцы! А в Альпах большое количество любителей покататься на "харлеях", "хондах" и другой мощной двухколесной технике. Такая крутая молодежь и мужики под 60 с головы до ног в коже на мотоциклах с прибамбасами щекочут себе нервы в горах: ревущей стайкой поднимаются на вершину и с таким же восторгом спускаются вниз. Особый кайф — на крутом повороте удваивают скорость, высекая искры из-под "копыт", и делают это не только на подъемах, но и спусках. Неожиданный лобовой удар — моментальная смерть. Мотоциклисты нас уже знали, смотрели на нас с восторгом и всегда подбадривали…

…Полтора часа до перевала. Наконец-то на вершине! Перед нами фантастическая картина: вся горная дорога, по которой так долго и с таким трудом поднималились. А у ног — городок Аннаберг…

Из путевых заметок О. Ернева, июнь…


В какой-то момент я понял, что можем реально замерзнуть. А Саша — молодец! Упорный, настойчивый, никогда не жаловался. Решили зайти в гостевой домик — погреться. Знаете, такие роскошные апартаменты, приветливые хозяин и хозяйка, а мы — посиневшие, и с нас течет… Взяли по чашке кофе (5 баксов удовольствие!). Пьем, а за окном снег с дождем, ветер свищет, и думаем, что вот-вот из тепла надо выходить… Спуск с Альп — что-то невероятное! Скорость до 60 км /час. Без перчаток, руки от холода не действуют, чтобы притормозить, часто падали, в противном случае могло вынести на встречную полосу, а там машины...

… Жуткая дорога до Брука. Настолько устали и закоченели, что кружили по городу и его окрестностям, ничего не соображая, и все спрашивали, где Брук? А городок потрясающий! Позади 600 км пути…

Из путевых заметок О.Ернева, июнь…



Вообще-то Альпы оставили двоякое впечатление. С одной стороны — трудности, которые потребовали от нас невероятных физических усилий, но с другой — необыкновенно красивые горы, правда, будто бы вылизанные. Это показатель того, как австрийцы ко всему относятся. Там, где камнепад, натянуты сетки, где пропасть — стены из бревен. Прекрасные дороги, чистота. Я уж не говорю о чудесных домиках в горах, о церквушках, источниках, столиках и скамеечках для путников. А люди — просто замечательные! Когда возвращались обратно, снова через Альпы, поскольку Словакия не пустила через свою границу, правда, была совершенно другая погода (смеется), у меня был практически разбит велосипед и утеряны инструменты. Мне пришлось обратиться за помощью к трактористу, который работал с детишками в поле. Человек с таким участием откликнулся, помог привести машину в порядок и возвратился к своим делам только после того, как убедился, что могу нормально ехать. Такая порядочность, доброта, такие лица! Невероятно приятно и трогательно.
Поразил меня Аустерлиц — известное поле битвы, где стояли наполеоновские войска. И на этом историческом месте растет (какая проза жизни!)… горох! Мы его, грешным делом, рвали и ели. Прятали велосипеды и прыгали в гороховое поле. Одно время зеленый горошек был нашей основной едой.

… Исторический момент — переход австрийско-итальянской границы. Так просто — с одной стороны на другую. Никто не спросил ни документов, ни виз. Пересекли условную черту и — в Италии! В Италии! В Италии!

Из путевых заметок О. Ернева, июнь…


По правде сказать, дорога в Венецию оказалась очень монотонной, скучной, неинтересной. По середине дороги — канал, слева и справа -тоже канальчики. Вдоль обочин — поля и жиденькие лесочки. И все это на протяжение нескольких суток. Были удивительные места в горной части Италии — реки зеленого цвета со стремительным течением, а по берегам белый песок. А однажды ночевали у старинной горной железной дороги ХVIII — ХIХ века, которая тянется прямо по краю пропасти. Удивительно!

Венеция — сказка, которая всегда с тобой.
Остановились в лесу на берегу Венецианского залива, увидеть который мечтал всю жизнь. И на этот раз Запад нам помог: чудом застали нашего американского друга — Сэт уезжал в Париж, он подбросил 30 баксов — своевременное финансовое вливание, на время облегчившее нам существование.
В Венецию каждое утро ездили по шестикилометровому мосту. Такое грандиозное сооружение, по которому ходят даже электрички. В городе мы свои велосипеды ставили, как правило, "на прикол". И что меня поразило — и в Венеции, и в городах Чехии, и даже в Австрии! — велосипеды, мотороллеры народ, оставляя, прикручивает цепями и вешает замки!
Для мощных мотоциклов — почти что амбарные. Получается, что мелкий транспорт и там могут умыкнуть. А я-то думал — Европа! Ну, ладно, Италия, увековеченная в кино "Похитителями велосипедов"? Но Австрия! Я бы не сказал, что в Западной Европе велосипед — популярный вид транспорта, но кое-где попадаются живописные стайки велосипедистов. Больше всего любителей двух колес в Австрии. Там практикуются велосипедные туры, скажем, Прага-Вена. Народ медленно, себе в удовольствие, с многочисленными остановками катается из одной столицы в другую…

…Венецианский канал. Сплошные деревянные сваи, вбитые в дно… Оживленный, живописный. Гондольеры в своеобразной форме, напоминающей тельняшки. Работают вдвоем. В лодку садится много народа. Подставляют локоть, как правило, дамам… Берут плату и лихо отчаливают…

Из путевых заметок О. Ернева, июль…

Я знаю, что многие, кто побывал в Венеции, отмечают специфический запах в городе, запах воды — не всегда чистой. Но ведь говорят, горечь жизни… Должна быть горчинка. Этот запах — та же горчинка, и без нее не было бы Венеции. Однажды я даже искупался в канале. Ступеньки, поросшие водорослями, очень скользкие. И ни-че-го! Рыбки плавают, и я поплавал. Не понравилась вода в Веницианском заливе, очень грязная. Сама же Венеция произвела колоссальное впечатление!

…Площадь св. Марка. Вокруг многоликая и разноязычная толпа, беззаботная и веселая. Старики, молодежь, дети и …голуби. Море голубей! Они почти ручные… Маленький оркестрик играет "Адажио" Альбинони…
Понимаю, что глупо, но одни эмоции…

Из путевых заметок О. Ернева, июль…



Из Венеции готовы были не уезжать, к тому же там такой шикарный рынок! За полчаса до закрытия можно забирать все, что на прилавках осталось. А мы-то постоянно голодные! Я как-то набрал персиков и к фонтану — мыть. А там мужичок, напевая традиционное "О соло мио..", плещется. Я ему: "Сори, синьор, сори…", — и подставляю персик под струю и тут же ем… Итальянец медленно поворачивается и удивленно спрашивает: "Руссо?" — "Си, си…", — говорю, — "синьор, руссо… облико морале…" Он махнул рукой и пошел, вздыхая: "Э-э, руссо, руссо…"

Красные зонтики "жриц любви".
Еще одна забавная история. Итальянский колорит. Тамошние придорожные жрицы любви сидят вдоль трасс, как правило, на развилках под красными зонтиками, обмахиваясь веерами, на складных стульчиках… Однажды вечером мы попали под дождь и, увидев, развилку, решили свернуть, чтобы спрятаться в лесочке. Темнело. Чуть углубились — перед нами чудный ручеек и … кровать с диваном. Замечательная находка! Первую ночь за все путешествие спали не на земле. Утром, проснувшись, смотрим, направляется к нам девица в короткой юбочке, черная, очень красивая. Предложила немедленно уйти, сказав, что это ее кровать. Я в ответ — мол, какие проблемы? А тут двое парней спускаются. Саша говорит: "Ты что, не понимаешь, это ее рабочее место, а вот и сутенеры…могут побить"... Но ребята оказались клиентами, и мы их спугнули. Наша знакомая была очень расстроена. Пришлось извиняться. Когда разговорились, выяснили, что барышня родом из Анголы, а в Италии ударно трудится на придорожном фронте. Но самое главное — добрая душа подарила нам поролоновый матрасик, который мы располовинили, и на котором, возвращаясь на Родину, спали, вспоминая итальянскую "путану" самыми добрыми словами.
Из общих дорожных впечатлений, пожалуй, самое яркое — мощные грузовики на трассах. Такие классные, как в боевиках. Мы с уважением относились к ним, а они к нам, в свою очередь. Бывает, расслабишься и выскочишь на основную полосу. Но сразу слышишь: "Бип-бип", — мол, уйди, мешаешь, опасно… Знаете, в Западной Европе быстро привыкаешь к нормальным отношениям на дорогах. Скажем, тебе нужно сделать поворот, водитель автомобиля за 200 — 250 метров стоит и ждет (ты у него помеха слева). Он тебя, велосипедиста, пропускает! Меня это поражало. Почти за два месяца я так "разбаловался", что в Ужгороде чуть было не попал под автомобиль — водитель у меня под носом стал разворачиваться, и я на скорости чудом в его машину не воткнулся… Тут-то я понял, что на Родине — варежку не разевай!

После Венеции побывали в Сиене, Флоренции (чем-то похожа на Питер), конечно, в Риме. По дороге в Пизу познакомились с замечательными ребятами-велосипедистами из Кореи. На тот момент они уже накрутили по Европе 9 тыс. км. Мы — 4 тыс. Корейцы предложили на будущий год совершить совместное кругосветное путешествие на велосипедах. К сожалению, я потерял записную книжку с их сеульскими адресами. А идея великолепная!

… Счастлив безмерно, что поехал, несмотря ни на что… Думаю, что такой поездки уже не будет никогда. Обстоятельства вовлекли нас в такой экстремальный вихрь событий — мало не покажется! Но мы не замерзли в Альпах, не стояли с протянутой рукой и не умерли от голода. Мы выстояли! И в этом своя прелесть!

Из путевых заметок О.Ернева, июль…

И еще есть мечта — попутешествовать по Испании на "джипах". Проехать по любимым местам Хемингуэя — "Фиеста", " По ком звонит колокол"… Тоже вполне реальная. А нынешним летом Крым, любимый Коктебель…

Записала Л. Авраменко

 

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings