Дисклеймер
Стоит сразу же оговориться, что высоких показателей расхода топлива мы добивались специально из природного журналистского любопытства. Делать далекоидущие выводы об экономичности или неэкономичности машин-участниц теста не стоит – для этого есть специально разработанные методики испытаний.
Участники
Идея провести тест на максимальный расход родилась, когда мы собрали для сравнительного тест-драйва недавно обновленный Kia Cerato в компании с «заслуженными артистами» сегмента С от Японии в лице Nissan Sentra и от Германии в лице Volkswagen Jetta.
Чтобы на результаты не повлияла разница в качестве топлива, мы заправили полные баки на проверенной АЗС одинаковым АИ-95.
Интереса эксперименту добавляет разница в силовых агрегатах. У Ниссана атмосферный 1,6 с вариатором, у Фольксвагена турбированный 1,4 c DSG, а у Киа – 2-литровый атмосферник с гидромеханической АКПП. Что, думаете, самой экономичной оказалась Джетта? А вот и не угадали!
Павел Курлапов, Nissan Sentra 1,6 CVT
Странное дело: попытаться сократить расход топлива до минимума – дело известное и любому журналисту знакомое. Знай себе, выключай потребители, не нажимай на газ и вообще, не открывай окна. Но когда из редакции приходит квест «сожги как можно больше горючки», задумаешься: а как? Нет, если быть совсем честным, задание звучало иначе: «сделать максимальным расход по бортовому компьютеру».
В общем, я весьма серьезно озадачился. Ведь, помимо прочего, заставить «кушать» предстояло машину весьма скромных аппетитов: самый что ни на есть бюджетный и скромный Nissan Sentra с атмосферным бензиновым «один и шесть» с вариаторной трансмиссией. То есть машину, которая была создана для того, чтобы быть экономичной.
В голову сразу полезли разные мысли: честно или нечестно накручивать расход? Конечно, можно обнулить комп, проехать пятьсот метров и потом оставить тачку молотить на холостых на пару часов – гарантированно можно добиться космических показаний в районе полусотни литров на «сотку», но это не наш метод. И я решил посмотреть, сколько способен «съесть» 1,6 на вариаторе «по-честному».
Эх, жаль Sentra не оборудована автозапуском! Самый надежный способ разогнать расход – заводить машину «с кнопочки» хотя бы за полчаса до выхода, «чтобы в теплую садиться». И так хотя бы пару раз в день. С утра и после выхода с работы. Уже бы нажег пару лишних литров. Но увы, такой опцией Nissan не оборудован.
Зато можно честно греть машину перед выездом хотя бы минут десять. Как когда-то с «девяткой»: пока стрелка датчика температуры не сдвинется с места, ехать бесполезно – будет чихать, пыхать и не ехать.
Вариатор – вообще трансмиссия довольно вредная в плане увеличения расхода топлива. Все время стремится уронить обороты ближе к холостым. Но весьма «честный» спортивный режим коробки позволил немножко разогнать аппетит! Мотор все время держит обороты в районе 2 500-3 000 об/мин, так что даже если почти не нажимать на газ, что-то да сгорит!
Конечно же, вспоминая «уроки бывалых» и их совет не использовать «рваную» манеру езды, я делал как раз наоборот! Не жалел ни газа, ни тормоза. Как некоторые персонажи ездят в таком режиме постоянно – ума не приложу. Вымотал себе все нервы и вестибулярный аппарат расшатал изрядно. Но, надеюсь, пол-литрика сверх нормы сжег!
Разумеется, главный помощник в деле сжигания углеводородов – кондиционер. И пусть на улице было около нуля, он (судя по звуку включения муфты) включался хоть и ненадолго, но регулярно. Стандартных литра-полутора на «сотку» наверняка не нажег, но что-то получилось.
Конечно, для полного счастья не хватало багажника на крыше, который добавляет еще литр к расходу, но уж ничего не попишешь.
Итог? Очевидно, заставить «жрать, как не в себя» машину, созданную с прямо противоположной целью, довольно сложно. В «лучшие» моменты после долгих стоянок с работающим мотором бортовой компьютер показал «11,9». Хотя уже после получаса езды по городским улицам и пригородам Москвы показания предательски падали до 9,8 л/100 км. Или может это я такой «неумелый» водитель? Должен заметить, что мой личный девятилетний Megane с мотором идентичного рабочего объема в самых жестких пробках «кушает» никак не больше 9 л/100 км. А обычно и подавно показывает 8,2-8,4. В странную сторону движется прогресс, что уж говорить…
Андрей Судьбин, Volkswagen Jetta 1,4 TSI DSG
Ну и как это называется? Хоть монографию пиши под многообещающим названием «Что такое «не везет» и как с ним бороться»... И дернул же меня черт влезть в этот дурацкий спор! И вроде бы давно не «юноша бледный со взором горящим», да и остальные спорщики — дядьки вполне солидные, с опытом и репутацией, а вот пойди же ты, завелись, как мальчишки. И предмет спора-то какой дурацкий получился: мол, любой автомобиль можно заставить хлебать горючее в количествах, в разы превышающих табличные данные.
В общем, решили покататься в самых «антиэкологичных» режимах – по пробкам, по снегу... И кто умудрится сжечь больше всех бензина, тот и выиграл. И что вы думаете? И тут не повезло! Поскольку достался мне VW Jetta с двигателем 1,4 TSI.... А главным достоинством двигателя CZCA семейства ЕА211, помимо быстрого прогрева и меньшего по сравнению с предшественником веса, как раз считается экономичность. А главным среди достоинств роботизированных коробок DSG тоже обязательно называют умение экономить горючее. И как с таким арсеналом споры выигрывать?
У всех, значит, машины будут бензин хлебать ведрами, а мне, как потерпевшему, пялиться на экранчик со средним расходом в 6, край 7 литров? А может, и ничего? Мы ведь в столице живем, а не в Европе какой-нибудь. У нас тут пробочки ого-го! Опять же, зима на дворе. Вот найдем какую-нибудь нечищенную дорожку и со смаком снег-то и помесим. Глядишь, и ничего, одолеем супостатскую экономичность... Ну что, поехали? Давай, Jetta, кушай, деточка, кушай! Кружечку за папу, Вальтера де Сильву, еще кружечку за маму... Тьфу, за второго папу, Жозе-Карлоса Павони...
А чтобы лучше кушалось, я тебя в режим «Спорт» переключу. Даже в самых-рассамых глухих пробищах. И на газ буду от души нажимать, и плевать на то, что буквально через секунду придется в пол тормозить. И со светофоров буду стартовать в стиле, который парни за океаном называют «pedal to the metal».
Ах, да, маршрут! Про маршрут не забыть! Вот, включаем «Яндекс-навигатор» и действуем по принципу «ах, пробка красная, любил бы я тебя...». Ну что? Ага, уже 10 литров на сотню! Ползем, ползем... Вот, за одиннадцать перевалило! Черт, пробка кончилась. Газ в пол – и тормозим, штрафы нам ни к чему. Догоняют? Газ в пол – и тормозим. И плевать, что там обо мне думают. Но самое обидное – что не очень-то все это помогает. Все равно дисплей расхода отображает обратный отсчет запуска космической ракеты: 11,2... 11,1... 11,0... 10,9...
Ур-ра, снова пробка! Ползем – и расход вверх ползет. И опять кончилась... В общем, на место сбора я прибыл с позорным показателем 10,5, отметив максимальный расход 12,7.
В общем, одна надежда – на зимушку-зиму. Будем, значит, в снегу купаться, как те синички. Главное – не засесть капитально, все же Jetta – совсем не кроссовер, на внедорожные упражнения не рассчитана, и 138 мм дорожного просвета особого оптимизма не внушают. Но в целину мы и не полезем, так, по следам покатаемся. Еще бы ESP отключить, чтоб под руку не лез и не вздумал движок «душить», но что-то не вижу я такой буквы в этом слове.
Ладно, нашу песню не задушишь, не убьешь! Коробку – в ручной режим и на первую, пусть турбомоторчик от души прорычится-провизжится тысячах на пяти оборотов, и вперед, в снега. Работает! Работает! 13 литров на 100 км! 14! 15,2! И это, видимо, предел. Ну не растет расход, хоть ты тресни. Ну все, Джетточка, все, не буду тебя больше мучить. Сейчас домой поедем, спокойненько так, аккуратненько, в режиме D. И ешь ты сколько хочешь, чудо европейско-американское, анорексическое. Хоть вообще не ешь. Все равно проиграл...
Кирилл Савченко, Kia Cerato 2,0 AT
Конкурсы на «Самый прочный лом для канадской пилорамы», «Максимально возможное напряжение для японского телевизора», а также «Минимальное содержание бензина в урине для немецкого двигателя» были в лучших советских традициях. Впрочем, почему бы не тряхнуть стариной и не попробовать напоить автомобиль самым высококачественным топливом по верхнюю кромку катализатора? Чтобы аж из лямбда-зондов потекло! В конце концов, соревнования в дисциплине «Кто кого перепьет» проходят и в самых цивилизованных странах…
В качестве «подопытного кролика» берем новехонький корейский Kia Cerato российской сборки c 2,0-литровым 150-сильным мотором с 6-ступенчатой АКПП и пробегом в 600 км. Такой автомобиль еще не обкатан и не знает, что такое приемлемый для гольф-класса аппетит. Электроды его свечей пока еще поблескивают металлом, форсунки многоточечного впрыска MPI чисты и работают, как евстахиевы трубы младенца. В нашу задачу входит прогнать через них максимально возможное количество топлива.
Итак, после дня обычной городской езды показания среднего расхода топлива составили 12,8 л. «Слабак!», сказал бы этому мотору какой-нибудь американский HEMI 5,7, но у нас есть свои способы доказать «обжороспособность» малыша.
Самый первый способ поднять расход зимой – не почистить снег с крыши. Более того, трогаться нужно немедленно после запуска двигателя, а лучше, если при этом за окном будет 20-градусный мороз. Таковой уже прошел, увы, и вся надежда на сугроб сверху. Чуть заледеневший, слетает он минут за 15, а то и больше. Пол-литра прибавки на сотню уже обеспечено. Но 13,3 все равно маловато. Добавим еще грамм 300 при помощи открытых окон.
Холодно? Так у нас и печка есть, к тому же с дополнением в виде электрообогрева. Еще «железные» 0,5 л – и вот уже на дисплее вполне удобоваримая цифра 14,1. И все равно для рекорда мало. Еще один найденный вариант – старт в пол и остановки при каждом возможном случае. Пропускать старушек вне переходов и на оных, заезжать в придорожные заведения по поводу и без него, в общем, вести беспорядочную автомобильную жизнь оказалось весьма накладно – 1,5 литра выросло как с куста.
А 15,6 – это уже куда ни шло – аппетит среднеразмерного городского кроссовера, в ряде случаев и внедорожника. А «двадцаточку» слабо скушать? За ДПС, за московский ДепТранс, за того парня, что «тошнит» в левом ряду… Ну же, врубаем режим «Спорт» и давим, давим этот ненавистный, иностранный акселератор. Корейский мотор удовлетворенно всхрюкивает, словно знаменитый НИИЧАВОшный кадавр от селедочных голов, но моя радость длится недолго. Разогнаться в утреннем мегаполисе негде, и весь эффект от такой пляски – граммов 800 на круг.
Но русский мужик смекалист. Зря что ли подрулевые лепестки-переключалки передач в этом Kia Cerato есть? Селектор АКПП в ручной режим, фиксирую первую и снова газ в пол. При 5 000 об/минуту мотор орет как подорванный, коробка, опять же, судя по звукам, вот-вот прикажет долго жить, но цифры среднего расхода топлива растут на глазах... 19, 20, 21 л на сотню. Пять минут такого ритма – и на дисплее появляется и вовсе фантастическая цифра 40,2!
А затем датчик среднего расхода топлива начинает сходить с ума. Уже на холостом ходу показатели прожорливости растут с неимоверной быстротой. На цифре 80 л/100 км что-то подсказывает мне, что двигатель лучше заглушить, из машины выйти и исполнить победное «We are champions!» метрах в 10 от раскаленного катализатора…
***
В далеком отрочестве меня частенько выгуливали в Питер, чтобы приобщался, набирался и впитывал. Где-то между Адмиралтейством и Товстоноговским БДТ я как-то стал свидетелем любопытной сценки. Пара амбалистых люмпенов развлекалась с молоденькой овчаркой. Один из них держал собачью пасть раскрытой, а второй, гогоча, вливал псине портвейн из горлышка. Собака вяло сопротивлялась, но глотать не переставала. Как же здорово, что я все-таки получил высшее образование…
Что в итоге?
Как видите, если очень долго мучить машину, то можно добиться удивительных результатов в «анти-эко-ралли». И проще всего преуспеть в этом, имея мотор пообъемистее и трансмиссию классического образца. Но в целом, несмотря на откровенные издевательства, все три участника экзамен выдержали. А более всех удивил Ниссан, который безо всяких турбин и непосредственных впрысков показал наименьший расход в неблагоприятных условиях. Наверное, результаты нашего эксперимента могли бы оказаться гораздо более впечатляющими, заправься мы где-нибудь топливом с сомнительными характеристиками, которое сгорает в разы быстрее. Но мы, как сознательные автовладельцы, уберегли от этого свои автомобили и использовали хороший бензин. Пожелаем того же и нашим читателям.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Машины жалко! Ведь новые и не обкатанные...
Похоже заняться было нечем.... А уж для чистоты эксперимента, надо было "гуськом" по одному и тому-же маршруту ездить...
Автор, какая средняя СКОРОСТЬ получилась за время этого идиотизма? Без указания этого параметра вся эта статья остается чистейшей, кристалльной глупостью, чего в последнее время на "колесах" все больше и больше. Хочется сказать, перефразируя Л. Толстого: пора бы уже всем умным людям собраться и удавить всех некомпетентных баранов, берущихся за перо ради гонорара.
На Евро 4 стала обязательной электронная педаль газа и с тех пор машины перестали ехать. Можешь давить газ в пол до упора но ЭБУ не даст лить бензин в трубу... Что касаемо Сентры то это такая "классная" машина что ее никто не покупал из-за чего и прекратили ее производство, а еще раньше накрылся медным тазом ее собрат хэтч Тиида.
Чего только не сделает Настоящий Объективный Журналист ради того, чтоб объяснить читателям преимущества Хорошего Бензина с Очень Хорошей Заправки™:))))
Джинса не прикрытая. Отрабатывают деньги Газпром нефти и все. Ни одного нормального теста, испытания, показателей. Органолептический метод называется - на вкус, цвет и запах. Печально такими статейками людям на мозги воздействовать.